Структура личности и психика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности и психика



В психологии признанной теорией личности является создан­ный в начале XX века зигмундом фрейдом (1856 — 1939 гг.) пси­хоанализ. Большинство его положений доказаны эксперимента­ми, применяются в других теориях и на практике. Однако ряд положений, особенно о роли и содержании бессознательного в жизни человека, послужили предметом серьезной и очень аргу­ментированной критики. Мы их отбросим, сохранив рациональ­ное зерно, которое дополним положениями из других — прежде всего социологических — концепций.

В структуре личности 3. Фрейд выделил три главных психичес­ких компонента — "Оно", "Я" и "Сверх-Я", лежащие соответ­ственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. У Фрейда нет термина "сверхсознание", но он есть у питирима сорокина (1889 — 1968) — выдающегося русско-американского социолога.

Подсознание ("Оно") включает биологические потребнос­ти: сексуальные желания, отправления естественных надоб-ностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытес­ненные желания и влечения запретного свойства (интимные побуждения).

"Оно" зерно, из которого произрастают в процессе социа­лизации "Я" и "Сверх-Я". Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Так же современ­ный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помо­щью электронного микроскопа (он увеличивает в 40000 раз), сбивает элементарную частицу с ее траектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший:

"Мысль изреченная есть ложь". Бессознательное, согласно Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: буду делать только то, что мне нравится. Это есть принцип удовольствия, нам приходит­ся с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нра­вится, что должно делать.

Сознание, или "Я" (Ego) — компонента личности, управляю­щая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появ­ляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставля­ет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постепенно сформируется его "Я", которым управляет другой принцип — принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все под­вергать критике и сомнению, не поверять первому встречному душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное "Я" делает не только нас черствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и вы­ходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему "Я" появ­лением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности "Я". Можно сказать и так: фунда­мент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.

Сверхсознание. Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник происхождения "Сверх-Я", а именно общество. "Сверх-Я" Фрейда — это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. "Сверх-Я" — среда обитания нравственных чувств. Но бессозна­тельны ли они, как думал Фрейд? Правильный ответ нашел, пожалуй, П. Сорокин, продолживший традицию русских религи­озных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы ло­гики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше "Я", лишь относительны. Когда абсо­лютное люди превращают в относительное, в обществе наступа­ет хаос, а культура разрушается. Именно это наблюдается сейчас в России. Нравственное совершенствование личности можно пред­ставить только как вертикальное восхождение — к Богу, в то вре­мя как обыденное существование "Я" разворачивается исклю­чительно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины, долга и т.д.

 

Поясняющий пример

Для изучения альтруистической любви впервые в мировой социологии П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеопи­саний святых и 500 американцев -- современных носителей энер­гии любви. Он собирал исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая лю­бовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных институтов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий мораль­ный уровень посредством благодати творческой любви. П. Соро­кин установил, что в сравнении с другими группами населения, религиозные люди отличаются наибольшим долголетием. [4, с. 14,16]. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот рели­гиозные понятия и ценности, придав им значение фундамен­тальных социологических категорий.

Таким образом, сверхсознание — это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсоз­нания создано энергией альтруистической любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно за­вершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Но великие религиозные деятели (Иисус Христос, Магомет, Махатма Ган­ди), великие духовные лидеры (Микеланджело, Сократ, Досто­евский) и множество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формируют свою лич­ность и укрепляют стабильность общества.

Рис. 5. Структура человеческой личности изображена в виде айсберга, состоящего из трех частей: Оно, Я, Сверх-Я. 3. Фрейд считал, что две трети айсберга скрыто под водой, а на ее поверхно­сти выступает небольшая вершина, а именно "Я". П. Сорокин, а его идеи также учтены в общей картине личности, считал, что сверх­сознание скорее от Бога, т.е. выражена метафорически, скрыто в облаках. Если учесть мнение обоих мыслителей, то реальный чело­век, каким он себя осознает в повседневности, а именно "Я", ока­жется в буквальном смысле между "Небом " и "Водой ".

 

Литература

1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М., 1991.

2. Lia.7. T. The Person. His and Her Development Throughout the Life Cycle.-N.Y., 1976. P. XI.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986.

4. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1993.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — М., 1992.

6. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.

7. Psychology Today. Introduction. — N.Y., 1972.

8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

9. Волошинов В. Н. (М. М. Бахтин). Фрейдизм. — М., 1993.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Ниже помещены фрагменты, представляющие собой сокра­щенные и адаптированные тексты ведущих отечественных мыс­лителей, посвященные социологии и социальной философии личности. Пожалуй, это лучшее, что есть в отечественной лите­ратуре по данной проблеме. А может быть, и не только в отече­ственной.

Они намеренно приведены отдельным от текста главы бло­ком, так как представляют собой нечто единое — единое по сво­ей глубине и продуманности. Знакомство с этими фрагментами расширит и углубит ваши представления о природе и сущности человеческой личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.006 с.)