Политика гос-го регулирования эк-ки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика гос-го регулирования эк-ки.



1. Соц политика гос-ва. Цели: а) защита граждан от эк-кого и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.; б) обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом; в) контроль морально-этических основ общества. Это предполагает перераспределение д-да в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему гос-ных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, др форм соц поддержки.

2. ФП государства. Направления ФП зависят от эк-го состояния стр. Кризисное состояние эк-ки предполагает ФП, направленную, с одной стороны на прекращение спада пр-ва и на стимулирование производства, на мобилизацию фин ресурсов в целях их эфф-го вложения в отдельные отрасли эк-ки, а с другой - на сдерживание всех соц программ, сокращение расходов на оборону и т.д.

В рамках политики вмешательства выделяют следующие методы воздействия на экономику: 1.Налоговый метод. Хар-ся уровнем (долей) налогового изъятия, системой налогов и льгот. 2.Бюджетное финансир и субсидирование. Гос-во предоставляет ресурсы п/п, в деят-ти к-рых оно заинтересовано (например, с/х). При этом, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов данный метод сочетается с бюджетным кредитованием. Субсидия – это предоставление ср-в на безвозвратной и безвозмездной основе для целевого использ. 3.Гос потребление. На случай чрезвычайных действий гос-во формирует запасы и резервы в натур и ден выражении (медикаменты, зерно и т.д.). Потребляя или закупая опред товары, гос-во формирует занятость в отраслях производителях. 4.Гос предпринимательство. Гос-во инвестирует ср-ва в отрасли, невыгодные для частного капитала в силу их медленной окупаемости, низкой рентабельности, высокой энергоёмкости или эти отрасли имеют важное государственное значение (ВПК) При этом данные отрасли обслуживают процесс воспр-ва(водоснабж, освещение, уборка улиц, канализация, угледобывающая, угольная пром-сть).

 

6. СИСТЕМА УПР ФИНАНСАМИ, ЕЕ ФУНКЦ ЭЛЕМЕНТЫ.

Система упр-ния финансами в совр. рын. эк-ке предст собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а т/ж фин. институтов, обеспечивающих стабильное и эф-ное функционирование фин-ой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора эк-ки и решению соц.проблем.

В упр-нии финансами выделяются объекты и субъекты упр-ния. Объекты фин-го упр-ния - разнообр виды фин. отнош. Суб-ты упр-ния— это орг стр-ры, к-рые осущ-ют упр-ние.

Фин аппарат — это сов-ть всех организационных стр-р, осущ-щих упр-ние финансами. В каждой сфере упр и каждом звене фин.отнош субъекты упр-ния используют специф методы целенаправленного воздействия на финансы.

Функциональные элементы в упр финансами. 1)планирование. Любой суб’ хоз-ния оценивает состояние финансов, вскрывает возможности #фин.ресурсов, опред направления их более эф-го использования. 2)оперативное упр-ние – комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся тек ситуации и преследующих цель получения мах.эффекта при мin затрат с помощью перераспределения фин.ресурсов. Суть – рациональное исп-ние фин ресурсов с целью улучшения хоз деят-ти и решению возникающих задач. 3)контроль осущ-ся в процессе планирования и опер упр-ния. Он позволяет сопоставить фактич рез-ты с плановыми, и выявить резервы роста фин.ресурсов и более эффективно их использовать.

Этапы опер упр: -опер анализ тек фин ситуации; -непосредственное принятие упр-го решения -реализация упр-го решения

Направления опер управления: -корректировка стр-ры фин системы в целом или её элементов; -маневрирование фин ресурсами

Упр-ние финансами в РФ осущ-ют высшие закон-ные органы власти. Это Фед.Собрание и его две палаты — Гос.Дума и Совет Федерации. Такое упр-ние имеет место при рассмотрении и утверждении фед-го бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Фед-ное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер гос. внутреннего и внешнего долга.

• Важнейшим органом, осущ-щим управление финансами РФ, выступает Минфин России и его органы на местах. Важнейшими департаментами Минфин России являются: бюджетный департамент, который составляет проект фед-го бюджета; отраслевые департаменты фин-ния промышленности; строит-ва и строительной индустрии; транспортных систем и связи; с/х пищевой пром-ти и охраны природы; оборонного комплекса и др; ин-ных кредитов и внеш долга; налоговых реформ; гос-ных цб и фин.рынка и др. Важным подразделением Минфина выступает Главное управление фед. казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

• Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевр-тью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Гос.нал.службу РФ

• За поступление таможенных пошлин ответств-ть несет Гос таможенный комитет РФ.

Под фин. контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формир, распределению и использ фин.ресурсов, находящихся в распор фед. правит-ва, а т/ж региональных и местных органов власти.

Осн назначение фин.контроля состоит в т,ч обеспечить эф-ть процесса формирования и расходования ден.ср-в, находящихся в руках гос-ва. Контроль является неотъемлемым элементом процесса гос.управления. Контроль выполняют глава государства, органы испол и законодат власти, специализированные контрольные органы.

Президентский контроль за состоянием гос.финансов осущ-ся в соответствии с Конституцией путем подписания фед.законов, издания указов и распоряжений по фин.вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности эконом.пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контр. управление, кот.также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении фин.нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

В системе исполнит.власти контр.полномочиями наделены: Минфин, Фед.казначейство, региональные и муниц.фин.органы, главные распорядители и распорядители бюджетных ср-в. Правит-во РФ как высший орган исполнит.власти регулирует и контролирует фин.деят-ть министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Гос.Думу о ходе исполнения фед.бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осущ-я ею контр.полномочий.

Минфин РФ явл органом, обеспечивающим проведение единой фин., бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использ бюдж ср-в главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. Все управления и отделы Минфина осуществляют фин.контроль в пределах своей компетенции.

Функцию бюджетного контроля выполняет также Главное управление фед.казначейства, входящее в состав Минфина. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования гос.средств. Оно осущ предвй и тек контроль за ведением операций с бюджетными ср-ми гл распорядителей, распорядителей и получателей; контролирует поступление и использование внебюджетных средств.

Счетная палата как орган финансового контроля

Важное место в системе гос.финансового контроля принадлежит Счетной палате. Задачи Счетной палаты определены фед.законом:

-орг и осущ контроля за своевр исполнением доходных и расходных статей фед.бюджета и бюджетов фед.внебюджетных фондов по объемам, стр-ре и целевому назначению;

-определение эф-ти и целесообр расходов гос.средств и использования фед. собственности;

-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов фед.бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

-анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

-контроль за законностью и своевр.движения бюджетных средств в ЦБ, уполномоченных банках и др. финансово-кредитных учреждениях;

-регулярное представление Совету Федерации и Гос.Думе информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

 

7. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодт с такими категориями как цена, з/пл, кредит.

Финансы и цена. Исходным моментом появления фин отнош выступает процесс первичного распределения ст-ти на составляющие ее элементы и образование разл форм ден доходов и накоплений.

В свою очередь, основой на которой совершается весь распределительный процесс является цена, потому как именно в ней находят выражение различные элементы стоимости общественного продукта.

Т.Е. Цена – это эк-кий инструмент, благодаря к-рому ВВП получает ден выражение и становится объектом распределения.

Цена - денежное выражение ст-ти созданного товара, работ, услуг.

Являясь основой первич распред, цена предопределяет конкретную величину ден ср-в, поступающих в ту или иную отрасль эк-ки, к тому или иному субъекту.

Финансы, основываясь на этих пропорциях, выступают в кач-ве инструмента, реализующего эти пропорции. При этом трансформируя их с учетом изменившихся потребностей общества, что приводит к изменению конечных величин распределения стоимости ВВП (таких величин как матер затраты – С, стоимость рабочей силы- V, прибавочный продукт или прибыль-m), заложенных первично ценой.

Финансы и з/п В процессе дальнейшего распределения участвует з/п.

З/П- это эк-кие отнош, по поводу распред нац дохода (НД) в связи с формир индивид-ных д-дов работников и их использованием для удовл личных потребностей. Имея одинаковую эк-кую основу З/п отличается от финансов:

-формирует ден ср-ва в распоряжении отдельных работников для удовл личных потреб, а финансы - формируют ресурсы различ суб-тов хозяйствования для удов общественных потреб;

-носит компенсационный (двухсторонний характер, т.е это оплата за время и труд работника), финансы предполагают одностороннее движение ст-ти (безэквивалентное).

При этом позволяют сформировать фонд оплаты труда как источника з/п, а з/п наоборот при недостатке средств предприятия может выступать источником фин ресурсов в виде устойчивых пассивов(начисленная з/п)

Финансы и кредит. Кредит завершает распределительный процесс. В отличие от финансов носит возвратных, платный характер и формируется в результате перераспределения временно- свободных ден ср-тв, а фин ресурсы возникают в рез-те распределения первичных доходов участников произв-ва. Т.о. Кредит- это эк-кие отнош по поводу перераспределения временно-свободных ден ср-в на усл срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Все вышеуказанные категории являются распределительными и имеют денежную природу.

 

8. Сущность, функции и виды денег

Происхождение денег Деньги (Д) – ср-во оплаты тов.и услуг, ср-во измерения ст-ти, а также ср-во сохранения ст-ти.

Для того, чтобы рассм.роль Д. в эк-ке необх.выдлеить их микро- и макроэкономич.роль.

К предпосылкам появл Д. относ-ся: 1)переход от натур хоз-ва к произв-ву тов.и обмену товарами 2)имущ-ное обособление производителей товара-собственников изготовляемой прод.

Д. прошли длительный путь эволюции. Переход от натур-го хоз-ва к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необх-ть появления Д, без участия кот.невозможен массовый обмен тов., склад-ся на основе произв-ной специализации и имущ-ной обособл-ти товаропроизводителей.

В эпоху натурального хоз-ва обмен излишками произведенных продуктов носил случайный хар-р. Вначале всякий продукт, предлагаемый к обмену и благодаря этому становящийся товаром, служил эквивалентом для другого продукта (товара), на который он обменивался. Постепенно обмен становится способом установления экон-их связей м/у производителями и служит толчком к развитию общест-го разделения труда. В роли денег выступ сначала скот, меха, зерно, иногда даже ракушки, затем металлы, из кот-х наиболее подходящими оказались серебро и золото, и, наконец, - одно только золото. Впоследствии золото перестает быть всеобщим эквивалентом и заменяется бумажными и кред-ми деньгами.

С экон-ой точки зрения Д. можно определить как всеобщий эквивалент множества ст-тей товаров. Используя Д. в качестве всеобщего экв-та, мы можем измерить ст-ти всех товаров, присутствующих на рынке, и сравнить их м/у собой.

Сущность Д.: они служат необх.активным элементом и составной частью экон.деят-ти общ-ва, отношений между различн.участниками и звеньями воспроизв-го процесса.

Сущ-ть Д. хар-ся тем, что они служат ср-вом всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведение искусства, драг-тей, а также улучшают условия сохр-я ст-ти. При сохр-ии ст-ти в денеж.ср-вах, а не в товарах $ издержки хранения и предотвращается порча.

Специфика ден-го товара и его св-ва. Экон-кое понятие “товар” подразумевает любой продукт, участие кот-го в хозяй-ной жизни совершается посредством купли-продажи. В условиях господства натур-го хоз-ва, когда продукты производились в основном для собств-го потребления, они еще не являлись товарами.

Ф-ции Д: 1) Д. как мера ст-ти; 2)ср-во платежа; 3) Д. как ср-во накопления; 4)Д. как ср-во обращ-я; 5)мировые деньги (золото).

Д. выполняют ф-цию меры ст-ти, т.е. служат для измерения и сравнения ст-тей разл-х товаров и услуг. Мера ст-ти явл основн ф-цией денег. Все разновидности денег, действующие в нац эк-ке в данный момент времени, предназ. для выражения ст-ти товаров. В каждой стране установлена собственная ден ед, кот явл мерой ст-ти всех товаров и услуг, присутств на рынке. В РФ мерой ст-ти, например, явл рубль, в США - доллар, в Японии - иена.

Ф-ция Д. как ср-ва платежа возникает, когда товары и услуги продаются в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Эту ф-цию выполн нал и безналич. Д. в расчетах м/у физ.и юр.лицами, внутри этих групп.

Д. в ф-ции ср-во накопления сост.из остатков, накапливаемых п/п и орг-циями на их счетах в банках. Образование ден-х накопл.отдельными гражданами обусловлено превышением их дох.над расходами.

Д. как ср-во обращения исп-ся для оплаты приобр-ых тов. Особ-ть этой ф-ции: передача тов.покупателю и его оплата проих.одновр-но. В этой ф-ции денег употр-ся нал денеж.знаки. Следует имень в виду, что в РФ ее может вып-ть лишь рос.валюта (руб.) Применение иностр.валюты при реализ.или покупке тов.не разреш-ся.

Ф-ция мировых Д. проявл-ся во взаимоотнош.между странами или между физ.и юр.лицами, находящимися в разн.странах. Расчеты м/у странами произв-ся с помощью свободно конвертируемых валют, кот.использ-ся для оплаты приобретаемых тов.или кред операций.

Виды денег, их св-ва и хар-ки:

1) Полноценные Д. – денеж.инструмент, номинальная и реальная ст-ть кот-го совпадают (золото) 2) Неполноц – ден.знаки, реал.ст-ть кот < номин-й или номинальн> реальной ст-ти.

3) Бумажные Д. (ассегнации или казнач-ие билеты) – э.денеж.знаки, выпуск-ые для покрытия бюдж-го деф-та. 4) Кредитные Д.- неразменные на золото банкноты ЦБов и банковские депозиты.

Вексель – э. док-т, составленный по установл-ой законом форме и содержащий абстрактное, безусловное ден-ое обязат-во должника перед кредитором. Виды векселя: 1) простой (соло) – э.док-т, кот.содержит письменное обяз-во векселедателя об уплате, обознач-ой на векселе суммы в указанный срок; 2) переводной (тратта) – док-т, кот.содержит письмен.приказ векселедателя плательщику векселя об уплате указан.в векселе суммы векселедержателю.

Чек – э.денеж.док-т, установл формы, содержащий письмен.приказ чекодателя банку о выплате опр.суммы денег чекодержателю или о перечислении ее на др.счет. Виды чеков: 1)именной;2)ордерный; 3)чек на предъявителя;4)расчетный; 5)денежный чек.

Электр деньги - э. денеж.инструмент, функц-щий в рамках спец.электронной сист., передающей инфо о движ-ии денеж.потоков и различ.ден.операциях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.037 с.)