Социальное оценивание и социальные ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное оценивание и социальные ценности



Социализация — не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но также передача от родителей к детям социальных ценностей, т.е. представлений о том, что такое доброе и злое, плохое и хорошее, как это понимали их родители, родители их родителей и родители родителей их родителей.

Правда, от процесса передачи ценностей как общеродовых оце­нок, проверенных многовековой социальной практикой, надо отличать процесс передачи от родителей детям социальных и меж­личностных оценок. Вот тут уже речь идет совсем о другом: роди­тели их родителей здесь ни при чем. Оценки — сугубо индивиду­альные либо, в крайнем случае, групповые пристрастия. В этом их сущность — быть субъективным мнением, групповым пред­рассудком, личным или компанейским приоритетом.

Вот характерный пример. Отец с ревностью наблюдает за от­ношением своего сына к бабушке. Оно явно не нравится ему, сам-то он терпеть не может свою тещу. Естественно, что он стремится передать сыну свою негативную оценку и злится, ког­да тот смотрит на все иначе. Но для сына эта женщина имеет совсем иной статус — она для него не теща, а родная бабушка. В принципе сын сам должен выработать собственную оценку и собственное отношение к ней, а не пользоваться заимствовани­ем. Если дело тем и заканчивается, то социализацию можно счи­тать успешной. В противном случае надо говорить о неудачной социализации.

Негативное отношение к теще — момент жизненного опыта отца, элемент его социализации, которая совершенно не похо­жа на социализацию сына. Хотя бы тем, что, во-первых, та и другая не совпадают по фазам (детская и взрослая), а раз так, то и законам они подчиняются совершенно разным. Во-вторых, они не совпадают по своим историческим фазам: социализация отца проходила минимум 20 лет назад — в иную историческую эпоху, которой присущи другие законы.

Наконец, отец и сын находятся по отношению к этой жен­щине в разных статусно-ролевых ситуациях. Для отца она — не­кровная родственница, всего лишь мать жены. Иными словами, мать-в-законе. Статус диктует и взаимоотношения: теща ценит мужа своей дочери ровно настолько, насколько он ценит и обе­регает ее дочь. Плохо он относится к ее дочери, и теща начинает плохо относиться к нему.

Иная статусно-ролевая ситуация у сына и его бабушки. Для нее он — кровный родственник, сын ее дочери. Муж разведется с дочерью и уйдет куда глаза глядят, а внук всегда останется вну­ком. То, что не прощается первому, почти всегда прощается вто­рому. И оба прекрасно понимают разность отношения к себе. А понимая это, и ведут себя соответствующим образом.

Навязывая сыну свое собственное отношение (социальную оценку) к теще, он фактически пытается манипулировать его поведением в выгодном для себя направлении. А к чему это приводит? К ограничению свободы выбора. Сын любит и ба­бушку, и отца. Если их оценки диаметрально противополож­ны, то ребенку приходится выбирать, причем недобровольно:

боясь обидеть отца, он соглашается с навязанной ему карти­ной мира, испытывая при этом психологический дискомфорт и чувство неправды. Ведь малыш прекрасно понимает, что отец не прав.

Такова социализация, основанная на оценках, но не на ценностях. И вот представьте себе, что вся картина мира ребен­ка сплошь построена на субъективных оценках родителей, при­чем не только по отношению к близким родственникам. Нет, малыш смотрит на мир только глазами своих родителей. Ценнос­ти, воплощающие социальный опыт человечества, замещены социальными оценками, воплощающими ограниченный опыт двух человек.

В чем разница между ними? Ценности абсолютны и независи­мы отданной ситуации. Оценки относительны конкретной ситуа­ции (отношений, случайно сложившихся между отцом и бабуш­кой малыша). Предположим, что ситуация изменилась, и отец стал относиться к своей теще гораздо лучше. Такое бывает на каждом шагу. И что же? К сожалению, у малыша уже выработал­ся устойчивый стереотип.

Оценки создают узенький горизонт, в рамках которого не развернуться. Напротив, ценности задают такую широкую коор­динатную панораму, что позволяют приспосабливаться к лю­бым переменам ситуации, действовать, что немаловажно, по собственному выбору. Ценности ничьи, оценки обязательно чьи-то. Национальные предрассудки — те же субъективные оцен­ки, но только не индивидуальные, а групповые. Лучше от этого они не становятся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.18.87 (0.004 с.)