Денежный оборот – организация и регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежный оборот – организация и регулирование



Ден оборот – э. ∑всех платежей, совершенных п/п-ем, орган-ми и населением в нал и безналич. формах за опред.период времени.

Ден.оборот склад-ся из отдел каналов движ-я денег: -ЦБ и ком.банками; -ком.банками; -Орг; -банками и орг-циями; -банками и населением; -физ.лицами; -банками и фин. инстит разл-го назнач-я (страх.комп.,пенсион.фонды); -фин.институтами и населением.

Клас-ция ден оборота: 1) В завис-ти от формы фун-щих в нем денег: -безналичные; - налично-денеж.обороты. 2) В завис-ти от хар-ра отнош: -ден-расчетный оборот, кот.осблуж-ет расчетные отнош за тов. и услугу и нетоварные обяз-ва юр.и физ.лиц; -ден-кредит.оборот, кот.обслуж кредитные отнош-я в хоз-ве; -ден-финансовый, кот.обслуживает фин.отнош. 3) В завис-ти от субъектов участников оборота: -оборот м/у банками (межбанковский); -м/у банками и юр./физ.л (банковский оборот); -м/у юр.л; -м/у юр.и физ.л; -м/у физ.л.

Каждая часть ден.оборота обслуж.свою сферу рыночн.отнош., при этом деньги свободно переходят из одной части денеж.оборота в др, что позв-ет оперативно переводить их из одной сферы рыноч.отнош.в др. в соотв-ии со склад-ся, в рез-те действия закона спроса и предлож, конъюнктурой рынка. Т.о, обслуживая сист.рыноч.отнош.ден оборот играет след.роль:

-путем перераспред-я денег обеспечивает свободный перелив кап-ла из одной сферы рын.отнош.в др.; -удовлетв-ет потреб-ти всех сфер рыноч.отнош., создавая новые деньги.

Налично-ден оборот – э. совок-ть платежей за опр.период времени, кот.отражает процесс движ-я нал.денег как в кач-ве ср-ва обращ-я, так и в кач-ве ср-ва платежа.

Расчеты налич.ср-вами м/у юр.лицами допуск-ся в установл.ЦБ и Минфином в РФ в пределах фиксир-ной ∑ по одной сделке.

Безналичный оборот – э.∑ платежей за опр.период вр., совершеннх без использ-я нал.денег путем перечисл-я ден.ср-в по счетам клиентов в кредитных учреж-ях или взаимных расчетов.

Преимущества безналичного денежного оборота:

1. Все безнал расчеты отражаются и фиксируются документально, поэтому общее количество безнал ден массы, напр-ния ее движения можно отследить 2. Более эф-ное управл ден массой, т.к. прозрачность безнал ден потоков позволяет своевр реагировать на дефицит/избыток ден массы в обращении. 3. Применение безнал расчетов и четкое функц-вание банк системы, ↑ скорость обращ денег по ден-м каналам. 4. Применение безналх денег позволяет сократить нал-ден массу и как результат резко ↓затраты на выпуск и обслуживание нал-ден массы.

Принципы безнал (б/н) оборота: 1)Правовой режим осущ-я рачетов и платежей. К осн.норматив.законодат-ым источникам относ-ся: гражд.кондекс РФ, гражд.процессульный кодекс, арбитражный процесс-ый кодекс. 2)Осущ-е расчетов преимущ-но по банковским счетам.

3)Поддерж-е ликв-ти на уровне, обеспеч-щем бесперебойное осущ-е платежей. 4)Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Предусм.способы безакцептного списания ср-в с р/с: -на основании исп-ых листов; -за тепловую и электрич.энергию; -за коммунальные услуги. 5)Срочность платежа. Банки не должны задерживать платежи. Сбои в наруш сроков платежей ведут в конечном итоге к платежному кризису. 6)Контроль всех уч-ков за правильностью совершения расчетов. 7). Имуществе. отв-ть за несоблюдение договорных условай.

Основные формы б/н расчетов: 1. Расчеты платежными поручениями. 2. Расчеты по аккредитиву. 3. Расчеты чеками 4. Расчеты по инкассо.

К расчетным документам относят: - Платежные поручения. - Аккредитивы. - Чеки. - Платежные требования. - Инкассовые поручения.

Платежное поручение – поручение хоз.субъекта о перечислении опр.∑со своего счета на счет др.хоз-щего субъекта. Поручения действительны в теч.10дн со дня выписки. Платеж.поручения по договор-ти сторон м.б. срочными, досрочными и отсроченными.

Аккредитив(А) – условное ден.обяз-во банка, выдаваемое им по поручению покуп-ля в пользу продавца, по кот.банк, открывший счет, м. произвести платежи продавцу при наличии док-тов, предусм-ых в А и при вып-и др.усл А. А предназнач.для расчетов только с одним поставщиком.

Инкассо - расчетная банк операция, при кот.банк по поручению своего клиента принимает на себя обяз-ва получить платеж по док-там, предоствл-ым клиентом, и зачислить ср-ва на его счет в банке. Эта банк операция осущ.путем испльз-я2-х видов расчетных д-тов: - платежное требование (расчетный док-т, созд-щий треб-я кредитора по осн.дог-ру к должнику об уплате опр.денеж.суммы ч/з банк; - инкассовое поручение (явля расчетным док-том на основании кот-го произв-ся списание ден ср-тв со счетов плательщиков в бесспорном порядке).

Ден масса – совокупный объем покупательных, платежных и накопит-ых ср-тв, обеспеч-щий экон связи и принад-щий юр и физ л и гос-ву.

- активные Д – это часть ден массы, которая постоянно находится в обращ

- пассивные Д – это часть ден массы, которая постоянно находится в накоплении без движения

Ден агрегаты - виды денег и ден ср-тв, отличающиеся др от др степенью ликв-ти. Ден агрегаты - показатели стрры ден массы.

Согласно данным ЦБ РФ, объем ден массы в РФ на 1.12.2008 года составил13 трлн 226,2 млрд руб. По сравнению с данными на нач года, ден масса ↓ на0,3%(на 1 января 2008 года составлял 13трлн 272,1млрд рублей).На ден массу влияют2фактора:- кол-во денег;- скорость оборота денег

 

10. Инфляция: сущность, виды, методы антиинфляционного воздействия

Инфляция (И) – э. обесценение денег, падение их покупательной спос-ти, вызываемое ↑ цен, товарным дефицитом и ↓ кач-ва тов.и услуг. Она ведет к перераспр-ю нац-го дох. м/у секторами эк-ки, коммерч.стр-рами, группами населения, гос-вом, субъектами хоз-ния.

Причины И находятся в сфере обращ, в сфере произв-ва, а также часто зависят от экон.и политич.отнош в стране.

Схема развития И издержек: спрос превышает предложение→растут цены→увелич.выручка продавца→уведич.затраты на пр-во→увелич.затраты на сырье, матер-лы, з/пл.→увелич.цены прод-ции→реальные дох.населения падают→проводится политика по уведич.з/пл.→ спрос превыш.предл-е и т.д. (все сначала).

И издержек хар-ся возд-ем след.неден факторов на процессы ценообраз-я:

1) лидерство в ценах. Круп-е производители при формир-ии и измен-ии цен ориент-ся на цены, установл.комп.-лидерами; 2) ↓ роста произв-ти труда и ↓ пр-ва. Решающ.рольв замедлении роста произв-ти труда играет ухудшение общих усл.воспр-ва, вызванное кризисом; 3) Ускорение прироста издержек и особенно з/пл на ед.прод-ции, развивающийся энергетич.кризис, кот.связан с резким удорож-ем цен на нефть, как одной из осн.сост-щих с/с прод-ции любого вида.

И спроса вызыв-ся след.денеж.факторами:

1)Милиторизация (увеличение военного сектора в общей стр-ре нац.хоз-ва) эк-ки и рост военных расх. Воен.техника стан-ся все менее приспос-ной для использ-я в гражд-их отраслях;

2)Дефицит гос.б-та и рост внутр.долга. Покрытие бюдж-го дефицита происх.посредством осущ-я размещ-я гос.займа или доп.эмиссии.

3)Импортируемая И – э. эмиссия нац.валюты сверхпотреб.товарооб-та при покупке ин.валюты странами с активным платежным балансом.

И спроса распростр-ся на пр-во и потребл-я, деформирует потребит-ий спрос, усиливая и диспропорции в разв-ии различ.сфер хоз-ия, что приводит в конеч.итоге к И издержек.

Схема развития И спроса: спрос превышает предлож-е→↑ цены→↑ выручка продавца→↑.доходы населения за счет индексации, ↑ з/пл., получение кредитов→спрос ↑→ далее все сначала.

Т.о, как И спроса, так и И издержек – это циклически замкнутый процесс, неспособный к саморегулированию.

Виды И: 1)ползучая (если среднегод.темп прироста цен не выше 5-10%);2)галопирующая (10-50%, иногда 100%);3)гиперинфляция (более 100%)

Для промыш-ти развитых стран хар-на ползучая И, т.е. небольшое умеренное обесценение из года в год, что д стимулировать рост пр-ва и увелич-е внутр.нац.продукта.

Соц.-экон.последствия И выраж-ся: 1)в перераспред-ии дох.м/у гурппами насел-я, сферами пр-ва, регионами, хоз.стр-рами, гос-вом, фирмами, дебиторами и кредиторами; 2)в обесценении ден.накопл.населения, хоз.субъектов, ср-в гос.б-та; 3)в неравномерном ↑ цен, что увелич.нерав-во норм прибыли в разн отряслях и усугубляет диспропорцию воспр-ва; 4)искажение стр-ры потреб-го спроса из-за стремления превратить обесцен.деньги в тов.и валюту, в рез-те ускор-я оборач-ти ден.ср-в и ↑.инфляц-го процесса; 5)↓экон.актив-ти и рост безработицы;

Методы регулир-я Инф-ых процессов. Основн формами стабилизации ден.обращ-я, зависящими от сост-я инф-ых процессов явл.ден реформы и антиинфляц.политика.

Ден реформа – полное/частичное преобраз-е ден.сист. с целью упорядочении и укрепления ден.

Ден реформы делятся на3типа: 1)обмен бумаж.денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого ↓массы бумаж.денег; 2)временное полоное/частичное замораж-ие банковских вкладов насел-я и предпр-лей; 3)сочетание1-го и2-го метода.

Антиинф политика - э. комплекс мер, напр-ных на регулир-е борьбы с И. Цель: устан-ть контроль над И и добиться приемлемых для народ.хоз.темпов ее роста. Наиб.распространены:1)Дефляц политика (регулир-е спроса); 2)Политика доходов (регулир-е издержек); 3) компенсация потерь в результате обесценения ден ср-тв; 4) прямое или косвенное регулирование И

Дефляц политика – э.методы огранич-я ден.спроса ч/з ден-кредитный и нал мех-мы путем ↓гос.расх., ↑%-ой ставки за кредит, огранич-е ден.массы. Особ-тью действия этой политики заключ.в том, ч она выз-ет замедл-е экон.↑ и даже кризисное явление.

Политика доходов – предполагает параллельный контроль над ценами и з/пл., путем полного их замораж-ия или устан-я пределов их ↑. При этом может появ-ся дефицит на некот.тов.

Прямое регулир вкл в себя гос-ное регулир цен внешн торговли, операции с ин капиталом вал курса нац вал и регулир пределов з/пл

Косвенные методы регулир:- регулирование объема денмассы ч/з мех-зм эмиссии; - регулир % ставок ком банков ч/з ставку рефинансир; - операции ЦБ с ц б на открытом рынке.

Борьбу с И проводит ЦБ, осн задачей кот явл поддержание стабильности и устойчивости нац валюты. Для воздействия на инфл процессы ЦБ может использ методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы воздействия:

1)разл нормат-законодат акты: законы, инстр-ции, норм-ные письма, методические указания, телеграммы

2)в рамках этих мероприятий, в соответствии с законом проводятся и ден реформы.

Осн факторы преодоления соц.-экон.последствий И: 1)поддержка приоритетных отраслей народ-го хоз-ва, стимулир-е экспорта прод-ции; 2)структурная перестройка эк-ки за счет конверсии военно-промышл.комплекса, демонополизации и регулир-я деят-ти сущ-щих монополий, стимулир-е конкуренции в произв-ве, распред-ии, секторе услуг; 3)возм-ть восстан-я гос.стр-р управ-я и контроля над ценами и дох., распределением и перераспред-ем матер.и финн.ресурсов при сохр-ии курса на преимущ-ое применение свободных рыноч.цен; 4)сокращ-е дефицита бюджета за счет реш-я проблем собираемости налогов и соверш-я сист.налогооблож-я; 5)опр-е пределов внеш.заимствований и предост-ие рос.кредитов иностр-ым гос-вам; 6)обеспеч-е эф-го экспорт-го и вал контроля с целью остановки перелива кап-ла за границу; 7)переход с сырьевой ориентации экспорта на технологич.виды прод-ции.

Как сообщила Фед служба гос-ой статистики (Росстат) РФ, И в РФ за декабрь 2008г. по отношению к декабрю 2007г. сост 13,3%. В 2009 году по мнениям аналитиков И составит 11,8%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.014 с.)