Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовые институты МССР в 1940-1941 годах

Поиск

Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия для Бессарабии и Северой Буковины

О секретном протоколе мир знал давно. В СССР о нем ничего не было сказано до Перестройки. На I съезде народных депутатов СССР в 1989 году была создана Комиссия по исследовантию обстоятельств пакта. К II съезду народных депутатов Комиссия предоставила свой отчет, который был обсужден на XXVI съезде. В декабре 1989 года съезд принимает постановление о том, что пакт является незаконным и недействительным с момента подписания, поскольку он противоречит нормам международного права.

23 августа 1939 года был подписан дополнительный протокол:
- СССР и Германия делят сферу интересов в прибалтийских государствах, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве;
- этот пункт касался раздела польского государства, указывалась граница по рекам;
- о целесообразности дальнейшего существования польского государства, стороны договариваются дополнительно.

Бессарабия входила в сферу влияния СССР. Стороны обязались сохранить протокол в секрете. По сути дела СССР и Германия этим протоколом решили вопрос о разделе, судьбе третьих стран в их отсутствии. 31 августа 1939 договор о ненападении был предоставлен на ратификацию Верховному Совету (точный протокол не был представлен) и был ратифицирован. Однако Германия 1 сентября 1939 года совершила нападение на Польшу.

Зимой '39-40 была так-называемая зимняя война с Финляндией. За это СССР был исключен из Лиги Наций. В марте 1940 года Молотов указал, что СССР не заключил договор о ненападении с Румынией, поскольку есть спорный вопрос, касающийся Бессарабии. 26 июня 1940 года румынскому послу в Москве Давидеску была вручена ультимативная нота, в которой СССР требовал от Румынии уступить Бессарабию, ввиду того, что в 1918 году Румыния насильственно оторвала Бессарабию, примущественно населенную украинцами. Однако ни один из этих аргументов не был правдив. Кроме того, СССР требовал уступить Северную Буковину как возмещение территориальных потерь, которые вытекали из-за того, что Бессарабия в то время была в составе Румынии. Румынское правительство ответило что готов начать переговоры с СССР. СССР посчитало такой ответ неопределенным и 24 июня 1940 года потребовал ясного ответа: да или нет. Указывались сроки эвакуации румынской армии и администрации из Бессарабии - 4 дня. Румынская сторона вынуждена была согласиться, так как силы были неравны. 28 июня 1940 части Красной Армии вступили в Бессарабию и Северную Буковину, завладели даже областью Херца, который не был назван в ультиматуме. Эти меры привели к тому что 6 июля 1940 румынское правительство указывало что погибло и пропало безвести 43000 солдат и 400 офицеров. Бессарабия и Северная Буковина были включены в состав СССР.

Провозглашение МССР

Уже в июле 1940 года в Бессарабии и Северной Буковине проходили манифестации и митинги на которых высказывалось мнение об объединении Бессарабии и МАССР и создании союзной республики. Газета «Правда» указывала, что волей народа создается новая республика МССР, которая будет иметь более трех милионов человек. Президиум Верховного Совета СССР обратился к высшим партийным органам УССР и МАССР чтобы они высказали свои соображения о границах будущей республики. Украинские органы управления указывали, что в состав МССР должны войти 6 из 14 районов МАССР, а 8 районов должны отойти к УССР, а также к МССР должны присоединится 3 уезда Бессарабии и часть Измаильского уезда, без города Измаил. Украине должны отойти Хотин, Аккерман и часть Измаильского уезда с городом Измаил и Северная Буковина.

Молдавский Обком и Президиум Верховного Совета указывали, что в будущую МССР должны войти 11 из 14 районов МАССР, а также 7 уездов Бессарабии, за исключением Хотина и Аккермана. Все остальное должно отойти к УССР. И украинские и молдавские органы обосновывали свои решения национальным составом. Однако нигде в Бессарабии украинцы не составляли даже относительного большинства. Поэтому украинские органы высказали в пользу своих решений следующие соображения. Украина может эффективнее использовать Дунай, поэтому Измаил должен отойти к УССР. Кроме того в Измаиле проживали много болгар и гагаузов, которые этнически близки украинцам, а также в Измаиле большинство населения составляют украинцы.

Седьмая сессия Верховного Совета СССР первого созыва 2 августа 1940 г. приняла Закон об образовании союзной МССР. В этом акте говорилось: «Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Образовать союзную Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. Включить в состав союзной Молдавской Советской Социалистической Республики город Тирасполь и Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский и Тираспольский районы Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, город Кишинёв и Бельцкий, Бендерский, Кишинёвский, Кагульский, Оргеевский и Сорокский уезды Бессарабии». Конституционные полномочия Совнаркома и Верховного Совета Молдавской АССР временно, до выборов высших органов власти союзной МССР, были расширенны до уровня полномочий органов союзной республики. Были созданы 18 республиканских наркоматов и управлений, которые провели большую работу по регулированию социально-экономических отношений в первый период существования Молдавской ССР.

Итак, 2 августа 1940 года Верховный Совет СССР принял Закон об образовании МССР на основании 8 районов МАССР и 6 уездов Бессарабии. Все остальное отошло к УССР. Этот акт был квалифицирован в 1990 Верховным Советом МССР незаконным актом СССР, потому что:
- провозглашение МССР явилось следствием незаконного пакта Молотова-Рибентропа;

- Бессарабское население никак не участвовало в принятии этого закона (32 бессарабца которые были на сессии Верховного Совета были в качестве гостей, а не депутатами);
- в результате акта от 2 августа 1940 года молдавское население было поделено между двумя республиками - УССР и МССР без его согласия;
- принимая закон об образовании МССР Верховный Совет СССР превысил свои полномочия, поскольку согласно Конституции 1936 года Верховный Совет не имел права образовывать республики, а только принимать их в состав СССР.

Конституция МССР 1941 года

26 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета Молдавской АССР принял Указ о созыве 10 ноября Внеочередной IV сессии Верховного Совета Молдавской АССР. Эта сессия 11 ноября 1940 г. образовала Комиссию по выработке проекта Конституции (Основного Закона) Молдавской Советской Социалистической Республики (в составе 27 человек) и приняла решение о проведении первых выборов в Верховный Совет МССР. Необходимость принятия Конституции МССР определялись образованием союзной Молдавской ССР, которая должна была иметь свою Конституцию. Так и обосновывался этот акт в докладе о проекте Конституции МССР на первой сессии Верховного Совета Молдавской ССР, состоявшейся 8-12 февраля 1941 г.

При разработке проекта Основного Закона МССР Конституционная комиссия исходила из общих закономерностей и принципов советского конституционного строительства, принимая во внимание опыт развития конституции союзных республик, конституционного законодательства Молдавской АССР и государственно-правового регулирования общественных отношений в МССР с момента её образования. В основу проекта Конституции МССР 1941 г. были положены основные принципы и соотношения конституции союзной республики с Конституцией Союза ССР:
1) соответствие конституции союзной республики основным принципам общесоюзной Конституции;
2) отражение в конституции союзной республики особенностей этой республики. Её основные черты и принципы связанны преемственностью с положениями Конституции СССР 1936 г., Конституции УССР 1937 г., а также, конечно, конституции МАССР 1925 и 1938 годов. По своей структуре Конституция МССР 1941 г. состояла из одиннадцати глав, 125 статей. Глава первая Конституции (статьи 1-12) закрепляла и регулировала общественное устройство; глава вторая (статьи 13-19) - государственное устройство МССР; глава третья содержала в себе конституционные положения о структуре, порядке формирования и деятельности высших органов государственной власти, а глава четвёртая (статьи 39-53) - органов государственного управления Молдавской ССР; деятельность местных органов государственной власти (статьи 54-78) пятой главы Конституции; глава шестая (статьи 79-82) включала в себя положения о бюджете МССР, глава седьмая (статьи 83-95) - о суде и прокуратуре; глава восьмая (статьи 96-111) провозглашала основные права и обязанности граждан; глава девятая (статьи 112-121) утверждала советскую избирательную систему; глава десятая (статьи 122-124) - Герб, Флаг, столицу МССР; глава одиннадцатая (статья 125) порядок изменения Конституции.

Конституция провозгласила Молдавскую Республику социалистическим государством рабочих и крестьян (статья 1), политической основой которого являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Высшими органами государственной власти Молдавии провозглашались Верховный Совет МССР и Президиум Верховного Совета, (третья главы Конституции). Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в Молдавской ССР являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый Верховным Советом Молдавской ССР и ответственный перед ним, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета Молдавской ССР, которому подотчетен.

Местные органы управления

Местные органы государственной власти (статья 54 Конституции МССР 1941 г.), являлись Советы депутатов трудящихся. Уездные, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся избирались населением сроком на два года и в пределах своей территории руководили через образуемые ими исполкомы культурно-политическим и хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет, обеспечивали охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, содействовали усилению обороноспособности страны.

4 июля 1940 года в Москве Политбюро ЦК КПСС рассмотрел вопрос о дальнейшей судьбе населения Бессарабии и Северной Буковины. Было поручено УССР назначить в МССР представителей в Совет Власти. Президиум Верховного Совета УССР назначил членов уездных испольнительных комитетов, из 75 человек только 4 были молдаванами, но не бессарабцами. Были назначены и члены уездных комитетов партии, из 52 членов только 7 были молдаванами. Таким образом, все должностные лица были назначены извне. Члены районых исполнительных комитетов назначались уездными исполнительным комитетом, а районые комитеты назначали сельские исполнительные комитеты.

Правосудие в МССР

Конституция устанавливала нормы, регулирующие деятельность суда и прокуратуры республики. Правосудие в Молдавской ССР (статьи 83-91 Конституции), осуществлялось Верховным Судом Молдавской ССР, уездными и районными судами, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. Советский суд строился и действовал на принципах последовательного социалистического демократизма. Высший надзор за соблюдением социалистической законности в республике (статьи 92-95 Конституции) возлагался на органы прокуратуры.

Обязанности граждан

Предоставляя широкие права и свободы гражданам Молдавской ССР, её Конституция (статьи 108-111) одновременно налагала на них и важнейшие обязанности: соблюдать конституции СССР и МССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины.

Собственность

Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность (статья 109 Конституции), объявлялись врагами народа. С другой стороны (статья 5 Конституции МССР), было зафиксировано, что социалистическая собственность МССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Поскольку в левобережных районах Молдавской ССР к моменту принятия её Конституции колхозный строй победил и упрочнился, то в статью 7 Основного Закона республики вошло развёрнутое определение колхозно-кооперативной собственности, где устанавливался примерный перечень объектов этой собственности, а также собственности колхозного двора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.007 с.)