Стан-ние и развитие бюдж федерализма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стан-ние и развитие бюдж федерализма в России



Федерализм - такой способ упр-ния, при кот сочет интересы всего гос-ва с интересами территорий. Обесп-ся единство и целостность страны при соблюдении сам-ти (члены федерации имеют собств конституции, законодат, исполнит и судебные органы).

Бюдж федерализм(БФ) – орг-ция бюдж отнош, где в усл сам-ти, автономии каж б-та сочет-ся интересы федерации и мест самоупр-ния.

В БК РФ опр-ние БФ отсутствует, но сформированы осн принципы межбюдж отнош, а значит, и БФ:1) сохранение доминирующего положения за фед б-том;2) сам-ть всех б-тов;3)понятность для б-тов, позиций межбюдж перерасп-ния;4) трехуровневая БС;5) гласность.

В ведении РФ в обл федерализма нах: *упр-ние фед гос собс-тью;*устан-ние основ фед политики и фед программы в обл гос, экон, эколог, соц, культурн и нац развития РФ;*устан-ние правовых основ единого рынка; фин, валют, кредит, таможен регул-ние, ден эмиссия, основы ценовой политики; федер эконом службы, вкл федер банки;*фед б-т; фед налоги и сборы, фед фонды регион развития.

В совмест ведении РФ и суб РФ в обл федерализма нах:* вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и др прир рес-ми;*разграничение гос собс-ти;*природопользование; охрана окр среды и обесп-ие эколог безоп-ти; особо охраняемые прир территории;*общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физ культуры и спорта;*координация вопросов здравоохр; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соц защита, вкл соц обесп-ние;*устан-ние общих принципов н/о и сборов в РФ;*администрат, административно-процес, труд, семейн, жилищ, земельн, водное, лесное закон-во, закон-во о недрах, об охране окр среды;*устан-ние общих принципов орг-ции системы органов гос власти и мест самоуп-ния;*координация м/н и внешнеэкон связей суб-тов РФ, выполнение м/н договоров РФ.

Наиб сложная проблема в бюдж устройстве — БФ, т.е. бюдж взаимоотнош центpa и регионов. В соотии с закон-вом РФ доходная часть территор б-тов должна состоять из закреплен и регулир дох-ов, дотаций и субвенций, кредх рес-сов.

Закреплен дох-ы —дох-ы, полностью поступающие в соотв-щие б-ты. #, по дейст-му закон-ву за б-тами суб-тов Федерации закреплен н. на им-во п/п, за мест б-тами — н. на им-во физ лиц.

Регулир дох-ы — ср-ва, передаваемые из вышестоящего звена БС нижестоящему б-ту сверх закреплен дох-ов для покрытия его расх-ов; зачисл-ся в соот-щие б-ты исходя из р-ров % отчислений, устан-мых при утверждении вышестоящего б-та.

13% н. на прибыль п/п и орг-ий поступает в фед б-т и до 22% (для банков и страх орг-ций — до 30%) — в б-ты суб-тов Федерации и т.д.

Осн часть налог дох-ов суб-тов Федерации и мест б-тов в наст вр формир за счет регул-их дох-ов.

Дотации — бюдж ср-ва, предост-мые б-ту др ур-я на безвозм и безвозв основе.

Субвенции — ср-ва, передаваемые из вышестоящего б-та нижестоящим б-там на фин-ние строго целевого мероприятия.

Бюдж ссуда – бюдж ср-ва, предлагаемые др б-ту на срок не более 6 мес., на возмез или не возмез основе.

Бюдж кредит – форма фин-ния бюдж расх-ов, кот предусм-ют предос-ние ср-в юр.лицом на возвр и возмез основе.

 

БК РФ.

БК — это закон-но устанав-мая по однор. признакам групп-ка дох-ов и расх-ов б-та, а т.ж. ист-ков покрытия его деф-та, испол-мая для составления и исполнения б-тов, обесп. сопост-ть пок-ей б-тов всех ур-ней. БК явл. осн. методол. док-ом, на основе кот. сост-ся и испо-ся б-ты всех ур-ней БС. Она предст. собой групп-ку дох-ов и расх-ов с присвоением об.там класс-ии групп. кодов.

Приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н с 1.01.2008 года введена новая БК.

Построение БК реглам-ся уже на­званным ФЗ «О БК РФ». Этот док-т обесп-ет общерос сопос-ть бюдж пок-ей и вкл в себя:- класс-ию дох-в б-тов РФ;- класс-ию расх-ов б-тов РФ;- класс-ию ист-ов фин-ия деф-а б-тов РФ;- класс-ию операций публично-правовых образ-ий.

Класс-я дох-в б-тов РФ явл. групп-ой дох-ов б-тов всех ур-ней БС РФ и осн. на закон. актах РФ, опред. источники форм-ия дох-ов б-тов всех ур-ней. Код класс-ии сост из кода гл.админ-ра дох-в б-та; кода вида дох-в; кода подвида дох-в; кода класс-ии операций сектора гос.упр-ния, относ.к дох-м б-тов.

Админ-рами пост-ий явл.: - нал. органы; - органы гос.власти; - органы упр-ния гос.внебюдж.фондов;- органы МСУ;- юр.и физ.лица, осущ.контроль за правил-ью исчисления, полнотой, своеврем.уплаты и., уполном.указ.огранами гос.власти. В рамках бюдж.процесса адм-ры осущ. мониторинг, контроль, анализ, прогн-е, предост-ют проектировки поступлений на очер.фин.год. Код вида дох-ов: предусм след.группы: 100…-дох-ы; 200…-безвозм дох-ы; 300…-дох-ы от п/п-ой д-ти. Группы дох-ов вкл.подгруппы. Дальнейшая детализация кода видов дох-в закрепляется за ур-нем БС РФ в зав-ти от полномочий. Для неналог.дох-ов код элемента дох-ов опред-ся в зав-ти от принад-ти админ-ра ненал.пост-ий в б-т соот-м ур-нем власти. Для безвозмез.пост-ий код эл-та дох-ов опред-ся исходя из принад-ти трансферта его получателю. #кодов: 01-фед.Б., 02 – Б.суб.РФ…

Класс-я расх-ов б-тов РФ: Код класс-ии сост. из кода гл распор-ля; кода раздела, подраздела целевой статьи и вида расх-ов; кода класс-ии операций сектора гос.упр-ния, отн.к расх-ам б-та. Перечень гл.распорядителей на каж ур-не устанав-ся в соот.б-те.

Едиными для б-тов разделами и подразделами класс-ии явл.:общегос.вопросы, нац.оборона;нац.безоп-ть и правоохран.д-ть; нац.эк-ка; ЖКХ; охрана окр.среды; образование; культура, кинемат-я, СМИ; здравоохр., физ-ра спорт; соц.политика; межбюджет.трансферты (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюд.трансерты, межбюдж.трансферты б-там гос.внеб.фоднам).

Цел.статьи и виды расх-ов формир-ся в соот. с расх. обяз-ми, подлеж. исполнению за счет ср-в соотв. б-тов. Класс-я операций сектора гос.упр-ния вкл.расх-ы: оплата труда и начисления по оплате труда; оплата работ и услуг, обсуж-ие гос., мун. долга, безмоз.перечисления орг-ям, безвоз. перечис-я б-там, соц.обесп-ие, расх-ы по опер.с активами и прочие.

Класс-я ист-ков фин-ния деф-та б-тов(ИФДБ): состоит из 1) кода гл.админ-ра ИФДБ; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида ист-ка; 3) код класс-ии операции сектора гос.упр-ния, относ.к ИФДБ.

Согласно БК все ист-ки дел на внеш. и внутр. Внутр.- гос(мун)ЦБ, номин.ст-ть кот.указана в валюте: от имени РФ, С, МО; кредиты кред.орг-ий в валюте РФ: РФ, С, МО; бюджетные кредиты от др.б-тов БС: РФ, С, МО; кредиты м/н.фин.орг-ий в валюте РФ; изменение остатков ср-в на счетах по учету ср-в б-та. Внеш. -гос.Цб, номин.ст-ть кот. в ин.валюте – от имени РФ тока; кредиты ин.гос-в, вкл.целевые ин.кредиты,м/н.фин.орг-ии; ср-ва ин.юр.лиц в ин. Валюте; кредиты кред.орг-ий в ин.валюте.

Класс-ию операций публично-правовых образ-ий. явл. групп-ой операций, осущ-мых в секторе гос. упр-ния, в зав-ти от их эконом содержания. Группы:100 «Дох-ы»;200 «Расх-ы»; 300 «Пост-ие нефин.активов»; 400 «Выбытие нефин. активов»; 500 «Пост-ие фин. активов»; 600 «Выбытие фин. активов»; 700 «Увел-ие обяз-в»; 800 «Умен-ие обяз-в».

В этом разделе определен порядок прим-ия статей и подстатей класс-ии операций, кот. испол-ся при сост-ии и исп-ии б-тов. Порядок прим-ия статей и подстатей, применяемых в целях бюдж. учета, опр-ся в норм. актах Минфина РФ, регулир. Бюдж. учет.

Изм-ия:1. дано новое опред-ие гл. админ-ра дох-ов б-та– опред. законом (решением) о б-те орган гос. власти (гос. орган), ОМС, орган местной адм-ии, орган упр-ния гос.внебюдж. фондом, ЦБ РФ, иная орг-ия, опред. перечень подотчетных ему админ-ров дох-ов б/-та и (или) явл.админ-ром дох-ов б-та.

2. введено понятие «подвид дох-ов». Ранее в Указаниях так называлась программа (подпрограмма). В рамках кода класс-ии дох-ов б-тов выделен код подвида доходов.

 

18. Расходные обязательства бюджетов БС РФ

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на: текущие расходы и капитальные расходы. Кап. расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвест. деят-ть, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юр. лица в соответствии с утвержденной инвестиц. программой, средства, предоставляемые в качестве бюдж. кредитов на инвест. цели юр. лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе кап. расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти, ОМСУ, бюдж. учреждений, оказание гос. поддержки др. бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов. Дотации – бюдж. средства, предоставляемые б-ту др. уровня бюдж. системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие тек. расходов. Субвенции – бюдж. средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюдж. средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета: обеспечение деятельности Президента РФ, федерального собрания РФ, Счетной Палаты РФ; нац. обороны и обеспечение безопасности гос-ва; фундаментальные исследования и содействия НТП; гос. поддержка ж/д, воздушного и морского транспорта; исследования и использование косм. пространства; обслуживание и погашение государственного долга; проведение выборов и референдумов РФ.

Расходы, финансируемые совместно за счет средств бюджетов всех 3 уровней: Гос. поддержка отраслей промышленности, строительства, строительной индустрии, с/х, автомобильного и речного транспорта, связей, дорож. хозяйства, метрополитенов.; обеспечение противопожарной безопасности; НИОКР; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов; финансовая помощь другим бюджетам. Распределение и закрепление между бюджетами эитх расходов производится по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждается законами о бюджетах. Распределение и закрепление расходов совместного ведения определяется Правительством РФ.

 

19. Совр БС, хар-ка звеньев и видов б-тов, принципы ее построения.

БС РФ —основанная на эконом отношениях и гос устройстве РФ, регул-мая нормами права сов-ть фед б-та, регион б-тов суб-тов РФ, мест б-тов и б-тов гос внебюдж фондов.

К б-там БС РФ относ: - фед б-т и б-ты гос внебюдж фондов РФ;- б-ты суб-тов РФ и б-ты террит гос внебюдж фондов;- мест б-ты (б-ты мун районов, б-ты город округов, б-ты внутригород МО городов фед значения Москвы и С-Петербурга; б-ты город и сельск поселений).

Консолид б-т — свод б-тов всех ур-ней БС РФ на соотв-щей тер. Следует отметить, что консолид б-т не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко исполь-ся в процессе сводн план-ния, отч-ти, ан.

БК РФ регламентирует принципы построения и функц-ния БС РФ:

1. Пр-п единства означ единство правовой базы, ден системы, форм бюдж докум-ции, пр-пов бюдж процесса в РФ, а т.ж. единый порядок финн-ния расх-ов б-тов всех ур-ней. 2. Пр-п разграничения дох-ов и расх-ов м/у ур-нями БС РФ означ закрепление соотв-щих видов дох-ов (полностью или частично) и полномочий по осущ-нию расх-ов за органами гос власти РФ, органами госй власти суб-тов РФ, ОМС.3. Пр-п самост-ти б-тов заключается в самост рассмотрении, утверждении и исполнении органами гос власти и мест самоупр-ния соот-щих б-тов и обеспечивается наличием собст ист-ков дох-а и правом опр-ть напр-ния их исполь-ния.4. Пр-п полноты отражения дох-ов и расх-ов б-тов, б-тов гос внебюдж фондов требует отражения в б-те всех дох-ов и расх-ов, точного обоснования доп привлечения ср-в.5. Пр-п сбаланс-ти б-та означает, что V предусм-ных б-том расх-в должен соотв-ть суммарному V дох-ов б-та и поступлений из ист-ков финн-ния его деф-та

6. Пр-п общего (совок) покрытия расх-ов б-та заклв том, что все расх-ы должны обеспечиваться общей ∑ дох-в и поступлений из ист-ков финн-ния его деф-та.7. Пр-п результ-ти и эф-ти исполь-ния бюдж ср-в, при сост-нии и исполнении б-тов участники бюдж процесса в рамках установленных им бюдж полномочий должны исходить из необх-ти достижения задан рез-тов с исполь-ием наименьшего V с-в или достижения наилуч рез-та с исполь-ием опред б-том V ср-в.8. Пр-п достоверности б-а означ надежность пок-лей прогноза соц-эконом развития соотв территории и реалистичность расчета дох-ов и расх-ов б-та.9. Пр-п адресности и целевого х-ра бюдж ср-в означ, что они выдел в распор-ние конкр получателей с обозн-ием направления их на фин-ние конкр целей.10. Пр-п прозрачности (открытости), обязательное опубликование в СМИ утвержденных б-тов и отчетов об их исполнении; обязательную открытость для общества и СМИ проектов б-тов.11. Пр-п подведомственности расх-ов б-тов, получатели бюдж ср-в вправе получать бюдж ассигн-ия и лимиты бюдж обяз-в только от гл распорядителя бюдж ср-в, в ведении кот они нах.12. Пр-п единства кассы, зачисление всех кассовых поступлений и осущ-ние всех кассовых выплат с единого счета б-та, за искл операций по исполнению б-тов.

Внебюдж фонды. С их помощью осущ-ся перерасп-ние нац.дох-а в интересах органов гос.власти и реал-ии конституц прав граждан. Спецификой внебюдж спец.фондов явл четкое закрепление за ними доходн ист-ков и строго целевое исполь-ние их ср-в.

Гос внебюдж фонд – фонд ДС, образуемый вне фед.б-та и б-тов суб-тов РФ и предназн для реал-ции конституц прав граждан на пенсион обесп-ние, соц.страх, соц.обесп-ие в сл безработицы, охрану здоровья и мед.помощь. В РФ гос внебюдж фондами явл: - Пенсион фонд РФ ставит своей задачей аккумуляцию страх взносов и расх-ние ср-в Фонда в соотв-ии с действ-им закон-вом. Дох-ы б-та – ЕСН; страх.взносы на обяз.пенсион.страх; ср-в фед.б-та, передаваемых в Фонд; дох-ы от времен размещ своб.ср-в; дох-ы от времен размещ сумм страх взносов на накопит часть труд пенсии; добров взносы юр.и физ.лиц.- Фонд соц страх РФ. Задача – обесп-ние: гарант-ных гос-вом пособий; участия в разработке и реал-ции гос.программ по охране здоровья работников, мер по соверш-нию соц страх; фин-ния общерос мероприятий по гос.соц.страх.Ср-ва ФСС образ за счет сумм ЕСН; страх.взносов на обязат соц.страх; дох-ов от инвес-ния части временно своб.ср-в ФСС с ликвидационные гос.цен бумаги и банков.вклады; добровол.взносов граждан и юр.лиц.; ассигнований из фед.б-та.- Фед фонд обяз мед страх исп-ся для фин-ния мед услуг, предоставляемых гражданам, целевых мед.программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие мед.науки, улучшение матер-техн здравоохр и др цели.- Гос фонд занятости населения РФ - самост фин система, образуемая на фед, регион и мест ур-не и используемая для фин-ния мероприятий, связ с обес-нием занятости населения, в т.ч. оказанием гражданам помощи в трудоустройстве, орг-ией профес подготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплаты пособий по безработице, стипендий на период обучения, содержания органов гос службы занятости населения, реал-цией др мер, предусм фед и террит программами занятости населения. Фонд занятости формир за счет обяз страх взносов работодателей, обяз страх взносов с заработка работающих, ассигнований при необх-ти из фед б-та, б-тов суб-тов РФ и мест б-тов, добров взносов юр и физ лиц, др поступлений, в т.ч.ср-в, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотр З-ном РФ "О занятости населения РФ".

Целев бюдж фондом наз фонд ДС, образуемый в составе б-та за счет дох-ов целев назначения или в порядке целев отчис-ий от конкр видов дох-ов или иных поступлений и исполь-ый по отд смете. Единств в наст момент дейст-щий целев бюдж фонд Мин-ва РФ по атомной энергии формир за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран, явл-ся фед собс-тью.

Бюдж полномочия законодат (представительных) органов, рассмт и утвержд соотв-щие б-ты и отчеты об их исполнении, осущ последующий контроль за исполнением соотв-щих б-тов, формир и опред правовой статус органов, осущ-щих контроль за исполнением соотв-щих б-тов.

Бюдж полномочия исполнит органов гос власти, обеспеч составление проекта б-та (проекта б-та и среднеср фин плана), вносят его с необх док-тами и материалами на утверждение законодат (представительных) органов, разраб и утвержд методики распр-ния и (или) порядки предост-ния межбюдж трансфертов, обеспеч исполнение б-та и составление бюдж отч-ти, предст отчет об исполнении б-та на утверждение законодат (представительных) органов, обеспеч упр-ние гос (муниципальным) долгом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.015 с.)