Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности Чеховских сюжетов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Мы уже говорили о культуральном слое сознания, как платформе для сознания индивидуального. С этой точки зрения очень важным мне представляется сюжет в развитии человечества, ведущие обстоятельства для которого сформировались в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков, и привели к событиям, которые являются переломными для мировой истории. События эти, естественно нашли отражение в мировой культуре. В российской культуре наиболее мощное выражение этого этапа (опять же, на мой взгляд) мы можем найти в драматургии Антона Павловича Чехова. Что же это за сюжет? Давайте рассмотрим ведущие обстоятельства. Их по меньшей мере два. Первое – социальное: фаза расцвета капитализма, обнищание дворянства и интеллигенции и предреволюционные настроения. Второе обстоятельство связано с развитием науки и несколькими революционными открытиями. Это прогресс физики и возникновение теории атома и атомного ядра, теория Дарвина и психоанализ Фрейда. Оба этих обстоятельства привели к появлению трещины в массовом религиозном мировосприятии. И этот раскол растет, несмотря ни на какие попытки эту трещину залатать. Пути назад действительно нет. Противоречие обнажено и глаза на него не закрыть. Отдельные люди, группы людей еще могут пытаться находить защиту в религиозном мировоззрении, но общечеловеческая ситуация уже иная. На этот факт можно было бы посмотреть с пессимизмом, но по сути он как раз прогрессивен! Именно крушение массового религиозного мировоззрения дает возможность данному сюжету развиваться в сторону пути индуализации для все большего и большего количества людей. Пути от массового религиозного сознания к индивидуальному Объемному [26] сознанию, то есть, к переживанию единства с Целым, оставаясь самим собой и не теряя индивидуальность.
Раскол религиозного сознания проявлен в драматургии Чехова предельно ярко. Большинство его героев переживает трагизм и бесцельность своей жизни именно по причине этого глобального катаклизма. Положение чеховских героев действительно безысходно. Они чувствуют (явно или косвенно) крушение старой опоры в сознании, но не вступили еще в новую фазу, в фазу индивидуализации. В этом трагизме, в этом предельном драматизме мы как раз и можем найти отправную точку для вступления на Путь индивидуализации. Ведь для того, чтобы встать на Путь, необходимо отдать себе отчет, где ты на данный момент стоишь. Чеховские сюжеты предоставляют нам эту возможность. Проживание трагедии героев Чеховских пьес (через технику проигрывания – проживания сценических этюдов с выстроенной в каждом случае сверхзадачей) позволяет использовать глубиннейшее противоречие (которое в этих пьесах ярко проявлено) между обусловленностью и механичностью с одной стороны и томлением духа – с другой, для ключевой фазы в работе души – становлении на Путь[27]...
Древние трагедии и мифы.
Древние трагедии и мифы отражают фундамент общечеловеческих сюжетов и дают ключ к осознанию динамики развития человечества и каждого человека. Боги дали человеку свободу воли. Это - ведущее обстоятельство. Следствием его стала сложная структура взаимоотношений с Богами: сюжет конфликта и бунта, рождения героя, сюжет наказания, покаяния, послушания... Именно такие непростые и неоднозначные взаимоотношения с Богами создали предпосылки для возникновения Культуры - многообразия жизненного опыта. И это является важнейшим условием для возрастания негэнтропии, а значит, и для Жизни...
Практика. Индивидуальная, групповая, микрогрупповая.
О почти бесконечных возможностях комбинаторики техник, технологий и отдельных приемов можно было бы написать отдельную книгу. Здесь же я приведу лишь несколько тезисов. Драматургия и режиссура жизненного Пути может включать в себя все разнообразные вариации техник, технологий и технических приемов, отработанных специально под задачу. Если рассматривать процесс схематично, то наиболее эффективным может быть сочетание четырех видов работы. Это индивидуальные консультации, групповая работа, творческие задания. Выполняемые в микрогруппах и индивидуальные задачи, отрабатываемые в самостоятельной практике – без помощи группы и консультанта. Но, в процессе консультирования, работает не только и не столько техника, - она выстраивается и, если надо, перекраивается, преобразуется под задачу. Все-таки, настоящий консультант работает не техниками, а собой. А то, что он собой являет – совокупность уникальных переживаний, опыта, событий, решений, сюжетов... и, прежде всего, неусыпная работа души и любовь. В общении с таким консультантом (будь оно построено, как некий специальный процесс, типа Магического Театра, сценических этюдов, релаксационных и психоэнергетических практик... или просто общение, жизнь рядом) обучение происходит как бы «между строк». Это обучение жить уникально, работать, любить...
Путь и Искатель.
Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с предельным человеческим противоречием (противоречием между механичностью и автоматизмом «сценарной» жизни и томлением духа по реализации)[28] и вместо вытеснения этого противоречия и прежнего защитно-невротического поведения, сделал усилия для работы души. Это Путь от коллективно- религиозного сознания, через индивидуализацию к сознанию Объемному, к соединению с Целым, оставаясь самим собой. А человек, таким путем идущий – Искатель...
Послесловие.
Прочитал еще раз весь очерк. Материал сырой. Местами неубедительно и расплывчато. Местами аппроксимации и догадки там, где должны быть факты. Где-то излишний пафос. Пока переписывать не хочу. Придет время, и тема будет развернута основательно. А сейчас, я чувствую, - появилось «зерно некого Целого», того, из чего может произрасти что-то действительно полезное. Я не могу присвоить себе исключительное авторство. Я лишь собрал вместе то, чему учился и над чем работал с многими замечательными людьми. С благодарностью перечислю их имена: Георгий Бурковский, Сергей Лебедьков, Петр Мамкин, Александр Марьяненко, Георгий Гальдинов, Алексей Вовк, Александр Губин, Андрей Минченков, Александр Воронов, Виктория Рогозова, Андрей Немыгин... А также многие-многие пациенты, участники групп, творческих коллективов, семинаров и студий, задававшие непростые задачи и вопросы...
Октябрь 2001 г.
[1] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). [2] Равновесие здесь относится к различным сферам внешних и внутренних ситуаций (переживаний, событий...) [3] О понятии «работа души» см. ниже. [4] Защитные механизмы можно рассматривать в любой картографии. Например. В гештальттерапии это: проекция, интроекция, ретрофлексия и слияние. Защитные механизмы защищают сознание от одновременного восприятия двух сторон того или иного конфликта, что для неподготовленного человека болезненно и мучительно. [5] Гиперкомпенсация означает уход от осознания конфликта путем чрезмерно интенсивной деятельности в какой-то одной сфере жизни. Например – уход в работу, игнорируя остальные жизненные задачи. [6] Имеются в виду слова инженера Ананьева, героя рассказа А.П.Чехова «Огни». [7] Модель эту Александр описал в частном порядке. О некоторых фрагментах его оригинальной методологии можно прочитать в книге В.Лебедько «Хроники российской саньясы» Том 2. Глава «Александр Губин». [8] Под сверхзадачей будем понимать проекцию Предназначения на данный конкретный сюжет. [9] Интеграция здесь подразумевает принятие по отношению к противоречию некой специальной позиции, где обе стороны конфликта могут сосуществовать, либо творческое преображение обстоятельств конфликта, если это возможно в данном конкретном случае. [10] Понятие души мы берем в контексте триады дух-душа-тело. [11] Подробнее об этих технологиях см. далее [12] Цитируется по работе В.Шмакова «Арканы Таро» (Пятый Аркан) [13] Подобный процесс может быть описан и в терминах перинатальных матриц С.Грофа, то есть имеет сходство с процессом рождения. Когда работа над собой в русле драматизации происходит постоянно, можно говорить о постоянном возрождении, о непрерывной трансформации. [14] Еще раз отмечу, что дело идет не о искусственном насаждении конфликта, а об обнажении конфликтов изначально присутствующих в человеческой природе (см. Ранее приведенную цитату из Великих Арканов). [15] В книге Ф.Василюка «Психология переживания» приведены четыре типа переживания: гедонистическое, реалистическое, ценностное и творческое (приведены по степени усложнения и утончения психики). Если гедонистическое переживание отвечает «принципу удовольствия», реалистическое – «принципу Реальности» (по З.Фрейду), то мы можем соотнести два высших типа переживания ценностное и творческое как раз с принятием Таковости реальности и творческой трансформацией реальности. [16] Справедливости ради нужно сказать, что попытки игнорирования внутреннего диалога и увода внимания от него при неустанном делании этого, могут также привести к пробуждению души, ее работе и далее, к остановке диалога. Только не всегда понятно, что служит «топливом» для того, чтобы мотивация к такому деланию не ослабевала? В случае драматизации топливом служит энергия конфликта. Когда конфликт обнажается, душа уже не может не пробудиться и не начать работу. [17] Михаил Чехов «Жизнь и встречи» М. 2001 г. [18] Я рекомендую работу М.В.Сулимова «Режиссер наедине с пьесой» (СПб 1992), где понятия Драманализа проиллюстрированы подробнейшим образом на примере разбора Чеховского «Вишневого сада», а также классическую работу К.С.Станиславского «Работа актера над собой» Собр.соч.Т1. М.1986 [19] Подробнее об этом можно также прочитать у Сулимова. [20] См. например, Ф.Перлз и др. «Практикум по гештальттерапии» [21] Подробное изложение этих механизмов есть в книге Стюарт и Джоинс «Современный Транзактный Анализ» [22] Понятие «конгруэнтности» детально разобрано в работах по Нейролингвистическому Программированию. [23] Я не пытаюсь пересказать содержание романа, - он очень объемный. Я акцентирую только те моменты, которые так или иначе проявляются в Магическом Театре. [24] Удивительно – я встречал нескольких людей, которые сами прошли как раз путем индуализации, но, неточно (на мой взгляд) обобщив свой опыт, ведут учеников в сторону увеличения энтропии. Такая тенденция среди духовных искателей укоренилась достаточно прочно (может быть это характерно именно для российской почвы?) [25] Данный метод наиболее эффективен в групповой работе. [26] Термин Объемное сознание предложен Александром Павловичем Марьяненко (см. «Хроники российской саньясы» т 2. Глава «Александр Марьяненко» [27] Естественно, для этого нужно определенным образом подобрать сверхзадачу, так что далеко не все актеры-профессионалы, игравшие в чеховских пьесах могли осознать этот момент. [28] Это противоречие, когда с ним сталкиваешься, что называется, лицом к лицу, действительно потрясает глубиной трагизма: ведь механистичность и автоматичность не дают никаких шансов на реализацию духа и, тем не менее, дух томится по реализации. Особенно потрясает это противоречие не только применительно к своей жизни, а в общечеловеческом масштабе. Роль многих классических произведений и, прежде всего, драматических, которые предъявляют это противоречие с разных сторон, - неоценима.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.008 с.) |