Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Общество и социальные институты

Поиск

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих гла­вах, можно расположить на трех уровнях.

Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия и социализации, а также малой группы касаются микроуровня и размещаются на самом ниж­нем этаже.

Этажом выше — на промежуточном уровне — расположены культура, состоящая из совокупности норм, обычаев и тради­ций, и социальная структура, первоисточниками которой слу­жат социальные статусы и роли. Здесь же находится механизм со­циального контроля, включающий нормы и санкции.

А на самом верхнем этаже — на макроуровне — нам предстоит рассмотреть строение общества в целом. Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризуют именно его. Однако картина останется неполной без такого крупного блока, каковым являются социальные ин­ституты — те самые столпы, на котором покоится любое обще­ство, благодаря которым оно выживает и функционирует.

Институты — базисный механизм регулирования общества.

Именно социальные институты выводят нас на понимание сущности человеческого общества, его составных элементов, признаков и стадий эволюции. Поскольку общество понимают в двух значениях — узком и широком, то неизбежен переход от от­дельно взятого общества, рассматриваемого в единстве его тер­риториальных границ (страна) и политического устройства (го­сударство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое. По­нятия "гражданское общество", "цивилизация", "историческая динамика неравенства и бедности" тесно связаны с обоими зна­чениями общества. Таким образом, вначале мы рассмотрим весь спектр макросоциологических понятий: общество, страна, госу­дарство, цивилизация, мировая система, а также их разновидно­сти и динамику.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Термин "институт" имеет множество значений. В европейс­кие языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое тех­ническое (название специализированных научных и учебных за­ведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, ин­ститут брака, институт наследования. Социологи, позаимство­вавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержа­нием. Хотя, несомненно, стержень — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, — ос­тался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.

В социологии принято такое определение: социальные инсти­туты — относительно стабильные и интегрированные совокупнос­ти символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, кото­рые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных эволюцией на протяже­нии многих миллионов лет. Они помогают ему бороться за суще­ствование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинк­ты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и по­стоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют соци­альные институты — мощные инструменты, выкованные тыся­челетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение — удовлетворять важней­шие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация по­требностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),

- потребности в безопасности и социальном порядке (поли­тическиеинституты, государство),

- потребности в добывании средств существования (эконо­мические институты, производство),

- потребности в передаче знаний, социализации подрастаю­щего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт РЕЛИГИИ).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах торстейн веблен. Хотя его книга "Теория праздного класса" [1] появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества — это процесс естественного отбо­ра социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создают­ся внешними изменениями [1, с.200 — 201]. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — бес­порядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и дру­гие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей за­родился, может быть, самый ранний социальный институт — ин­ститут семьи и брака.

Сделаем вывод: социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важ­нейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определен­ное русло. Злоумышленников (на языке социологии — девиан-тов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, по­чему родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение опреде­ленных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, пере­даваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним [ 1, с.6, 31, 203]. Собственно говоря, так понимают термины "инсти­туция" (установление, обычай, порядок, принятый в обще­стве), "институт" (закрепление обычаев и порядков в виде зако­на или учреждения) юристы.

Отсюда и слово "институционализация", обозначающее зак­репление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социо­логии, предполагает издание государственных стандартов и по­становлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ

Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фунда­ментальных потребностей. Если происходит сбой в их функциони­ровании — беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населе­ния больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и сис­тема образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно раз­работали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас.

Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практи­ческими навыками студентов. Производство явно недоиспользо­вало выпускников: на предприятиях с передовой технологией ву­зовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут грянула пере­стройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отноше­ниям. Появился новый недостаток: марксистское обществоведе­ние не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учеб­ные планы, перенимать западные технологии обучения. Народ­ное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалис­тов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нрав­ственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых тради­циях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, не­продуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов — благо для общества, а неправильное — колоссаль­ное зло.

Мы можем убедиться, что понятие "социальный институт" не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, I которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персо­нал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализует­ся функционирование данного института. К примеру, государ­ственная поддержка института семьи выражается в денежных по­собиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантс­кая социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, ого­родничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерс­кие, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, рели­гии, образовании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.)