Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологический анализ документов

Поиск

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Литература

1. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, про­грамма, методы. — М., 1987.

2. Современная западная социология. Словарь. — М., 1990.

3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.

4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

5. Фролов С. С. Социология. — М., 1994.

6. Очерки по истории теоретической социологии XIX — нач. XX вв.-М., 1994.

7. Основы социологии. — М., 1993.

8. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994.


 

 

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Предмет социологии — общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социоло­гического исследования выступают люди. Их называют респонден-тами. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жиз­ненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь респонденту, они так и говорят: "Нас интересует Ваше личное мнение".

Мы видим, что сегодня человеческая личность — исходная точ­ка социологического исследования. Но разве только сегодня?! 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" Странно, ведь улицы древ­ней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: старика­ми, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщина­ми, матросами, патрициями, торговцами. Каждый.из них был человеком. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одеж­ды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональ­ных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

 

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Человек — биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологи­ческой эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культур­ной — 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекрати­лось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных:

прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной сис­темы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем и т.д.

Они послужили условием перехода от биологической к куль­турной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность ко­торой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологи­ческом существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

Развитие представлений о человеке как личности прошло не­сколько этапов.

 

ДРЕВНИЙ КИТАЙ (VI - I вв. до н. э.)

Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, актив­ное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движе­ние. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он — лишь последнее звено саморазвития мира, движения Времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек еще не ощущает границ собственной личности [1, с.21].

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (VII - IV вв. до н. э.)

Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Ему неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в евро­пейской философии, тема индивидуальной кончины, безвозв­ратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляют­ся в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а косми­ческая душа. У нас нет индивидуальности. Отвергая мысль о сво­бодной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. [1, с.48 — 50].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.009 с.)