Современные проблемы функционирования фин.рынка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы функционирования фин.рынка



Осн.проблема-неспособность обеспечить потребности эк-ки в инвестициях фин-выми ресурсами. Фин.рынок недостаточно эф-но опосредует потоки, направляемые на эк-кое развитие, не выполняет ф-ции трансформации сбережений в инвестиции и перелива капитала. Т.е. фин.рынок недостаточно эф-вен в макроэкон-ком плане, т.к. именно в этом заключается осн.макроэкономическая функция фин.рынка.

Проблема фин.стабильности становится гл.проблемой, связанной с развитием фин.рынка. Сущ-ют и др.проблемы:

1) Проблемы корпоративного управления и корпоративного законодательства. Осн.задача корпор.упр-ния – обеспечение прозрачности процесса упр-ния компаниями и снижение общих системных фин.рисков. Серьезной проблемой является недостаточный уровень корп.управления участников рос.фин.рынка – фин.посредников, инфраструктурных институтов. Особенно это касается банковской системы и сферы страхования. К числу осн.проблем корпоративного управления относятся:

- непрозрачная структура собственности рос.АО, т.к. информация об их акционерах не раскрывается;

- недостаточное кол-во независимых членов совета директоров;

- отсутствие принципов определения вознаграждения высшего менеджмента;

- отсутствие комитетов советов директоров по аудиту, по кадрам и вознаграждениям;

- отсутствие и (или) нераскрытие дивидендной политики;

- неэф-ть процедур внутреннего контроля за фин.-хоз-ной д-ти, след-но проблема вывода активов.

2) Проблемы обеспечения прозрачности. Прозрачность является ключом к эф-ному рынку и одним из осн.факторов фин.стабильности. Рос.законодательство дает широкие возм-ти для сокрытия состава реальных собственников компаний и ее д-ти. Недостат-ная прозрачность существенно повышает транзакционные издержки, связанные с контролем за компаниями со стороны инвесторов.

3) Проблемы рос.платежной системы. Функц-ние платежной системы связано с кредитными рисками и рисками ликвидности д/экономики в целом. Д.б. установлены меры, направленные на возможность обеспечения платежей в системе со стороны оператора платежной системы, и меры имущественной отве-ти. Низкая эф-ть рос.платежной системы приводит к повыш-ю уровня рисков, отвлечению значительных ресурсов из эк-ки.

4) Пробл правоприменения. Из-за отсутствия правоприменения, не обеспечивается надлежащая защита прав и интересов инвесторов. Рос.законод-вом не установлены адекватные меры админи-ной и уг-ной отв-ти за наруш-я на фин.рынке.

5) Проблемы саморегулирования. Гос-во должно обеспечить справедливость, прозрачность фин.рынка, снижение системного риска и защиту интересов инвесторов (вкладчиков), установив требования к д-ти фин.институтов и санкции за нарушения этих требований.

6) Проблема доверия населения и культуры сбережений

7) Проблема обеспечения единства принципов регулир-я фин.рынком и координации усилий регуляторов фин.рынка по обеспечению фин.стабильности.

 

 

3. Фин сист РФ. Финансово-кредитный механизм.

ФС (система финансов) – это совок сфер и звеньев финн-х отнош-й, в процессе к-рых образ-ся и использ-ся различные фонды ден-х ср-тв.

Фин сис-ма – это сов-ть разл-х фин-х институтов (учреждений), осущ-щих фин деят-ть и одновр являющихся суб управления финансами (МинФин, Казначейство, таможня, Парламент)

Финансовая система
Гос-ые финансы: - бюджеты разных уровней - спец-ные гос-ные фонды - гос-ный кредит Финансы организации: - коммер-ие орг-ции - неком-ие орг-ции - общ-ные объедин-я Кредит: - банковский - коммерческий - потребительский Страхование: - личное - имущественное - социальное - ответственность  

Основу всей фин-ой сист составл фин орг-ций, т.к. в этой сфере формир первичная ст-ть ВВП, а регулир-ая роль принадлежит сфере гос-ные финансы, т.к. здесь сосредоточен наибольший объем централизованных фин-х ресурсов.

Система финансов РФ
Гос. и муниц. финансы Финансы хозяйствующих субъектов
Бюдж. сист. РФ: - фед. Бюджет - бюджеты членов федер-ии - местные бюджеты - гос. внебюдж. фонды Гос. кредит: - гос-во-заемщик - государство-кредитор - гос-во-гарант Коммерч орг-ции Некомм орг-ции Фин посредники (кредитование, страхование, инвестирование)
         

Все звенья фин системы взаимосвязаны между собой путем двухсторонних фин потоков.

Шерменев М.К. рассматривал финансовую систему в 70-е годы как:

- финансы матер пр-ва (п/п); - финансы нематер пр-ва; - бюджет.

Вознесенский Э.А. о ФС в конце 70-х: - финансы п/п и отр-лей народ хоз-ва; - общегос финансы (бюджет); - кредит в различных его формах (гос, банковский, товарный).

Родионова В.М.. по следующим звеньям: - финансы ком и некоммер п/п, обществ объединений;

- страхование во всех видах(имущ, личн, соц страх); - гос финансы(бюджет, внебюд фонды, гос кредит).

Романовский в наст время видит ФС так:

- гос и муниц фин (бюджеты всех ур-ней БС, гос внебюдж фонды, гос кредит, где гос-во выступ в роли гаранта, заемщика, кредитора ); - финансы хозяйств субъектов(коммерч и неком п/п и фин финн-вых посредников – банков, страхов-в, инвестиц фондов)

Основу всей ФС составляет сектор финансы хоз-х субъектов, т.к. именно здесь создаются первичная ст-ть (ВВП), первичные фин-е ресурсы, первичные доходы, кот-е затем распределяются по различным звеньям фин-й системы. Однако рег-е зн-е принадлежит сектору гос-х финансов, т.к. именно здесь сосредоточена наибольшая доля ВВП.

В зарубежной эк теории существует 2 концепции макроэкон регулир-я:

1. Политика невмешательства в эк-ку (А. Смит, Д. Рикардо) основана на т,ч рынок – саморегулируемая сист, к-рая приходит в равновесие без вмешательства гос-ва.

2. Политика вмешательства в эк-ку путем регулир-я объема денеж массы в обращении (Кейнс).

Фин. методы воздействия на экономику:

- налоговый метод – хар-ся уровнем налогового изъятия

- бюдж-ое финн-вание и субсидирование – гос-во предоставляет ресурсы п/п, в деятельности которых она заинтересована. Однако условиях бюджетного дефицита финансирование может сочетаться с бюджетным кредитованием.

Субсидия – бюдж-е ср-ва, предоставле на безвозвратной и безвозмездной основах для целевого использ.

- гос потребление – формируя запасы и резервы в натур и ден выражении, гос-во путем закупок поддерживает спрос и занятость в отраслях производителя (медикаменты, стратегическое сырье, зерно)

- гос предпр-во (водоснабжение, уборка мусора, угольная пром-ть) – гос-во инвестирует ресурсы в отрасли, не привлекательной для частного кап-ла в силу их низкой рентаб, медленной окупаемости. При этом отрасли обслуживают процесс воспроизв в целом.

Финансово-кредитный механизм – совок форм орг-ции фина-вых и кредитных отнош-й, методов (способов) формир-ния и исп-ния финн-вых ресурсов, применяемых гос-вом благоприятных условий для экон-кого и соц-ого развития общества. Фин-кред мех-м по разному толкуется и опред-ся в эк лит-ре.

С т.зр Сенчагова В.К. фин-кред механизм – сов-ть рычагов. Выделяет: фин-кред-е планирование; предварит и послед контроль; формы, методы денеж расчетов, финансир и кредитование. В свою очередь Никольский П.С. рассматривал фин-кред механизм как сов-ть фин рычагов ориентированных на ФС (налоги, кредиты, амортизация).

Различают два подхода к ФС: институциональный и функциональный.

Функциональный подход - как сов-ть и цепь сфер и звеньев фин отнош.

Институциональный подход -полит орг, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и фин законод-во, орг хоз обеспеч и др, связанное с хоз практикой.

Гос-ные и муниц-ые финансы -- это дене-е отношения, возникающие в распреде-ом процессе в связи с формир ден-х ср-в у органов гос-ной влас-ти и местного самоупр и их использ на удовл-ние соци-ых потребн граждан, регулирование эк-ки, фин-вание наци-ной обороны и правоохр дея-ти, упр и др расходов гос-ва и муниц образований.

С помощью гос и мун фин органы гос власти и местного самоупр осущ регулирование соц процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей эк-ки, сглаживают различия в уровне соц-эк развития отдел территорий страны и др.

Одной из составных частей фин являются финансы дом хоз-ва. Дом хоз-во - это хоз-во, к-рое ведется одним или неск-кими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ц.б.

1)Важнейшей ф-цией финансов домашних хоз является распред ф-ция. Финансы дом-х хозяйств, как и общественные фин, явл объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. 2)Контрольная функция. Домашнее хоз-во в условиях рын эк-ки явл самостоятельным хоз суб, т. е. уровень жизни членов дом хоз-ва полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. 3)Регулирующую, поддерживает сбалансированное развитие дом хоз-ва как единого целого, путем перераспред фин ресурсов. На уровне дом хоз-ва регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования.

 

5. Финансовая политика (ФП) гос-ва: факторы ее определяющие.

Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть ФП, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе, дает два опред ее содерж: как осн направления деят-ти гос-ва в обл испол-ия финансов и как концентрированное выражение финансов.

ФП –это сов-ть меропр по привлечению и использ фин рес гос-ва для выполнения его функц (эк-кая, соц, упр-кая).

Содержание ФП– это единство 3х звеньев (направлений), опред-ся принятой концепцией развития финансов, ее страт целями. Исходя из этого, ФП включает в себя след звенья: 1.Выработка концепции развития фин с уч требований эк-ких законов, ан развития хоз-ва, перспектив развития пр-ва и пр-ых отноша. потребностей насел. 2. Опред осн напр использ финансов на перспективу и тек год (фин стратег), т.е. с учетом возможного роста фин ресурсов, воздействия м/днар факторов, целей эк пол в целом. Определяются направления использования мобилизованных ресурсов. 3.Осуществление практических действий (фин тактика), т.е.действий, направл-х на достижение поставленных целей путем своевр изменения перегруппировки фин ресурсов.

Гл задача фин пол- обеспеч необходимыми фин рес реализации гос-ных программ эк-го и соц-го развития. Осн целью ФП явл # V фин-вых ресурсов на базе эк-го роста.

ФП-часть эк-кой полит гос-ва, правит-ва, курс, проявляющийся в использ-нии гос фин ресурсов, регулир-нии дох и расх, формировании и исполнении гос бюджета, в нал рег-нии, в упр ден обращ, в воздействии на курс нац валюты.

Осн факторами, влияющими на ФП являются:-нац и исторические традиции; -уровень эк развития гос-ва; -интересы отдельных общественных гр (общества); -заруб опыт проведения эк-ких и др. реформ; -полит сит (стабильность).

В наст вр гос-ная ФП Росс направлена на преодоление фин-эк-го кризиса, стабилизацию соц-эк-кой ситуации в стране. В 2009 г. ожидается $спроса, это приведет к $цены. С точки зр кап-ла ожидается $притока кап-ла, в результате и $текущего счета платежного баланса в силу и роста импорта, и снижения цен на нефть. Это все является изменением фундаментальных факторов, к-рые приводят к $и прироста денег, и ликвидности, к $темпов кредитования.

Фин стратегия – долговр курс ФП, рассчитанный на перспективу (3-5 лет) и предусматривающий решение крупномасштабных задач в соотв с общей стратегией развития гос-ва. Фин тактика– направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевр перегруппировки фин ресурсов. ФП также включает в себя: налоговую, бюджетную, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития эк-ки и соц сферы, путем своевр ∆ способов, форм организации фин связей, позволяет в белее сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые фин стратегией. Фин прогнозирование–предвидение возможного фин положения гос-ва или суб’ хозяйств, обоснование показ-лей фин планов. Прогнозы м/б краткоср (до 1 года), среднеср (5-10 лет) и долгоср (> 10 лет). Предшествует стадии составления фин планов, вырабатывает концепцию ФП на опред пер развития общества.

Целью фин-го прогнозирования явл опред реально возможного V фин ресурсов, источников формирования и их использ в прогнозируемом пер. Прогнозы позволяют органам фин системы наметить разные варианты развития и совершенствования сист финансов, формы и методы реализации ФП, в завис от целей гос-го вмешательства в эк-ку. Для успешного проведения ФП > значение имеет правовое оформление фин отношений суб’ хоз-вания и органов гос власти. Кардинальное ∆ гос-го устройства, построение федеративных отнош м/д органами власти влияют на состав фин системы гос-ва, что диктует необходимость переосмысления ранее сущ-ших юр норм, регулирующих фин отнош, и создания нового фин законод-ва. Фин полит определяет ? разработки соответствующих фин-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, к-рые они должны содержать, фин льготы и санкции, к-рые должны применяться в ходе упр-ния фин-ми.

Часть фин отнош регул-ся нормами гражд права и административного права.

Осн направления ФП:1. поддержание ликвидности финансово кредитных институтов (прямое бюджетное фин-ние либо из фонда национального благосостояния), укрепление социальных;2. усиление фин-го контроля; 3. снижение налогового бремени (налог на прибыль, НДПИ, изменение социальных вычетов); 4. активизация инновационной политики; 5. реформирование БС РФ и системы межбюджетных отношений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.008 с.)