ТОП 10:

Д-р Сала Серея и исламское движение освобождения Египта



Идеология Кутба привлекла к нему огромное число последо­вателей, однако на момент его казни многие из них находились под стражей. Через некоторое время появился новый идеолог джихада, д-р Сала Серея, который возглавил исламское движе­ние освобождения Египта «Хизб ат-Тарир». Основанием для его идеологии послужили идеи, разработанные Сайидом Кутбом. Д-р Серея хотел осуществить в Египте государственный пере­ворот и превратить эту страну в традиционное исламское госу­дарство. Перечислим основные аспекты идеологии д-ра Серей:

• современные мусульмане придерживаются учения ислама лишь на словах, в результате чего в последние столетия ислам превратился в религию пустых слов и бездействия;

• приоритетом любого исламского государства является установление законов ислама как внутри самого государства, так и за его пределами;

• участие в джихаде — священный долг каждого мусульманина. Правоверные должны быть готовы пострадать за свою
приверженность исламу, при этом джихад нужно практиковать как в своей стране, так и по всему миру;

• задача движения заключается в поиске наиболее эффективных способов осуществления государственного переворота и
свержения власти, действия которой не соответствуют законам ислама;

• установление единого исламского государства, территория которого будет простираться по всему миру и в основе поли­тической системы которого будут лежать законы ислама1.

Д-р Серея считал, что руководители исламских государств отошли от исламских истин, потому что они осознают значи­мость молитвы и поста, но не следуют учению о джихаде:

Руководители исламских государств много времени уделяют молитве. Они строят мечети. Они издают законы о посте и молитве. Они дела­ют все, чтобы казаться истинными мусульманами. Их главная цель завоевать доверие простых мусульман. Однако они преследуют любого, кто во имя ислама берет в руки оружие. Такие руководители и все, кто их поддерживает, должны быть признаны неверными2.

Д-р Серея также подчеркивал, что правительства мусульман­ских стран используют законы ислама в качестве лишь одного из аспектов политики, в то время как политика исламского го­сударства должна быть целиком и полностью построена на уче­нии Корана:

Они строят мечети и в то же самое время одобряют строительство развлекательных центров. Они транслируют телевизионные програм­мы о Коране вместе с музыкальными развлекательными программами. Они выделяют средства на благотворительность и участвуют в азарт­ных играх. Их интересуют лишь исламские обряды, а не ключевые истины ислама, такие как джихад. Они ежедневно читают Коран и рыдают во времямолитв, но отказываются принять участие в священной мис­сии — джихаде. Эти лицемерные отступники лишь позорят ислам.

1 Си.: Д-р Сала Серея. Отрывки послания веры // Журнал арабского возрождения. 1986. Декабрь.

2 Там же.

 

 

Д-р Серея всегда подтверждал слова делами. 19 апреля 1974 года его движение начало борьбу с правительством Египта. По­следователи Серей напали на государственное учреждение, ответ­ственное за военную подготовку, в надежде организовать на его месте военную базу, чтобы осуществить государственный пере­ворот. Однако египетским властям удалось задержать Серею и многих членов его движения. В октябре 1975 года Серея и неко­торые из его сторонников были приговорены к смертной казни и казнены, а двадцать девять участников движения были поса­жены в тюрьму. В Египте, как и во всем исламском мире, подня­лась волна новых исламских группировок. Еще до казни Серей над Египтом нависла очередная угроза терроризма.

Шукри Мустафа

Дело д-ра Серей продолжило движение «Ат-Такфир валь-хиджра». Его основатель Шукри Ахмад Мустафа вырос в той же местности, что и Сайид Кутб. Он родился в 1924 году, и ему было 24 года, когда египетскими властями был казнен Кутб. Д-ра Се­рею приговорили к смертной казни, когда Мустафе было 33 года.

Шукри смело высказывал свои взгляды. Отвечая перед феде­ральным судом Египта 7 ноября 1977 года, он сделал следую­щее заявление:

Моя главная задача, которую я стремлюсь решить любой ценой, поло­жить начало истинному исламскому движению, которое в дальнейшем положит начало всемирному исламскому государству. Я хочу возродить ислам и вернуть ему первоначальный вид.

Египетскому суду непросто было иметь дело с Мустафой, по­скольку его движение насчитывало огромное количество по­следователей, готовых подчиниться любому приказу своего руководителя. Мустафа не скрывал этого:

Любой член движения готов отдать свою жизнь ради выполнения поруче­ния, данного ему Аллахом. Поручение это заключается в распростране­нии мечом и словом исламских истин по всей земле. Мои сторонники бу­дут сражаться до тех пор, пока не будет исполнена эта великая миссия.

Мустафа вел дневники, в которых, кроме всего прочего, за­писывал свои поэмы (поэзия является неотъемлемой частью мусульманской культуры). Эти дневники использовались в ка­честве доказательств на суде над Мустафой. В одном из его са­мых известных дневников под названием «Битва» («Аль-Маал-хамма») записана поэма «Прежде потопа», написанная Муста­фой в 1967 году. В ней он выражает недовольство образом жизни современных мусульман и дает клятву исполнить волю Аллаха и отдать свою жизнь за ислам.

В поэме «Переселение» («Аль-Хиджра») Мустафа высказы­вает точку зрения на суетность жизни. Он желает исполнить свою миссию на земле и проститься с земной жизнью.

В поэме «Ожидание» («Ат-Тавассамат») он задает вопрос: «Где матерь городов?» Так в древности называли Мекку. Этот город считается злым местом, поскольку его жители преследовали про­рока ислама. В поэме Мустафа проводит параллель между Мек­кой и современным Египтом, который, с его точки зрения, тоже отвергает учение ислама. Мустафа называет Египет импортером зла, богохульства и ереси. «Это страна неверных», — писал он.

Мустафа был уверен, что, «как пророк Мухаммад, который покинул Мекку и переселился в Медину, где было основано пер­вое исламское государство», он сможет изменить свой меккан-ский менталитет и жить согласно законам Медины. Мустафа надеялся основать в Египте исламское государство, которое за­тем распространится по всему миру. Сначала ему необходимо заручиться поддержкой значительной части населения страны, что поможет ему распространять идеи ислама в других странах.

Мустафа был уверен в том, что его попытка всемирного рас­пространения ислама породит жестокое противостояние меж­ду Западом и Востоком, в результате которого начнется ядерная война1. Он считал, что большая часть населения земли будет уничтожена, однако ему и его последователям удастся укрыть­ся в пещерах в отдаленных горах. По окончании катастрофы он и его последователи будут править на земле.

Мустафа верил, что в результате ядерной катастрофы все изо­бретенное человеком оружие будет уничтожено и люди вновь в сражениях будут использовать мечи.

1 Шукри Мустафа. Ожидание. Каир, б. г.

 

Поддержка движения Мустафы

Движение Шукри Мустафы стремилось воплотить в жизнь идеологию Сайида Кутба. Участники движения должны были жить в полной изоляции от греховного общества. Им также необ­ходимо было привлекать в свое движение как можно больше но­вых членов, чтобы его численность позволила осуществить госу­дарственный переворот и основать исламское государство. Они выделяли два этапа своей миссии: разрушение общества невер­ных и правление мусульман во всем мире.

Когда во время су­дебных слушаний Мустафе был задан вопрос об источнике его учения, он отве­тил, что оно происхо­дит «из недвусмыс­ленных утверждений Корана о воле Алла­ха». «Мы ничего не знаем, — заявил Мус­тафа, — но Аллах все­ведущ. Мы должны слушаться Его слов, которые переданы нам в Коране». Ответ Мустыфы бал основан на следующемстихе:

Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, поистине, Аллах знает, а вы не знаете!

Сура 2:216

«

 

 

Шукри Мустафа, возглавивший джихад и каз ненный в 1977 году

 

Ассошиэйтед пресс» /«Всемирное фото»

Мустафа утверждал, что мусульмане должны жить исключительно по Корану, а раз Коран говорит о джихаде, то разве мо­жет правительство мусульманской страны отвергать это учение? Шукри Мустафу и членов его движения судили за похище­ние и убийство д-ра Хусейна ат-Тахаби, одного из наиболее ува­жаемых профессоров университета «Аль-Азхар». Мустафа решил его устранить, потому что ат-Тахаби возглавил группу универ­ситетских профессоров, осуждавших деятельность этого дви­жения. Мустафа считал его противником Аллаха и союзником правительства, отказывающегося подчиняться законам ислама. Во время выступления в суде Мустафа заявил, что его движение казнило профессора ат-Тахаби за отступничество от ислама и содействие греховному правительству.

Движение Мустафы набрало еще большую силу после того, как египетские средства массовой информации взяли интервью у нескольких профессоров университета «Аль-Азхар». Д-р Сай-ид ат-Таухиль, специалист по истории ислама, выступил в за­щиту движения и назвал Мустафу и его последователей искрен­ними мусульманами, «которые пытаются вернуть исламу его былую славу». Д-р ат-Таухиль настаивал, что в СМИ высказыва­ется ошибочное мнение о том, что движение Мустафы пропове­дует ислам, отличный от ислама, представленного в Коране.

Слова д-ра ат-Таухиля, предостерегающие администрацию университета от критики учения Мустафы, были напечатаны в одном из авторитетных египетских журналов. Ат-Таухиль утвер­ждал, что любой беспристрастный читатель Корана придет к выводу, что Мустафа и его движение исполняют повеления Ко­рана. Он высоко оценил движение Мустафы и выразил надежду, что в будущем в Египте появится больше молодых людей, подоб­ных Мустафе. Ат-Таухиль был убежден, что только таким обра­зом можно вернуть современное общество к истинам ислама1.

1 См.: Rose El-Yousef Magazine. July 11. 1977. P. 6.

 

 

Казнь и книга

Шукри Мустафа был пригово­рен к смертной казни и казнен. Он оставил после себя радикальное движение, которое отказывалось признавать светскую власть и под­чиняться законам египетского го­сударства.

В глазах последователей Муста­фы его казнь послужила очеред­ным подтверждением того, что египетское правительство отсту­пило от ислама. Они навсегда за­помнили слова Мустафы о том, что любой, кто признаёт автори­тет этого неверного правитель­ства, уподобляется ему.

После Мустафы также оста­лась книга под названием «Вождь» («Аль-Халиф»). Египетские власти попытались уничтожить все экземпляры этой книги, однако действия правительства лишь придали ей большую ценность в глазах исламских экстремис­тов, которые и сегодня продолжают проповедовать идеи Мус­тафы.

Новая жизнь идей Мустафы

Изд-во «Синай» (Каир, Египет) Шукри Мустафа перед египет­ским судом.

Идеи Мустафы созвучны идеологии Кутба. Единственное, что их отличает от учения Кутба и делает еще более опасными, это убежденность Мустафы в том, что сначала необходимо уничто­жить религиозные институты, правоохранительные органы и военные силы противника. Мустафа считал, что следует упразд­нить египетские религиозные организации, потому что они по­шли на компромисс с отступническим правительством страны. Нападать на правоохранительные органы и вооруженные силы необходимо потому, что они защищают греховное правительство, действуя согласно его законам и преследуя истинных мусульман.

 

В своей книге Мустафа утверждал, что нет никакой разницы между правительствами Израиля, Соединенных Штатов и евро­пейских стран, потому что все они противятся исполнению воли Аллаха. Он призывал своих последователей вести джихад против этих стран до тех пор, пока они не подчинятся власти ислама1.

Мустафа и его ближайшие соратники были казнены в 1977 году. Египетские власти надеялись, что это положит конец рас­пространению его идей. К сожалению, этого не произошло. Напротив, в конце 1970-х и в 1980-е годы радикальные группи­ровки активизировались и вновь попытались взять в свои руки власть в стране.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.008 с.)