Многообразие значений культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие значений культуры



Культура имеет множество значений.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление.

Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновни­ков, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распростра­нением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, рус­ской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабо­чего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественно­го развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения "культурный человек" в значе­нии воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрят­но прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровне-вый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры.

Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подоб­ное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизо­ванностью". Для большинства антропологов в XX веке "цивили­зация" обозначала особый, высший тип культуры. Для социоло­гов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение "отсутствие культуры" бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТУРЫ

Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:

- средством утоления жажды,

- способом получения электроэнергии,

- средством транспортировки грузов,

- религиозным символом,

- санитарно-гигиеническим средством,

- местом развлечения, игр, отдыха,

- границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д.

Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.

Со временем все, до чего добрался человек, даже отдален­ные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст.

В этом смысле животные существуют в необозначенном, не­названном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значе­ний, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет сред­ства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью ко­торого создается язык, а именно мышления.

Итак, вывод: культура — это то, что выделяет человеческое об­щество из животного мира. Она — искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений — среда.

 

АККУЛЬТУРДЦИЯ РЕЛИГИИ

Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей рели­гии телезрителям. Именно в западных проповедниках нас пора­жает умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне кон­кретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седов­ласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди мо­лодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба.

Это не заигрывание с молодежью. Это — аккультурация ре­лигии, т.е. проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневе­ковье этого делать, кстати сказать, не приходилось. А все по­чему? Да потому, что сакральное (посмотрите в словаре зна­чение термина) и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала спе­циальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.

 

Поясняющий пример

19-летний американский парень Рой любил играть на гитаре и посвящал этому все свободное время. Постепенно он образо­вал рок-группу, которая колесила по стране с концертами. Деньги потекли рекой. Рой стал миллионером, забросил учебу и начал всерьез задумываться о карьере рок-звезды. У него ис­портились отношения с родителями. Рой стал не в меру агрес­сивным и раздражительным. Рой с дружками вел безрассудный образ жизни.

Но однажды он понял, что катится в пропасть и попросил Христа: "Господи, если Ты меня еще любишь, сделай так, что­бы я возненавидел свою игру". Так и произошло. Рой встал на путь истины и через некоторое время ему удалось поправить дела в колледже. Он регулярно выступал в церковном хоре. Сегодня Рой ведет образ жизни истинного христианина. Люди искренне уважают его, а сам он ничуть не жалеет о произошедших с ним переменах.

 

ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или первокирпичики.

Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую форму культуры — ма­териальную культуру. Она включает физические объекты, создан­ные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполня­ют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефак­ты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Немате­риальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия мате­риального посредника — галстука.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, те­ория относительности, идея равенства и справедливости, тради­ция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиноче­стве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функцио­нально с ним связанных.

Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одеж­да, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имуще­ства или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы вла­сти, системы вознаграждения, законы.

Сделаем вывод: культура делится на материальную и немате­риальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им — артефакты, ибо это искусствен­но созданные вещи и идеи.

Выделим ключевые понятия:

ТЕЛО КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

СОСТАВ КУЛЬТУРЫ

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

АРТЕФАКТЫ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

 

БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

К базисным элементам духовной культуры относят:- обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предпи­сывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать.

Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систе­му культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе — от самого примитивного до су­персовременного — есть обычаи, нравы и законы, но не в лю­бом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.

 

Поясняющий пример

ДУЭЛЬ

Такой культурный комплекс, как дуэль, можно отнести к этикету, который предписывает участникам определенные, культурно заданные формы (или манеры) поведения.

Дуэль возникла как продолжение рыцарских поединков. По-французски это слово означает поединок.

В Россию она пришла из Франции. Правила дуэли в России были суровыми. Во Франции расстояние — 25-35 шагов, в России минимальное расстояние — 3 шага. Обычно же стрелялись с 8-10 шагов. С 15 шагов практически никто не стрелялся. Это вызывало смех. Редко обходилось без крови.

До конца XVIII века дрались на шпагах и саблях, а потом на пистолетах. Существуют два типа дуэльного поединка:

1. Первый дуэлянт целится в человека, а второму можно стре­лять в воздух. Так часто и поступали.

2. С минимального расстояния оба стреляют одновременно, обычно насмерть.

Хотя ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее эле­ментами и выполняют в ней особую функцию. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в куль­туре, но не предписывают. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм. Культурные нор­мы — разновидность социальных норм.

обычаи, нравы, законы — именно в таком порядке должны выс­траиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

обычай — традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Если привычка — это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. Обычаи праздновать Рождество и Но­вый год, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать руку, как и многое другое, пользуют­ся уважением, почитаются и охраняются как нечто ценное. Обы­чаи — одобренные обществом массовые образцы действий, кото­рые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, отрицание. Некоторые обычаи стоят близко к этикету. Обычаи — это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

б*

й<с. /7. Все культуры базируются на обычаях, обычаи превраща­ются в нравы, нравы превращаются в законы [2, с.90].

нравы — обычаи, приобретающие моральное значение.

В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores — нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis — нравственный) — сово­купность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравствен­но оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, изде­ваться над инвалидами. Но, с другой стороны, в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка.

Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственных устоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев.

закон — нормативный акт, принятый высшим органом госу­дарственной власти в установленном конституцией порядке.

Он является высшей разновидностью социальных и культур­ных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов. Обычное право — совокупность неписаных правил пове­дения в доиндустриальном обществе, санкционированных орга­нами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государ­ственную тайну, собственность, человеческие права и достоин­ства. Нарушение законов влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь.

Выделим ключевые понятия:

ЦЕННОСТИ

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ:

ОБЫЧАИ

НРАВЫ

ЗАКОНЫ

 

ТРАДИЦИИ

Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культу­ру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традици­ями отождествляют обычаи. В специальной литературе традиции связывают с социальным институтом. Попробуем разобраться в проблеме.

Несомненно одно: в основе обычаев и традиций лежит про­стая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исклю­чительную роль в становлении традиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи, традиции, манеры — в сфере человеческого общества. Обычай указывает на одобрен­ный и общепринятый способ его ведения. Манеры — лишь стили­зованная форма обычая. Понятия "обычай" и "манеры" ничего не говорят нам о том, передаются они из поколения в поколе­ние или нет. Об этом говорит другое понятие — традиция.

Под традицией (от лат. traditio — передача; предание) правиль­нее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поко­ления в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов.

Мы говорим о традиционных символах христианства, тради­ционных обычаях русского народа и многом другом, что входит в состав культуры. Состав культуры, в том числе обряды, рас­крывают скорее горизонтальный, одномоментный срез культу­ры. Традиция показывает вертикальную ось времени то, что су­ществовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным.

Расширительная трактовка "традиции" и "обычая" произош­ла от того, что обычаи стали понимать как традиционно воспроизводимые элементы культуры. Можно, конечно, и так подхо­дить к обычаю. Но тогда он станет собирательным понятием, охватывающим все черты культуры, передаваемые по традиции. Традиция уподобляется лифту, следующему из прошлого в на­стоящее. А что находится в лифте? Прежде всего обычаи, нормы и ценности. Итак, традиция — механизм передачи черт культуры от поколения к поколению.

Желательно разводить обычай и традицию как частное и общее.

Традицию понимают еще как "предание". Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: 1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), 2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается много­кратными повторами, системами символических текстов (мифо­логия) и действий (ритуал) [3,с.21]. В^индустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэто­му оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами пе­редачи прошлых знаний.

Итак, сделаем вывод: традиции — укоренившиеся в характере данного народа способы относиться к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом. Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры. Они могут быть универсальными и ло­кальными.

Традиция гостеприимства существует у многих народов, а це­ремония чаепития — только у японцев. В первом случае они счи­таются культурными универсалиями, во втором — культурным своеобразием.

Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества. Они встречаются чуть ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции суще­ствуют подолгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются из поколения в поколение.

Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт.

На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Институт — перезрев­шая традиция, массовая привычка что-либо делать определен­ным образом, уже не помещающаяся в рамки традиции. В со­циологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необ­ходимость сохранения этих норм оправдывается самим фак­том их существования в прошлом [3, с.21]. А что значит оправ­дать? Это значит узаконить, или легитимизировать. Вот и еще одна функция традиции — что-либо узаконивать, делать оп­равданным.

 

ЦЕННОСТИ

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. ценности — социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат этало­ном, идеалом для всех людей. Если верность является ценнос­тью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осужда­ются как неприличное поведение.

Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А ин­дивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценнос­ти. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценно­стям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.

Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описы­вают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, сделаем вывод: ценности принадлежат группе или обще­ству, а ценностные ориентации — индивиду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.055 с.)