Органы государственного аппарата и юридические институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственного аппарата и юридические институты



§ 3.1. Конституционное право
Первостепенной задачей после первой мировой войны была ограниченная интеграция провинций, которые воссоединились с Румынией, в рамках национального унитарного государства.

Акты Великого воссоединения были одобрены государственными компетентными органами, "признавая их политическую и юридическую значимость, а также охваченные ими постановления". Таким образом, 9 апреля 1918 г. был издан указ о воссоединении Бессарабии с Румынией, 13 декабря 1918 г. издан указ № 3631 о воссоединении Трансильвании и остальных румынских территорий из Венгрии с Румынией, 19 декабря 1918 г. - указ № 3774 о воссоединении Буковины с Румынией. Одновременно издан указ об организации Трансильвании (13 декабря 1918 г.), Буковины (19 декабря 1918 г.). Провинции должны были отправить своих министров-представителей в Совет Министров своих беспортфельных министров. Речь шла о временной организации присоединенных провинций, цель которой была интеграция этих провинций в рамки румынского государства.

Деятельность этих органов разворачивалась согласно указу №3631 от 13.12.1918 г., об организации Трансильвании и остальных территорий из Венгрии с Румынией: "останутся же в администрации правительства внешние дела, армия, железные дороги, почта, телеграфы, функциональная деятельность, таможни, публичные займы и безопасность государства (статья 3)."

Трансильвания в данный период имела свои органы правления:
Великий Национальный Совет - представительный орган - избранный Великим Национальным Собранием, которое на 2-ой день после Воссоединения было созвано и утвердило список 15 членов, названных ответственными за управлением.

Руководящий Совет - исполнительный орган с административными компетенциями.

29 июля 1919 г. Великий Национальный Совет в городе Сибиу высказался по поводу двух законодательных проектов - проект закона об аграрной реформе, став впоследствии законом 1921 г., и проект закона о выборах (специальный закон).

Для Буковины указ об организации этой провинции от 19.12.1918 г. представлял в статье 3, что делегирование своих полномочий беспортфельным министрам в Совет Министров, одним из которых будет ответственным в пользу Буковинской администрации за внутреннее дело, юстицию, финансов, общественное образование, культы, публичные работы, промышленность, торговля, социальная защита, сельское хозяйство, отрасли и продовольствия.

1 января 1920 г. принят закон о воссоединении Трансильвании, Баната, Кришаны, Марамуреша с Румынией и закон о воссоединении Буковины с Румынией, которые ратифицировали все указы, провозгласившие Воссоединение, значит de facto и de iure постановлено: "что все территории навечно воссоединены с Румынией".

По конституции, измененной в 1923 г., Румыния становится "национальным, единым и неделимым государством".

Второй проблемой конституционного права, на данном этапе, была сама Конституция страны - как основной юридический закон. Необходимо напомнить, что Конституция 1866 г. была изменена в 1917 - 1918 гг. в связи с двумя великими волеизъявлениями румынского народа: всеобщее голосование и аграрная реформа.

20 июля 1917 г. промульгированные указом № 721 от 19 июля 1917 г. законом были изменены статьи 19, 57, 67 Конституции. Установлено: любая собственность, в том числе государственные долговые обязательства, являются священными и неприкосновенными: никто не может быть экспроприирован, за исключением причины публичного пользования, доказанного законодательно и после правильного предварительного возмещения ущерба.

Под термином публичне пользование необходимо понимать действия на пользу общественности - работы по защите страны или имеющие военное применение, культурные, исторические, археологические, орошительные, осушение болот, регулирование течения рек, канализационные, засада лесов или создание лесных защищенных зон, строительство промышленных предприятий, указанные специальными законами, строительство публичных зданий государством, создание уездов и коммун (сел), а также любые работы публичного назначения.

В отношение права голоса статья 57 гласила: "Собрание депутатов состоит из депутатов, избранных большинством румынских граждан путем всеобщего, прямого, равного, обязательного голосования на основе пропорционального представительства этим самым, ликвидируя систему голосования, основанную на цензе и провозглашая всеобщее голосование. Важно и то, что распределение депутатских мандатов происходило по пропорциональному представительству. В отношение Сената статья 67 гласит: "Сенат состоит из сенаторов, избранных и из правовых сенаторов".

Изменения в Конституции парламента были задействованы законом о избрании депутатов и сенатором общественным голосованием, обязательным, равным, прямым и секретным, на основании пропорционального представительства - 16 ноября 1918 г. (изменен 22 декабря 1918 г.). Этот закон гласит: "Все граждане Румынии (взрослые) будут избирать всеобщим, обязательным, равным, прямым голосованием и на основе пропорционального представительства количество депутатов пропорционально населению (статья 1)". Для избирательных округов каждого уезда составлен избирательный округ, где избирался 1 депутат от каждых 30 тысяч проживающих. И только взрослые от 40 лет и выше могли избирать по 1 сенатору от 70 тысячи населения. Статья 7 указывала кто входит в число правовых сенаторов. Статьи 8 и 9 устанавливали условия незаконности, недееспособности и несовместимости. Действующие военные и лица занимающие любую функцию в государственных отраслях, бюджет которых принимается депутатским Собранием, не могут быть избранными, если не уйдут в отставку за 30 дней до выборов. Те же правила распространились и на служащих институтов, для которых требовался особый королевский указ.

В Мониторул Офичиал от 29 марта 1923 (№ 282) был опубликован конституционный акт, который был ничем иным как новой Конституцией Румынии, тогда когда некоторые считали, что это была последнее и самое важное изменение румынской конституции от 1866 г. В своем содержании измененная Конституция 1923 г. включала 138 статей, на 10 больше, чем в 1866 г. (128 статей), новая Конституция имела только 7 новых статей, 25 статей были переформулированы с добавлениями, а 75 статей остались неизмененными.

Необходимо знать, что исторический момент формирования измененной Конституции 1923 г. не отличался от положения Румынии на предыдущем этапе, до ее формирования, а был другой, более высокой ступенькой в развитии румынского общества. Необходимо сказать, что в Конституции 1923 г. необходимо было вписать новые социально-экономические отношения. Если Конституция 1866 г. утверждала, что Румыния - это неделимое государство, то Конституция 1923 г. провозглашала Румынию как национальное единое и неделимое государство - Румынское Королевство, или Великая Румыния.

Конституция 1923 г. имела лучшую структуру и содержала более соответствующие формулировки. Вторая проблема в связи с изменениями в Конституции 1923 года - утверждение некоторых историков и исследователей, что эта конституция была самой демократичной всего буржуазного периода. Эта проблема нуждается в анализе в свете взаимоотношений Румынии с другими странами, в свете того времени, ибо о конституции можно судить не только по ее содержанию, но и по конституционному режиму, который она установила во взаимосвязи с интересами и волеизъявлениями народа. В связи с политическим положением в Европе необходимо отметить что Конституция 1923 г. была принята в момент, когда в большинстве стран к власти приходили правые силы (фашисты и военные в Венгрии, Болгарии, Италии), а на исходе устанавливался левый большевистский режим. В связи с этим в Румынии устанавливается режим буржуазной демократии.

Необходимо отметить, что Конституция 1923 г. имеет свои заслуги в введении новых демократических принципов, лучше регламентированы принципы, взятые из конституции 1866 г. Так же находим, что лучше сформулирован и выражен принцип равноправия, регламентация конституционным путем контроля конституционности законов, декларация по которой власть в государстве принадлежит народу, который и исполняет ее, но не впрямую, а через делегацию, через декретирование румынского государства, через запрещение колонизации национальных территорий, населенными этническими группами других национальностей, поддержание принципа разделения властей в государстве, провозглашения в буржуазной концепции нрава и свободы демократии, в смысле провозглашения больших свобод и меньше прав, а также провозглашение гарантий их функционирования и избавление от громоздких формулировок типа: "Специальный закон обосновывает условия, в которых..." или исполнение данного права и свободы исполняется "приспосабливаясь законом, которые регламентирует исполнение" данного права и свободы. В итоге, конституционный законник оставил ординарному законнику конкретную законность, которой должен бы застраховать условия исполнения прав и свобод, отраженные в Конституции. Нередки случаи, когда ординарный "законник" или законодатель не обеспечил эти условия, а наоборот, были случаи узаконивания против конституционным принципам.

Модифицированная конституция 1923 г. предусмотрела свою роль в согласованности с требованиями данного исторического момента. В ней отражены права собственности и необходимость в ее конституционной защите, отрекаясь от индивидуалистического тезиса румынского Гражданского кодекса (1864 г.) и конституции 1866 г., собственности декларирована "общественной или социальной" функцией и вместе с тем регламентированы проблемы экспроприации по причине публичной пользовании богатств недр через ту национализацию, гарантия государственной собственности.

Гарантирование свободы и равноправия граждан во всех отраслях было положительным шагом.

Что касается "углубления демократии в Румынии" можно скептически возразить. К примеру, статья 6 абзац 2 гласит: "специальные законы, проголосованные 2/3 голосов, обосновывают условия, при которых женщины могут исполнить политические права", а на самом деле женщины, в большинстве случаев, были исключены из активной политической жизни. Недостаточно демократично была выработана модель организации и структуры парламента, так как были регламентированы взаимодействия: король - парламент - правительство. Король имел конституционные права на ревизию основного закона (т.е. Конституции). Измененная Конституция 1923 г. могла создать все адекватные условия для углубления демократии в стране, исходя из декретов права голоса, который не был универсальным de facto, а только декларативным. Были созданы условия для расширения избирательного корпуса, призванного назначать тех, которые представляли "нацию" в парламенте, который, к несчастью, и до того момента не стал верховным государственным органом власти. Новая конституция оставила во многих областях ординарному законодателю задачу узаконивания в конкретном случае, тем самым искажая предопределяющие принципы, а также подчеркнув декларативное содержание конституции. Необходимо отметить, что многие законы имели очень узкое ограничение деятельности, за рамки которой действие было почти невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.006 с.)