Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология и эволюция обществ

Поиск

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то все общество делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях:

клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-ни­будь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незна­комы с ней. Не знающие письменности народы называют до-цивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, располо­женных сверху — вниз по мере убывания доходов. Возникшее тог­да стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института — государства. А произошло это примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они отно­сятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исто­рический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей лежит способ добывания средств существо­вания. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотовод­ство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собира­тельства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интен­сивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огоро­ды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже же­лезному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к осед­лому образу жизни.

 

Справка

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В. М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырас­тить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными ка­менными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Ме­сопотамии в 3000 г. до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя про­дуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов [7, с.251—252].

Земледельческую, или аграрную, цивилизацию, 200 лет-назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазо­ванные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — от­личительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриаль­ному приходит постиндустриальное общество. В нем преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Без­людные заводские цеха, роботизированные производства, гиган­тские супермаркеты, космические станции — признаки постин­дустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию об­ществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, куль­турой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передо­вая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Со­гласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четы­ре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, кото­рая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объеди­няя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил все­мирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриаль­ную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

 

Справка

Еще до Д. Белла экономист Колин Кларк (C.Clark) разделил экономику на три сектора:

первичный (сельское хозяйство и добывающая промыш­ленность),

вторичный (промышленность и ремесло, обрабатываю­щая промышленность),

третичный (обслуживание).

Рассмотрим основные этапы развития человеческого обще­ства с древнейших времен до наших дней.

 

ПРОСТЫЕ ОБЩЕСТВА

К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.

В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обна­руживают живые осколки старины — примитивные племена бро­дячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство,

относительно небольшие размеры объединения,

приоритет кровно-родственных связей,

низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное равенство означает отсутствие классов и сосло­вий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и родукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени.

Политическое равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) про­стых обществ:

• локальные группы,

• первобытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на. два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются "бандами", или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, свя­занных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищ­ническому, или потребляющему хозяйствованию: человек сры­вает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменя­ют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и ста­риков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемеща­ются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая расте­ния. Для одной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа отко­чевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от се­зонных созревании плодов, нереста рыбы, передвижения и раз­множения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Первобытные общины более сложный тип социальной организации. Родовые общины — это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины — объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались рус­ской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз несколь­ких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Ста­ло быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородни­честву (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, ок­руженные огородами и загонами для скота.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем пре­вращались в культурные (а благодаря каким процедурам это про­исходило — подумайте сами).

Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гума­низм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, за­колоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к. соседским общинам: несколько групп кровных родствен­ников селились рядом и соединялись взаимными браками, а так­же кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понима­нии. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Склады­ваются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

5. ВОЖДЕСТВА

Переходной формой от простого к сложному обществу слу­жат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху вниз из-за ма­лой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжирован­ным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

вождество — иерархически организованный строй людей, в ко­тором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, вы­ступающий неотъемлемой чертой зрелого государства.

По численности вождество представляет крупное объедине­ние, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного зем­леделия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Коли­чество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит — новый каменный век, период (8—3 тысячелетие до н. э.) перехо­да от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неоли­та орудия из камня уже шлифовались и сверлились, появились глиняная посуда, прядение и ткачество.

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась пере­полненной охотниками и собирателями, начался первый гло­бальный продовольственный кризис. Это случилось в конце камен­ного века. Примитивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство.

При нем дополнительная продукция получается только за счет расширения или захвата новых территорий.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но вследствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле стано­вилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной.

Возникла объективная надобность перехода от экстенсивно­го способа хозяйствования к интенсивному, при котором боль­ше продукта получают с той же территории благодаря более со­вершенным орудиям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства снача­ла к огородничеству, а затем к земледелию.

Другая линия эволюции шла от охоты к скотоводству (пасту­шеству). Для многих обществ она оказалась тупиковой, посколь­ку и сегодня на планете встречаются отсталые пастушеские пле-.мена, так и не перешедшие к цивилизованному образу жизни. Правда, большинство скотоводческих обществ вступило в совре­менную фазу развития, но сделало это позже земледельческих обществ.

Как бы то ни было, но приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряжен­ный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требу­ется 2 кв. км площади, а при эффективном земледелии достаточ­но всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного к интенсивно­му хозяйству длился несколько тысяч лет, в результате продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты под­считали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых про­изошел не сразу. Потребовался промежуточный этап, на ко­тором человечество опробовало искусственное взращивание овощей. Таким образом, огородничество представляет собой как бы пробное, или пилотажное исследование возможнос­тей земледелия.

При огородничестве трудятся вручную примитивными сред­ствами труда. Иногда подобный тип хозяйствования называют фермерством. Культивирование корнеплодов соединялось с раз­ведением рогатого скота. Постепенно от корнеплодов перешли к культивированию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало в пашенное земледелие.

Когда удалось приручить волов, то с их помощью обработка земли поднялась на более высокий уровень. Палочно-мотыжное огородничество сменилось пашенным земледелием. Производитель­ность упряжных плугов была в несколько раз выше, нежели при ручной обработке.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передви­гаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибав­кой в урожае.

 

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочис­ленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам,

• развитие неаграрной специализации труда,

• появление и накопление прибавочного продукта,

• возникновение четких классовых дистанций,

• переход от обычного права к юридическим законам,

• зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

• появление заморской торговли,

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.026 с.)