Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в экономику сельского хозяйства↑ Стр 1 из 40Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная глава вводит в мир прикладной экономики. В сельском хозяйстве действуют те экономические законы, которые изучаются в курсе "Экономическая теория", но их действие преломляется особенностями отрасли. Внимательно прочитайте об особенностях рыночных отношений в сельском хозяйстве (к ним мы будем часто обращаться в последующих главах). Представление предприятия в виде системного объекта помогает четко представить причинно-следственные связи и сконструировать экономические показатели. Экономика – наука точная, и поэтому, изучая методы исследования экономических явлений, обратите внимание на математические методы. Описание взаимосвязи предельного и среднего продукта поможет понять, как получаются выводы практического характера.
2.1. Что изучает "Экономика сельского хозяйства"?
☼ Связь с курсом "Экономическая теория"
В курсе "Экономика сельского хозяйства" как в сегменте экономической науки изучаются проблемы прикладного характера. Это значит, что результатом исследования экономических процессов являются рекомендации практического значения. При изучении "Экономики сельского хозяйства" используются фундаментальные знания, полученные при изучении курса "Экономическая теория". Поэтому здесь нет пересказа содержания экономической теории, но необходимо напоминание о сущности экономических категорий для того, чтобы практические рекомендации были научно обоснованными. Можно было бы определить предмет "Экономики сельского хозяйства", используя представление о предмете экономической науки в целом, подчеркнув лишь прикладной характер отраслевой науки. Однако до сих пор нет единой точки зрения на то, что конкретно изучает "Экономика сельского хозяйства". Рискнем самостоятельно осуществить поиск предмета для изучения. Слово oikonomike позаимствовано из греческого языка (oikos – дом, nomos – закон) и дословно означает "искусство ведения домашнего хозяйства". В современном значении, когда кроме домашнего хозяйства существует широкомасштабное общественное хозяйство, экономическая наука как отрасль знаний считает своим предметом отношения между людьми на всех стадиях воспроизводственного процесса – в производстве, в сфере обмена, где происходит распределение материальных благ и, наконец, на стадии потребления. Попытаемся использовать это представление об экономической теории для раскрытия содержания предмета более узкой и потому более конкретной науки – экономики сельского хозяйства. NB Студентам бывает трудно представить предмет экономической науки, потому что он не имеет ни физических, ни химических свойств. Его невозможно распознать с помощью органов осязания. Но не спешите разбивать очки, как сделала мартышка в известной басне И.А. Крылова, не узнав их предназначения. Единственным "инструментом" познания действия экономических законов является сила абстракции, то есть способность отвлекаться от конкретных действий людей и видеть в них что-то общее. Итак, включайте свое воображение и абстрагируйтесь, абстрагируйтесь....
☼ Предмет экономики сельского хозяйства
"Экономика сельского хозяйства" – часть обширной экономической науки, но это наука отраслевая. Даже школьник может подумать и сказать, чем различаются отрасли сельского хозяйства и промышленности. В сельском хозяйстве действие экономических законов корректируется действием естественных законов. Однако слишком простым и поверхностным является встречающееся в литературе утверждение о том, что "экономика сельского хозяйства как наука изучает специфические формы проявления экономических законов отрасли, механизм их воздействия на развитие сельского хозяйства…" [100, с. 6]. Действие экономических законов изучает любое направление экономической науки, а ссылка на отрасль не раскрывает содержания предмета. Обратимся к популярным западным экономистам. Уточнить содержание предмета может помочь высказывание П.Э. Самуэльсона и В.Д. Нордхауса о сути проблем, решаемых экономической наукой: "Экономика (экономическая теория) – это наука, изучающая, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных товаров и распределяет их между людьми" [74, с. 29]. Примем к сведению это высказывание, но заметим, что проблемы эффективного использования ресурсов изучают инженеры, агрономы и другие специалисты технологического профиля. Экономист изучает те же проблемы, но с точки зрения отношения людей к делу. Эффективность – это результативность любого действия и процесса (автоматической линии, пищеварения, взрыва и т.п.), а экономическая эффективность означает результативность производственной деятельности. Процесс производства сельскохозяйственной продукции осуществляется на множестве предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования (в том числе и в фермерских хозяйствах), в личном подсобном хозяйстве работников этих предприятий, на дачных участках, в садах и огородах городских жителей. Для обозначения всех субъектов хозяйственной деятельности в дальнейшем будем использовать название "сельскохозяйственное предприятие". Для описания предприятия с точки зрения экономиста используем теорию системного анализа. Представим экономику предприятия или отдельной отрасли в виде системного объекта. На языке системного анализа системным объектом называется объект или явление, которые имеют вход, выход, обратные связи и ограничения [59, с. 517-520]. Эти составляющие системного объекта конкретизируем применительно к экономическому явлению. Для того чтобы начать производство, нужно иметь производственные ресурсы, а их покупают на рынке ресурсов. Товарную продукцию предлагают на рынке сырья, продукции или продовольствия. Системный подход, который может нам оказать неоценимую услугу, подсказывает, что в центре нашего внимания нужно расположить процесс производства: с одной стороны (на входе в процесс производства) – рынок ресурсов, а с другой стороны (на выходе) – рынок сельскохозяйственной товарной продукции. При таком подходе получилась схема (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Системный объект "Экономика сельского хозяйства"
Схема является упрощенным отображением действительности. Она показывает лишь главные моменты, причем форма представления может быть разной в зависимости от воображения автора. Читатель может дополнить схему, например, определив место и форму отображения рыночных отношений в сфере производства. Можно также представить поток денежной массы, имея в виду, что финансовая система, наподобие "кровеносной системы", доставляет "кислород" ко всем частям экономического "организма". Однако усложнение схемы может постепенно привести к тому, что она будет с трудом читаться и главные моменты уйдут из поля зрения. Любая система, тем более сложная, нуждается в управлении. В блоке "управление" происходит сбор и обработка информации, выработка управленческих решений. Стрелками показаны потоки информации и передача управленческих решений. Мы будем изучать не сами ресурсы, а их использование. Использование ресурсов предполагает определенные действия людей. Человеческий фактор или целенаправленная деятельность участвующих в производстве людей определяет уровень использования ресурсов. Если сопоставить различные показатели эффективности использования ресурсов (отношение продукции и доходов к затратам или количеству примененных ресурсов) за разные годы, или за один год по разным хозяйствам, или со средними по группе хозяйств, то можно сделать определенный вывод о результате взаимодействия людей, то есть о состоянии производственных отношений. (Подробно об оценке состояния производственных отношений см. в гл. 4). Общее состояние производственных отношений есть равнодействующая действий многих людей, стремящихся удовлетворить личные интересы. NB Динамика эффективности использования производственных ресурсов свидетельствует о степени соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов, земли, основных и оборотных средств являются своеобразным индикатором того, насколько успешно реализуется личный интерес каждого участника производства и их совокупный интерес в достижении определенных результатов. Результаты производства зависят не только от действий каждого участника производства или группы, объединившейся для достижения одной цели, но и от внешних условий: ситуации на рынке, экономической политики государства, развития инфраструктуры и т.п. Все эти условия в совокупности характеризуют в целом состояние производственных отношений, определяющим моментом которых является форма собственности.
Многие данные показывают, что имеется устойчивая и существенная зависимость выхода продукции, а также доходов от обеспеченности предприятия ресурсами, от их структуры и качества. Такие повторяющиеся причинно-следственные существенные связи называются законами. Например, закон повышающейся производительности общественного труда выражается в росте выхода продукции на единицу затраченного живого и овеществленного в средствах производства труда. Для увеличения выхода продукции необходимо приложить к земле большее количество основных и оборотных средств, а для вытеснения живого труда нужно повысить вооруженность работающих основными средствами и вводить в производство более совершенные средства. Но на практике при одинаковой обеспеченности предприятий ресурсами получается разный результат. Это зависит от состояния производственных отношений. Они могут быть хорошими или плохими, но в любом случае выход продукции и размер доходов являются результатом определенных производственных отношений, так как материальные ресурсы без приложения к ним живого труда не могут функционировать. Еще раз отметим, что экономические законы описывают устойчивую существенную связь между ресурсами и результатом их использования, но использование ресурсов означает, что участники производства вступили в определенные производственные отношения между собой (их труд организован соответствующим образом, за ними закреплены средства производства, и они выполняют определенные технологические операции). Поэтому абстрактным предметом экономики отрасли являются производственные отношения, а конкретным предметом – устойчивые причинно-следственные производственные связи, выражающие суть экономических законов. Вышеизложенное позволяет определить конкретный предмет дисциплины: "Экономика сельского хозяйства" изучает систему производственных причинно-следственных связей, характеризующих состояние производственных отношений в сельском хозяйстве. Отношения в сфере обмена, то есть на рынке и в сфере потребления, изучают соответствующие науки. В науке, как и в производстве, произошло общественное разделение труда. Если в конце ХIХ в. в Петровской сельхозакадемии (теперь Московской сельхозакадемии им. К.А. Тимирязева) в курсе "Сельскохозяйственная экономия" преподавались вопросы экономической теории, организации производства, анализ, бухгалтерский учет, то сейчас по каждому разделу экономики в сельхозвузах России имеются специальные кафедры. Общая наука "Экономика" разделилась по признаку различий между фазами процесса воспроизводства и по отраслевому признаку. Изучение собственно сферы обмена (рынка) является задачей дисциплины "Маркетинг". Однако в отраслевой экономике рассматривается влияние рынка на производство.
2.2. Задачи науки "Экономика сельского хозяйства"
Для изучения причинно-следственных производственных связей и принятия решений необходима количественная оценка состояния экономики отдельных отраслей и предприятия в целом. Поэтому одной из первостепенных задач экономики сельского хозяйства является разработка методики определения экономических показателей, которые подразделяются на факторные и результативные. Задачей экономики сельского хозяйства является также разработка принципов поведения сельскохозяйственного товаропроизводителя при рыночной экономике и методики обоснования решений. До какого уровня увеличивать масштаб производства, что нужно делать для минимизации издержек и максимизации прибыли с учетом неопределенности и вероятности риска, как правильно принять решение о целесообразности инвестирования производства, что нужно делать для повышения производительности труда, как учесть и перераспределить земельную ренту, как определить цену земли и какие факторы при этом следует учитывать – эти и сопутствующие им вопросы рассматриваются в данном учебном пособии. Все эти частные задачи подчиняются одной глобальной задаче – разработке путей повышения экономической эффективности производства.
2.3. Особенности отрасли и характер рыночных отношений в сельском хозяйстве
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.007 с.) |