Аварии и техногенные катастрофы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аварии и техногенные катастрофы



 

Классификация наиболее опасных чрезвычайных ситуаций техногенного характера может быть представлена следующим образом.

Транспортные аварии (катастрофы):

аварии товарных поездов;

аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

аварии речных и морских грузовых судов;

аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катаст-рофы);

аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тонне- лях;

аварии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов:

пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) на транспорте;

пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

аварии на атомных станциях (АС), атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;

аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

утрата радиоактивных источников.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

обрушение элементов транспортных коммуникаций;

обрушение производственных зданий и сооружений;

обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Аварии на электроэнергетических системах:

аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях:

аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии:

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек др.) с образованием прорывного паводка;

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Ущерб при механических повреждениях и разрушениях сооружений определяют, исходя из их возможной сте­пени повреждения – в долях от первоначальной сметной стоимости.

Ущерб при коррозийных повреждениях объектов в обычной и агрессивных средах определяют с учетом вероятности повреждения–в долях от норма­тивного срока службы.

Такие расчеты, как правило, проводят заблаговременно, при разработке разделов проекта для объекта «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» и «Декларация безопасности объекта», а также при составлении планов на случай возникновения ЧС.

Аварии, чаще всего, проходят в своем развитии пять характерных фаз:

первая – накопление отклонений от нормального процесса;

вторая – инициирование аварии;

третья развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;

четвертая – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализация аварии;

пятая – восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.

Дадим краткую характеристику чисто техногенных источни­ков ЧС, которых в России насчитывается около 45 тыс.

Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экс­тремальных ситуаций на атомных электростанциях, 60% – при авиа­катастрофах и 80% – при катастрофах на море.

Следует отметить, что сведение к нулю риска техногенной ка­тастрофы в отдельно взятой инженерной системе возможно, но не исключает совокупного технологического риска, вероятности возникновения ЧС.

Характеристики ущерба наиболее крупных техногенных ЧС в России за 50 лет приведены в табл.1.3. Всего за период с 1992 г. по июнь 2000 г. зарегистрировано около 10000 чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Наиболее вероятными являются аварии на больших технологиче­ских системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно-опасных объектов.

Каждая вторая авария происходила на сетях и объектах тепло­снабжения. Каждая пятая авария случилась на сетях водоснабже­ния и канализации.

С 1994 г. обострилась обстановка по умышленному соз­данию чрезвычайных ситуаций (технологический терроризм) на объектах повышенной экологической опасности и жизнеобеспече­ния крупных городов и промышленных центров.

Ежегодно в России по данным РАН в различного вида авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Мелкие аварии в последние годы стали практически нормой жиз­ни. Так, в химических отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 некатегорийных аварий, связанных с утеч­ками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических си­стем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы. В 1992 г. произошло 10 крупных аварий на предприя­тиях металлургической промышленности.

На территории России эксплуатируются более 800 ядерных и 1500 других объектов повышенной опасности, и на них в среднем один раз в 10¸15 лет происходят аварии с ущербом более 1 млрд. руб., раз в 8¸12 месяцев – с ущербом до 1 млрд. руб., раз в 15¸45 дней – с ущербом до 200 млн. руб. (в ценах 1993 г.).

В последние годы не снижается уровень аварийности работы атомных электростанций и других объектов атомной промышлен­ности. Более страшную аварию, чем на Чернобыльской АЭС, труд­но представить. Это поистине трагедия мирового масштаба.

 

 

Таблица 1.3

Крупнейшие промышленные и транспортные аварии

в России, с 1950 по 2000 г.

Год Местоположение Тип аварии Масштабы аварии и ее последствия
  Район г.Кыштым, Урал Выброс радиоактивных веществ в результате взрыва Выброс 2,1 млн. кюри радиоак­тивного вещества, загрязнение территории размером не менее 15 тыс. км 2, выселение 10 тыс. чел.
  Чернобыль Взрыв реактора АЭС Выброс радиоактивного вещества с заражением части территории России, на которой проживает около 6¸6,5 млн. человек
  Череповец, европейская часть России Аварийный выброс 5 т фенола металлургиче­ским заводом Загрязнение 95 тыс. га Рыбинско­го водохранилища, образование 100-километрового подводного шлейфа ядовитого вещества
  Арзамас, европейская часть России Взрыв вагонов (двух) с промышленной взрыв­чаткой Погибло 8 человек и ранено более 200, большие разрушения
  Свердловск, Урал Взрыв вагонов с взрыв­чаткой Гибель более 10 человек и более 100 человек ранено
  Улу-Теляк, под Уфой, Урал Взрыв на продуктопроводе, железно­дорожная катастрофа Крупнейшая за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа. Энергия объемного взрыва газа соответствовала 300 т тротила, гибель бо­лее 780 человек, ранено более 800 человек, 11 вагонов сброшено под откос, 33 вагона сгорело
  Орел, европейская часть России Прорыв городских очистных сооружений Аварийный выброс 120¸150 тыс.м3 нечистот, загрязнение реки Оки в пределах ряда областей
  Уфа, Урал Взрывы на химических предприятиях Обширные зоны загрязнения воздушного бассейна и речной воды, отравление фенолами сотен тыс. человек
  Губкин, Белгородская область Взрыв в Лебединском карьере Промышленное взрывчатое вещество в количестве, превышающем 200 т. Погибло 12 чел., травмировано 8 чел., повреждено 13 единиц техники
  Серов, Свердловская область Прорыв плотины Киселевского вдхр. На р. Каква, наводнение Общий ущерб составил 63,3 млрд. р. в ценах 1993 г. Гибель 12 чел., ранено 43 чел., пострадало 6, 5 тыс. чел., затопление 69 км2
  Усинский р-н, Коми Массовая утечка нефти Вылив из нефтепровода на грунт с последующим попаданием в водотоки 14033 т сырой нефти. Крупнейшая экологическая катастрофа за последние 20 лет в истории нефтедобычи России. Общая площадь загрязнения составила 69,32 га. Пострадало 63,5 тыс. чел.
  пос. Мамоны, Иркутская область Авиакатастрофа самолета ТУ-154М Гибель 125 чел., 111 голов КРС
  Хабаровский край Авиакатастрофа самолета ТУ-154 Гибель 97 чел.
  Иркутск Авиакатастрофа самолета АН-124 «Руслан» Гибель 66 чел. Разрушено несколько многоэтажных жилых домов, школа, д/сад.

 

По предварительным оценкам, проведенным в 1986¸1987 гг., экономический ущерб от ЧАЭС по официальным данным составил около 8 млрд. руб., а по данным тех же лет, но приводи­мым независимыми учеными, – до 200 млрд. руб.

В справке Минфина СССР от 16.07.90 г. отмечается, что затраты, связанные с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, составля­ют за период с 1986 по 1990 г.12,6 млрд. руб. (в ценах 1986 г.).

Зарубежные эксперты приводят оценки нанесенного Чернобыль­ской аварией ущерба, равные 100¸150 млрд. долларов.

Белорусскими учеными оцениваются потери от аварии (в ценах 1992 г. на период до 2015 г.) как прямой и косвенный ущерб – 78,3 млрд. руб., упущенная выгода – 190 млрд. руб., до­полнительные затраты – 430,2 млрд. руб.

Естественно, что оценки ущерба могут быть самые различные по причине использования различных методологий и методик, степе­ни охвата видов потерь и пораженной территории, информиро­ванности экспертов и пр., но несомненно одно – это трагедия, унесшая и исковеркавшая огромное число человеческих жизней, которая не должна повториться в будущем.

Причинами роста числа техногенных аварий являются, в первую очередь, изношенность значительной части основных фондов и падение технологической и производственной дисциплины.

Анализ действительных причин аварийных ситуаций на промыш­ленных объектах свидетельствует о том, что вероятность их воз­никновения зависит от следующих факторов:

устойчивости функционирования, ремонтопригодности и долговечности технических систем и оборудования объекта;

зависимости процесса в технологической цепи си­стемы от влияния возможных стихийных явлений, некомпетентности персонала;

совпадения различных стадий технологического про­цесса в рассматриваемой и смежных системах;

множества случайных сочетаний различных внешних факторов (например, не были включены резервные мощ­ности, неблагоприятные метеоусловия при аварийном вы­бросе и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.014 с.)