Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы центрального управления. Форма правления и политический режимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжение переходного периода и установление средневековой организационной системы являлись историческим прогрессом для румынского народа, что отразилось на экономическом, социальном, политическом и культурном развитии. Данный процесс для Молдовы и Валахии был процессом внутреннего создания государственных структур, не существовало практики замещения, в той или иной мере, патримониального права румынского государства правом завоевателей, как на Западе, где были распространены добыча собственности военным путем в виде бенефициев или феодов, а также институт вассалитета. Господарь обладал высшим правом собственности, т.е. реальным правом над всей частной земельной собственности в стране, главенствующим над всеми другими подчинёнными формами собственности, существовавшими в отношении тех же поместий. Эта прерогатива давала господарю определённые права, когда речь шла об отчуждении поместий и именно: подтверждение права отчуждения господарским хрисовом; налог на лошадь; отречение. В отличие от этого, формы земельной собственности, введённые в Трансильвании чуждой венгерской администрацией, были определены в официальных венгерского государства - "Святая корона". И король, с одной стороны, и местные сельские общины, с другой стороны, со временем, под влиянием определённого внешнего воздействия, преобразовали свои права в феодальную структуру западного характера. Феодальные иммунитеты появляются в эпоху раннего Средневековья в тесной связи с процессом стратификации аграрного общества и являются фундаментальным элементом феодальной власти. Обычно иммунитеты означали освобождение - частное или полное - от фискальных обязательств. Церковь, в своих владениях, пользовалась привилегиями и иммунитетами, как и другие феодалы. Фискальные иммунитеты включали освобождение от налога за использование вод, за эксплуатацию рудников и др. Они были признаны в дипломах, тщательно разработанных и составленных для обеспечения привилегий бенефициария и для устранения любых конфликтов между ними и между служащими господаря или короля. Стереотипные формулы канцелярий Молдовы и Валахии («жалованная грамота со всеми доходами») были предназначены для того, чтобы периодически закреплять усиление власти господаря, который теперь согласовывает все юридические акты в отношении права собственности при переходе этого права, обеспечивая им опубликование и возможность обжалования erga omnes. В отношении формы правления средние века на территории Валахии характеризовались наличием структур, общих для всех европейских стран этой эпохи: децентрализованная монархия; абсолютная монархия. Если децентрализованная монархия - феодальная раздробленность -спорадически существовала в Трансильвании в рамках Венгерского государства, основанного на клановых формах организации, то в основном в средние века в Молдове и в Валахии, благодаря специфическим формам образования, такая политическая раздробленность не была возможна, наоборот была наиболее характерна сословно-представительная монархия во всех трех румынских государствах, наиболее прогрессивно развитая в Трансильвании. Развитие этой формы правления привело к тому, что сословные собрания первоначально использовались центральной властью для укрепления собственного авторитета (как во Франции, Испании и России), но в конце концов приобрели огромный потенциал для реализации собственных интересов, параллельно со стабилизацией центральной власти (как произошло в Германии, Польше). Абсолютная монархия появится лишь в последний период средневековья, в переходный период к новому времени (П-я половина XVIII в. - 1-я половина XIX в.). В рамках правления сословно-представительной монархии можно выделить в румынских землях, в основных чертах, два политических режима: режим укрепления власти в руках главы государства, поддерживаемый свободными производительными слоями населения - господарский, или воеводский; и режим, характеризующийся захватом определённых господарских прерогатив великими боярами и обострением положения прямых производителей - боярский режим. Господарский режим характеризуется следующими чертами: основывается на сильном центральном административном аппарате, подчинённом господарю; используется военный корпус солдат-dregatori, которые непосредственно зависели от главы государства; в господарский совет входят только бояре-чиновники; предоставляются определённые преимущества слоям производителей (крестьяне и торговцы). Боярский режим характеризуется предоставлением преобладающей роли в управлении государством великому боярству; избранием господаря группами бояр, которые контролируют всю его внешнюю и внутреннюю деятельность ("пчела без жала" - так называли Петру Шкиопу); привилегированным положением нового дворянства на основании принципа habeas corpus и ряда pacta et conventa, навязанных господарю; прямым распоряжением доходами страны; захватом поместий; расширением сеньориального резерва; закабалением прямых производителей и распространением практики сбора феодальной ренты. Если в экономическом плане, феноменальная консолидация позиций крупнейших землевладельцев характерна для всех трех румынских государств, то в политическом плане, в Молдове и Валахии боярский режим, по своему содержанию и влиянию, не получил сильного развития, т.к. правящий класс сформировался не из "родовой аристократии", а из "конфедеративных управленцев". В Трансильвании дворянский боярский режим широко применялся и поддерживался сословным представительством на основе иностранного феодального класса родового происхождения (как было в "дворянской республике" Речь Посполита). Абсолютная монархия также познаёт два политических режима: фанариотский и режим регламента, которым соответствовали в Трансильвании иосифинистский и постиосифинистский режимы. В румынских государствах в XIV-XVIII вв., благодаря их особенностям, наблюдается разнообразие политических режимов. Однако наблюдается определённое единство в форме правления, что и обеспечило румынским государствам вхождение в европейскую систему. Осуществление в короткий срок господарем Михай Витязул, в 1600 г., политического объединения трех румынских государств является явным доказательством этой реалии. И принятый им титул "господарь Валахии, Ардяла и всей Молдовы", в будущем, всеми господарями будет по праву считаться формулой, выражающей стремление к объединению единого народа с общим происхождением, языком, экономикой, культурой и политическими традициями. Правление господаря В Молдове и Валахии господари опирались на византийскую модель правления: титул господаря; его абсолютная власть; теократическая концепция господарской власти и её последствия; доктрина имперских добродетелей; соучастие в управлении и царствовании - соправители и т.д. Качество суверена проявляется в титулах и отличительных знаках господаря. Так, титул "воевода" (dux) и "владыка" (dominus) выражали величие феодала. Ряд этих отличительных знаков (корона, мантия) продолжали появляться в церковных изображениях (в книгах, на стенах монастырей и церквей) и после их замены турецкими традиционными знаками (тюрбан, кафтан), что свидетельствует об их прочном укоренении в традиции. На гербе страны, к традиционным символам - голова зубра, орёл, элементы природы - был добавлен полумесяц на белом фоне (результат длительного правления иноверцев). Институт соправителей существовал в начале XIV в. только в те периоды, когда избранный господарь не достиг совершеннолетия. Позже, когда господарь утверждался и даже назначался турками, соправители управляли государством, если господарь отсутствовал и чаще всего в то короткое время, когда он проходил путь от инвеституры до восхождения на престол. В отличии от регентов, которые "работали от имени господаря", соправители ("тронные исправники", "каймакамы") "работали от собственного имени и своим именем подписывали все акты". В Трансильвании, если воевода (который обладал теми же прерогативами, что и мунтенские и молдавские господари) отсутствовал, управлял страной вице-воевода. После ликвидации Венгерского королевства и образования автономного принципата Трансильвании под сюзеренитетом Порты (1541 г.) с тем же юридическим статусом, что и Молдова и Валахия, принципат управлялся принцем, избираемым Диетой и утверждаемым турками. Конституционная позиция и политические обязанности принца в основных чертах были определены Диетами в период 1542 - 1545 г.г. Он был обязан обеспечивать привилегии и права высших слоев населения, и в его деятельности ему должен был помогать consilium intimum (тайный совет) из семи представителей от каждой привилегированной нации (венгры, саксы, секуи). Сословное собрание Происхождение сословных собраний у румын нужно искать не в период военной демократии, где на военное собрание собирались все полноценные воины племени, а в традиции созыва совета общины в территориальных общинах и в двойной практике византийской империи - созыва светских собраний с более чёткой сословной организацией, чем на Западе, и созыва объединённых соборов церковнослужителей и мирян, которые отражали сословную организацию общества, так, как её представляла Церковь. Кроме того на становление этого института оказали влияние и тенденции дворянского режима навязать феодальный характер, имитируя трансильванскую и польскую практику, румынским сословным собраниям. По общепринятому мнению румынские сословные собрания могли рассматривать внутренние и внешние вопросы. Различались общие и региональные (провинциальные) сословные собрания. Процедура созыва могла быть различной: инициатива созыва могла исходить от господаря, могла приниматься под давлением различных социальных групп. Решения сословных собраний имели лишь консультативный характер, однако могли и обязать господаря прислушаться. Обычно собрания принимали решения, которые являлись лишь извещением для господаря. Последний же, актом своей канцелярии, преобразовывал это решение в государственный документ с общеобязательной юридической силой. Что касается численности собраний, в Валахии и Молдове она не превышала 200 человек, а чаще всего 100-120 человек. Иногда даже уменьшалась до 30 человек. Самые многочисленные по количеству участников собрания имели место в Валахии в 1596 г., 1631 г., 1746 г., а в Молдове - в 1457 г. (когда был избран Штефан Великий), 1574 г., 1741/1742 г.г., 1749 г., 1765/1767 г.г. Отсюда можем сделать вывод, что сословное собрание решало и самые важнейшие вопросы, как избрание господаря, вопрос о войне и мире. В Трансильвании составными элементами структуры Диет были: губернский престол с советниками и прелатами; королевский суд; высокие должностные лица из комитатов, провинций и городов секуев, провинций саксов, свободных и облагаемых налогами городов. Господарский совет Ведёт своё начало ещё с периода становления самих государств. В его состав традиционно входят великие бояре, с которыми господарь советуется по вопросам руководства страной. Состав совета изменялся: от преобладания в нём потомственных бояр (XIV-XV вв.), с включением в него бояр-dregatori (сановники, поднятые в чин бояр) (П-я половина XV в.), до преобладания последних в XVI-XVII вв. Число членов варьировало в пределах 12 человек. В первой половине XVI - 1-й половине XVII веках в состав господарского совета в Валахии входили сановники-бояре, занимающие определенную должность (сан): великий бан, ворник, логофет, спэтарул, вистиерник, комис, пахарник, столник, постелник, клучер, сулгер, питарул. В Молдове с периода правления Штефана Великого в господарский совет вошли пыркэлабы крепостей, число которых впоследствии уменьшилось, а к VIII в. они вообще исчезли из совета. В XVI-XVIII вв. в обычный состав господарского совета входили: великий логофет, ворники Нижней и Верхней Молдовы, хатман, постелник, спэтарул, пахарник, вистиерник - всего 8 сановников. К ним добавлялось 4 церковных иерарха. Господарский совет выполнял многочисленные обязанности, которые, в основных чертах, совпадали с господарскими: политические, судебные, финансовые, церковные, военные. Заседания могли быть закрытыми или публичными, в зависимости от предмета дебатов. Если обсуждались государственные проблемы, заседание было закрытым, если судебные вопросы - в основном публичным. В Трансильвании, в соответствии с решением Диет созыва 1542-1545 г.г., принцы должны были планировать и вести дела государства при содействии тайного совета из 21 человек (по 7 от каждой привилегированной нации). После установления австрийского господства, Диплом Леопольда 1691 г. предусматривал помимо губернатора сохранение консилиума из 12 человек. После 1693 г. этот совет был преобразован в более масштабный орган, во главе которого стоял gubernium - губернатор Трансильвании; в его состав входили: главнокомандующий войск, глава канцелярии, государственный казначей, президент диеты (statum praesidens) и определённое число тайных советников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.008 с.) |