Правосубъектность. Общественный строй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правосубъектность. Общественный строй



По утверждениям античных авторов, общество гето-даков было дифференцировано в отношении правосубъектности граждан.

Как утверждает греческий софист (I век н.э.) Dio Chrisostomu в своей работе "Getica" (на сегодняшний день утеряна, известна по античным цитатам), при правлении Буребисты население Дакии разделяется на два антагонистических класса. Первый - богатые: тарабосты (zarabos tereos) и пилеаты (pileatos) - из этой социальной категории избирались короли и жрецы (tarabostes переводится как «родовая аристократия»).

Dio Cassius ("Istorie") и готический историк Йордан (Iordanes) в «Гетике» рассказывают о существовании и второго класса - бедного слоя населения, который, в свою очередь, делился на коматов (comati) и копиллатов (copillati), то есть те, которые не имели права носить головной убор (как тарабосты), но обладали частной собственностью - дома, земли,...

Некоторые источники указывают на существование третьего слоя - рабов, которые появлялись за счёт захвата пленников во время военных походов.

Поэтому, общественный строй Дакии схематически можно изобразить следующим образом:

Йорданес писал: "избранные среди гетов сначала назывались тарабосты, затем -пилеаты, из их среды избирали правителей и жрецов".

Дио Касиус уточняет: "Децебал посылал с посольской миссией к Траяну не коматов, но из более высокопоставленных пилеатов".

Рабство в классических формах не развивалось, но известно, что существовало. Страбон в "Географии" утверждает, что рабов в Дакии называли даои.

Tarabostes пользовались полной правосубъекностью (дееспособностью и правоспособностью), рядовой народ (коматы или копилаты) были более ограничены в правах. Рабы вообще не имели политических и гражданских прав. Рабство носило патриархальный характер.

Брак и семья

И в этом отношении исторические сведения противоречивы. Страбон в своей работе "География" утверждает, что все фракийцы, а среди них более всего геты, не знают меры... женятся на 10, 11 и даже 12 и больше жён. Тогда семья у гето-даков была полигамной.

Героклид Понтийский в "De rebus publicus" говорит, что каждый фракиец берёт 3-4, а некоторые все 30 жён, и использует их как служанок.

Юлиус Солинус утверждает, что у фракийцев среди мужчин принято хвалиться числом жён. Считается честью жениться на многих жёнах.

Однако эти замечания нельзя абсолютизировать, так как ни Гораций, ни Овидий, которые хорошо знали общество гето-даков не заявляли ничего о возможной полигамии в гето-дакийской семье.

Наоборот, Траянская колонна, передавая сцены из жизни гето-даков, скорее даёт аргументы в пользу моногамии в гето-дакийской семье.

Таким образом, возможно лишь сделать вывод, что в эволюции института брака присутствовали обе формы: для зажиточных граждан была возможна полигамия; для рядовых - моногамия. В подтверждение этому можно привести высказывание Геродота: "фракийцы получали невест у их родителей за большие деньги".
Семья была патриархальной - жена находилась под властью мужа. Муж мог наказать её за неверность, пока трость не ломалась.
Помпоний Мела, римский историк и географ испанского происхождения, -написал книгу по географии "Месторосположение мира", в которой описывал народы Причерноморья, - затрагивает и вопрос брака и семьи у гето-даков. Он утверждает, что, согласно обычаю, девушки у гето-даков продавались и, соответственно, покупались на публичных аукционах и цена варьировала в зависимости от красоты и чистоты. Если же девушку никто не покупал, она сама должна была купить себе мужа. И по сей день на свадьбах сохранился формальный обычай покупки невесты.

Семья была патрилинейной - родство велось по мужской линии, и патрилокальной - все жили в доме мужа. Невеста была обязана привести в дом мужа приданое (dotata conjux).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.004 с.)