Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая хар-ка методов бюджет-ия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Составление сводного бюджета невозможно без наличия соотв-щей инф-ии: - факт. и план. инф-ии исполнения бюджета за прошлые бюджетные периоды; - инф-ии о внешней среде – о состоянии рын. конъюнктуры, кот. необходима для прогнозир-ия объема продаж, осущ-тся отделом маркетинга и сбыта. Учетные данные необходимы и на послед. стадиях бюджетного цикла – при контроле и план-факт анализе исполнения бюдж.пок-лей. Для грамотного проведения план-факт анализа в целях составления бюджета след.периода управленч. службы должны обладать как бюджет-ми, так и факт.пок-ми. Комплексный нормативный метод учета (стандарт-директ-костинг) – такая сис-ма ведения учета операций п/п, при кот. на всех стадиях фин.цикла и в разрезе всех осн.видов деят-ти, выделенных в самост.объект бюджет.планир-ия фиксируются: 1) плановые (бюджетные) пок-ли; 2) факт.пок-ли; 3) отклонения факт.пок-лей от плановых. Второй особенностью этого метода учета явл-тся четкоге разграничение условно-переменных и условно-постоянных затрат. 1.Стандарт-костинг – нормативный метод учета затрат и фин.рез-ов. Основан на том, что в расчете производственной с/с участвуют и переменные и пост.затраты. Как периодические рассм-тся лишь коммерч. и администр. расходы, все произв. Затраты распр-тся м/у реализованной продукцией и остатками товаров, т.е. часть пост.затрат относится на запасы гот.продукции. Этот подход позволяет вычленять oтклонения от плана и эффект от отклонений на фин. рез-ты деят-ти п/п в разрезе отд. стадий фин. цикла и отд. хоз. операций. Разл. виды отклонений от план. пок-лей оказывают разл. эффект на деят-ть п/п в зав-ти от времени совершения хоз. операции и стадии фин. цикла, к кот. она относится. Так, отклонения по бюджету закупок одновременно влияют на: - увелич-ие баланс. ст-ти матер. оборот. рес-ов, - увелич-ие факт. бюджета производств. затрат по сравнению с планом, - повышение с/с выпуска, - увелич-ие с/с реал-ии. 2. Директ-костинг — концепция учета, при кот. исчисление производств. с/с по видам продукции произв-тся на основе только переменных затрат. При исп-ии этой сис-мы пост. затраты трактуются как периодические (т.е. зависящие от длит-ти периода вне зав-ти от объема произ-ва). Соответ-но, накладные расходы в части пост. затрат (общехоз. и общие коммерч. расходы) не вкл-тся в с/с реал-ии отд. видов продукции погашаются из так называемой брутто-прибыли или совокупного маржинального дохода, исчисляемой как разница между выручкой от реализации и прямыми затратами. Форма № 2 основывается на применении принципов системы «директ-костинг. «Директ-костинг» дает необходимую инф-ию для расчета оптимального объема продаж в стоимост. и натур. выражении. При этом методе достигается существенная экономия ср-тв на ведении учета на п/п, т.к. задача распр-ия пост. накладных расходов по видам продукции здесь вообще не стоит, т.е. «директ-костинг» исп-тся для нахождения внутр.резервов, занижая прибыль, а не для исчисления налогов. Расчетно-аналитический метод - на основе анализа достигнутой величины фин. пок-ля, принимаемого за базу, и индексов его изменения в план. периоде рассч-тся план. величина этого пок-ля. Этот метод планир-ия широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономич. нормативы, а в/зсвязь между пок-ми может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Балансовый метод - путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии фин. ресурсов и факт потреб-ти в них. Применяется при планир-ии распр-ия прибыли и др. фин. рес-ов, планир-ии потребности поступлений ср-тв в разл. фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Метод оптимизации плановых решений. – разработка нескольких вариантов план. расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения кап-ла при наиб. эффект-ти рез-та; минимум текущих затрат; ускорение оборач-ти ср-тв; максимум прибыли на рубль вложенного кап-ла. Экономико-матем. моделир-ие - позволяет найти колич. выражение в/зсвязей м/у фин. пок-ми и факторами, их определяющими. Эк.-мат. модель - точное мат. описание экономич. процесса, т.е. описание факторов, характ-щих стр-ру и закономерности изменения данного экономич. явления с помощью мат. символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей пок-ет, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического исп-ия. 91. Формир-ие сводного бюджета кредит. и дебит. зад-ти п/п. Планир-ие дебит. и кредит. зад-ти (ДЗ и КЗ)- важный этап формир-ия БДДС и прогнозного баланса. Неточности в планир-ии расчетов с контрагентами могут негативно повлиять на фин. устойчивость п/п. Основой для планир-ия ДЗ и КЗ служит орган-ия сис-мы оперативного и бух. учета на п/п, отражающего полную инф-ию по клиентам, видам деят-ти, конкретным продуктам, мат-лам или услугам в разрезе каждого заключенного контракта. Порядок составления Бюджета ДЗ и КЗ: 1. Расчёт коэфф-тов инкассации для отгрузок план. периода; 2. Формир-ие плана погашения ДЗ; 3. Формир-ие плана погашения КЗ.Для опр-ия зад-ти необходимо: - оперативно отслеживать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами; - анализир-ть своевременность погашений и выплат, прогнозировать штрафные санкции. План погашения ДЗ планир-тся в бизнес-прогнозе "Дебит. зад-ть прошлых периодов", в кот. устанавл-тся возможный вариант прогноза погашения дебит. зад-ти на год с ежемесячной разбивкой. Сумма тек. ДЗ зависит от прогноза продаж, составляемого по контрактам на год с разбивкой по месяцам, с учетом условий оплаты (отсрочки платежа) и от укрупненного плана продаж и прогнозируемых коэфф-ов инкассации, отражающих темпы погашения дебит. зад-ти в тек. период времени. Коэф-нт инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидается поступление ден. ср-тв от продаж данного периода и рассч-тся по формуле: Кинк = Изменение ДЗ / Объем продаж. Напр., если по условиям договоров покупатели оплачивают 80% от ст-ти приобретенных товаров в момент покупки, а оставшиеся 20% - в след. месяце, то коэфф-нт инкассации тек. месяца (по этим договорам) будет составлять 80%, а следующего - 20%. Для их опр-ия исп-тся стат. методы, основанные на инф-ии за прошлые годы. Планируя ДЗ, необходимо также учитывать и безнадежные долги. При пост. объемах отгрузки и равномерном поступлении денег увеличение ДЗ происходит за счет безнадежных к взысканию долгов. Срок исковой давности (по196 ст. ГК – 3 года). Данные о состоянии ДЗ рассч-тся: ДЗ на к.г.= ДЗ на н.г. + Объем отгрузки тек. периода - Объем ден. поступлений в тек. периоде - Сумма списания. Планир-ие КЗ можно проводить аналогично расчету ДЗ (бюджетные платежи и банк. кредиты погашаются в первую очередь). План погашения позволяет опр-ить ежемесячное распр-ие платежей по погашению КЗ. КЗ на к.г. = КЗ на н.г. + Объем закупки тек. периода - Сумма оплаты в тек. периоде - Сумма списания. Планируя и заключая контракты с контрагентами, п/п опр-ет баланс ДЗ и КЗ для обеспечения оптимальной платежеспос-ти п/п. Путем регулир-ия сроков оплаты в договорах о покупке и продаже, корректировки погашения ДЗ и КЗ состав-тся варианты БДДС, согласовываются платежи по обязат-ам и ден. поступления от погашения ДЗ, прогнозируется необх-ть привлечения заемных ср-тв. Таким образом, разрабатывается сис-ма бюджетов: бюджет продаж, рекламный, бюджет покупки основных средств и др. Бюджеты составляются на год. В процессе создания таблицы по движению ден. ср-тв прогнозируются необх-ть привлечения заем. ср-тв, а также движение ДЗ и КЗ. Данные для планир-ия зад-ти берутся из контрактов. Дополнит. ист-ком инф-ии для планир-ия дебит. зад-ти явл-тся факт. данные по движению зад-ти за предыд. годы. Составляется пессимистичный прогноз, для того чтобы п/п смогло подготовиться к самому сложному варианту развития событий. Затем составляются прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс- это стандартная пошаговая процедура на практике. 92.. Организ-ия работы по формир-ию сводного плана доходов и расходов, плана движения ден. ср-тв и прогнозного баланса. Орг. стр-ра п/п - это не просто схема, на кот. указаны подразд-ия и в/зсвязи м/у ними. Она должна отражать логику функционир-ия п/п и соответ-ть стратегич. напр-ям ее развития. Оргстр-ра должна иметь состав оргзвеньев – структурных подразд-ий, формируемые для орган-ии работы сотрудников и упр-ия ими в соотв-ии со спецификой бизнеса и поставленными целями. Получили развитие 3 осн.типа оргструктуры: 1) функциональная 2) Дивизиональный (холдинговый) 3) Матричная стр-ра. Контроль исполнения функцион. обязанностей при достижении установленных целей осущ-тся через центры фин.ответ-ти (ЦФО). ЦФО – структурное подраз-ие, осущ-щее опр. набор хоз. операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов. Вся деят-ть ЦФО отражается в бюджетах, кот. консолидируются вначале на уровне подразд-ий, а потом на уровне п/п в целом. Консолидир.бюджетный план должен удовл-ть опр. критериям-вести к достижению целевых пок-лей. 3 вар-та формир-ия ЦФО: 1. ЦФО образ-тся из одного подразд-ия. 2. ЦФО образ-тся путем объединения нескольких подразд-ий. 3. ЦФО образ-тся путем выделения из одного подразд-ия двух или более частей, каждая из кот.получает статус отд.ЦФО или просоединяется к какому-либо др.ЦФО. Виды ЦФО: 1) центр прибыли – структ. подразд-ие или группа подразд-ий, деят-ть кот. непосредственно связана с реал-ей одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспеч-щих получение и учет прибыли (производств.цех); 2) центр доходов – структ. подразд-ие или группа подразд-ий, деят-ть кот. направлена на получение дохода и не предусм-ет учет прибыли (служба сбыта, отдел перевозок); 3) центр инвестиций – структ. подразд-ие или группа подразд-ий, кот. непосредственно связаны с орган-ей новых бизнес-проектов, прибыль от кот. ожидается в будущем (ген.директор, отдел перспективных разработок или кап.строит-ва) 4) центры затрат – структ.подразд-ие или группа подр-ий, кот. для выполнения своих функц.обяз-тей потребляют разл.рес-сы (отдел снабжения, транспортный цех, информац.цех, администрация). 5) центры маржинального дохода - несут ответ-ть за величину получаемого маржинального дохода. Создаются на тех п/п, где есть достаточно сложные по своей стр-ре и деят-ти подразд-ия, являющиеся по сути бизнес-направ-ми. Такие подразд-ия осущ-ют не одно произ-во (как центры затрат) и не одну торговлю (как центры дохода), а полный произв-ва и реал-ии продукции опр. номенкл-ры. Они контролируют доходы и расходы своего направ-ия и могут отвечать за эффек-ть своей деят-ти в целом. Мерой эффект-ти служат уже не доходы и затраты (прямые) каждого напр-ия по отдельности, а разница м/у ними. Сов-ть всех ЦФО предст-ет собой фин. стр-ру п/п - это иерархическая сис-ма ЦФО. Она опр-ет порядок формир-ия фин. рез-ов и распр-ие ответ-ти за достижение общего рез-та п/п. Фин. структуризация позволяет вести внутр. учетную политику, отслеживать движение рес-ов внутри п/п и оценивать эффект-ть бизнеса в целом и его составных частей. Базой фин. стр-ры служит орг.стр-ра, кот. претерпевает след.изменения: 1) каждое подразд-ие «диагностируется» по критерию фин.ответ-ти, т.е. по виду фин.пок-ля, кот. они способны контролировать в процессе своей деят-ти (доход/расход/маржинальный доход); - фин.стр-ра выстраивается из ЦФО, кот. как подразд-ия в орг.стр-ре, увязываются в опр.иерархию. Отличия фин. и орг. структур: - Фин. стр-ра строится на основе экон. и фин. отношений м/у ЦФО. Орг. стр-ра – на основе функц-ой специализации подразд-ий п/п. Напр., на центре затрат группируются затраты опр. вида, а в подразд-ии орг. стр-ры группируются фун-ии, выполнение кот. требует опр. проф. знаний и навыков; - Фин. стр-ра отражает иерархию ответ-ти за достижение целевых фин. пок-лей. Орг стр-ра – иерархию подчиненности; - При построении орг. стр-ры возможны «политические» компромиссы и влияние личностных факторов. При построении фин. стр-ры в расчет принимаются только реалии бизнеса. Разработка реалистичных бизнес-заданий зависит, прежде всего, от системного и четкого распределения функций бюджетного планирования между структурными подразделениями предприятия. Это обеспечивается внесением соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за ними перечень конкретных задач бюджетирования. Упр-ие бюджет-ем начинается с назначения директора по бюджету: он отвечает за подготовит. процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку инф-ии и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается фин. директор, он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов. Для упр-ия бюджетным процессом на п/п создается бюджетный комитет. Бюджетный комитет (Б.К.)– это составленная из рук-лей верхнего звена консультативная группа, кот. может вкл-ть и внешних консультантов. Это постоянно действующий орган, кот. занимается тщательной проверкой стратег. и фин. планов, даёт реком-ции, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деят-ть п/п. Фун-ии Б.К.: 1. Конверсия стратегич. бюджетов в операц-ые – Б.К. трансформирует стратег.цели в серию операц-ых. 2. Утверждение функц-ых бюджетов и их консолидация в мастер-бюджет. 3. Рассмотр-ие отчетов о выполнении бюджетов и анализ существенных отклонений. 4. Орган-ия раб.совещаний по поводу: функционир-ия сис-мы бюджет-ия; разработки форматов плановых и отчетных док-ов; сис-мы персональной ответ-ти за разработку и вып-ие планов; стр-ры ЦФО и т.п. Все решения Б.К. обязательны к выполнению. При этом должен вып-ться принцип фин. дисциплины – фин. служба осущ-ет только те платежи, кот. включены в план. бюджет. Исключение могут сделать только Ген. директор, для сумм свыше 5% от недельного оборота, или фин. директор для меньших сумм. В рамках бюджетного упр-ия вып-тся след. осн. этапы цикла упр-ия: 1) Планир-ие или принятие решений, кот. предпол-ет след.:- оперативная деят-ть п/п планируется в формате бюджетов; - каждый ЦФО планирует свою деят-ть в фин. выражении по статьям, консолидация кот. позволяет сформировать соответ-щие бюджеты для всего п/п в целом; - согласованный и утвержденный рук-ом сводный бюджет п/п явл-тся директивным планом развития на очередной оперативный период. 2) Контроль, кот. реализуется след. образом: - факт. исполнение своего бюджета ЦФО или п/п в целом сравнивают с план. пок-ми в целях контроля над развитием п/п и его подразд-ий и предупреждения неблагоприятных тенденций как для отдельных ЦФО, так и для вышестоящих стр-ур. 3) Анализ предпол-ет исп-ие специфич. для бюджет-ия отчетности: - по окончании периода ЦФО готовят Отчеты о факт. исполнении бюджета. Все отклонения анализируются, выявляются причины их возникн-ия, готовятся меропр-ия по их устранению (предупреж-ию) или исп-ию благопр. аспектов деят-ти. В бюджетном упр-ии просматриваются след. этапы цикла, приобретающие свойственному данному уровню специфику: - этап принятия решений и планир-ия превращается в этап разработки бюджетов; - этап исполнения становится этапом сбора инф-ии об исполнении бюджета (факт. бюджетных данных); этап контроля превращается в этап план-фактного контроля исполнения бюджета; - этап анализа предпол-ет анализ бюджетной отчетности (план-факт, факторный анализ, анализ эффект-ти исполнения и т.д.); - этап формир-ия управленч. воздействия становится этапом корректировки бюджетов. Бюджетное упр-ие встраивается в сис-му стратегич. уприя и помогает, осуществляя повседневную деят-ть, реализовывать долгоср. стратегию п/п. Построение сис-мы бюджетов п/п приводит к формир-ию методологии бюджетного планир-ия состоящей из след. этапов: 1. Опр-ие прогнозных макроэкон. пок-лей. На данном этапе необходимо опр-ить индексы изменения цен по осн. бюджетным статьям, а также темпы инфляции и курсы валют, используемых п/п. 2. Опр-ие состава потенц. потребителей продукции и услуг п/п, а также потенц. поставщиков сырья и мат-ов. Гл. задача этого этапа - проранжировать осн. контрагентов п/п для выбора наиболее оптимальных с учетом вер-ти контрактов, формы оплаты, отсрочки платежа и т.д. 3. Опр-ие величины запасов. Данный этап имеет целью опр-ие величины предполагаемых запасов гот. продукции и ТМЦ, НЗП на нач. план. периода, а также нормируемых запасов, необходимых для стабильной работы п/п. 4. Анализ производст. мощностей предназначен для хар-ки производств. специфики п/п: опр-ия макс.возм-тей по выпуску продукции в зав-ти от мощностей используемого оборуд-ия (откорректированных с учетом планируемых остановок), а также пересечения технологич. маршрутов отд. видов изделий (конкурирующих продуктов). 5. Анализ производств. норм отражает потреб-ти п/п в рес-ах для произв-ва продукции с учетом сложившихся технологий. 6. Составление смет условно-пост. затрат структ. подразд-ий предназначено для детального опр-ия потреб-ти каждого подразд-ия в разл. рес-ах, необходимых для норм. работы в теч. анализируемого периода. 7. Бюджет продаж п/п формируется при составлении программы произ-ва на основании ранжирования спроса клиентов, опр-ия величины нормируемых запасов и внутр. потребности в полуфабрикатах и продуктах вспомогат. произв-ва, производств. мощностей с учетом остановок произ-ва, а также ранжирования предл-ия поставщиков и устранения дефицита сырья и мат-ов. 8. Бюджет закупок сырья, мат-ов и энергорес-ов пок-ет потреб-ть п/п на производств. программу с учетом опр-ия закупок у конкр. поставщиков. 9. Бюджет оплаты труда опр-ет расходы на з/п осн. производств рабочих в зав-ти от полученной производств. программы. 10. Бюджет пост. расходов подразд-ий обобщает сов. потреб-ть каждого конкретного подразд-ия в разл. видах матер.-фин. рес-ов в план. периоде. 11. Прогноз с/с осн. и прочей продукции. Данный этап необходим для опр-ия производст. и полной с/с продукции п/п, а также величины прибыли и рент-ти реализованной продукции. После определения прибыли от осн. деят-ти прогнозируют внепроизводств. доходы. 12. Прогноз доходов и расходов п/п обобщает рез-ты фин.-хоз. деят-ти за период и пок-ет фин. эффект-ть принятых управленч. решений. 13. Прогноз движения ден. ср-тв состоит из двух частей – ожидаемые поступл. ден. ср-тв и ожидаемые выплаты. Для опр-ия ожидаемых поступл. за период исп-тся инф-ия из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой. Также планируется приток ден. ср-тв и из др. ист-ов. Суммы ожидаемых платежей берутся из разл.периодич. бюджетов. 14. Анализ прогнозных фин. отчетов в сравнении с базовым годом. Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета явл-тся разработка прогноза фин. положения и проектного бух. баланса для сравнения с базовым годом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.251 (0.012 с.) |