Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие значений культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура имеет множество значений. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др. В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения "культурный человек" в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровне-вый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизованностью". Для большинства антропологов в XX веке "цивилизация" обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение "отсутствие культуры" бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТУРЫ Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить: - средством утоления жажды, - способом получения электроэнергии, - средством транспортировки грузов, - религиозным символом, - санитарно-гигиеническим средством, - местом развлечения, игр, отдыха, - границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д. Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры. Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления. Итак, вывод: культура — это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она — искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений — среда.
АККУЛЬТУРДЦИЯ РЕЛИГИИ Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей религии телезрителям. Именно в западных проповедниках нас поражает умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седовласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба. Это не заигрывание с молодежью. Это — аккультурация религии, т.е. проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневековье этого делать, кстати сказать, не приходилось. А все почему? Да потому, что сакральное (посмотрите в словаре значение термина) и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.
Поясняющий пример 19-летний американский парень Рой любил играть на гитаре и посвящал этому все свободное время. Постепенно он образовал рок-группу, которая колесила по стране с концертами. Деньги потекли рекой. Рой стал миллионером, забросил учебу и начал всерьез задумываться о карьере рок-звезды. У него испортились отношения с родителями. Рой стал не в меру агрессивным и раздражительным. Рой с дружками вел безрассудный образ жизни. Но однажды он понял, что катится в пропасть и попросил Христа: "Господи, если Ты меня еще любишь, сделай так, чтобы я возненавидел свою игру". Так и произошло. Рой встал на путь истины и через некоторое время ему удалось поправить дела в колледже. Он регулярно выступал в церковном хоре. Сегодня Рой ведет образ жизни истинного христианина. Люди искренне уважают его, а сам он ничуть не жалеет о произошедших с ним переменах.
ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные. Совокупность первых создает особую форму культуры — материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника — галстука. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе. культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы. Сделаем вывод: культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им — артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи. Выделим ключевые понятия: ТЕЛО КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС СОСТАВ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АРТЕФАКТЫ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ
БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ К базисным элементам духовной культуры относят:- обычаи, нравы, законы, ценности. Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе — от самого примитивного до суперсовременного — есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.
Поясняющий пример ДУЭЛЬ Такой культурный комплекс, как дуэль, можно отнести к этикету, который предписывает участникам определенные, культурно заданные формы (или манеры) поведения. Дуэль возникла как продолжение рыцарских поединков. По-французски это слово означает поединок. В Россию она пришла из Франции. Правила дуэли в России были суровыми. Во Франции расстояние — 25-35 шагов, в России минимальное расстояние — 3 шага. Обычно же стрелялись с 8-10 шагов. С 15 шагов практически никто не стрелялся. Это вызывало смех. Редко обходилось без крови. До конца XVIII века дрались на шпагах и саблях, а потом на пистолетах. Существуют два типа дуэльного поединка: 1. Первый дуэлянт целится в человека, а второму можно стрелять в воздух. Так часто и поступали. 2. С минимального расстояния оба стреляют одновременно, обычно насмерть. Хотя ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее элементами и выполняют в ней особую функцию. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм. Культурные нормы — разновидность социальных норм. обычаи, нравы, законы — именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям. обычай — традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка — это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. Обычаи праздновать Рождество и Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать руку, как и многое другое, пользуются уважением, почитаются и охраняются как нечто ценное. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, отрицание. Некоторые обычаи стоят близко к этикету. Обычаи — это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры. б* й<с. /7. Все культуры базируются на обычаях, обычаи превращаются в нравы, нравы превращаются в законы [2, с.90]. нравы — обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores — нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis — нравственный) — совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. Но, с другой стороны, в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственных устоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев. закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов. Обычное право — совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь. Выделим ключевые понятия: ЦЕННОСТИ НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ: ОБЫЧАИ НРАВЫ ЗАКОНЫ
ТРАДИЦИИ Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культуру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традициями отождествляют обычаи. В специальной литературе традиции связывают с социальным институтом. Попробуем разобраться в проблеме. Несомненно одно: в основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлении традиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи, традиции, манеры — в сфере человеческого общества. Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры — лишь стилизованная форма обычая. Понятия "обычай" и "манеры" ничего не говорят нам о том, передаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие — традиция. Под традицией (от лат. traditio — передача; предание) правильнее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Мы говорим о традиционных символах христианства, традиционных обычаях русского народа и многом другом, что входит в состав культуры. Состав культуры, в том числе обряды, раскрывают скорее горизонтальный, одномоментный срез культуры. Традиция показывает вертикальную ось времени — то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным. Расширительная трактовка "традиции" и "обычая" произошла от того, что обычаи стали понимать как традиционно воспроизводимые элементы культуры. Можно, конечно, и так подходить к обычаю. Но тогда он станет собирательным понятием, охватывающим все черты культуры, передаваемые по традиции. Традиция уподобляется лифту, следующему из прошлого в настоящее. А что находится в лифте? Прежде всего обычаи, нормы и ценности. Итак, традиция — механизм передачи черт культуры от поколения к поколению. Желательно разводить обычай и традицию как частное и общее. Традицию понимают еще как "предание". Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: 1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), 2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал) [3,с.21]. В^индустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. Итак, сделаем вывод: традиции — укоренившиеся в характере данного народа способы относиться к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом. Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры. Они могут быть универсальными и локальными. Традиция гостеприимства существует у многих народов, а церемония чаепития — только у японцев. В первом случае они считаются культурными универсалиями, во втором — культурным своеобразием. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества. Они встречаются чуть ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют подолгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются из поколения в поколение. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Институт — перезревшая традиция, массовая привычка что-либо делать определенным образом, уже не помещающаяся в рамки традиции. В социологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом [3, с.21]. А что значит оправдать? Это значит узаконить, или легитимизировать. Вот и еще одна функция традиции — что-либо узаконивать, делать оправданным.
ЦЕННОСТИ Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Итак, сделаем вывод: ценности принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации — индивиду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.013 с.) |