Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Владислав Лебедько Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк) «История добавляет, что он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: “Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним – собой”. И глас Творца ответил ему из бури: “Я тоже не я; я выдумал этот мир, как ты свои создания, Шекспир мой, и один из призраков моего сна – ты, подобный мне, который суть все и никто”». Хорхе Луис Борхес «Everithing and Nothing» «Трудно писать о своем пути в тридцатишестилетнем возрасте, когда жизнь далеко не окончена и многие душевные силы только начинают свое развитие и выступают в сознании, как семена будущего. Но если есть более или менее ясное сознание этих зарождающихся душевных качеств, больше того: если есть воля к развитию в этом направлении, тогда можно набросать картину жизни, схватывающей не только прошлое и настоящее, но и идеальное будущее. Пусть этот идеал и не осуществиться именно так, как его ждешь, пусть, но тогда он будет верной картиной того, что в настоящем переживает душа, рассматривающая самое себя.» Михаил Чехов «Путь актера»
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» Мф(7.13-14)
Лирическое вступление. Я настолько часто в последние годы употреблял (устно и письменно) слова «Искатель», «Путь» и подобные им, что и сам призадумался, что же эти слова значат. Думаю, что сейчас для меня эти слова несут несколько другой смысловой оттенок, чем, скажем, года два - три назад. Пора, наконец, определиться и нести ответственность за то, что я произношу. Это -один из мотивов написания данного очерка. Итак: около года тому назад в сознании моем начала кристаллизоваться тема, которая соединяет в себе большую часть знаний, навыков, мотивов и возможностей, которые сложились за всю предыдущую жизнь. Судьба подарила мне множество встреч с замечательными людьми и возможность учиться у них и учиться им. И вот, в осенний день двухтысячного года все мои зачастую противоречивые переживания и познания вдруг сложились в нечто целое, вернее, в зародыш этого целого, которое прозвучало, как «Драматургия и режиссура жизненного Пути». Оправившись от первоначальной эйфории, я поразился и даже испугался тому возможному масштабу, который начал вырисовываться. Ведь, собственно, Драматургия и режиссура жизненного Пути - это работа Творца, а я, обозначив ее, как тему своей работы и исследований, получается присоседился к Нему в соавторы. Но, тема «пришла» и не как пустая придумка, значит нужно работать над ее проявлением. Ну, а чтобы не залезать в амбиции и не изображать из себя Демиурга (именно изображать, потому что быть им - все равно «кишка тонка»), необходимо определиться в своем амплуа по отношению к этой работе. Наиболее адекватным, на мой взгляд, будет амплуа не Демиурга, а служителя или, выражаясь современным языком – специалиста системы обслуживания. Не более и не менее. На роль Мессии, даже принимая во внимание масштаб темы, не претендую. Это ненужно и только испортит игру. Так что я – специалист системы обслуживания, а конкретнее – консультант. Дальнейшее изложение имеет целью наметить контуры зарождающегося исследования на тему «Драматургии и режиссуры жизненного Пути» и не претендует на полноту и окончательность. Тем более я не претендую на научную строгость. Данным очерком я предполагаю лишь задать направления для дальнейшего движения и более детального изучения механизмов и принципов обозначенного явления, а также предложить методологический и технический арсенал для практической работы. Текст еще очень сырой, многие понятия очерчены лишь вскользь, и являются тезисным выражением интуитивного опыта. Тем не менее, при внимательном и вдумчивом прочтении просматриваются ориентиры, которые могут вдохновить на исследование данной темы...
Драматизация. В этой главе мы обратимся к одному из основных принципов исследуемой темы – драматизации. В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом противоречий, которые неразрешимы с точки зрения обыденного сознания. Противоречия эти распространяются на все жизненные контексты, начиная от бытовых и заканчивая предельными человеческими и общечеловеческими, - такими, которые можно выразить, например, формулой «я – раб, я – царь, я – червь, я – Бог»... Это неизбывное противоречие между механистичностью и обусловленностью психофизического существования и чем-то еще невыразимым, по чем дух томится... Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно сосуществующие, мы вытесняем большую их часть, что косвенно так или иначе проявляется: - на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику; - на нормативном уровне часть противоречий начинает обнажаться, представая то как нравственный конфликт, то как борьба мотивов; остальные продолжают маскироваться под более или менее выраженные защитные механизмы[4] или через гиперкомпенсацию[5]. - на уровне сверхнормативных задач идет обнажение противоречий и конфликтов, их принятие и либо занятие по отношению к ним особой позиции (об этом далее), либо творческое их преображение там, где это возможно. На этом уровне человек доходит до предельных общечеловеческих противоречий. Так, выражаясь словами Чеховского героя[6]: «...У настоящих мыслителей пессимизм составляет не шалтай-болтай, как у нас с вами, а мировую боль, страдание; н у них имеет христианскую подкладку, потому что вытекает из любви к человеку и из мыслей о человеке, и совсем лишен того эгоизма, который замечается у виртуозов. Вы презираете жизнь за то, что ее смысл и цель скрыты именно от вас, и боитесь вы только своей собственной смерти, настоящий же мыслитель страдает, что истина скрыта от всех и боится за всех людей...»
Рассмотрим одну из частных моделей, описывающую возникновение конфликта в сознании и механизм обусловленности выбора. Модель эта предложена Александром Губиным[7]: Рассматривается несколько дуальных пар восприятия – реагирования. Первая дуальная пара в восприятии возникает с первых минут жизни (и даже во внутриутробном состоянии) и выражается, как Приятно – Неприятно. Далее, уже позже, возникает следующая пара Хочу – Не хочу. Потом Правильно – Неправильно. Затем уже проявляется Нужно – Не нужно. (Можно добавить еще какие-то пары, но это непринципиально). Конфликт и выбор не возникает до тех пор, пока совпадает Приятно – Хочу – Правильно - Нужно или Неприятно - Не хочу - Не правильно - Не нужно. Напряжения возникают, когда появляются перекрестные противоречия, например Хочу, но Не нужно. Или Правильно, но Неприятно (и так далее – все возможные перекрестные сочетания). Выбор в данном случае иллюзорен происходит автоматически, будучи обусловлен тем полюсом, где на данный момент больше энергии. Человек может понимать, что то, что он делает совершенно неправильно и не нужно, но настолько приятно, что справиться с этим невозможно. Получается, что без совершения некой специальной внутренней работы, все наши выборы механичны и обусловлены. Для того, чтобы совершить действительно сознательное действие, необходимо осознать присутствующий конфликт и иметь некий критерий, который и даст ориентир для выбора. Таким критерием может служить интуитивное переживание Таковости. На определенном уровне развития сознания человек может различить голос интуиции, как ТО или НЕ ТО относительно сверхзадачи[8] данного сюжета своей жизни. Этот критерий располагается, условно говоря, в другой плоскости – выше, чем Приятно, Хочу, Правильно, Нужно и др. Техника, которую предлагает Губин заключается в том, что когда вы понимаете, что то, что вы делаете – НЕ ТО и тем не менее из-за силы автоматизма вы не можете не делать этого, вы принимаете то, что вы делаете, как свой сознательный выбор, говоря себе: «Я выбираю делать это». Абсурдность такого осознавания приводит к возникновению все более и более сильно переживаемого конфликта. Так, например, человек, выпивающий стаканчик водки и понимающий, что он делает НЕ ТО, что он спивается и не в силах противостоять привычке, начинает принимать это действие, ведущее к самоуничтожению, как свой собственный выбор. Трудно сказать – на второй, на десятый или на сотый раз конфликт от осознавания абсурдности такого своего выбора может перевесить чашу весов в противоположном направлении, но вероятность того, что это произойдет - относительно велика. Применяя эту технику, мы идем на обнажение противоречия и его углубление... Но, это лишь один из частных приемов, необходимый нам для иллюстрации подхода, который мы условились называть драматизацией. Итак: Практика, направленная на решение задач развития на всех трех уровнях (донормативном, нормативном и сверхнормативном) состоит в обнажении противоречий и дальнейшем их принятии и интеграции[9] через работу души [10]. Спектр технических приемов, используемых для этого, мы и назовем драматизацией. Для того, чтобы постоянная драматизация не привела к срыву, ее целесообразно сочетать с техниками релаксации.
Здесь мы подходим к очень важному для понимания моменту. Дело в том, что обнаженные противоречия, с которыми первоначально (в детстве или когда либо еще) душа не справилась, как раз и привели к неврозу, к механизмам защиты, к психосоматическим болезням и т.п. Поэтому очень важно, чтобы использование драматизации, как специального метода не привело к углублению невроза. Для этого консультанту необходим опыт, позволяющий обеспечить такую именно драматизацию, чтобы она перешла в работу души, а далее важно определенным образом эту работу направлять и фокусировать (на первых этапах, пока у человека появится собственный опыт и он сможет самостоятельно справляться с усложняющейся жизнью. А практика показывает, что будучи запущенным, такой процесс, после какого-то рубежа начинает идти самостоятельно – уже не нужно создавать драматизацию специально – жизнь начнет усложняться и предлагать все более объемные и трудные задачи. Следующая после запуска этого процесса задача консультанта – подготовить человека к этому – к самостоятельной работе со все усложняющимися задачами жизни).
Среди техник драматизации, используемых в русле «Драматургии и режиссуры жизненного Пути» можно выделить микротехники (например, конфронтация, как частный случай применения микротехники в беседе), макротехники или технологии (Магический Театр, сценическое проигрывание этюдов....[11]) и метатехники (например, создание сложных ситуаций, провоцирующих осознание неких глубинных противоречий).
Не следует смешивать драматизацию с так называемым «вычитанием» – когда человека окунают, образно говоря, в дерьмо. Драматизация предполагает наоборот возвышение противоречий и приведение человека к осознанию их Таковости, экзистенциальности.
Еще один важный момент, который хочется отметить, говоря о драматизации. Классические произведения литературы (особенно классическая драматургия) содержат все многообразие сюжетов и конфликтов, которые мы проживаем в прямом или завуалированном виде. Обращение к специально подобранным для каждого случая классическим сюжетам и их этюдная сценическая постановка является мощнейшим инструментом для осознания и интеграции большого спектра жизненных противоречий и, следовательно, расширения и развития сознания. Существенные отличия этой технологии от традиционного театра будут обсуждены ниже в соответствующей главе. Работа души.
Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих, как было проиллюстрировано в третьей главе, большинство жизненных выборов автоматическими, - приучена «спать». Драматизация ведет к пробуждению души, к ее активности. Причем, драматизация является необходимым, но не достаточным условием для работы души. После драматизации необходимо обеспечить фокусировку внимания на дальнейшее принятие и интеграцию конфликта, что первоначально является задачей консультанта. Постепенно, по мере накопления опыта работы души, человек приобретает возможность работать самостоятельно, уже без помощи консультанта. Работа души в нашем случае является и средством и целью Практики. Научить свою душу постоянно работать и не засыпать, предъявляя ей постоянный материал для работы – вот, на мой взгляд, достойная человека задача. Конфликт, безнадежность и безысходность, первоначально обрушивающиеся на человека, вследствие проникновения глубинных противоречий в сознание, превращаются, трансформируются посредством работы души в принятие Таковости жизни и Любовь.[13] Работа души состоит в том, чтобы несмотря на болезненность обнажающегося конфликта[14], не дать ему вытесниться опять, а сохранить его в восприятии, выработав по отношению к нему определенную позицию. Опыт показывает, что в большинстве случаев позицией, которая позволяет действительно принять Таковость реальности и совершить работу по ее трансформации, является Любовь[15]. Если в начале Практики работа души может быть применена к уже случившимся событиям и сюжетам (что называется – «на коврике» или в кресле у консультанта), то постепенно, накапливая опыт пересмотра прошлого опыта «на коврике», человек приобретает возможность включаться в активную работу души по ходу текущего сюжета во все более сложных ситуациях. Постепенно расширяются и контексты, где душа может включиться в работу. Когда работа души начинает преобладать над автоматическим поведением и восприятием, можно говорить о своеобразном «поступлении на Службу» – переходу к решению задач сверхнормативного уровня, связанных с помощью другим людям решать задачи первого, второго и третьего уровня. Такая «Служба» не обязательно связана с работой психотерапевта, консультанта или Учителя, так же как и факт работы человека на должности консультанта или объявление себя Учителем не означает, что он «на Службе» и у него происходит непрерывная работа души...
Одним из показателей работы души является то, что можно назвать настоящим глубоким мышлением. В отличии от «тарахтящего» внутреннего диалога и других видов мышления вхолостую, настоящее глубокое мышление является напряженным и одновременно медитативным процессом, в результате которого происходит сквозное соединение ценностей, эмоций и ощущений в единый поток-процесс переживания Таковости и Любви. Слова и определения, которые производятся настоящим глубоким мышлением обычно очень просты и на первый взгляд даже банальны («Я хочу любить» «Я просто есть» и т.п.), но для человека, пришедшего к ним в результате напряженно-медитативной работы души эти слова несут невероятно мощную ценностную нагрузку, а при их произнесении, пронизывают и наполняют все существо человека, вплоть до физического тела. А после этого как раз наступает та самая остановка мышления, о которой так часто говорят эзотерики. Данные выводы являются не схоластическими рассуждениями, а результатом многократного собственного опыта и опыта тех людей, с которыми я работал в данном направлении. Таким образом мы приходим к выводу, что правильно организованное мышление, являющееся результатом работы души, гораздо более естественным образом приводит к остановке внутреннего диалога, нежели попытки этого диалога избежать, игнорируя его, уводя от него внимание и тому подобными методами. Работа души вскрывает и «обезвреживает» самый корень конфликта, который косвенно как раз и проявляется через «тарахтение» внутреннего диалога, в то время, как различные поверхностные приемы игнорирования и увода внимания от внутреннего диалога большей частью дают лишь такой же поверхностный и неустойчивый эффект, как попытки «не думать о черной обезьяне»[16].
* * * * * * *
Давайте посмотрим, как идеи драматизации, индивидуализации и работы души проявлены в классических образах. Очень емко и мощно эти идеи выразил Михаил Чехов, размышляя над образами Дон Кихота, короля Лира и Агасфера:[17] «Мне хотелось проникнуть в их (Дон Кихота, Лира и Вечного Жида – В.Л.) тайны и передать их со сцены другим. Я смотрел на Кихота и видел: он Ангел. Смешной, печальный, незадачливый Ангел, с тазом цирюльника на голове. Он из свиты самого Люцифера. Его прекрасный, но лживый властитель вложил в его сердце Любовь, но скрыл от него то царство, где можно и нужно любить: земля с ее простотой не видна гордому Ангелу в заржавленных латах. Но Любовь в его сердце, Любовь все же вела его вниз, через красивую ложь Люцифера, через видения, мечты, идеалы, вниз, вниз к земле – привела и сказала: “Ты – Человек, ты добрый идальго Кихано”. Ангел снял таз и стал для нас милым, как ангел. Путь Лира иной. Жестокий тиран, земной полубог всей своей царственной волей, всем существом привязан к земле. Его царство – он сам. Как в сказочном замке, как в башне он заключен в своем собственном “я”. Все земное подвластно ему, но душа его ждет иного: любви человека. Тиран просить не умеет, искать не привык, ждать не хочет и совершает проступок: он дает повеление любить! Но кого же? Его самого! И снова, как в сказке, рушится царство, и сам он в ужасе мечется в подземных глубинах бывших владений своих. И там, после проклятий, мук, слез, молитв и безумия, он все же находит Любовь. Но где? Не вовне, а внутри, в своем собственном сердце. И эта Любовь ведет его снова на землю. Но теперь Лир другой. Он не требует, он дарует Любовь. Здесь он равен Кихоту. Но судьба ведет его дальше. Вернувшись на землю, он находит Корделию и снова теряет ее. На земле Корделии нет. И Лир вслед за ней переходит в иной мир. Занавес падает, действие кончено, не видно героев, не слышно их слов, но путь Лира не кончен: кто захочет последовать за Лиром в тот мир, где он и Корделия находят друг друга, - тот сможет увидеть и тот эпилог, ради которого создана вся трагедия. Здесь Лир выше Кихота. Его путь был сложнее, его просветление глубже. Еще сложнее путь Агасфера. Нет такой муки душевной, нет такой боли, нет катастрофы, которые не стали бы уделом Вечного странника. Образ странника нужен каждой душе, Агасфер человек: вы, я, он, все мы... Поэтому мне так хотелось сыграть его...» Древние трагедии и мифы.
Древние трагедии и мифы отражают фундамент общечеловеческих сюжетов и дают ключ к осознанию динамики развития человечества и каждого человека. Боги дали человеку свободу воли. Это - ведущее обстоятельство. Следствием его стала сложная структура взаимоотношений с Богами: сюжет конфликта и бунта, рождения героя, сюжет наказания, покаяния, послушания... Именно такие непростые и неоднозначные взаимоотношения с Богами создали предпосылки для возникновения Культуры - многообразия жизненного опыта. И это является важнейшим условием для возрастания негэнтропии, а значит, и для Жизни...
Путь и Искатель.
Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с предельным человеческим противоречием (противоречием между механичностью и автоматизмом «сценарной» жизни и томлением духа по реализации)[28] и вместо вытеснения этого противоречия и прежнего защитно-невротического поведения, сделал усилия для работы души. Это Путь от коллективно- религиозного сознания, через индивидуализацию к сознанию Объемному, к соединению с Целым, оставаясь самим собой. А человек, таким путем идущий – Искатель...
Послесловие.
Прочитал еще раз весь очерк. Материал сырой. Местами неубедительно и расплывчато. Местами аппроксимации и догадки там, где должны быть факты. Где-то излишний пафос. Пока переписывать не хочу. Придет время, и тема будет развернута основательно. А сейчас, я чувствую, - появилось «зерно некого Целого», того, из чего может произрасти что-то действительно полезное. Я не могу присвоить себе исключительное авторство. Я лишь собрал вместе то, чему учился и над чем работал с многими замечательными людьми. С благодарностью перечислю их имена: Георгий Бурковский, Сергей Лебедьков, Петр Мамкин, Александр Марьяненко, Георгий Гальдинов, Алексей Вовк, Александр Губин, Андрей Минченков, Александр Воронов, Виктория Рогозова, Андрей Немыгин... А также многие-многие пациенты, участники групп, творческих коллективов, семинаров и студий, задававшие непростые задачи и вопросы...
Октябрь 2001 г.
[1] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). [2] Равновесие здесь относится к различным сферам внешних и внутренних ситуаций (переживаний, событий...) [3] О понятии «работа души» см. ниже. [4] Защитные механизмы можно рассматривать в любой картографии. Например. В гештальттерапии это: проекция, интроекция, ретрофлексия и слияние. Защитные механизмы защищают сознание от одновременного восприятия двух сторон того или иного конфликта, что для неподготовленного человека болезненно и мучительно. [5] Гиперкомпенсация означает уход от осознания конфликта путем чрезмерно интенсивной деятельности в какой-то одной сфере жизни. Например – уход в работу, игнорируя остальные жизненные задачи. [6] Имеются в виду слова инженера Ананьева, героя рассказа А.П.Чехова «Огни». [7] Модель эту Александр описал в частном порядке. О некоторых фрагментах его оригинальной методологии можно прочитать в книге В.Лебедько «Хроники российской саньясы» Том 2. Глава «Александр Губин». [8] Под сверхзадачей будем понимать проекцию Предназначения на данный конкретный сюжет. [9] Интеграция здесь подразумевает принятие по отношению к противоречию некой специальной позиции, где обе стороны конфликта могут сосуществовать, либо творческое преображение обстоятельств конфликта, если это возможно в данном конкретном случае. [10] Понятие души мы берем в контексте триады дух-душа-тело. [11] Подробнее об этих технологиях см. далее [12] Цитируется по работе В.Шмакова «Арканы Таро» (Пятый Аркан) [13] Подобный процесс может быть описан и в терминах перинатальных матриц С.Грофа, то есть имеет сходство с процессом рождения. Когда работа над собой в русле драматизации происходит постоянно, можно говорить о постоянном возрождении, о непрерывной трансформации. [14] Еще раз отмечу, что дело идет не о искусственном насаждении конфликта, а об обнажении конфликтов изначально присутствующих в человеческой природе (см. Ранее приведенную цитату из Великих Арканов). [15] В книге Ф.Василюка «Психология переживания» приведены четыре типа переживания: гедонистическое, реалистическое, ценностное и творческое (приведены по степени усложнения и утончения психики). Если гедонистическое переживание отвечает «принципу удовольствия», реалистическое – «принципу Реальности» (по З.Фрейду), то мы можем соотнести два высших типа переживания ценностное и творческое как раз с принятием Таковости реальности и творческой трансформацией реальности. [16] Справедливости ради нужно сказать, что попытки игнорирования внутреннего диалога и увода внимания от него при неустанном делании этого, могут также привести к пробуждению души, ее работе и далее, к остановке диалога. Только не всегда понятно, что служит «топливом» для того, чтобы мотивация к такому деланию не ослабевала? В случае драматизации топливом служит энергия конфликта. Когда конфликт обнажается, душа уже не может не пробудиться и не начать работу. [17] Михаил Чехов «Жизнь и встречи» М. 2001 г. [18] Я рекомендую работу М.В.Сулимова «Режиссер наедине с пьесой» (СПб 1992), где понятия Драманализа проиллюстрированы подробнейшим образом на примере разбора Чеховского «Вишневого сада», а также классическую работу К.С.Станиславского «Работа актера над собой» Собр.соч.Т1. М.1986 [19] Подробнее об этом можно также прочитать у Сулимова. [20] См. например, Ф.Перлз и др. «Практикум по гештальттерапии» [21] Подробное изложение этих механизмов есть в книге Стюарт и Джоинс «Современный Транзактный Анализ» [22] Понятие «конгруэнтности» детально разобрано в работах по Нейролингвистическому Программированию. [23] Я не пытаюсь пересказать содержание романа, - он очень объемный. Я акцентирую только те моменты, которые так или иначе проявляются в Магическом Театре. [24] Удивительно – я встречал нескольких людей, которые сами прошли как раз путем индуализации, но, неточно (на мой взгляд) обобщив свой опыт, ведут учеников в сторону увеличения энтропии. Такая тенденция среди духовных искателей укоренилась достаточно прочно (может быть это характерно именно для российской почвы?) [25] Данный метод наиболее эффективен в групповой работе. [26] Термин Объемное сознание предложен Александром Павловичем Марьяненко (см. «Хроники российской саньясы» т 2. Глава «Александр Марьяненко» [27] Естественно, для этого нужно определенным образом подобрать сверхзадачу, так что далеко не все актеры-профессионалы, игравшие в чеховских пьесах могли осознать этот момент. [28] Это противоречие, когда с ним сталкиваешься, что называется, лицом к лицу, действительно потрясает глубиной трагизма: ведь механистичность и автоматичность не дают никаких шансов на реализацию духа и, тем не менее, дух томится по реализации. Особенно потрясает это противоречие не только применительно к своей жизни, а в общечеловеческом масштабе. Роль многих классических произведений и, прежде всего, драматических, которые предъявляют это противоречие с разных сторон, - неоценима. Владислав Лебедько Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк) «История добавляет, что он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: “Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним – собой”. И глас Творца ответил ему из бури: “Я тоже не я; я выдумал этот мир, как ты свои создания, Шекспир мой, и один из призраков моего сна – ты, подобный мне, который суть все и никто”». Хорхе Луис Борхес «Everithing and Nothing» «Трудно писать о своем пути в тридцатишестилетнем возрасте, когда жизнь далеко не окончена и многие душевные силы только начинают свое развитие и выступают в сознании, как семена будущего. Но если есть более или менее ясное сознание этих зарождающихся душевных качеств, больше того: если есть воля к развитию в этом направлении, тогда можно набросать картину жизни, схватывающей не только прошлое и настоящее, но и идеальное будущее. Пусть этот идеал и не осуществиться именно так, как его ждешь, пусть, но тогда он будет верной картиной того, что в настоящем переживает душа, рассматривающая самое себя.» Михаил Чехов «Путь актера»
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» Мф(7.13-14)
Лирическое вступление. Я настолько часто в последние годы употреблял (устно и письменно) слова «Искатель», «Путь» и подобные им, что и сам призадумался, что же эти слова значат. Думаю, что сейчас для меня эти слова несут несколько другой смысловой оттенок, чем, скажем, года два - три назад. Пора, наконец, определиться и нести ответственность за то, что я произношу. Это -один из мотивов написания данного очерка. Итак: около года тому назад в сознании моем начала кристаллизоваться тема, которая соединяет в себе большую часть знаний, навыков, мотивов и возможностей, которые сложились за всю предыдущую жизнь. Судьба подарила мне множество встреч с замечательными людьми и возможность учиться у них и учиться им. И вот, в осенний день двухтысячного года все мои зачастую противоречивые переживания и познания вдруг сложились в нечто целое, вернее, в зародыш этого целого, которое прозвучало, как «Драматургия и режиссура жизненного Пути». Оправившись от первоначальной эйфории, я поразился и даже испугался тому возможному масштабу, который начал вырисовываться. Ведь, собственно, Драматургия и режиссура жизненного Пути - это работа Творца, а я, обозначив ее, как тему своей работы и исследований, получается присоседился к Нему в соавторы. Но, тема «пришла» и не как пустая придумка, значит нужно работать над ее проявлением. Ну, а чтобы не залезать в амбиции и не изображать из себя Демиурга (именно изображать, потому что быть им - все равно «кишка тонка»), необходимо определиться в своем амплуа по отношению к этой работе. Наиболее адекватным, на мой взгляд, будет амплуа не Демиурга, а служителя или, выражаясь современным языком – специалиста системы обслуживания. Не более и не менее. На роль Мессии, даже принимая во внимание масштаб темы, не претендую. Это ненужно и только испортит игру. Так что я – специалист системы обслуживания, а конкретнее – консультант. Дальнейшее изложение имеет целью наметить контуры зарождающегося исследования на тему «Драматургии и режиссуры жизненного Пути» и не претендует на полноту и окончательность. Тем более я не претендую на научную строгость. Данным очерком я предполагаю лишь задать направления для дальнейшего движения и более детального изучения механизмов и принципов обозначенного явления, а также предложить методологический и технический арсенал для практической работы. Текст еще очень сырой, многие понятия очерчены лишь вскользь, и являются тезисным выражением интуитивного опыта. Тем не менее, при внимательном и вдумчивом прочтении просматриваются ориентиры, которые могут вдохновить на исследование данной темы...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.022 с.) |