Факторы, влияющие на показатели рентабельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на показатели рентабельности



 

Показатели рентабельности характеризуют результат отношений в сферах производства и обмена. Уровень показателей рентабельности зависит от множества факторов, которые выстраиваются в цепочку, где каждое следующее звено представляет собой все более агрегированные показатели.

Возьмем, например, показатель, характеризующий рентабельность активов (в активе баланса предприятия отражается стоимость основных и оборотных средств, а также других малозначимых для производства ресурсов). Логическая схема взаимодействия факторов приведена на рис. 8.2.

Верхнюю ступень "лестницы факторов" на рис. 8.2 занимают те из них, которые непосредственно влияют на уровень рентабельности активов. Эти факторы представляют собой значения исходных для расчета прибыли данных, но взвешенных по количеству продукции или по размеру того ресурса, к которому отнесена прибыль.

Схема на рис. 8.2 представляет собой "иерархическую лестницу", по которой происходит восхождение от глубинного уровня факторов к поверхности экономического явления.

Факторы распределены с учетом соподчиненности на четыре уровня (ступени):

- факторы I уровня отражают формирование суммы выручки, а также соотношение между выручкой и оборотными средствами – коэффициент оборачиваемости оборотных активов, удельный вес оборотных средств в сумме активов предприятия, удельный вес выручки от растениеводства в сумме общей выручки предприятия, удельный вес выручки от переработки в общей сумме выручки предприятия;

- факторы II уровня отражают непосредственный результат производства – валовая продукция в сопоставимых ценах в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, урожайность зерновых культур, продуктивность животных;

- фактор III уровня отражает потребленные ресурсы в стоимостном выражении – уровень производственных затрат в расчете на 1 га земли или 1 голову животных;

- факторы самого нижнего IV уровня отражают обеспеченность ресурсами – количество применяемых ресурсов по отношению к площади сельскохозяйственных угодий, качество ресурсов и цены ресурсов.

Если в формуле 8.6 прибыль взвесить по размеру ресурсов (посевная площадь, поголовье животных, численность работников, затраты рабочего времени и т.д.), а денежную выручку и себестоимость – по количеству продукции, то получим формулы, отражающие функциональные связи между показателями рентабельности и факторами, находящимися на верхней ступени иерархии факторов.

 

 

Рис. 8.2. Схема влияния факторов на рентабельность активов

 

Нижеприведенные формулы позволяют определить направления разработки мероприятий по повышению рентабельности, – с какой ступеньки лестницы нужно начинать движение к тем факторам, которые формируются на отдельных рабочих местах. На этом пути мы будем все дальше уходить с уровня предприятия и приближаться к полям и животноводческим фермам, где осуществляются рабочие процессы и производится продукция. Именно там осуществляются производственные отношения первичного порядка, и на этом уровне мы можем рассчитать показатели, лежащие на самой нижней ступени в "лестнице факторов", формирующих рентабельность.

NB Экономист всегда мечтает определить первопричину, но сталкивается с проблемой агрегированности показателей. Можно стремиться получить данные о массе зерен по каждому колоску пшеницы, но в бухгалтерии оказываются данные о привезенном на ток зерне с конкретного поля площадью, например, 100 гектаров.

 

Разделим в формуле 8.6 выручку и себестоимость на количество продукции и получим формулу 8.8, которая показывает, что процент рентабельности зависит от цены реализации единицы продукции и себестоимости единицы продукции.

Ц – Сбтп

R = —————— × 100, (8.8)

Сбтп

где Ц – цена реализации единицы продукции, руб./ц;

Сбтп – себестоимость единицы товарной продукции, руб./ц.

Частные показатели рентабельности также зависят от соотношения цены и себестоимости, но еще по каждому из них учитывается отдача соответствующего ресурса. Коэффициент товарности присутствует во всех формулах, потому что прибыль определяется после продажи, то есть по товарной продукции:

Прга = (Ц – Сбтп) × Ур × Кт, (8.9)

где Прга – прибыль на 1 га посевной площади, руб./га;

Ур – урожайность, ц/га;

Кт – коэффициент товарности.

Прчел.-ч = (Ц – Сбтп) × Пт × Кт, (8.10)

где Прчел.-ч – прибыль на 1 человеко-час, руб./чел.-ч;

Пт – производительность труда, то есть выход продукции на 1 человеко-час, ц/чел.-ч.

Прч = (Ц – Сбтп) × Птч × Кт, (8. 11)

где Прч – прибыль на 1 человека, руб./чел.;

Птч – производительность труда, то есть выход продукции на 1 человека (среднегодового работника), ц/чел.

Пргол = (Ц – Сбтп) × Пгол × Кт, (8.12)

где Пргол – прибыль на 1 животное, руб./гол.;

Пгол – выход продукции на 1 животное (продуктивность), ц/чел.

Если вместо букв подставить в формулы цифры и сравнить их, то можно определить основные причины изменения рентабельности и выбрать направления поиска возможностей повышения рентабельности производства. Возьмем, например, формулу прибыли на 1 га зерновых культур и расположим все цифры в столбик по строкам "предприятие" и "в среднем по району". В последней строке будем отвечать на вопрос "почему на предприятии прибыли получено больше?"

 

Прга = (Ц – Сбтп) × Ур × Кт

Предприятие 3750 = (400 – 150) × 25 × 0,6

В среднем по району 3080 = (420 – 200) × 20 × 0,7

Направление влияния

 

Стрелками показано направление влияния факторов: себестоимость и урожайность оказали более сильное влияние, чем факторы, действовавшие в сторону снижения прибыли.

 

☼ Рентабельность и инфляция

 

Как и в случае с себестоимостью (см. п.5.7), рассчитываемая на практике в конце года рентабельность без учета изменений цен не отражает реальную картину финансового состояния предприятия. Известно, что затраты в производственных отчетах определяются ежемесячно по фактическим ценам. Но цены на ресурсы в момент осуществления затрат и в момент их возмещения несопоставимы. Поэтому из полученной выручки от реализации продукции приходится направлять на возмещение израсходованных оборотных средств большую сумму денег, чем было затрачено. Поскольку рост цен на реализуемую продукцию отстает от роста цен на ресурсы, то сначала уменьшается и исчезает прибыль, а затем начинает ощущаться хронический недостаток денег на зарплату.

 

8.6. Порог рентабельности

Руководители и специалисты предприятий часто задают себе вопросы: 1) стоит ли продолжать производить какую-то продукцию? 2) если стоит, то до каких пределов увеличивать производство? На первый вопрос отвечает правило 1 поведения коммерческой организации при рыночных условиях хозяйствования: имеет смысл продолжать производить конкретную продукцию, если при достигнутом уровне производства выручка превосходит издержки, то есть получается прибыль. На второй вопрос ответ подсказывает здравый смысл: нет необходимости расширять производство продукции, если прибыль не возрастает. Отсюда следует правило 2: если принято решение продолжать производство конкретной продукции, то целесообразно увеличивать продажу продукции до тех пор, пока предельная выручка, то есть цена реализации не сравняется с предельными издержками.

Что может предпринять сельскохозяйственный товаропроизводитель для максимизации прибыли, если он не может повлиять на рыночную цену? Единственной возможностью приспособиться к рынку для сельскохозяйственного товаропроизводителя является повышение урожайности культур или продуктивности животных и на этой основе снижение себестоимости единицы продукции. При этом постоянной задачей является приведение средних издержек к нормативному уровню.

Подтверждаются ли правила поведения на практике? После либерализации цен с 1992 г. сельскохозяйственные предприятия России поступали в соответствии и с правилом 1, сокращая производство

убыточной продукции.

Одним из направлений экономической работы на многоотраслевых предприятиях является корректировка ассортимента товарной продукции с целью получения максимума прибыли. Ассортимент товарной продукции можно скорректировать, если в соответствии с правилом 2 определить пороговое значение себестоимости единиуы продукции и цены реализации, вычислить пороговую урожайность культур или продуктивность животных для того, чтобы оценить возможности хозяйства для увеличения масштаба производства сверх пороговых значений.

Теоретической основой решения данной задачи является учение о пороге рентабельности. Как было показано выше, процент рентабельности зависит лишь от соотношения цены реализации и себестоимости единицы реализованной продукции. Процент рентабельности - оценочный показатель. Он используется для оценки уровня эффективности всех сторон хозяйственной деятельности, а также при принятии решения о целесообразности инвестиций. Однако предприятие должно иметь определенную сумму свободных денег – прибыль, которая зависит от двух величин – выручки и валовых (суммарных) издержек по производству и реализации товарной продукции. Стремление к максимальной прибыли представляется в виде "дороги, которую осилит идущий" на графике движение вниз вдоль линии средних издержек.

Не все виды продукции имеют одинаковую рентабельность. Если окупаемость затрат равна 100 %, то состояние экономики отрасли или предприятия оценивается как пограничное, то есть нет ни прибыли, ни убытка. При переходе из убыточного состояния к прибыльной деятельности предприятие преодолевает условную черту, которая разделяет убыточную и прибыльную пограничные области финансово-экономического состояния. Эту условную черту называют порогом рентабельности, а точку пересечения линий цены и себестоимости – точкой безубыточности.

В табл. 8.1 приведены данные результата эксперимента (расчетов на компьютере), которые позволяют определить пограничное состояние экономики свекловодства на конкретном предприятии.

Таблица 8.1. Исходные данные для определения порога рентабельности при производстве сахарной свеклы (себестоимость рассчитана на основе технологических карт)

 

Урожайность, ц/га Производственные затраты, руб./га Себестоимость, руб./ц Предельные затраты, руб./ц Цена, руб./ц Процент рентабельности, % Прибыль на 1 га, руб./га
        - 11,0 - 1680
          0,0 0,0
      63,0   9,7  
      57,5   18,9  
      50,8   27,0  
      65,0   31,4  
      86,0   31,4  
      106,0   28,4  
      154,0   20,2  
      178,0   11,9  
      231,0   1,8  

 

Цена принята одинаковой при любой урожайности сахарной свеклы, так как предприятие не может повлиять на рыночную цену путем предложения разного количества продукции (качество продукции имеется в виду также неизменным). Из таблицы видно, что процент рентабельности повышается до урожайности 320-360 ц/га. Однако при урожайности 120 ц/га реализация свеклы не дает прибыли, а при урожайности 160 ц/га процент рентабельности равен нулю, так как себестоимость равна цене. Следовательно, порог рентабельности находится при урожайности 160 ц/га.

Порог рентабельности наглядно наблюдается на графике (рис. 8.3).

 

 

Рис. 8.3. Порог рентабельности при производстве сахарной свеклы

Обозначения: AC – линия средних издержек; P – линия цены; Q – количество продукции; Qбезуб.1, Qбезуб.2 – точки безубыточности.

Порог рентабельности на графике совпадает с линией цены, так как в точках безубыточности себестоимость равна цене.

Перпендикуляр, восстановленный из первой точки безубыточности на ось количества продукции отражает точку со значением пороговой урожайности. Пороговое количество продукции (Qмин) – это объем продукции, при котором стоимость валовой продукции по средним ценам реализации равна себестоимости этой продукции, то есть цена реализации (P) продукции равна себестоимости единицы продукции (АС).

Р асчет пороговой урожайности культуры или продуктивности животных можно использовать для корректировки масштаба производства и ассортимента товарной продукции. Если недостаточно ресурсов для повышения урожайности культуры или продуктивности животных, то целесообразно сократить посевную площадь данной культуры или поголовье животных.

При этом следует иметь в виду технологические ограничения, связанные с необходимостью соблюдения севооборотов (правильное чередование культур в полях севооборота практически бесплатно обеспечивает прибавку урожая). Размещение некоторых культур по полям с учетом наилучших предшествующих культур возможно при определенном соотношении площади посева этих культур. Этим определяются минимальный и максимальный удельный вес площади отдельных культур в площади пашни (см. табл. 8.2).

Таблица 8.2. Рекомендуемая насыщенность севооборота отдельными сель

скохозяйственными культурами или группами культур для ЦЧЗ (в %%)

Сельскохозяйственные культуры Нижняя граница Верхняя граница
площадь пашни    
зерновые всего    
озимые    
зернобобовые    
сахарная свекла    
подсолнечник    
пар    

 

 

8.7. Проблема низкой доходности сельскохозяйственных
товаропроизводителей

 

Сельскохозяйственные товаропроизводители в стремлении получить максимум прибыли сталкиваются с обстоятельствами, которые присущи только сельскому предприятию, так как они обусловлены объективно существующими особенностями сельского хозяйства. Изучение данных обстоятельств позволило сформулировать проблему доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. О наличии роблемы свидетельствует тот факт, что даже в самой богатой стране мира – в США – из 42 тыс. долларов дохода в среднем на одну фермерскую семью лишь половину составляет доход от сельскохозяйственной деятельности.

За последние 10 лет количество убыточных сельскохозяйственных предприятий в России сокращалось (табл. 8.3):

 

Таблица 8.3. Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций РФ в 1995 – 2006 гг.

Показатели                      
Число с.-х. организаций на конец года, тыс. 26,9 27,0 27,3 27,3 27,6 24,8 24,2 22.1 21,0 18,3 16,3
в т.ч. убыточных 15,4 22,0 23,9 14,8 14,1 11,4 13,3 10.8 7,8 7,3 5,3
- в % от общего числа с.-х. организаций                 37,2 39,7 32,3
Сумма убытка на одну убыточную организацию, тыс. руб.                      
Балансовая прибыль, млн. руб.   -30600 -36923                
Субсидии из бюджета, млн. руб.                      
Рентабельность хозяйственной деятельности, % 2,3 -24 -28               9,7
Рентабельность продукции с/х, %   -20 -22 -15 -13 -1,7 -1,6 -1,9 5,3 2,0 2,6

 

в 2006 г. их было около 33%, но средний процент рентабельности был очень низок. Наблюдающаяся с 1999 года тенденция снижения количества убыточных предприятий не дает объективной картины, так как снижение их числа вызвано не улучшением финансового состояния, а, скорее их ликвидацией вследствие банкротства.

Финансово-кредитная система, приспосабливаясь к условиям рыночной экономики, «выкачала» из ее реального сектора денежные средства и предоставляет их по определенной цене в виде кредитов. Цена кредита, пожалуй, единственный макроэкономический параметр, который жестко регулируется Центральным банком России.

Оценивая состояние экономики России, следует отметить, что к началу 21 века сформировалась слабо регулируемая экономика, развивающаяся, в основном, в режиме самоорганизации и под давлением капитала, сконцентрированного в теневом секторе. Саморазвитие экономики происходит тогда, когда функция системы исполняется без активного воздействия блока управления.

В связи с этим возникает вопрос: убыточность сельхозпредприятий связана только с отсутствием государственной поддержки или имеются причины объективного характера? Доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей связана со спецификой отрасли сельского хозяйства и с особым характером проявления законов спроса и предложения, а также с характером движения цен на рынке сельскохозяйственных товаров.

В краткосрочном периоде проблема развития сельского хозяйства заключается в крайней нестабильности доходов в различные годы в связи с колебанием погодных условий. В долговременном периоде причины низких доходов состоят в ценовой неэластичности спроса на сельскохозяйственные продукты, в сдвигах, которые происходят с течением времени в кривых спроса и предложения. По мере того, как доходы населения поднимаются над уровнем прожиточного минимума и проблема голода, в конце концов, отступает, снижаются темпы роста расходов потребителей на питание, а их мысли обращаются к "прелестям жизни", которыми обеспечивает промышленность, а не сельское хозяйство.

Данные по США и странам ЕС показывают, что темпы увеличения спроса на продукты питания равны темпам прироста численности населения. Предложение, наоборот, в результате технического прогресса может расти быстрее, чем спрос. Уравновесить спрос и предложение сельское хозяйство не в состоянии из-за иммобильности ресурсов. Предложение продуктов сельского хозяйства возрастает также потому, что земля улучшается при правильном ее использовании, а собственники стремятся извлекать максимальную выгоду от вложений в землю.

Для решения проблемы доходности в странах с развитой рыночной экономикой осуществляются программы поддержки сельхозтоваропроизводителей и регулирования рынка сельскохозяйственных товаров. В начале 21 века в России стали больше уделять внимания решению проблемы доходности сельхозтоваропроизводителей (см. Государственную программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

)

 

 

Глава 9

ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПК

 

Отмечена роль закона стоимости в формировании цен. Объяснено, как влияют цены на доходы предприятий и потребление населения. Изложены причины формирования диспаритета цен. Описана система государственного регулирования цен в АПК. Изложены методы расчета цены индивидуального предложения.

 

 

9.1. База формирования цен

 

Базой формирования цен при рыночных условиях хозяйствования является стоимость, измеряемая количеством общественно необходимого рабочего времени. Стоимость – понятие абстрактное, то есть подразумевается, что в товаре овеществлено определенное количество труда – и живого, и труда, который был предварительно (до начала цикла производства) овеществлен в средствах производства (прошлого труда).

Мерой стоимости является общественно необходимое рабочее время (ОНРВ) – это такое количество человеко-часов, которое признается обществом (потребителями).

О том, сколько признается рабочего времени в единице конкретного товара можно догадаться с помощью меновой стоимости, то есть, определив соотношение между различными товарами в процессе обмена (о взаимосвязи между стоимостью и меновой стоимостью более подробно см. в [21]). Если выразить это соотношение с участием золота, мы получим денежное выражение стоимости, то есть цену (для удобства вместо золота в процессе обмена используют специальную бумагу – казначейские билеты или менее драгоценный металл, которые выполняют роль денег). Если цена формируется под воздействием законов спроса и предложения, то она действительно выражает в деньгах стоимость товаров и услуг.

Идеальным рынком, где выявляется действительная цена, то есть цена, выражающая стоимость в денежной форме, является рынок сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия, потому что на этом рынке имеется самая высокая степень конкуренции (совершенная, идеальная конкуренция) и цены отражают равновесие между спросом и предложением. Товары при этих условиях действительно обмениваются пропорционально заключенному в них труду, то есть по стоимости.

Совершаемый посредством обмена объективный процесс признания обществом определенных издержек был подменен при административно-командной системе волевым актом – составлением межотраслевого баланса труда с целью подсчета общественно-необходимых затрат рабочего времени.

При исключении из экономической жизни стимулирующей и регулирующей роли рынка, цены устанавливали на основе отраслевой себестоимости, считая, что средние издержки отражают общественно необходимые затраты. Такой подход к формированию цен стимулировал рост издержек. Стремясь получить со стороны правительства более высокие цены на свою продукцию, предприятия добивались признания отраслевыми органами управления своих затрат на производство, после утверждения которых правительством они получали статус норматива.

Отрицательные последствия такого метода ценообразования выражались в снижении эффективности производства. Всегда существующее противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью проявлялось особенно остро, что выражалось в несоответствии цен и качественных характеристик средств производства и потребительских товаров. Энергоемкость ВВП России в три с лишним раза выше, чем в высоко развитых странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.06 с.)