Форма правления и политический режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления и политический режим



В начале XVIII в. во всех трех румынских государствах была установлена абсолютная монархия. Она принимала различные формы в зависимости от особенностей развития каждого из этих государств, но во всех случаях имели место: превращение дворянства в публичных служащих; унификация системы права; упразднение внутренних границ; создание постоянной армии; введение фиксированных налогов; главенство двора над всей политической жизнью страны; ограничение социальных привилегий.

Просвещённый абсолютизм

Просвещённый абсолютизм реформами сверху добился обновления государства, замены доминирующей концепции Божественного права на концепцию Естественного права и теорию Общественного договора, поддержки внутреннего производителя и т.д.
Абсолютная монархия в Валахии и Молдове существовала в рамках турецко-фанариотского режима, которому в Трансильвании соответствовал иосифинистский и постиосифинистский режимы.

Фанариотский режим

Характеризуется укреплением центральной власти при поддержке турок. Господари-фанариоты (в этот период местные бояре не могли стать господарями, т.к. Османская Порта не доверяла им) управляли по турецкому образцу, т.е. авторитарно, но в то же время они пытаются проводить и прогрессивные реформы под воздействием просветительных идей.

Полностью подчинённые турецкой Порте румынские княжества не имели права проводить самостоятельную внешнюю политику, но они по-прежнему сохраняли статус субъектов международного права.

Иосифинистский режим

В Трансильвании характеризовался проведением прогрессивных реформ, инициатором которых был Иосиф II. Они не преследовали цель уничтожить старый строй и уклад жизни, а лишь консолидировал его путём проведения политики поддержки производителей. Реформы Иосифа II были несовершенны, они решали вопросы в основном лишь теоретически и плохо соответствовали реальности. Поэтому на самом деле они только парализовывали стремления радикального изменения старой жизни.

Политический режим регламентировался Органическим регламентом. В Молдове и Валахии, согласно ему, были намечены действия по созданию новой организации государства, но наблюдается и попытка вернуться к "дворянскому режиму". Доказательства этого вытекают как из международно-правовых актов (в 1822 г. молдавские бояре "просят вернуть те обычаи, которые существовали 150 лет назад"), так и из содержания самого Регламента. Свидетельствуют об этом и попытки великого боярства вернуть себе право подавать жалобы Порте, чтобы ограничить власть господаря.

Экстраординарные общественные собрания, организованные регламентом, появляются как новая форма Великого собрания страны. Это сословно-представительный орган, который теперь включает в свой состав и третье сословие - буржуазию. Периодически созывается.

Ряд мер ухудшал положение клэкашей, увеличив их обязательства даже больше, чем они были в прошлом.

В Трансильвании во времена Леопольда II великое дворянство осуществляет попытки вернуть утерянные позиции; сословия и ордены принуждают императора вернуться к старой организации, существовавшей до 1764, но на основе новых идей: конституционных принципов, общественного договора, прав человека и гражданина, равенства, суверенитета народа, национального суверенитета и т.д.

Так как на этот момент не существует социальной категории, которая могла бы в своих интересах придать этим идеям новое содержание, дворянство стало использовать их в своих целях, трактуя "равенство" как равенство рядового дворянства и высшего, а "общественный договор" как договор между дворянством и правителем. Таким образом, император и дворянство достигли компромисса в разрешении вопроса о возврате к старым институтам, дворянскому иммунитету и новому улучшению отношения к прямым производителям.

Организация власти

Господари фанариоты, которые управляли румынскими принципатами, назначались непосредственно Портой из числа богатых греческих семей, которые находились на службе у султана и жили в квартале Фанар в Истамбуле. После установления габсбургского господства в Трансильвании император принял и титул Принципса, а в этой провинции самым высоким должностным лицом был губернатор. Диета предлагала нескольких кандидатов на этот пост, а двор в Вене назначал одного из них, независимо от количества голосов, которые он набрал в Диете, во главе Баната, который с 1718 находился под австрийским господством, а венский двор назначал президента из числа высокопоставленных придворных, обычно генерала, который сосредотачивал в своих руках гражданскую и высшую власти.

Господарю помогал Господарский Диван.

Появляется новая должность divan-efendi, мусульманин который читал все фирманы (указы) Турецкой Порты, а также судил все дела, когда одна сторона спора являлась мусульманином.

Сословное собрание - входит в период кризиса и была заменена общинным советом - собрание бояр и духовенства.

Органические регламенты

Органические регламенты 1831-1832 предусматривали избрание господаря на пожизненный срок черезвычайным общественным собранием великих бояр (минимальный возраст 14 лет).

Режим регламента не был в прямом смысле слова конституционным режимом, так как регламенты были лишь фундаментальными актами, а общественное собрание не носило характер репрезентативного органа, а лишь сословного.

Теоретически господарь сохранял прерогативы суверена: он - глава администрации, поэтому назначает и снимает с должности (dregatori); присуждает дворянские титулы; является главнокомандующим армии, мобилизует её и возглавляет во время войны; является главой юстиции, утверждает или отклоняет законы, судит вместе с господарским советом; одобряет или отвергает назначение духовных иерархов; является главой политической власти, принимает и отсылает посольские миссии, объявляет войну и заключает мир; является главой финансового ведомства и т. д.

На практике эти прерогативы в основном контролируются Портой, уцеляет авторитет господаря, аналогично происходит и в Трансильвании, где венский император удерживает за собой важные полномочия господаря.

В осуществлении своей деятельности господари опирались на совет из великих сановников (господарский совет), помимо которого функционировал Диван - более широкое собрание, в которое входили великие и малые сановники и даже лично господарь и государыня.

В Трансильвании губернатору помогал Gubernium из 12 советников. Для обеспечения безраздельного господства и осуществления постоянного контроля под Трансильванией, Габсбурги основали в Вене Придворную канцелярию, посредством которой императорский двор осуществлял власть, как под губернатором, так и под Gubernium.

Органические регламенты в Молдове и Валахии осуществление законодательной деятельности относили к прерогативам двух собраний: Обычное общественное собрание из 42 человек в Валахии и 35 в Молдове (церковные иерархи, бояре первого ранга, депутаты от жудецев или цинутов) и Черезвычайное общественное собрание из 190 членов в Валахии и 132 в Молдове (церковные иерархи, бояре первого и второго ранга, представители цинутов, жудецев и городов). Для разрешения определённых административных проблем регламенты предусмотрели создание Административного совета (министр внутренних дел, министр финансов, великий постельник и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.005 с.)