Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности налоговых органов (ст. 32)

Поиск

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением зак-ва о налогах и сборах, а также принятых в соотв. с ним НПА; 3) вести в установленном порядке учет орг. и ф.л.; 4) бесплатно информировать н/пл, плат-в сборов и нал. агентов о действующих налогах и сборах, зак-ве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним НПА, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях н/пл, плат-в сборов и нал. агентов, полномочиях налоговых органов и их долж. лиц 5) руководствоваться письменными разъяснениями МинФина РФ по вопросам применения зак-ва РФ о налогах и сборах; 6) сообщать н/пл, плательщикам сборов и нал. агентам при их постановке на учет в нал. органах сведения о реквизитах соотв. счетов Фед. казначейства, доводить до н/пл, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ; 7) принимать решения о возврате н/пл, плат-ку сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соотв. Терр. органам Фед. казн-ва для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 9) направлять н/пл, плат-ку сбора или нал. агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа; 10) представлять н/пл, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. 11) осуществлять по заявлению н/пл, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; 12) по заявлению нал/пл, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого н/пл, плательщика сбора или налогового агента.

 

36. Сущ и классификация ц/б.

Фиктивный капитал — капитал, вложенный в ц/б, дающий право их владельцам регулярно присваивать часть пр в виде дивид или %. Такой кап сам по себе не создает д-д, прибыль, а лишь способствует перерасп д-да. Наиб ярко это проявл в облиг гос займа. Деньги от этих займов идут на потребл, но владельцы получают д-д в виде %. Ц/б -форма сущ-ния к-ла, к-рая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.

Роль: с развитием эк-ки она меняется: сначала ц.б. использ гл обр для покрытия чрезвыч расх гос-ва. Сейчас, с помощью ц.б. проводится ден-кр полит с целью регулир макроэк-ки.

Ф ункции ц.б.: 1. гибкий инстр инвестир свободных ден ср-в п/п и насел; 2. размещ ц.б.–это эффектив способ мобилизации ресурсов для развит произ-ва и удовл др. потреб; 3. перераспр ден ср-ва м/д: террит и стр, насел и сферами эк-ки, гос-вом и т.д.; 4. обеспеч получение д-да на капитал и (или возврат самого капитала).

Классификация ценных бумаг: 1. по функционал назнач: *основные(акц, обл); *вспомог(чеки, векселя, сертиф); *производные, удостовер-щие право на пок и прод основных ц/б (варранты, опционы, фин фьючерсы). 2. в завис от вида эмитента ц.б: * гос (обл гос и сбер займов); *муниц (долговые обяз-ва местных орг власти); * негосуд–это долговые обяз-ва пр/п, орг и банков(акции; векселя). 3. по цели выпуска бывают ц/б денежного краткоср рынка (ц.б. со сроком обращения от 1 дня до 1 г) и ц/б рынка инвест (ц.б. от 1 до 5 лет и более). Инвестиц ц.б. делятся на: - долговые ц.б. –основанные на отнош займа и воплощающие обязат-во эмитента выплатить % и погасить осн ∑ долга в согласованные сроки (облигации). - долевые ц.б - выражающие отнош собственности и явл свидет-вом о доле собственника в кап-ле корпор (акции).

Осн методами выхода рос п/п на м/нар рынок кап-лов явл депозитар расписки( это ц.б., свидет-щая о владении опред кол-вом акций иностр комп) и еврооблигации (обл, ст-ть к-рой выражена в признанной мир сообщ-вом валюте, не являющейся валютой стр, где выпущена данная обл)-не выпускаются с 06г., но есть в обращении.

Классификацияя банковских ц.б: Обл – это ц/б, удостоверяющая отнош займа м/д её владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщик) и дающая ее владельцу д-д в виде фиксир %. Вексель –ц/б, удостовер ден обяз-во векселедателя (банка) уплатить при наступл срока опред ∑ ден ср-тв векселедержателю (владельцу векселя). Чек –ц/б, содержащая распор чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке ∑ чекодержателю. Депозитный сертиф - это ц/б, удостовер ∑ вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертиф) на получение по истечении установл срока ∑ вклада и % по нему. Акция- ц/б, выпускаемая АО и закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивид, на участие в управлении АО и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Ордерные ценные бумаги – ц/б, подразумевающие возможность их передачи др лицу путем передаточной подписи (индоссамента).

 

37. Функциональная структура РЦБ.

Ф ин рынок = ден рынок + рынок кап-лов. На ден рынке осущ-ся движение краткоср накоплений (до 1 г). На рынке кап-лов –средне- и долгоср накоплений. РЦБ-важная составляющая ден рынка и рынка кап-лов. РЦБ охватывает кредит отнош и отнош совладения, выражающиеся ч/з выпуск ц.б. РЦБ вкл в себя фондовый рынок и товарный (товарные опционы и фьючерсы, коносамент – д-т на перевозку груза).

Место РЦБ в экономике можно определить исходя из след: привлечение ден. ср-в может осущ-ся за ц/б. Роль РЦБ состоит в привлечении в эк-ку временно свобод ден рес. Стимулируя мобилизацию кап-лов, фонд рынок обеспеч перераспред рес-ов м/д различ отраслями эк-ки в пользу перспективных произ-тв. На РЦБ складываются курсы ц.б..

Первичный рынок -р, на к-ром осущ-ся размещение впервые выпущенных ц.б. Осн. уч: эмитенты ц.б. (корпор, фед прав-во) и инвесторы (индив и институционал). На рынке осущ-ся мобилизация временно свобод ден сртв и инвестирование их в эк-ку, т.о. происходит распред\ свободных ден. ср-в по отраслям и сферам нац-ой эк-ки. Первич рынок ц.б. явл регулятором рын эк-ки.

Вторичный рынок –р, на к-ром осущ-ся обращ ц.б. в форме перепрод ранее выпущенных и в др формах. Осн учи: спекулянты, их цель -получение приб в виде курс разницы. Осн организац разновидности втор р: организ-ный (биржевой), неорг(внебиржевой).

1. Биржевой рынок —торговля ц.б. на фонд биржах. Процесс обращ ц.б. организуется специалистами, торговля на нем происходит с соблюд закон-ва.

2. Внебиржевой рынок —торговля ц.б., минуя фондовую биржу. Торговлю проводят банки, дилерские и брокерские комп без соблюдения единых для всех уч рынка правил. Сделки купли-продажи осущ-ся ч/з телефонные и компьютерные центры (в США – НАСДАК, в России – РТС).

Участники РЦБ: 1. эмитенты– гос-во, крупнейшие нац-ые м/н комп.2. институциональные инвесторы– ком. банки, инвест фонды, страх общ-ва и др. 3. индивид инвесторы– физ. лица.

Профессионалы РЦБ - это юр. лица, в т.ч. кредит орг-ции, зарегистрир-ные в кач-ве предприн-лей, осущ-щие проф. деят-ть на РЦБ. на основании лицензии:

- брокеры и дилеры (покупка-продажа); брокер-от имени и за сч клиента

-управляющие (совершают опер с ц.б. в интересах клиента от своего имени и за вознагр);

- клиринговые орг-ии (осущ-ют расчеты с ц.б., определяют взаимные обяз-ва);

- депозитарии (оказывают услуги по хранению сертиф ц.б. или учету и переходу прав на ц.б.);

- регистраторы (юр. л, держатели реестра ц.б., ведут его по владельцам ц.б. Сами не имеют права заниматься сделками с ц.б.);

- организаторы торговли (содействуют открытости РЦБ и предоставл услуги, способствующие заключению гражданско-правовых сделок);

- джобберы (консультанты по проблемам конъюнктуры РЦБ).

Первичный и вторичный рынки цен.б. тесно связаны др с др. Пр, инвестору обычно безразлично, покупает он ц.б. нового выпуска или уже находящуюся в обороте. Для него важен ур-нь дох-ти, ликвидность и надежность цен.б.

Торговля «через прилавок». Своеобразный вариант «телефонного» внебиржевого р: институциональные брокеры, официально работающие в РТС или на бирже, получая заказы от своего клиента, не выставляют котировку в соотв-щую систему, а обращаются к «телефонному» маклеру, чтобы он подыскал соотв-щего контрагента на сделку. Брокеры прибегают к такому варианту, когда приходят крупные заказы, а они хотят макс-но скрыть настроения инвесторов. Особенно оживляется торговля в периоды биржевых кризисов, когда официально действующие биржевые и внебиржевые площадки закрываются.

Функцию организаторов торговли ц.б. всегда выполняли биржи, а т/ж близкие к ним по сущности специализир внебиржевые орг-ванные сист. Организаторами торговли на РЦБ м/б проф-ые уч, предоставляющие услуги, способствующие заключ сделок м/д уч-ми.

РТС(Российская торговая система) –сов-ть вычислительных ср-в, программного обеспеч, телекоммуникационных ср-тв и др. оборуд, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия инф-ии, необходимой для заключения сделок купли-продажи ц.б. Группы участников торгов: маркет-мейкеры (продавцы) и маркет-тейкеры (покупатели). Цели РТС: - получать инф-ию по рез-там проверок деят-ти своих членов; разрабатывать правила и стандарты и осущ-ть контроль за их соблюдением; устанавливать фин-ые требования к членам партнерства; осущ-ть подготовку должностных лиц орг-ий, занимающихся проф. деят-ью на РЦБ, определять их квалиф и выдавать квалификационные сертиф партнерства.

 

38. Организация деятельности фондовой биржи (ФБ).

ФБ –фин-ое посредническое учреждение, где совершаются торговые сделки м/у продавцами и покупателями фондовых ценностей с участием биржевых посредников по официально закрепленным правилам. ФБ и ее персонал не совершают сделок с ц.б. Она лишь создает условия для них, обслуживает эти сделки, связывает продавца и покупателя, предоставляет помещение, консультационные и арбитражные услуги, тех. обслуживание и все необходимое для того, чтобы сделка могла состояться.

Основные функции бирж: орг-ия биржевых торгов; подготовка и реализ биржевых контрактов; котировка биржевых цен; инф-ное обеспечение сделок; гарантированное исполнение биржевых сделок.

С учетом правового статуса в мировой практике существуют 3 типа ФБ:

1. Публично-правовые ФБ находятся под постоянным гос контролем;

2. ФБ как частные комп создаются в форме АО;

3.ФБ как смешанные орг создаются как АО, но не менее 50% их кап-ла принадлежит гос-ву.

ФБ явл организаторами торговли на РЦБ, целью к-рой явл обеспечение устойчивого рынка для осущ-ия торговли ц.б..

Различаются денежные и инвестиционные (капитальные) ц.б., образующиеся на ден р. и р. кап-лов.

Денежные ц.б. ком-ие и фин-ые векселя (банковские акцепты). Они могут одновр исполнять и функции денег и явл инструментом краткоср инвестирования кап-ла с целью извлечения д-да.

К инвестиционным ц.б. относятся акц, обл прав-ва, местных орг власти, банков и т.д. Они создают крупные кап-лы для фин-ия произв-ва, с помощью мелких кап-ов и сбережений.

Участники биржевого рынка: 1. Эмитентом ц.б. явл гос-во в лице центрального или местного орг вл (упр-ия) или юр л (п/п, орг-ия), выпускающее ц.б.; 2. Инвестор–юр или физ л, приобретающее ц.б. от своего имени и за свой счет (инвесторы подразделяются на: индив-ные-частные лица; корпоративные - п/п, орг-ии); 3. фин-вые посредники (фин. брокер, инвестиц-ный консультант, инвест комп)

Ц.б, поступающие на биржу, проверяются спец-ой комиссией по листингу. Задача листинга –проверка фин-го полож и менеджмента комп-эмитента, кот проводится на принципах аудита. Прошедшие проверку ц.б м/б допущены к реализации, а их эмитенты вносятся в особый реестр компаний. Если ц.б. не удовл-ют требованиям биржи, она воздействует на них путем делистинга (искл-ния из котировки). Комиссия по листингу – только 1-ый барьер, кот должны преодолеть ц.б,. Второй барьер – котировальная комиссия. Ее задача–опред-ие курса ц.б при ее первой реализации. Котиров комиссия выясняет, обладает ли ц.б необходимой ликвидностью (если нет – ц.б отправляется на доработку).

Котировка ц.б – механизм выявления цены, ее фиксация в теч каждого дня работы биржи и публикация в биржевых бюллетенях.

Все поступающие на ФБ ц.б явл. объектами биржевых операций. Биржевая сделка –сделка с ц.б, заключенная м/у членами биржи или постоянными ее посетителями, оформленная запиской и зарегистр-ая в регистр-ной книге ФБ. Важным критерием классиф опер с ц.б служит срок, на кот закл-ся сделка. Кассовая сделка –сделка, расчет кот осущ-ся немедленно или в ближайшие 3 дня после закл-ия сделки. Срочная сделка – сделка с ц.б, исполнение кот должно произойти в сроки, обусловленные дог-ми по данным опер (в теч 3 мес). Арбитражная сделка - сделка, учитывающая разницу в ценах на один и тот же биржевой товар на различ биржах или разные сроки поставки.

Торговля на фондовой бирже ведется сессиями. Т.е. одновременно в биржевом зале продаются не все виды ц.б.. Проводятся спец-ые сессии для продажи акций, обл, др. ц.б. К нач торговли ц.б их курсы уже известны. Торговля осущ-ся различными способами: групповым или залповым (заказы на куплю-продажу накапливаются, а затем 1-2 раза в день вводятся в биржевой зал и расторговываются); периодически поступающими заказами ч/з компьютерную связь (инвесторами явл. ин-ные юр и физ лица).

Сделка с ц.б совершается в несколько этапов: 1.Закл-ние сделки–составление дог-ра. 2. Сверка параметров сделки. 3. Клиринг включает: - анализ сверочных док-ов (на их подлинность и правильность заполнения), - вычисления (рассчит-ся ден. ∑, подлежащие уплате, и кол-во ц.б, подлежащих поставке), - составление расчетных док-тов.

На срочной бирже обычноторгуют фьючерсами (и возможно опционами на них), охватывающих ряд базисных товаров. Иногда на СБ торгуют одним контрактом, или на каждый товар в отдельности. На СБ происходит закл-ие сделки и согласование цен. В завис-ти от ЭВМ закл-ие сделок может происходить ежесекундно, с фиксацией биржевого курса и согласованной цены.

В Рос действуют ММВБ (ведется торговля гос. ц.б., корпоративными б., осущ-ся фьючерсная деят-ть), РТС, (участники в режиме реального вр. выставляют котировки, получают оперативную инф-ию о состоянии рынка и заключают сделки), МФБ (выполняет только ф-ии организатора торгов).

Роль ФБ в эк-ке страны опред-ся долей акционерной соб-ти в произ-ве ВНП. ФБ явл. частью рос эк-ки, формирующей оптовой рынок, путем орг-ии и регулирования биржевой торговли. Биржевой институт затрагивает многие основные сферы рыночной эк-ки, оказывая сущ-ное влияние на развитие закон-ва в сфере предприн-ва. Движение акций на фондовом рынке делает эк-ую ситуацию прозрачной, а значит, предсказуемой и безопасной.

 

39. Корпоративные ц.б.: виды, определение численных параметров.

Учредители заключают м/д собой письменный договор о создании общества. В дог-ре опред: порядок совместной деят-ти учредителей по учреждению общества; права и обязанности учредителей; размер УК АО; категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также размер и порядок их оплаты.

АО признается коммерч организация с УК, разделенным на опред. кол-во акций, кот. удостоверяют права их владельцев по отнош к обществу.

Акция -эмиссионная ц.б, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущ, остающегося после его ликвидации. Акция свидет-ет о вкладе акционеров в УК АО.

Виды акций: 1. в завис от способа передачи: именные и на предъявителя. 2. в завис от типа АО: акции ОАО и акции ЗАО. 3. в зависимости от объема прав: - обык (право на уч в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, на получение дивид, а т/ж части имущества АО в случае его ликвидации). - привилегир акц (предполт получение фиксир-ных дивид, не дает права голоса. Но претензии владельцев этих акций в случае ликвидации АО удовлетворяются в первую очередь)

Акции имеют несколько видов стоимости:1. Номинальная – это лицевая ст-сть, обозначенная на акции. Эта цена имеет знач только при орг-ции АО, при формир УК. Дивиденды рассчитываются в % от номин ст-ти. 2. Эмиссионная –, по кот. ее приобретает первый держатель, едина для всех первых покупателей и не м/б меньше номинальной. Превышение эмиссионной цены над ее номиналом называется эмиссионным доходом. 3. Рыночная (курсовая) – цена, по к-рой акции продаются и покупаются на рынке; 4. Балансовая (бухг.) – определяется в том сл, если эмитент намерен пройти процедуру листинга для включения своих акций в биржевой список ц.б;

Балансовая стоимость = Собственные активы / Кол-во выпущенных акций.

Доходность акций: - текущую доходность (в случае если инвестор осуществляет долгоср. инвестиции, и в инвестиц. период, по кот.происходит оценка дох-ти акции, не входит ее продажа)- конечную доходность (когда инвестор реализовал свою ц.б.)

Дивиденд - стоимость активов АО, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода.

Виды дивидендной политики:

1. Остаточная дивидендная полит - строится на первостепенном учете инвест-ых возможностей корпорации, ограниченности внеш источ финансир или их высокой ст-ти.

2. Политика фиксированного дивидендного выхода.

3. Политика не снижающихся див-дов на акцию и остаточного подхода к нераспред приб.

4. Политика выплаты дивидендов акциями.

5. Политика низкой дивид.дох-ти и косвенных выплат отд. акционерам.

Облигация – это эмиссионная ц.б, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок номинальной стоимости и %. Виды облигаций:

1. В завис от сроков: - краткоср,- среднеср,- долгоср, - бессрочные,- отзывные,- продлеваемые.

2. В завис от порядка владения: именные и на предъявителя

3. По способу выплаты купонного дохода: - с фиксированной купонной ставкой,- с плавающей ст,- с равномерно возрастающей,- с нулевым купоном,- с оплатой по выбору.

4. В завис от обеспечения: обеспеченные и необеспеченные

5. В зависот характера выплат:- % не выплачиваются до момента погашения обл; - % периодически выплачиваются и при погашении возвращается номинальная ст-ть облигаций.

Курсовая ст-ть = (Рыночная цена / Номинал) * 100%.

Текущая дох-ть облигаций = (Сумма выплач в год % / Курсовая ст-ть) * 100%

Конечная дох-сть = (Совокупный купон д-д + (Цпр.-Цпок.) / (Число лет владения обл * Кол-во лет владения облиг.)

Ц.б. – фин. инструмент, с помощью выпуска кот. АО может управлять своим кап-лом. В сл если стоит задача повышения доли СК, осуществляется дополнит выпуск акций. Если возникает необходимость быстрого привлечения ЗК, выпускаются облигации. Также АО может прибегнуть к дроблению (это расщепление акций, т.е. выпуск нескольких новых акций на 1 старую, ведет к уменьшению ном ст-ти одной акции).

Оценка финансовых активов – опред по рыночной ст-ти активов орг, фирмы, компании на базе восстановительной ст-ти с учетом физ.и морального износа. Результат оценки - это рекомендуемая рын ст-ть, по кот. эксперт предлагает переход пакета прав на различные виды активов.

 

40. Виды государственных ц.б., их роль в денежно-кредитной политике.

(ГЦБ) – это форма существования госу вн долга; это долговые ц/б, эмитентом к-ых выступает гос-во.

Гос долг – это общая ∑ задолженности гос-ва по непогашенным займам и невыплаченным % по ним.

Правительство определяет условия выпуска и размещения гос.долговых обязательств. Обслуживание гос. долга производится ЦБ и его учреждениями. Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним.

Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих осн. задач (ГЦБ как инструмент денежно-кредитного регулирования):

1. финансирование дефицита гос.бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнит выпуска денег в обращение;

2. фин-вание целевых гос.программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, соц обеспечения и т.п.

3. регулир экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, эк-кий рост и т.п.

Размещение ГЦБ обычно осуществляется:

- через ЦБ или Минфин. Осн инвесторами в завис от вида выпускаемых ц.б явл: население, пенсионные и страх ком и фонды, банки, инвест ком и фонды;

- в бумажной (бланковой) или безбумажной формах разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди опред круга инвесторов и др.

ГЦБ по срочности различаются:·от 5 до 30 лет (называются долгоср казнач билетами или бонами); ·от 1 до 5 лет (среднеср казначейские билеты или банкноты);·от 1 мес до 1 г (краткоср казначейские векселя).

Способы выплаты доходов по ц.б.: ·установление фиксированного %; ·применение ступенчатой %ной ставки; ·использование плавающей ставки %ного дохода; ·реализ долговых обяз-ьств со скидкой или с дисконтом их ном цены;

Основные виды рос ГЦБ. Гос.долгоср.облигации (ГДО) вид ц.б. – предъявительская облигация. Обращение только м/д юр.лицами. Гос. краткоср обл (ГКО). Владельцы – рос.юр.и физ.л, нерезиденты. Форма владения – именная. Обл внутр валютного займа (ОВВЗ). Валюта займа – доллары США. ОВВЗ могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за руб или за конвертируемую валюту. Вывоз этих обл из России запрещен. Обл фед займа (ОФЗ). Форма существования – документарная с обяз.централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ц.б. Форма владения – именная. Обл гос.сбер займа (ОГСЗ) Форма существования – документарная. Форма владения – предъявительская. Владельцы – юр.и физ.л; резидента и нерезидента. Доход по ОГСЗ для физ.лиц не облагается налогами. Гос.обл, погащаемые золотом (золотые сертификаты) Форма существования – документарная с обяз.централизованным хранением. Форма владения – именная ц.б.

Др.виды гос.внутр.долговых ц.б. Казначейские векселя цель выпуска - покрытие самых неотложных платежей фед.бюджета. Размеры эмиссии не велики, выпуск на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом. Еврообл – ц/б, как правило, на предъявителя, которая размещается за пределами страны. Форма существования – обычно бездокументарная. Еврообл – форма внеш гос.долга.

Для оценки остроты долговой проблемы сущ разные критерии. Наиб типичные из них связывают размер долга и потребности его погаш и выплаты % с величиной экспорта, от к-рого зависят потенциальные возможности обслуживания кредитов. Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность погашения долга будет зависеть от 3х осн факторов: масштабов роста произв-ва и д-дов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопления.

 

 

41. Сущность инвестиций (инв.) и их экономическое значение

Инв. - это более широкое понятие, чем капитальные вложения. Инвестиции принято делить на финансовые и реальные. Портфельные (финансовые) инв. - вложения в акции, облигации, другие ц.б, активы др. п/п. При осуществлении портфельных инв. инвестор уве­личивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход па ц.б.. Реальные инв. - вложения в создание новых, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих п/п. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал - основные произ­водственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

Инв. как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства.

Инв. на макроурвне явл-ся основой для: осуществления политики расширенного воспроизв-ва; ускорения НТП, улучшения качества и обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; создания необходимой сырьевой базы промыш-ти; развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы; охраны природной среды, и т.д. На микроуровне инв. необходимы хозяйствующим субъектам для достижения их след-щих целей: расширения и развития произв-ва, недопущения чрезмерного морального и физ. износа основных фондов; повышения тех.уровня произв-ва; приобретение ц.б. и вложения средств в активы др.п/п. Т.о. инв. явл-ся важнейшей эк. категорией и достаточно значимы как на макро-,так и на микроуровнях. Они обеспечивают просто и расширенное воспроизв-во, возможность осущ-ть структурные преобразования эк-ки, позволяя максимизировать прибыль и решить многие соц.проблемы.В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормаль­ного функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

На уровне предприятий классификация инвестиций характеризует инвестиционный портфель предприятия. Согласно ей инвестиции делят на реальные и финансовые.

Инвестиционная деятельность(ИД) – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта.

На ИД оказывают влияние не толь­ко внешние, но и внутренние факторы (вторая группа). К ним можно отнести: размеры (масштабы) предприятия; фин. состояние; применяемые способы исчисления амортизационных отчислений; научно-техническую политику п/п; инвестиционную политику; организационно-правовую форму хозяйствования и др.

Правовое регулирование ИД в РФ осуществляется по следующим основным направлениям:

Правовое регулирование ИД, осуществляемой в форме капитальных вложений,

Правовое регулирование иностранных инвестиций,

Правовое регулирование государственных инвестиций,

Правовое регулирование государственного гарантирования инвестиций,

Правовые основы частных инвестиций.

Следует отметить, что формирование правового поля инвестиционной деятельности в России не завершено.

 

42. Гос инвестиционная политика и механизм инвестиционного рынка

ИП гос-ва— это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых гос-вом по со­зданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствова­ния с целью активизации инвестиционной деятельности(ИД), развития эк-ки, повышения эффект-ти произв-ва и решения соц. проблем.

Цель ИП — реализация стратегического плана эк-го и соц-го развития страны. Но в любом случае конечной целью ИП явл-ся оживление ИД, направленной на подъем отечественной эк-ки и повышение эффект-ти общест-го произв-ва.

Задачи ИПзависят от поставленной цели и конкретно сложившейся эк-кой ситуации в стране. К ним могут относиться:

• выбор и поддержка развития отдельных отраслей хоз-ва;

• обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

• поддержка развития малого и среднего бизнеса;

• поддержка развития экспортных произв-в;

• обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей эк-ки России;

• реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Разработанная и принятая ИП не м/б выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он должен включать в себя: выбор надежных источ­ников и методов финансирования инв.; определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию ИП; создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инв.; создание благоприятных условий для привлечения инв.

Кроме гос-ной ИП различают от­раслевую, региональную и ИП отдельных субъектов хозяйствования. Все они тесно взаимосвязаны между со­бой, тем не менее определяющей явл-ся гос. ИП, к-ая должна способствовать оживлению ИД на региональном микроуровне.

Региональная ИП— это комплекс ме­роприятий, проводимых в регионе, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и их рациональное размещение в инте­ресах населения региона (создание инфраструктуры инв-ого рынка; определение приоритетных направлений вложения инв.; обеспечение интеграции регионального инв-ого рын­ка с международным рынком инв-ных ресурсов.

Отраслевая ИП, являясь составной ча­стью гос. ИП, разрабатывается на уровне отдельных отраслей эк-ки гос-ва, в целях под­держки развития приоритетных отраслей народного хоз-ва.

Гос-во для выполнения своих функций регулирования экономики использует как эк-кие (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на ИД и экономику страны путем издания и кор­ректировки соответствующих законодательных актов и постанов­лений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Эк-кие рычаги, которые использует гос-во для регулирова­ния экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, участие гос-ва в ИД, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, цено­образование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т. е. методы прямого воздействия, долж­ны исп-ся гос-вом в том случае, если эк-­кие методы неприемлемы или недостаточно эффективны при ре­шении той или иной задачи Объекты ИД выступают на рынке в виде спроса на капитал. Реализация инв-ного спроса (инв-ный капитал) и инв-ного предложения (объекты инвестирования) субъектов ин­вестирования осущ-ся посредством ИР, при вступлении ими в определенные эк-кие взаимоотношения.

Исходя из двойственного характера инв., выделяют: ры­нок инв-ного капитала и рынок инв-ных товаров. Рынок инв-ного капиталахарактеризуется предло­жением капитала со стороны продавцов (инвесторов) и спросом на него со стороны покупателей (субъектов ИД). При этом покупка инв. производится на основе ожи­даемой отдачи от них в будущем.

Изучение рыночной конъюнктуры ИРимеет огромное значение для инвесторов как в связи с существо­ванием риска снижения доходности вложений, так и с возможнос­тью потери инвестируемого капитала. Обычно под конъюнктурой ИР понимают совокупность факторов, влияющих на соотношение спроса, предложения, цены и конкуренции.

Конъюнктурный циклИР характеризуется четырьмя основными стадиями его развития: конъюнктурный подъем, конъюнктурный бум, период ослабления и конъюнктурный спад. Сле­дует отметить, что различные рынки.

Инв-ный климат— это среда, в к-ой протекают инв-ные процессы. Он формируется под воздействием вза­имосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организа­ционно-эк-их, соц.-политических и др. факто­ров, определяющих условия ИД в отдель­ной стране, регионе, городе. Инв-ный кли­мат складывается из совокупности эк-их, соц., политических, правовых и даже культурных условий, обеспечиваю­щих привлекательность вложений в ту или иную область эк-ки, вконкретное п/п, город, регион или страну.

Факторы, оказывающие влияние на инв-ный климат, под­разделяются по возможности воздействия на них со стороны обще­ства на:

• объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, де­мографическая ситуация и др.);

• субъективные (связанные с управлением деят-тью людей).

Инв-ная при­влекательность региона — система или сочетание различных объек­тивных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в со­вокупности потенциальный платежеспособный спрос на инв. в данный регион. Уровень инв-ной привлекательности региона (как обобщенное колич-ное выражение их инв-ной привлекательности) со­стоит из двух компонентов — уровня инв-ного потенциала и уровня неспецифических (некоммерческих) инв-ных рисков. Инв-ная активность отражает развитие инв-но­го процесса в стране (регионе), осуществляемого с помощью соб­ственных и привлеченных инв-ных ресурсов (интенсивность привлечения инв. в основной капитал).

Наиболее распространенным методом исследования инв-ной привлекательности регионов в отечественных разработках явл-ся ранжирование регионов. Разработанные методики позво­ляют объединять регионы либо в группы со сходными условиями ИД, либо присваивать порядковый но­мер (ранг).

Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях, по совокупности которых стране, региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг.

 

43. Сфера капитального строительства

Основу инвестиционной деятельности предприятий различных орга­низационно-правовых форм составляют реальные инвестиции, кото­рые преимущественно осуществляются в форме капитальных вложе­ний. Капитальные вложе­ния — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструк­цию и техническое перевооружение действующих предприятий (это основные формы кап строит-ва), приобретение машин, оборудования и т.д.. это основа осуществления капитального строительства.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий и организаций, а также филиалов или отдельных производств на новых площадках по первоначально ут­вержденному проекту, которые после ввода в эксплуатацию будут иметь статус юридического лица. Обычно к новому строительству прибегают в случае необходимости увеличения объемов либо ди­версификации производственной деятельности.

Расширение предприятия осуществляется путем строительства дополнительных производств, отдельных цехов, новых филиалов и производств, которые после их ввода в эксплуатацию будут входить в состав действующего предприятия или организации. К расшире­нию прибегают при условии необходимости размещения имеюще­гося или дополнительного оборудования, для которого не достаточ­но имеющихся площадей.

Под реконструкцией действующих предприятий и организа­ций понимается полное или частичное переустройство существую­щих производств, цехов и других объектов с заменой морально и физически устаревшего оборудования, как правило, без расшире­ния имеющихся зданий и сооружений основного назначения. Ре­конструкция предприятий проводится в целях освоения новых ви­дов продукции, ресурсосберегающих технологий и т.п., что приво­дит к совершенствованию производства, повышению его технико-экономического уровня, улучшению качества выпускаемой продук­ции и увеличению производственных мощностей.

Техническое перевооружение действующих предприятий и орга­низаций — это мероприятия по повышению технического уровня отдельных производств, цехов, участков путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производствен­ных процессов, компьютеризации, модернизации и замены устарев­шего, физически и морально изношенного оборудования новым. Техническое перевооружение проводится в целях повышения эффективности производства, роста производительнос­ти труда, объемов и качества выпускаемой продукции, а также со­вершенствования условий и организации труда.

Объем капитальных вложений инвестора находится в прямой зависимости от выбран­ной формы воспроизводства предприятия. Так, новое строительство и масштабная реконструкция являются наиболе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.013 с.)