Каналы вертикальной мобильности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каналы вертикальной мобильности



Самое полное описание каналов вертикальной мобильности

дано П. Сорокиным. Только он их называет "каналами верти­кальной циркуляции". Он считает, что поскольку вертикаль­ная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непрохо­димых границ. Между ними существуют различные "отвер­стия", "лифты", "мембраны", по которым индивиды переме­щаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты ар­мия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава при­водят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захва­тывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выд­винулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окруже­ние, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и ты­сячи других командующих достигли самого высокого положе­ния благодаря армии.

церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, ар­хиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника. П.Сорокин изучил биографии 144 римских католи­ческих пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке па­пой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц ос­вободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нис­ходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дво­рян высоких рангов.

школа. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни приобретали, во все века служили мощ­ным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обще­стве "социальный лифт" движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР — самый яркий пример того, как можно добить­ся впечатляющих успехов, стать великими индустриальными дер­жавами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилеги­рованные школы доступны только высшим слоям населения. "Социальный лифт" короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие шко­лы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правитель­ство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуа­лов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образо­вательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала про­стых людей и препятствовала продвижению представителей выс­ших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результа­те служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым бы­стрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV—XVIII ве­ках европейским обществом стали править деньги. Достигали вы­сокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное про­исхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его рас­четам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% — банкира и биржевика, в 12% — торговца. Профессии артис­тов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шах­теров и некоторые другие не дают таких возможностей.

семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древ­ние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюде­ния они установили, что у умных родителей чаще рождаются ум­ные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное поло­жение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высо­ким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбо­ра, определения и наследования социального статуса. Происхож­дение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители забо­тились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутиро­валась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профес­сиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолет­ние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше на­чинают оценивать не по их семейному происхождению, а по лич­ным качествам.

 

ГРУППОВАЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограниче­ние доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (social closure). Об этом явле­нии, активно обсуждающемся и в современной социологии, пи­сал еще М. Вебер. Клаузула одновременно обозначает процесс и результат.

В молодом, быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Россия эпохи Петра I и Со­ветская Россия в 20—30-е годы, Россия эпохи перестройки (90-е годы XX века) — примеры подобного общества. Выходцы из низ­ших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолю­бию или изворотливости быстро продвигаются наверх. Здесь для них было уготовлено множество вакансий.

Но вот все места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей загораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.

В США и Японии в высший класс поднимается только 7—10% рабочих. Дети бизнесменов, политиков, юристов имеют в 5—8 раз больше возможностей следовать за своими отцами, чем это могло быть, если бы общество было совершенно открытым. Чем выше социальный класс, тем труднее и него проникнуть. Богатые устраива­ют своих детей в привилегированные школы и университеты, ко­торые стоят дорого, но дают прекрасное образование.

Хорошее образование — необходимое условие для того, чтобы получить высокопрестижную профессию или должность диплома­та, министра, банкира, профессора. Именно высший класс при­нимает законы, которые выгодны ему и невыгодны другим.

Социальный организм сегодня становится все более непод­вижным и закрытым для перемещений. Высшие должности, ко­торые на раннем этапе являлись выборными, на поздних этапах становятся наследуемыми. В Древнем Египте только на поздних этапах появился строгий обычай наследования официальных постов. В Спарте на самых ранних этапах иностранцы допуска­лись в ранг полнокровных граждан, позднее это стало исключе­нием. В 451 г. до н. э. Перикл ввел закон, по которому привилегия свободного гражданства предоставлялась лишь тем, у кого оба родителя были уроженцами Аттики и свободными (полными) гражданами.

В Венеции в 1296 г. слой аристократии был открытым, а с 1775 г., когда аристократия утратила былое значение, ранги становятся закрытыми. В конце Римской империи все соци­альные страты и группы стали совершенно закрытыми. Ранг королевской знати в раннефеодальной Европе был доступен любому, но впоследствии становится непроницаемым для но­вых людей.

Тенденция к кастовой замкнутости стала проявляться среди буржуазии в Англии после XV века, а во Франции после XII века.

Таким образом, тенденция к. социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, а также возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли дос­тигаемого.

Социальное закрытие высшего класса в России стало наблю­даться уже в 1993 г. До того, т.е. в период с 1989 по 1992 г., возмож­ности обогатиться и продвинуться наверх для всех россиян были открытыми, хотя и неравными. Известно, что емкость высшего класса объективно ограничена и составляет не более 3—5% чис­ленности населения. Легкость, с какой делались крупные капи­талы в 1989—1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большин­ство людей не располагает. Происходит как бы закрытие высшего класса, он принимает законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные школы, которые затрудняют получе­ние нужного образования. Сфера развлечений элиты уже недо­ступна другим категориям. Она включает не только дорогие сало­ны, пансионаты, бары, клубы, но и отдых на мировых курортах.

Вместе с тем открыт доступ в сельский и городской средний класс. Прослойка фермеров крайне незначительна и не превы­шает 1%. Средние городские слои еще не сформировались. Но их пополнение зависит от того, как скоро "новые русские" и ру­ководство страны будут оплачивать квалифицированный ум­ственный труд не по прожиточному минимуму, а по его рыноч­ной цене.

В стабильных обществах — США, Англия, Франции, Герма­нии и некоторых других — высший класс давно уже стал потом­ственным. Накопление богатств началось внутри родственных кланов, создаваемых взаимными браками, несколько столетий назад. В США высший класс сохраняет непрерывность во време­ни с XVIII века и восходит корнями к переселенцам из Северной Ирландии. Социализация детей в закрытых школах, а затем прак­тика в родительских областях деятельности, корпорациях и ком­паниях обособляют высший класс от остального общества. У него формируются собственная система ценностей, социальных норм, этикет, правила поведения и стиль жизни. Т. Веблен назы­вал его демонстративно-расточительским.

В современном российском обществе у высшего класса есть вторая черта — демонстративная роскошь, но нет первой — на­следственности. Но и она начинает активно формироваться бла­годаря закрытию высшей страты.

 

МИГРАЦИЯ

миграция — это переселение людей из страны в страну, из рай­она в район, из города в деревню (и обратно), из города в город, из деревни в деревню. Иными словами, миграция — это территори­альные перемещения. Они бывают сезонными, т.е. зависящими от времени года (туризма, лечения, учебы, сельхозработы), и ма­ятниковыми — регулярные передвижения из данного пункта и возвращения в него. По существу оба вида миграции являются временными и возвратными.

Справка

По оценкам ООН, число мигрантов в мире, постоянно про­живающих не в своих странах, насчитывает от 80 до 100 млн. В России их численность доходит до 6 млн человек.

Различают также иммиграцию и эмиграцию. миграция — перемещение населения внутри одной страны. эмиграция — выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание

иммиграция — въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Итак, иммигранты — вселяющиеся, а эмигранты — выселя­ющиеся (добровольно или вынужденно).

Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наи­более талантливые и квалифицированные жители, то снижается не только численность, но и качественный состав населения. Иммиграция повышает численность населения. Приезд в страну вы­сококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной — вызывает обрат­ные последствия.

Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны и целые континенты. Известно, что в городах рождае­мость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города-миллионеры, возникли бла­годаря иммиграции.

После открытия Колумбом Америки сюда из Европы двину­лись тысячи и миллионы переселенцев. Северная Америка, Ла­тинская Америка и Австралия возникли благодаря крупным миг­рационным процессам. Миграционным путем осваивалась Сибирь.

Всего в XVIII в. из Европы исходили два мощных потока миг­рации — в Америку и в Россию. В России особенно активно засе­лялось Поволжье. В 1762 г. опубликован знаменитый указ Екатери­ны II о приглашении иностранцев на гражданскую службу и заселение. Откликнулись в основном немцы из Австрии, Венг­рии, Швейцарии, Германии. Первый поток мигрантов составля­ли ремесленники, второй — крестьяне. Они образовали земле­дельческие колонии в степной зоне России.

Эмиграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, су­жаются возможности для вертикальной мобильности. В Сибирь и на Дон, где сложилось казачество, крестьяне бежали из-за уси­ления крепостного права. Европу покидали не аристократы, а социальные аутсайдеры: разорившиеся крестьяне, беглые, без­работные, авантюристы. В Америке они построили новое обще­ство и быстро продвинулись по социальной лестнице.

Горизонтальная мобильность в таких случаях выступает сред­ством решить проблемы, возникающие в сфере вертикальной мобильности. Беглые крепостные, основавшие Донское казаче­ство, становились свободными и зажиточными, т. е. повышали одновременно политический и экономический статус. Хотя про­фессиональный статус мог оставаться неизменным: крестьяне продолжали и на новых землях заниматься хлебопашеством.

Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спо­койные времена она затрагивает небольшие группы или отдель­ных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно. Демографы выделяют два основных потока миграции внутри од­ной страны: город—село и город—город. Установлено, что до тех пор, пока в стране не закончена индустриализация, люди пере­езжают в основном из села в город. По ее завершении, и это ха­рактерно для США и Западной Европы, люди переселяются из города в пригородные зоны и сельские районы.

Обнаруживается странная закономерность: потоки мигран­тов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока. И еще: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются больших успехов, чем переезжающие из села в город, и наоборот. (Попробуйте самостоятельно объяс­нить причины этого явления).

К крупным миграционным явлениям относятся так называе­мые переселения народов. Это одновременно этнические и эконо­мические процессы. Великим нашествием называют вторжение варварских племен в V веке.

 

ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ

текучесть кадров — вид социальной мобильности в промыш­ленности. Она представляет собой неорганизованный переход работников одного предприятия на другое. К текучести кадров относятся все увольнения работников по собственному жела­нию, за нарушения трудовой дисциплины, в связи с призывом в армию, болезнью, выходом на пенсию.

Текучесть кадров — нормальное явление для всех промыш-ленно развитых стран. Она становится проблемой лишь в двух случаях: когда она избыточна (более 25—30% в год) и когда она недостаточна (менее 3% в год). В первом случае персонал пред­приятия не успевает сложиться в социальную общность, у него не формируются свои нормы, ценности, традиции. Велики эко­номические потери: перед увольнением у работников обычно падает производительность труда, немалые средства приходится тратить на обучение и переподготовку сменяющихся кадров. Во втором случае происходит старение персонала, что негативно сказывается на психологическом климате и взаимоотношениях.

Основными причинами увольнения работников до сих пор служили:

— невозможность на данном предприятии получить квартиру,

— низкая заработная плата,

— переезд на новое место жительства,

— плохие отношения с коллегами и начальством,

— неудовлетворительные условия труда и быта.

Литература

 

1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.

2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История отечества. — М., 1992.

3. Hess В., Markson E., Stein P. Sociology. — N.Y., 1991.

4. Вселенский М.С. Номенклатура. — М., 1991.

5. Ильин В.И. Основные контуры системы социальной стратифи­кации общества//Рубеж. 1991.№ 1.С.96—108.

6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социол. ис-след.1992.№11.

7. Российская Федерация в 1992 году. Статистический ежегодник. — М.,1993.

8. Cooper P. Sociology. An introduction course. — L., 1988.

9. Levis 0. The culture of poverty // Poverty in America. — Michigan, 1965. P. 405-419.

10. Ярошенко С. С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. № 2. С.43-50.

11. Филиппов Ф.Р. и др. Трудовые биографии поколений // Социол. исслед. 1986. № 4.

12. Москвин Д.Д. Население СССР: вопросы миграции (экономи­ко-статистический обзор тенденций 60—80-х годов). — М., 1991.

13. Морозова Р.Ф. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Социол. исслед. 1992. № 3.

14. Социальная мобильность городского населения. Таллин, 1985.

15. Гордон Л.Н., Комаровский В.В. Динамика социально-профессио-нального состава поколений // Социол. исслед. 1986. № 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.061 с.)