Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы центрального управления. Форма правления и политический режим

Поиск

Продолжение переходного периода и установление средневековой организационной системы являлись историческим прогрессом для румынского народа, что отразилось на экономическом, социальном, политическом и культурном развитии.

Данный процесс для Молдовы и Валахии был процессом внутреннего создания государственных структур, не существовало практики замещения, в той или иной мере, патримониального права румынского государства правом завоевателей, как на Западе, где были распространены добыча собственности военным путем в виде бенефициев или феодов, а также институт вассалитета.

Господарь обладал высшим правом собственности, т.е. реальным правом над всей частной земельной собственности в стране, главенствующим над всеми другими подчинёнными формами собственности, существовавшими в отношении тех же поместий.

Эта прерогатива давала господарю определённые права, когда речь шла об отчуждении поместий и именно: подтверждение права отчуждения господарским хрисовом; налог на лошадь; отречение. В отличие от этого, формы земельной собственности, введённые в Трансильвании чуждой венгерской администрацией, были определены в официальных венгерского государства - "Святая корона". И король, с одной стороны, и местные сельские общины, с другой стороны, со временем, под влиянием определённого внешнего воздействия, преобразовали свои права в феодальную структуру западного характера.

Феодальные иммунитеты появляются в эпоху раннего Средневековья в тесной связи с процессом стратификации аграрного общества и являются фундаментальным элементом феодальной власти. Обычно иммунитеты означали освобождение - частное или полное - от фискальных обязательств. Церковь, в своих владениях, пользовалась привилегиями и иммунитетами, как и другие феодалы. Фискальные иммунитеты включали освобождение от налога за использование вод, за эксплуатацию рудников и др. Они были признаны в дипломах, тщательно разработанных и составленных для обеспечения привилегий бенефициария и для устранения любых конфликтов между ними и между служащими господаря или короля. Стереотипные формулы канцелярий Молдовы и Валахии («жалованная грамота со всеми доходами») были предназначены для того, чтобы периодически закреплять усиление власти господаря, который теперь согласовывает все юридические акты в отношении права собственности при переходе этого права, обеспечивая им опубликование и возможность обжалования erga omnes.

В отношении формы правления средние века на территории Валахии характеризовались наличием структур, общих для всех европейских стран этой эпохи: децентрализованная монархия; абсолютная монархия.

Если децентрализованная монархия - феодальная раздробленность -спорадически существовала в Трансильвании в рамках Венгерского государства, основанного на клановых формах организации, то в основном в средние века в Молдове и в Валахии, благодаря специфическим формам образования, такая политическая раздробленность не была возможна, наоборот была наиболее характерна сословно-представительная монархия во всех трех румынских государствах, наиболее прогрессивно развитая в Трансильвании. Развитие этой формы правления привело к тому, что сословные собрания первоначально использовались центральной властью для укрепления собственного авторитета (как во Франции, Испании и России), но в конце концов приобрели огромный потенциал для реализации собственных интересов, параллельно со стабилизацией центральной власти (как произошло в Германии, Польше).

Абсолютная монархия появится лишь в последний период средневековья, в переходный период к новому времени (П-я половина XVIII в. - 1-я половина XIX в.).

В рамках правления сословно-представительной монархии можно выделить в румынских землях, в основных чертах, два политических режима: режим укрепления власти в руках главы государства, поддерживаемый свободными производительными слоями населения - господарский, или воеводский; и режим, характеризующийся захватом определённых господарских прерогатив великими боярами и обострением положения прямых производителей - боярский режим.

Господарский режим характеризуется следующими чертами: основывается на сильном центральном административном аппарате, подчинённом господарю; используется военный корпус солдат-dregatori, которые непосредственно зависели от главы государства; в господарский совет входят только бояре-чиновники; предоставляются определённые преимущества слоям производителей (крестьяне и торговцы).

Боярский режим характеризуется предоставлением преобладающей роли в управлении государством великому боярству; избранием господаря группами бояр, которые контролируют всю его внешнюю и внутреннюю деятельность ("пчела без жала" - так называли Петру Шкиопу); привилегированным положением нового дворянства на основании принципа habeas corpus и ряда pacta et conventa, навязанных господарю; прямым распоряжением доходами страны; захватом поместий; расширением сеньориального резерва; закабалением прямых производителей и распространением практики сбора феодальной ренты.

Если в экономическом плане, феноменальная консолидация позиций крупнейших землевладельцев характерна для всех трех румынских государств, то в политическом плане, в Молдове и Валахии боярский режим, по своему содержанию и влиянию, не получил сильного развития, т.к. правящий класс сформировался не из "родовой аристократии", а из "конфедеративных управленцев". В Трансильвании дворянский боярский режим широко применялся и поддерживался сословным представительством на основе иностранного феодального класса родового происхождения (как было в "дворянской республике" Речь Посполита).

Абсолютная монархия также познаёт два политических режима: фанариотский и режим регламента, которым соответствовали в Трансильвании иосифинистский и постиосифинистский режимы.

В румынских государствах в XIV-XVIII вв., благодаря их особенностям, наблюдается разнообразие политических режимов. Однако наблюдается определённое единство в форме правления, что и обеспечило румынским государствам вхождение в европейскую систему. Осуществление в короткий срок господарем Михай Витязул, в 1600 г., политического объединения трех румынских государств является явным доказательством этой реалии. И принятый им титул "господарь Валахии, Ардяла и всей Молдовы", в будущем, всеми господарями будет по праву считаться формулой, выражающей стремление к объединению единого народа с общим происхождением, языком, экономикой, культурой и политическими традициями.

Правление господаря

В Молдове и Валахии господари опирались на византийскую модель правления: титул господаря; его абсолютная власть; теократическая концепция господарской власти и её последствия; доктрина имперских добродетелей; соучастие в управлении и царствовании - соправители и т.д. Качество суверена проявляется в титулах и отличительных знаках господаря.

Так, титул "воевода" (dux) и "владыка" (dominus) выражали величие феодала.
Отличительными знаками господарской власти были:
а) корона;
б) булава;
в) сабля или шпага;
г) мантия;
д) флаг;
е) печать.

Ряд этих отличительных знаков (корона, мантия) продолжали появляться в церковных изображениях (в книгах, на стенах монастырей и церквей) и после их замены турецкими традиционными знаками (тюрбан, кафтан), что свидетельствует об их прочном укоренении в традиции.

На гербе страны, к традиционным символам - голова зубра, орёл, элементы природы - был добавлен полумесяц на белом фоне (результат длительного правления иноверцев).
Прерогативы господаря были характерны для государственных правителей средневековья:
1) глава администрации страны;
2) право созыва Господарского Совета;
3) право законодательной инициативы;
4) право издания политических актов, объявления войны, заключения мира и международных договоров;
5) верховный главнокомандующий армии;
6) право чеканить монету (jus monetae);
7) принимает и уполномочивает дипломатических посланников;
8) заключение коммерческих договоров;
9) Высшая судебная инстанция, а также право проведения суда Гои инстанции по особо тяжким правонарушениям;
10) назначение налогов, после предварительного обсуждения с Советом;
11) право распоряжаться государственной казной;
12) осуществляет реальное право собственности в отношении господарских доменов, бесхозных земель (dominium plenum) и в отношении дарованных или пожалованных земель;
13) держатель государственной печати;
14) верховное право собственности над всей территорией страны;
15) право наследства имущества иностранцев, умерших на территории страны;
16) одобрение выбора церковных глав, вручая им отличительные знаки в зависимости от чина.

Институт соправителей существовал в начале XIV в. только в те периоды, когда избранный господарь не достиг совершеннолетия. Позже, когда господарь утверждался и даже назначался турками, соправители управляли государством, если господарь отсутствовал и чаще всего в то короткое время, когда он проходил путь от инвеституры до восхождения на престол. В отличии от регентов, которые "работали от имени господаря", соправители ("тронные исправники", "каймакамы") "работали от собственного имени и своим именем подписывали все акты".

В Трансильвании, если воевода (который обладал теми же прерогативами, что и мунтенские и молдавские господари) отсутствовал, управлял страной вице-воевода. После ликвидации Венгерского королевства и образования автономного принципата Трансильвании под сюзеренитетом Порты (1541 г.) с тем же юридическим статусом, что и Молдова и Валахия, принципат управлялся принцем, избираемым Диетой и утверждаемым турками. Конституционная позиция и политические обязанности принца в основных чертах были определены Диетами в период 1542 - 1545 г.г. Он был обязан обеспечивать привилегии и права высших слоев населения, и в его деятельности ему должен был помогать consilium intimum (тайный совет) из семи представителей от каждой привилегированной нации (венгры, саксы, секуи).

Сословное собрание

Происхождение сословных собраний у румын нужно искать не в период военной демократии, где на военное собрание собирались все полноценные воины племени, а в традиции созыва совета общины в территориальных общинах и в двойной практике византийской империи - созыва светских собраний с более чёткой сословной организацией, чем на Западе, и созыва объединённых соборов церковнослужителей и мирян, которые отражали сословную организацию общества, так, как её представляла Церковь. Кроме того на становление этого института оказали влияние и тенденции дворянского режима навязать феодальный характер, имитируя трансильванскую и польскую практику, румынским сословным собраниям.

По общепринятому мнению румынские сословные собрания могли рассматривать внутренние и внешние вопросы.

Различались общие и региональные (провинциальные) сословные собрания.

Процедура созыва могла быть различной: инициатива созыва могла исходить от господаря, могла приниматься под давлением различных социальных групп.

Решения сословных собраний имели лишь консультативный характер, однако могли и обязать господаря прислушаться. Обычно собрания принимали решения, которые являлись лишь извещением для господаря. Последний же, актом своей канцелярии, преобразовывал это решение в государственный документ с общеобязательной юридической силой.

Что касается численности собраний, в Валахии и Молдове она не превышала 200 человек, а чаще всего 100-120 человек. Иногда даже уменьшалась до 30 человек. Самые многочисленные по количеству участников собрания имели место в Валахии в 1596 г., 1631 г., 1746 г., а в Молдове - в 1457 г. (когда был избран Штефан Великий), 1574 г., 1741/1742 г.г., 1749 г., 1765/1767 г.г.

Отсюда можем сделать вывод, что сословное собрание решало и самые важнейшие вопросы, как избрание господаря, вопрос о войне и мире.

В Трансильвании составными элементами структуры Диет были: губернский престол с советниками и прелатами; королевский суд; высокие должностные лица из комитатов, провинций и городов секуев, провинций саксов, свободных и облагаемых налогами городов.

Господарский совет

Ведёт своё начало ещё с периода становления самих государств. В его состав традиционно входят великие бояре, с которыми господарь советуется по вопросам руководства страной. Состав совета изменялся: от преобладания в нём потомственных бояр (XIV-XV вв.), с включением в него бояр-dregatori (сановники, поднятые в чин бояр) (П-я половина XV в.), до преобладания последних в XVI-XVII вв. Число членов варьировало в пределах 12 человек.

В первой половине XVI - 1-й половине XVII веках в состав господарского совета в Валахии входили сановники-бояре, занимающие определенную должность (сан): великий бан, ворник, логофет, спэтарул, вистиерник, комис, пахарник, столник, постелник, клучер, сулгер, питарул. В Молдове с периода правления Штефана Великого в господарский совет вошли пыркэлабы крепостей, число которых впоследствии уменьшилось, а к VIII в. они вообще исчезли из совета.

В XVI-XVIII вв. в обычный состав господарского совета входили: великий логофет, ворники Нижней и Верхней Молдовы, хатман, постелник, спэтарул, пахарник, вистиерник - всего 8 сановников. К ним добавлялось 4 церковных иерарха.

Господарский совет выполнял многочисленные обязанности, которые, в основных чертах, совпадали с господарскими: политические, судебные, финансовые, церковные, военные.

Заседания могли быть закрытыми или публичными, в зависимости от предмета дебатов. Если обсуждались государственные проблемы, заседание было закрытым, если судебные вопросы - в основном публичным.

В Трансильвании, в соответствии с решением Диет созыва 1542-1545 г.г., принцы должны были планировать и вести дела государства при содействии тайного совета из 21 человек (по 7 от каждой привилегированной нации).

После установления австрийского господства, Диплом Леопольда 1691 г. предусматривал помимо губернатора сохранение консилиума из 12 человек.

После 1693 г. этот совет был преобразован в более масштабный орган, во главе которого стоял gubernium - губернатор Трансильвании; в его состав входили: главнокомандующий войск, глава канцелярии, государственный казначей, президент диеты (statum praesidens) и определённое число тайных советников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.008 с.)