Администрация в пашалыках и райах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Администрация в пашалыках и райах



Пашалыки и райи, очень немногочисленные на территории румынских государств, распространились в XVI в. из провинции Rumelia; Турну и Джурджу были связаны с Никополем; Добруджа, Брэила, Четатя Албэ и Тигина с Силистрой, которая имела статус пограничной провинции. В Трансильвании, после своей победы и создания пашалыка Buda, турки подчиняют в 1552 г. Банат и часть Кришаны их прямой администрации и создают пашалык Тимишоара, а в 1660 г. в результате поражения восстания Георгия Ракоци II занимают оставшиеся территории Кришаны и создают пашалык Орадя.

Администрация принадлежащих туркам земель осуществляла непосредственное господство над землёй и занималась сбором налогов. Во главе её был бейлербей, который управлял провинцией. За ним следовала целая иерархия крупных и мелких чиновников и управленцев, которым принадлежали здесь земли.

Города (sehir), местечки (kasaba) и сёла (kariye) входили в состав дистриктов (Kaza). Подати регистрировались в специальных регистрах, которые вели cadiu. Ему принадлежали и судебные функции. Он судил в своей резиденции, окружённый советом, который выполнял в основном консультативные функции, опираясь на аппарат служащих.

Местные жители, на протяжении всего периода турецкого господства, сохранили в пашалыках и райах определённую автономию. Административные единицы в Добродже сохранили те же черты при турецком господстве, что и во времена романо-византийского господства. Споры разрешались здесь местными властями и духовными лицами, и только в случае разногласия между христианином и мусульманином дело доходило до кадьи (cadiu).

Лица. Имя. Прописка

Концепция юридической личности, то есть об общей юридической правоспособности - это результат длительной историко-юридической эволюции. Значение и содержание данного юридического термина менялось от одной социально-экономической формации к другой.

До раскрытия значения концепции отметим, что не всегда юридическая правоспособность относилась ко всем категориям людей, так как только некоторые социальные категории людей могли осуществлять все юридические действия. Так, например, в древности над рабами, называемыми вещами (res), хозяева имели право на жизнь, что означает, что им не принадлежали никакие юридические права. К тому же не всегда под юридической правоспособностью понималась совокупность права пользования правами и права осуществления своих прав. Право пользования -это осуществление позитивного права.

В истории права к словосочетанию «правоспособность» прибавляется слово «общая», с целью более адекватного определения, так как с одной стороны, предполагается совокупность всех известных прав, составляющих объективное право в определенный момент, а с другой стороны, с точки зрения рассмотрения отраслей права, предполагаются несколько видов правоспособности (гражданская правоспособность, административная и конституционная).

Таким образом, общая правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности от рождения и до смерти. Для реализации способности иметь права и обязанности, необходима сознательная юридическая воля.

Здравое суждение - это та интеллектуальная способность индивида, которая заставляет задуматься о своем существовании, об общественных отношениях, о значении своих поступков и поступков других людей.

Поэтому, правоспособность подразделяется в зависимости от возраста. Так, к примеру, в нашем законодательстве общая юридическая правоспособность наступает в 18 лет. Установлено и то, что не имеют правоспособности дети, не достигшие определенного возраста, и душевно больные, которые должны находиться под присмотром.

Как уже было упомянуто, способность пользования, тесно взаимосвязана со способностью исполнения, так как пользование определенными правами и обязанностями предполагает их исполнение. Исполнение не следует понимать как определенны действия, так как возможно просто воздержание от определенных действий.

Имя и прописка занимают основное место среди способов опознания. Имя - это элемент опознания личности в семье и обществе.


Фамилия - была исходным элементом идентификации личности, в основном в документах о гражданском положении.

Режим рождения, подтверждающий законное родство, в период преобладания имени без фамилии, в документах обозначался через выражение «сын такого лица, дочь...».

Место жительства предполагает постоянное или основное место проживания, часто место рождения. Было общепринято, что жена обязана переехать к мужу, но были известны случаи «замужество мужчин». Документально, имя чаще всего сопровождается названием места проживания (Барбул из Мугурешть). С точки зрения правоспособности, социально-экономическое общество феодального периода намного прогрессивнее общества рабовладельческого. Хотя феодальному обществу и присущи социальные категории с ограниченной правоспособностью, все же не в таком масштабе как в рабовладельческом обществе, когда рабы вообще не обладали правоспособностью.

Анализируя институт лиц в феодальном обществе, необходимо отметить и такое понятие как «дееспособность», которое не было присуще всем социальным категориям.

Отметим, что понятие «человек как социальный индивид» было тождественно понятию «лицо» в юридическом смысле.

Таким образом, все люди обладали правоспособностью. Правоспособность, как совокупность прав и обязанностей, была различна в зависимости от статуса индивидов в иерархии социальных категорий. Таким образом, правоспособность необходимо рассматривать как понятие меняющееся. Так, если определенный человек на данный момент является крестьянином, то ему соответствуют одни права и обязанности, но если спустя некоторое время он становится боярином, то ему соответствуют другие права и обязанности. Однако, хотелось бы отметить, критерием, разграничивающим людей, является собственность на средства производства.

Обязательства

Общие понятия

Феодальный период не был благоприятным для развития института обязательства. Это обуславливалось неразвитостью, закрытостью экономики, как на узком уровне, так и на уровне государства. Развитие данного вопроса - это довольно-таки сложный вопрос и требует рассмотрения сквозь призму всей эволюции человечества.

Ограничимся несколькими уточнениями для понимания вопроса. Человек средних веков вел спокойный и монотонный образ жизни. Редко покидал местность, где жил, и вступал в связи с другими людьми. Не существовало напечатанных книг, церковные же рукописи хранились в монастырях. Наука, история и география были захоронены под руинами греческих и римских городов. Народ не знал о прошлом, а если и узнавал, то из сказок, легенд или из рассказов дедов и прадедов.

Если бы прогресс цивилизации был бы оставлен на усмотрение крепостных и их сеньоров, то мы и ныне жили бы в XII веке.

Феодальное поместье образовывало авторитарное феодально-экономическое формирование, в котором производилось все необходимое для повседневного существования. Слабо развитые производственные силы, а также то, что излишнее производство было исключением, обусловили неинтенсивный коммерческий обмен. Существовала интернациональная торговля: оружием, солью, вином, шерстью, предметами роскоши и др. Крестьяне и феодалы продавали свои товары на местных ярмарках. Расплачивались за товар натурой, реже в деньгах.

Малочисленный обмен товарами осуществлялся в натуре: еще не осуществлялась связь между продавцом и покупателем посредством рынка.

В социально-экономической деятельности раннего феодального общества юридический институт обязательств находился в зародышевом состоянии, в виде торговых сделок. Но этот институт не мог находиться вне общего прогресса, подчиненного вечному новаторству.

Обмен товарами между частными лицами, обращение имущества, в особенности после распада сельской общины, и образование частной собственности - были реальностью, которая должна была найти отражение и в области права.

В начале были подарки, дары, которыми обменивались на свадьбе, крестинах и других церемониях. Моральные категории расплаты, справедливости породили юридическую категорию обоюдности. Получатель подарка считал себя обязанным подарить подарок равной величины, что основывалось на идеи взаимности. Так родилась идея контрактов (договоров), о которых мы будем говорить далее как о первом источнике обязательств.

Также из идеи равенства возник институт деликта или квазиделикта, как источника обязательств. Обязательства, которые являются основным ключом всей системы частного права, выделяются как самый яркий пример того, как определенные человеческие поступки вращаются в сфере права, рождая право и обязанности посредством юридических отношений.

Обязательства - юридическое отношение, в котором лицо, называемое кредитором, имеет возможность потребовать от другой стороны, называемой дебитором, дать, сделать или не сделать что-либо, а в случае неисполнения дебитором взятых на себя обязательств прибегнуть к принудительной силе государства.

Как известно, в традиционном праве источниками обязательств были контракт и деликт.

Если социальные отношения внедряются в юридические отношения посредством норм права, которые регулируют данные отношения, тогда необходим переход от абстрактного к частному. Частным (источник) в юридической терминологии, а иногда и в философской, является юридический поступок.

Данными юридическими фактами, в широком смысле, могут быть юридические акты, то есть юридические действия, совершенные с целью достижения юридических последствий или, в узком смысле, человеческие действия, совершенные без цели возникновения юридических последствий.

Редакторы румынского Гражданского кодекса, используя в качестве примера французский Гражданский кодекс, классифицируют источники обязательств на контракты, квазиконтракты, деликты и квазиделикты.

Контракты - волевое соглашение между двумя или более лицами для образования или погашения юридических последствий.

Квазиконтракты - законный и добровольный поступок, из которого возникают обязательства для другого лица в соответствии с управлением хозяйства и не предусмотренных оплат.

Деликт - незаконный поступок, совершенный с намерением, в результате которого наносится вред определенному лицу, после чего у него возникает право требования возмещения убытка.

Квазиделикт - незаконный поступок, совершенный случайно, без умысла, то есть по неосторожности или халатности.

Гарантии обязательств

Исполнение обязательств и соблюдение сроков, установленных в контракте, обеспечивалось различными гарантиями. В феодальном праве гарантии были двух видов: гарантии личные и гарантии реальные.

Личные гарантии предостовляли лица, называемые поручителями, которые ручались за имя дебитора перед кредитором, что в случае неисполнения первыми взятых на себя обязательств, они перейдут на гарантов. Данный институт объяснялся наличием в средние века солидарной ответственности, характерной для средневековой семьи.
Реальные гарантии имели объектом различное движимое или недвижимое имущество. Если объектом таких гарантий были села, то это предполагало и проживающих в них крестьян.

Родство

В самом простом значении, родство может быть определено как биологическая связь, основанная на крови, установленная рождением. Это естественное родство. Средние века знали и родство, возникшее из юридической функции усыновления, и духовное родство.

Родственная линия - это ряд лиц, между которыми существует родство. Оно может быть выражено в двух формах: прямой и боковой.

Естественное родство

Структура родства устанавливалась по отцу, затем по матери. Родство по прямой линии - это связь между лицами, которые исходят одни от других: непосредственно, когда одно лицо является ребенком другого или посредственно, в смысле, что родственники не рождены один за другим, а между ними находиться непрерывный ряд рождений.

Таким образом, есть родственники по прямой линии: отец, сын, внук от сына, и по боковой линии между двумя лицами, у которых общий предок: двоюродные братья.

Степени родства

1. Восходящее родство по прямой линии (родители, дед и бабка).
2. Нисходящее родство по прямой линии (дети, внуки).
3. Родственники по боковой линии (братья, двоюродные братья и сестры).

Близкими родственниками считались родственники седьмого колена, а согласно
письменному праву средних веков, до восьмого колена.

В одном из источников упоминается, что родство делится на 5 видов.

Таким образом, союзное родство имело сильные корни, что нашло отражение в письменном законе. В основе такого родства находилась женитьба. Теща и тесть считались естественными родителями, без того, чтобы родители имели с ними общее хозяйство. Из института женитьбы возник институт сватовства между двумя или тремя родственниками.

Духовное родство - родство по крещению. Крещение порождало родственную связь между крестными родителями и их крестниками. Соблюдались ритуальные обязательства: крестный отец дарил крестнику подарки, а крестник был обязан пригласить крестных родителей на свадьбу.

Наш народ знал и родство «de cri§telnita» - дети, крещеные в одной воде, считались добрыми родственниками.

Усыновление

Усыновление - форма осуществления или приобретения родства. Осуществлялось с согласия родителей усыновляемого, и усыновляемый приобретал те же права как и ребенок, рождённый в браке, но сохранялась связь с его семьей.

Побратимство

Эта форма родства носит искусственный, ритуальный характер.

Семья

Семья в феодальном обществе имела схожие черты с семьей дофеодальной эпохи. Она имела сильно выраженный патриархальный и патрилиниарный характер. Одна семья состояла из двух, самое большее - трех поколений и составляла рабочую ячейку из лиц, связанных близкими родственными узами. Феодальная семья составляла ядро аграрной экономики. Молодожены, после свадьбы, имели право отделиться и переехать в свой дом, за исключением младшего в семье, который оставался в отцовском доме.

В румынской традиции свадьба - элемент жизненного цикла, причем элемент обязательный. С юридической точки зрения, женитьба регламентировалась каноническими правилами. Считавшаяся тайной, женитьба попадала под зависимость канонического права, регламентировавшего все семейные отношения. Женитьбе предшествовала помолвка, как обещание в женитьбе.

Обручение обычно заключалось с инициативы родителей юноши, которые посылали сватов (petitori) к семье девушки, чтобы предварительно убедиться, что они согласны с заключением брака. Если сваты имели успех, то обручаемый, его родственники и поп приходили к девушке домой и разыгрывали сцену охоты по следам косули и спрашивали, если она не спряталась где-нибудь в доме.

Обрученная исповедовалась перед священником или в регионах, где патриархальные традиции были развиты более сильно, перед старыми людьми, окруженными родственниками.

Молодые люди обменивались кольцами, затем следовало провожание, а иногда жених давал невесте сумму денег - выкуп (arvuna). И если свадьба расторгалась по вине жениха, выкуп оставался невесте.

В феодальной концепции свадьба не являлась контрактом, а была фактичным положением, подобно браку sine manu у римлян, из чего возникали важные юридические последствия. До заключения брака обрученные встречались и обсуждали планы на будущее, а также материальные стороны будущей свадьбы.

Обычаи земли не устанавливали определённого возраста для вступающих в брак. Считалось, что будущий муж должен быть старше жены. Женитьба заключалась по воли сторон, но согласие родителей была обязательным. Когда согласие отсутствовало, считалось что жених торопит невесту.

Препятствие к женитьбе

Свадьба не могла состояться, если между супругами существовали препятствия: родство до седьмого колена, натуральное, но также и духовное. Но в последнем случае допускались некоторые отступления, как, к примеру, в Трансильвании, кум мог жениться, после смерти мужа на его куме.

Так же, как и брак sine manu, брак, регламентированный обычаем земли не требовал формальностей ad solemnitatem с юридической точки зрения. Так существование брака можно было подтвердить празднованием свадьбы, когда девушке давалось родителями приданое.

В случае смерти девушки, приданое переходило к прямым наследникам ее отца. Объектом приданого могло быть как движимое, так и недвижимое имущество.

Имущество, предоставленное невесте в качестве приданого, считалось её собственностью, из чего вытекало право женщины заключать любые сделки по поводу данного имущества.

Румынская средневековая семья была патрилокальной. Обычно сразу же после свадьбы молодожены переезжали в дом жениха, с чем были связаны некоторые традиции: «переход порога», «прощание невесты с родителями».

Зависимость, которая вытекала из заключения брака, отражалась в имени, которое получила жена. Замужняя женщина называлась своим именем, к которому добавлялось «жена такого-то» (Мария жена Георге). Зачастую жена носила имя мужа в женском роде - «Митроайя» (жена Митру) или имя, отражающее занятие мужа.

Наследование

Произвольной и не заимствованной была наследование которая относилась к публичной власти. Появившись в форме правил, которые носили отпечаток воздействия общности, последовательность начиналась со смертью завещателя имущества (в первую очередь, в пользу родственников по восходящей линии, что было схоже с heredes sui из римского права). Родственники по восходящей и нисходящей линии делили имущество per capitas, но если один из них умер прежде завещателя, но оставил детей, то наследство делилось по степеням.

В принципе не делалось различий в зависимости от пола, но в Валахии все-таки преимуществом обладали мужчины. Сосуществование привилегий мужчинам и принципа равенства полов обуславливалось особенностями социальной структуры, в которой взаимодействовали феодальные и дофеодальные элементы. Согласно этой привилегии, сыновья наследовали родительское имущество, а дочери получали от родителей приданое (в случае смерти родителей приданое обеспечивали братья).

Принцип привилегированности мужчин отражался и на договоре побратимства.

В данном случае, родители девушки роднили ее с сыновьями другого лица для обеспечения ей братьев на будущее.

В случае отсутствия наследников мужского пола, очередь наследования переходила к дочери или дочерям. Для осуществления этого родитель мог прибегнуть к фикции: перевести дочь в сына или попросить господаря, чтобы он объявил о праве дочери на участие в наследстве. В первом случае, отец просил господаря о разрешении юридической фикции по переводу дочерей в сыновья. Во втором случае, отец, в качестве исключения, просил господаря о предоставлении дочери права на участие в наследовании из-за отсутствия наследников мужского пола.

Если наследодатель оставлял после себя детей от нескольких браков, то все они участвовали в дележе наследства, а усыновленные пользовались всеми правами законных наследников по нисходящей линии. Если были много наследников, они могли сообща пользоваться имуществом. Но в случае желания одного из наследников выйти из общего пользования, то имущество делилось с их взаимного согласия, а в случае недостижения согласия, имущество делилось через суд.

Хотя традиционные феодальные обычаи не делали различий в праве наследования между крестьянами и знатью, в Трансильвании все же существовали специфические особенности.

Так земельный фонд был поделен между боярами и мог наследоваться, по мужской линии, только в случае несения землевладельцами военной службы. Женщины не наследовали землю.

Наследование ab intestate (ab - без, intestato - завещание) крепостных имело в качестве объекта только движимое имущество и улучшенные земли (сады, виноградники, огороды...), так как весь земельный фонд был в руках феодалов.

Наследование крепостного осуществлялось по общим правилам, но в случаях отсутствия наследников, все имущество наследовал хозяин имения.

В принципе была провозглашена свобода завещания, но иногда она могла нарушаться господарем страны, либо высокими духовными чинами.

Завещание в документах называлось zapis, а позже dota. Самые первые завещания осуществлялись в устной форме, «cu Iimba de moarte», то есть на смертном одре. Завещание могло быть составлено в письменной форме либо перед свидетелем, либо перед государственной властью, либо перед церковью.

Одновременно с развитием письменности, возникают требования, чтобы завещание было подписано завещателем, даже если его и составляло другое лицо. Необходимость свидетелей сохраняется. Завещатель должен был быть в здравом уме во время составления завещания. Поэтому завещатель и заявлял, что находится в полном уме и здравой памяти. Он был обязан родовое имущество оставить своим родственникам, а нажитым имуществом распоряжался по усмотрению. Наследник должен был быть рожден или, в крайнем случае, зачат к моменту составления завещания. Во время жизни завещателя он должен был относиться к нему достойно, иначе мог быть лишен наследования. Иногда завещатель, желая сохранить семейное имущество, использовал институт фидекомисов, согласно которому наследник был обязан сохранить данное имущество.

Крепостные заключали завещание только по поводу домашнего имущества, не обладающего большой экономической ценностью, и по поводу сельскохозяйственного инвентаря.

Таким образом, интересы феодалов в любом случае не были ущемлены.

Правила наследования были везде одинаковыми, хотя в Трансильвании в 1514 г. были введены некоторые изменения. Так крепостные могли завещать движимое имущество только в случае отсутствия законных наследников. Недвижимое имущество, приобретенное в период жизни, в случае существования наследников наследование переходило на основе процедуры ab intestato, в результате чего крепостной терял право наследования (исключение - наследование монаха).

Имущество монаха можно было наследовать только после его смерти. Тот, кто посвящал себя монашеской жизни, отрекался от людских благ и богатства и считался мертвым для мира сего. Поэтому они могли распоряжаться завещанием до момента вступления в монашество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.045 с.)