ТОП 10:

Бесконечная борьба за власть



В арабской культуре VII века главными качествами мужчины считались бесстрашие и отвага. Арабам часто приходилось бо­роться за независимость и выживание. Арабские племена постоянно воевали друг с другом, что привело к развитию мышления, в основе которого лежат два принципа: защищай свое племя и его территорию и захватывай и грабь города противника (грабеж был целью многих военных походов арабских племен).

Распространение ислама и здесь не изменило менталитета ара­бов. Пророк Мухаммад и его последователи использовали воинственность арабов для достижения собственных целей. Таким образом, джихад (борьба с врагами Аллаха) не был нововведением, но по сути своей являлся продолжением сложившихся у ара­бов традиций. Ислам призывал арабов проявлять отвагу и мужество во имя Аллаха.

Большинство арабов присоединились к мусульманам ради соб­ственного обогащения за счет войн и грабежей. История ислама знает немало эпизодов, когда среди мусульман возникали конф­ликты из-за разногласий по поводу раздела награбленного.

Итак, психология пророка Мухаммада сформировалась в куль­туре, которая поощряла воинственность и нетерпимость.

Следующая глава посвящена роли этих качеств в исламском учении о джихаде.

Глава 9. Пророк Мухаммад объявляет джихад

Развитие учения о джихаде на протяжении жизни пророка Мухаммада

Ключевым событием в истории ислама стало переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Поселившись в Меди­не, Мухаммад резко изменил свое отношение к приверженцам других религий.

Живя в Мекке, Мухаммад не проповедовал джихада, потому что у него не было ни авторитета, ни войска, чтобы всерьез заду­маться о священной войне. Однако оказавшись в Медине и сфор­мировав мощную армию, он стал получать все больше открове­ний о борьбе с врагами ислама.

Отметим некоторые различия между образом жизни проро­ка Мухаммада в Мекке и Медине:

· в Мекке Мухаммад проповедовал ислам и призывал людей следовать его учению; в Медине он обращал в ислам с помо­щью угроз и насилия;

· в Мекке Мухаммад был проповедником — он поклонялся Ал­лаху и особое внимание уделял молитве и посту; в Медине он стал военачальником и лично возглавил двадцать семь воен­ных походов;

· в течение двенадцати лет, проведенных в Мекке, у Мухамма­да была лишь одна жена, Хадиджа; за десять лет, проведен­ных в Медине, он взял в жены двенадцать женщин;

· в Мекке Мухаммад боролся с идолопоклонством; в Медине его главными врагами стали «люди Писания», то есть иудеи и христиане.

После того как пророк Мухаммад поселился в Медине, ис­лам приобрел политический характер. Д-р Умар Фарук в книге «Арабы и ислам» так описывает эти перемены:

Переселение пророка из Мекки в Медину сыграло ключевую роль в исто­рии ислама, поскольку именно в это время коренным образом изменилась сама суть ислама: из религии, акцентирующей внимание на духовнос­ти, ислам превратился в политическую силу.

Учение о джихаде появилось при жизни пророка Мухаммада. Как я уже отмечал, в течение двадцати двух лет он получал от ангела Джибриля откровения, которые легли в основу Ко­рана. По мере того как возрастала власть пророка и его сторон­ников, учение о джихаде приобретало все более ясные очерта­ния. Постепенно это учение оказывало все более сильное вли­яние на ближневосточное общество, и заявления Мухаммада о джихаде становились все более недвусмысленными, смелы­ми и резкими.

Пророк Мухаммад в Мекке

Почему же пророк Мухаммад покинул Мекку? В течение при­мерно десяти или двенадцати лет он пытался убедить жителей города обратиться в ислам. При этом Мухаммад не использовал оружия и не заставлял людей платить ему подати. Он пропове­довал покаяние, долготерпение и всепрощение. Однако между Мухаммадом и вождями мекканцев появлялось все больше раз­ногласий. Племя курейшитов, к которому принадлежал и сам пророк, было самым крупным в регионе. Вожди племени были недовольны тем, что многие их соплеменники отходили от идо­лопоклонства и обращались в ислам.

Поначалу вожди решили договориться с пророком. Они по­обещали, что если он перестанет проповедовать ислам, они сде­лают его царем и наделят несметными богатствами. В тот мо­мент рядом с Мухаммадом был его дядя, и Мухаммад восклик­нул: «Дядя, даже если они посулят мне небесные светила и положат солнце в мою правую руку, а луну — в левую, я все равно не оставлю данного мне откровения».

С 620 года н. э. по 622 год пророк ислама пытался догово­риться с вождями племени, но им так и не удалось прийти к компромиссу1.

Тогда мекканцы стали преследовать Мухаммада. В то время когда он молился, в него плевали и бросали комья грязи. Не­сколько раз совершались покушения на его жизнь. Однажды какая-то женщина пригласила пророка на обед и положила яд в мясо ягненка, которое подала к столу.

Вот как Коран описывает испытания, с которыми пришлось столкнуться Мухаммаду:

Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют, чтобы задержать тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряет­ся Аллах. А ведь Аллах — лучший из ухищряющихся.

Сура 8:30

Покинув Мекку, пророк Мухаммад не впал в отчаяние. Он верил, что ему удастся воплотить свой замысел распространения ислама.

1 См.: Ибн Хишам. Биография [пророка Мухаммада]. Т. 2. С. 448, 488; Ибн Катир. Биография [пророка Мухаммада]. Т. 22. С. 100, 207.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.005 с.)