Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая хар-ка методов бюджет-ия.

Поиск

Составление сводного бюджета невозможно без наличия соотв-щей инф-ии: - факт. и план. инф-ии исполнения бюджета за прошлые бюджетные периоды; - инф-ии о внешней среде – о состоянии рын. конъюнктуры, кот. необходима для прогнозир-ия объема продаж, осущ-тся отделом маркетинга и сбыта. Учетные данные необходимы и на послед. стадиях бюджетного цикла – при контроле и план-факт анализе исполнения бюдж.пок-лей. Для грамотного проведения план-факт анализа в целях составления бюджета след.периода управленч. службы должны обладать как бюджет-ми, так и факт.пок-ми. Комплексный нормативный метод учета (стандарт-директ-костинг) – такая сис-ма ведения учета операций п/п, при кот. на всех стадиях фин.цикла и в разрезе всех осн.видов деят-ти, выделенных в самост.объект бюджет.планир-ия фиксируются: 1) плановые (бюджетные) пок-ли; 2) факт.пок-ли; 3) отклонения факт.пок-лей от плановых. Второй особенностью этого метода учета явл-тся четкоге разграничение условно-переменных и условно-постоянных затрат. 1.Стандарт-костинг – нормативный метод учета затрат и фин.рез-ов. Основан на том, что в расчете производственной с/с участвуют и переменные и пост.затраты. Как периодические рассм-тся лишь коммерч. и администр. расходы, все произв. Затраты распр-тся м/у реализованной продукцией и остатками товаров, т.е. часть пост.затрат относится на запасы гот.продукции. Этот подход позволяет вычленять oтклонения от плана и эффект от отклонений на фин. рез-ты деят-ти п/п в разрезе отд. стадий фин. цикла и отд. хоз. операций. Разл. виды отклонений от план. пок-лей оказывают разл. эффект на деят-ть п/п в зав-ти от времени совершения хоз. операции и стадии фин. цикла, к кот. она относится. Так, отклонения по бюджету закупок одновременно влияют на: - увелич-ие баланс. ст-ти матер. оборот. рес-ов, - увелич-ие факт. бюджета производств. затрат по сравнению с планом, - повышение с/с выпуска, - увелич-ие с/с реал-ии. 2. Директ-костинг — концепция учета, при кот. исчисление производств. с/с по видам продукции произв-тся на основе только переменных затрат. При исп-ии этой сис-мы пост. затраты трактуются как периодические (т.е. зависящие от длит-ти периода вне зав-ти от объема произ-ва). Соответ-но, накладные расходы в части пост. затрат (общехоз. и общие коммерч. расходы) не вкл-тся в с/с реал-ии отд. видов продукции погашаются из так называемой брутто-прибыли или совокупного маржинального дохода, исчисляемой как разница между выручкой от реализации и прямыми затратами. Форма № 2 основывается на применении принципов системы «директ-костинг. «Директ-костинг» дает необходимую инф-ию для расчета оптимального объема продаж в стоимост. и натур. выражении. При этом методе достигается существенная экономия ср-тв на ведении учета на п/п, т.к. задача распр-ия пост. накладных расходов по видам продукции здесь вообще не стоит, т.е. «директ-костинг» исп-тся для нахождения внутр.резервов, занижая прибыль, а не для исчисления налогов. Расчетно-аналитический метод - на основе анализа достигнутой величины фин. пок-ля, принимаемого за базу, и индексов его изменения в план. периоде рассч-тся план. величина этого пок-ля. Этот метод планир-ия широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономич. нормативы, а в/зсвязь между пок-ми может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Балансовый метод - путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии фин. ресурсов и факт потреб-ти в них. Применяется при планир-ии распр-ия прибыли и др. фин. рес-ов, планир-ии потребности поступлений ср-тв в разл. фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Метод оптимизации плановых решений. – разработка нескольких вариантов план. расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения кап-ла при наиб. эффект-ти рез-та; минимум текущих затрат; ускорение оборач-ти ср-тв; максимум прибыли на рубль вложенного кап-ла. Экономико-матем. моделир-ие - позволяет найти колич. выражение в/зсвязей м/у фин. пок-ми и факторами, их определяющими. Эк.-мат. модель - точное мат. описание экономич. процесса, т.е. описание факторов, характ-щих стр-ру и закономерности изменения данного экономич. явления с помощью мат. символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей пок-ет, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического исп-ия.

91. Формир-ие сводного бюджета кредит. и дебит. зад-ти п/п.

Планир-ие дебит. и кредит. зад-ти (ДЗ и КЗ)- важный этап формир-ия БДДС и прогнозного баланса. Неточности в планир-ии расчетов с контрагентами могут негативно повлиять на фин. устойчивость п/п. Основой для планир-ия ДЗ и КЗ служит орган-ия сис-мы оперативного и бух. учета на п/п, отражающего полную инф-ию по клиентам, видам деят-ти, конкретным продуктам, мат-лам или услугам в разрезе каждого заключенного контракта. Порядок составления Бюджета ДЗ и КЗ: 1. Расчёт коэфф-тов инкассации для отгрузок план. периода; 2. Формир-ие плана погашения ДЗ; 3. Формир-ие плана погашения КЗ.Для опр-ия зад-ти необходимо: - оперативно отслеживать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами; - анализир-ть своевременность погашений и выплат, прогнозировать штрафные санкции. План погашения ДЗ планир-тся в бизнес-прогнозе "Дебит. зад-ть прошлых периодов", в кот. устанавл-тся возможный вариант прогноза погашения дебит. зад-ти на год с ежемесячной разбивкой. Сумма тек. ДЗ зависит от прогноза продаж, составляемого по контрактам на год с разбивкой по месяцам, с учетом условий оплаты (отсрочки платежа) и от укрупненного плана продаж и прогнозируемых коэфф-ов инкассации, отражающих темпы погашения дебит. зад-ти в тек. период времени. Коэф-нт инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидается поступление ден. ср-тв от продаж данного периода и рассч-тся по формуле: Кинк = Изменение ДЗ / Объем продаж. Напр., если по условиям договоров покупатели оплачивают 80% от ст-ти приобретенных товаров в момент покупки, а оставшиеся 20% - в след. месяце, то коэфф-нт инкассации тек. месяца (по этим договорам) будет составлять 80%, а следующего - 20%. Для их опр-ия исп-тся стат. методы, основанные на инф-ии за прошлые годы. Планируя ДЗ, необходимо также учитывать и безнадежные долги. При пост. объемах отгрузки и равномерном поступлении денег увеличение ДЗ происходит за счет безнадежных к взысканию долгов. Срок исковой давности (по196 ст. ГК – 3 года). Данные о состоянии ДЗ рассч-тся: ДЗ на к.г.= ДЗ на н.г. + Объем отгрузки тек. периода - Объем ден. поступлений в тек. периоде - Сумма списания. Планир-ие КЗ можно проводить аналогично расчету ДЗ (бюджетные платежи и банк. кредиты погашаются в первую очередь). План погашения позволяет опр-ить ежемесячное распр-ие платежей по погашению КЗ. КЗ на к.г. = КЗ на н.г. + Объем закупки тек. периода - Сумма оплаты в тек. периоде - Сумма списания. Планируя и заключая контракты с контрагентами, п/п опр-ет баланс ДЗ и КЗ для обеспечения оптимальной платежеспос-ти п/п. Путем регулир-ия сроков оплаты в договорах о покупке и продаже, корректировки погашения ДЗ и КЗ состав-тся варианты БДДС, согласовываются платежи по обязат-ам и ден. поступления от погашения ДЗ, прогнозируется необх-ть привлечения заемных ср-тв. Таким образом, разрабатывается сис-ма бюджетов: бюджет продаж, рекламный, бюджет покупки основных средств и др. Бюджеты составляются на год. В процессе создания таблицы по движению ден. ср-тв прогнозируются необх-ть привлечения заем. ср-тв, а также движение ДЗ и КЗ. Данные для планир-ия зад-ти берутся из контрактов. Дополнит. ист-ком инф-ии для планир-ия дебит. зад-ти явл-тся факт. данные по движению зад-ти за предыд. годы. Составляется пессимистичный прогноз, для того чтобы п/п смогло подготовиться к самому сложному варианту развития событий. Затем составляются прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс- это стандартная пошаговая процедура на практике.

92.. Организ-ия работы по формир-ию сводного плана доходов и расходов, плана движения ден. ср-тв и прогнозного баланса.

Орг. стр-ра п/п - это не просто схема, на кот. указаны подразд-ия и в/зсвязи м/у ними. Она должна отражать логику функционир-ия п/п и соответ-ть стратегич. напр-ям ее развития. Оргстр-ра должна иметь состав оргзвеньев – структурных подразд-ий, формируемые для орган-ии работы сотрудников и упр-ия ими в соотв-ии со спецификой бизнеса и поставленными целями. Получили развитие 3 осн.типа оргструктуры: 1) функциональная 2) Дивизиональный (холдинговый) 3) Матричная стр-ра. Контроль исполнения функцион. обязанностей при достижении установленных целей осущ-тся через центры фин.ответ-ти (ЦФО). ЦФО – структурное подраз-ие, осущ-щее опр. набор хоз. операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов. Вся деят-ть ЦФО отражается в бюджетах, кот. консолидируются вначале на уровне подразд-ий, а потом на уровне п/п в целом. Консолидир.бюджетный план должен удовл-ть опр. критериям-вести к достижению целевых пок-лей. 3 вар-та формир-ия ЦФО: 1. ЦФО образ-тся из одного подразд-ия. 2. ЦФО образ-тся путем объединения нескольких подразд-ий. 3. ЦФО образ-тся путем выделения из одного подразд-ия двух или более частей, каждая из кот.получает статус отд.ЦФО или просоединяется к какому-либо др.ЦФО. Виды ЦФО: 1) центр прибыли – структ. подразд-ие или группа подразд-ий, деят-ть кот. непосредственно связана с реал-ей одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспеч-щих получение и учет прибыли (производств.цех); 2) центр доходов – структ. подразд-ие или группа подразд-ий, деят-ть кот. направлена на получение дохода и не предусм-ет учет прибыли (служба сбыта, отдел перевозок); 3) центр инвестиций – структ. подразд-ие или группа подразд-ий, кот. непосредственно связаны с орган-ей новых бизнес-проектов, прибыль от кот. ожидается в будущем (ген.директор, отдел перспективных разработок или кап.строит-ва) 4) центры затрат – структ.подразд-ие или группа подр-ий, кот. для выполнения своих функц.обяз-тей потребляют разл.рес-сы (отдел снабжения, транспортный цех, информац.цех, администрация). 5) центры маржинального дохода - несут ответ-ть за величину получаемого маржинального дохода. Создаются на тех п/п, где есть достаточно сложные по своей стр-ре и деят-ти подразд-ия, являющиеся по сути бизнес-направ-ми. Такие подразд-ия осущ-ют не одно произ-во (как центры затрат) и не одну торговлю (как центры дохода), а полный произв-ва и реал-ии продукции опр. номенкл-ры. Они контролируют доходы и расходы своего направ-ия и могут отвечать за эффек-ть своей деят-ти в целом. Мерой эффект-ти служат уже не доходы и затраты (прямые) каждого напр-ия по отдельности, а разница м/у ними. Сов-ть всех ЦФО предст-ет собой фин. стр-ру п/п - это иерархическая сис-ма ЦФО. Она опр-ет порядок формир-ия фин. рез-ов и распр-ие ответ-ти за достижение общего рез-та п/п. Фин. структуризация позволяет вести внутр. учетную политику, отслеживать движение рес-ов внутри п/п и оценивать эффект-ть бизнеса в целом и его составных частей. Базой фин. стр-ры служит орг.стр-ра, кот. претерпевает след.изменения: 1) каждое подразд-ие «диагностируется» по критерию фин.ответ-ти, т.е. по виду фин.пок-ля, кот. они способны контролировать в процессе своей деят-ти (доход/расход/маржинальный доход); - фин.стр-ра выстраивается из ЦФО, кот. как подразд-ия в орг.стр-ре, увязываются в опр.иерархию. Отличия фин. и орг. структур: - Фин. стр-ра строится на основе экон. и фин. отношений м/у ЦФО. Орг. стр-ра – на основе функц-ой специализации подразд-ий п/п. Напр., на центре затрат группируются затраты опр. вида, а в подразд-ии орг. стр-ры группируются фун-ии, выполнение кот. требует опр. проф. знаний и навыков; - Фин. стр-ра отражает иерархию ответ-ти за достижение целевых фин. пок-лей. Орг стр-ра – иерархию подчиненности; - При построении орг. стр-ры возможны «политические» компромиссы и влияние личностных факторов. При построении фин. стр-ры в расчет принимаются только реалии бизнеса. Разработка реалистичных бизнес-заданий зависит, прежде всего, от системного и четкого распределения функций бюджетного планирования между структурными подразделениями предприятия. Это обеспечивается внесением соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за ними перечень конкретных задач бюджетирования. Упр-ие бюджет-ем начинается с назначения директора по бюджету: он отвечает за подготовит. процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку инф-ии и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается фин. директор, он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов. Для упр-ия бюджетным процессом на п/п создается бюджетный комитет. Бюджетный комитет (Б.К.)– это составленная из рук-лей верхнего звена консультативная группа, кот. может вкл-ть и внешних консультантов. Это постоянно действующий орган, кот. занимается тщательной проверкой стратег. и фин. планов, даёт реком-ции, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деят-ть п/п. Фун-ии Б.К.: 1. Конверсия стратегич. бюджетов в операц-ые – Б.К. трансформирует стратег.цели в серию операц-ых. 2. Утверждение функц-ых бюджетов и их консолидация в мастер-бюджет. 3. Рассмотр-ие отчетов о выполнении бюджетов и анализ существенных отклонений. 4. Орган-ия раб.совещаний по поводу: функционир-ия сис-мы бюджет-ия; разработки форматов плановых и отчетных док-ов; сис-мы персональной ответ-ти за разработку и вып-ие планов; стр-ры ЦФО и т.п. Все решения Б.К. обязательны к выполнению. При этом должен вып-ться принцип фин. дисциплины – фин. служба осущ-ет только те платежи, кот. включены в план. бюджет. Исключение могут сделать только Ген. директор, для сумм свыше 5% от недельного оборота, или фин. директор для меньших сумм. В рамках бюджетного упр-ия вып-тся след. осн. этапы цикла упр-ия: 1) Планир-ие или принятие решений, кот. предпол-ет след.:- оперативная деят-ть п/п планируется в формате бюджетов; - каждый ЦФО планирует свою деят-ть в фин. выражении по статьям, консолидация кот. позволяет сформировать соответ-щие бюджеты для всего п/п в целом; - согласованный и утвержденный рук-ом сводный бюджет п/п явл-тся директивным планом развития на очередной оперативный период. 2) Контроль, кот. реализуется след. образом: - факт. исполнение своего бюджета ЦФО или п/п в целом сравнивают с план. пок-ми в целях контроля над развитием п/п и его подразд-ий и предупреждения неблагоприятных тенденций как для отдельных ЦФО, так и для вышестоящих стр-ур. 3) Анализ предпол-ет исп-ие специфич. для бюджет-ия отчетности: - по окончании периода ЦФО готовят Отчеты о факт. исполнении бюджета. Все отклонения анализируются, выявляются причины их возникн-ия, готовятся меропр-ия по их устранению (предупреж-ию) или исп-ию благопр. аспектов деят-ти. В бюджетном упр-ии просматриваются след. этапы цикла, приобретающие свойственному данному уровню специфику: - этап принятия решений и планир-ия превращается в этап разработки бюджетов; - этап исполнения становится этапом сбора инф-ии об исполнении бюджета (факт. бюджетных данных); этап контроля превращается в этап план-фактного контроля исполнения бюджета; - этап анализа предпол-ет анализ бюджетной отчетности (план-факт, факторный анализ, анализ эффект-ти исполнения и т.д.); - этап формир-ия управленч. воздействия становится этапом корректировки бюджетов. Бюджетное упр-ие встраивается в сис-му стратегич. уприя и помогает, осуществляя повседневную деят-ть, реализовывать долгоср. стратегию п/п. Построение сис-мы бюджетов п/п приводит к формир-ию методологии бюджетного планир-ия состоящей из след. этапов: 1. Опр-ие прогнозных макроэкон. пок-лей. На данном этапе необходимо опр-ить индексы изменения цен по осн. бюджетным статьям, а также темпы инфляции и курсы валют, используемых п/п. 2. Опр-ие состава потенц. потребителей продукции и услуг п/п, а также потенц. поставщиков сырья и мат-ов. Гл. задача этого этапа - проранжировать осн. контрагентов п/п для выбора наиболее оптимальных с учетом вер-ти контрактов, формы оплаты, отсрочки платежа и т.д. 3. Опр-ие величины запасов. Данный этап имеет целью опр-ие величины предполагаемых запасов гот. продукции и ТМЦ, НЗП на нач. план. периода, а также нормируемых запасов, необходимых для стабильной работы п/п. 4. Анализ производст. мощностей предназначен для хар-ки производств. специфики п/п: опр-ия макс.возм-тей по выпуску продукции в зав-ти от мощностей используемого оборуд-ия (откорректированных с учетом планируемых остановок), а также пересечения технологич. маршрутов отд. видов изделий (конкурирующих продуктов). 5. Анализ производств. норм отражает потреб-ти п/п в рес-ах для произв-ва продукции с учетом сложившихся технологий. 6. Составление смет условно-пост. затрат структ. подразд-ий предназначено для детального опр-ия потреб-ти каждого подразд-ия в разл. рес-ах, необходимых для норм. работы в теч. анализируемого периода. 7. Бюджет продаж п/п формируется при составлении программы произ-ва на основании ранжирования спроса клиентов, опр-ия величины нормируемых запасов и внутр. потребности в полуфабрикатах и продуктах вспомогат. произв-ва, производств. мощностей с учетом остановок произ-ва, а также ранжирования предл-ия поставщиков и устранения дефицита сырья и мат-ов. 8. Бюджет закупок сырья, мат-ов и энергорес-ов пок-ет потреб-ть п/п на производств. программу с учетом опр-ия закупок у конкр. поставщиков. 9. Бюджет оплаты труда опр-ет расходы на з/п осн. производств рабочих в зав-ти от полученной производств. программы. 10. Бюджет пост. расходов подразд-ий обобщает сов. потреб-ть каждого конкретного подразд-ия в разл. видах матер.-фин. рес-ов в план. периоде. 11. Прогноз с/с осн. и прочей продукции. Данный этап необходим для опр-ия производст. и полной с/с продукции п/п, а также величины прибыли и рент-ти реализованной продукции. После определения прибыли от осн. деят-ти прогнозируют внепроизводств. доходы. 12. Прогноз доходов и расходов п/п обобщает рез-ты фин.-хоз. деят-ти за период и пок-ет фин. эффект-ть принятых управленч. решений. 13. Прогноз движения ден. ср-тв состоит из двух частей – ожидаемые поступл. ден. ср-тв и ожидаемые выплаты. Для опр-ия ожидаемых поступл. за период исп-тся инф-ия из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой. Также планируется приток ден. ср-тв и из др. ист-ов. Суммы ожидаемых платежей берутся из разл.периодич. бюджетов. 14. Анализ прогнозных фин. отчетов в сравнении с базовым годом. Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета явл-тся разработка прогноза фин. положения и проектного бух. баланса для сравнения с базовым годом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.251 (0.012 с.)