Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерный язык, или современные мауглиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня появляются дети, которые усваивают язык не от родителей, а от компьютера. Компьютерный язык содержит точные определения слов, но не содержит их живой смысл. В компьютерных словах лишь тот смысл, какой заложил в них программист. Детишки понимают язык только в рамках компьютерной программы. Их называют современными Маугли. Правда, роль волков выполняет компьютер. Язык — это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества [4,с.ЗО].
Справка Пример языковых сообществ: из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков — 50% человечества. Множественность языков обратно пропорциональна количеству людей, которые на них говорят. Так же обстоит дело с культурой. Итак, наш обычный язык, оказывается совершенно необычным. Он — праматерия культуры. Покупаю. Продаю. Разумеется, культура состоит не только из слоев, она включает: обычаи, традиции, нормы, символы. Но язык стоит особняком. Он – центр, фундамент, предпосылка всех предпосылок. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее — модели поведения от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Так происходит социализация, а она, как выяснилось, включает усвоениекультурных норм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения. Сделаем выводы: язык интересует социологию как совокупность моделей поведения и символов. Это социальный конструкт, появившийся на заре человеческой истории.
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифференциацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молодежи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения. Молодежный сленг характеризует совершенно определенную возрастную группу. То же самое можно сказать о воровском жаргоне, территориальных и социальных диалектах. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры — высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.
Поясняющий пример Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва", мы должны знать, что: по форме речи — это просторечие; по культурному статусу — это выражения, характеризующие невысокий уровень образования (не более 4-6 классов); по социальному положению говорящий относится к низшему классу. Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться [5, с.56]. По употребляемым словам и выражениям можно судить о том: - из какого социального слоя происходит говорящий, - где именно он жил (город, село, область), - в каких условиях происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял, - какие книги он читал, - с кем дружил и т. п. Чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем ему доводилось сталкиваться. Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы. Одна из таких групп — речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка. Так, например, речевой общностью воровского жаргона выступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает и употребляет его. Сделаем выводы: культурно-речевой статус — еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая гигантскую познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности — большие социальные группы людей. Выделим ключевые понятия: КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС РЕЧЕВАЯ ОБЩНОСТЬ
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СРЕДА Под культурно-речевой срвдой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм). Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды. Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно — средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции. В семье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, последовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повелительном тоне. Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс. привычки — твердо усвоенные образцы поведения; возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно. Привычка спать лежа, разговаривать преимущественно стоя, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усвоенные нами через социализацию. Привычка — жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. манеры — стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. Закрывать за собой дверь — привычка. Но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окликать по имени — речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и воспитанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры — стилизация поведения, т.е. превращение привычного действия в образную систему действий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель). Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим нечто. Этикет — принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комплекс манер. Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских салонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу — обязательные манеры светского этикета. Этикет предписывал правила должного поведения для высших кругов общества. Сегодня он трактуется шире. Этикет перестал служить исключительной формой поведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Но в любом случае этикет, как свод правил, касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям. кодекс — свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский и уголовный кодекс). В Древнем Риме "кодекс" обозначал ствол дерева, а в переносном смысле — книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти — герб, титул, должность. В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой — собственной жизнью — платили за честь. Простые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества. Выделим ключевые понятия: КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СРЕДА МАНЕРЫ ЭТИКЕТ КОДЕКС
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.01 с.) |