Сущность эвакомероприятий, их классификация и принципы выполнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность эвакомероприятий, их классификация и принципы выполнения



Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенно­го характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безо­пасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) райо­нах (далее – безопасные районы). Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведе­но) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характе­ром источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое зара­жение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводне­ние), пространственно-временными характеристиками воздействия по­ражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакоме­роприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу клас­сификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговре­менная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факто­ров (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безот­лагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населе­ния, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определя­ются в соответствии с данными таблицы 4.8. При условии организа­ции первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эва­куации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограниче­на пределами отдельных городских микрорайонов или сельских насе­ленных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия пора­жающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может сос­тавлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При про­ведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех кате­горий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населе­ния, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйс­твенного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуа­ции является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям, приведенным в таблицах 4.9-4.10.

Право принятия решения на проведение эвакуации принад­лежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности про­ведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответству­ющих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осущест­вляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерс­кой службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориаль­ных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредс­твенная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эва­куационными органами, создаваемыми главами администраций субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, орга­нами управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно про­думанного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всес­торонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эваку­ированного населения в безопасных местах, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится на­чальниками гражданской обороны – руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объекто­вом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соот­ветствующими постоянно действующими органами управления, специ­ально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой го­сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций» и другими соответствующими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осу­ществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, сту­дентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профес­сионально-технических училищ организуется по предприятиям, орга­низациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания – по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по террито­риальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения насе­ления на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуиру­ется транспортом, пешим порядком иликомбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как пра­вило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере от­вечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных ра­йонах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Взаимодействие между федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведе­нии эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техноген­ного характера», Постановлением правительства РФ от 5 но­ября 1995 г., №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаи­модействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных догово­ренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь, территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотруд­ничающих государств основывается при этом на нормах международно­го права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударс­твенных договоренностей, законодательств РФ и других стран.

 

 


Таблица 4.8

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения

населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени

Виды ЧС Основные системы жизнеобеспече­ния, выходящие из строя при ре­ализации ЧС дан­ного вида Жизненно важные потребности че­ловека Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые функцио­нированием рассматрива­емой системы жизнеобес­печения Время, в течение которого человек без ущерба для здо­ровья может су­ществовать без удо­влетворения данных потребностей Критерии для принятия решения об эвакуации
Сели, землетрясения   Сели, землетрясения, крупные аварии на химически опасных объектах, крупные аварии на радиационно опасных объектах Сели, лавины, землетрясения, крупные аварии на радиационно опасных объектах Топливоснабжение   Электроснабжение   Жилой фонд   Водоснабжение     Система обеспечения продуктами питания     Тепло, быт     Тепло   Жилье   Вода питьевая   Питание 0,02 т условного топлива в год на человека   112 квт/ч на чел. в год     2,5 м на человека в течение нескольких месяцев     2,5 л (в жарком клима­те 4 л) - 3-5 суток; 10¸15 л - 10-15 суток; далее для всех нужд 22,5-27,5 л. (из расчета на человека в сутки) Калорийность пищи в сутки от 1000-3000 ккал. Суточная потребность в белке 58-61 г (из расчета на 1 человека, в зависимости от пола и возраста) В холодное время года, в зависимости от об­становки, от несколь­ких часов до 2-3-х суток   В холодное время года до 3-х суток под отк­рытым небом и до не­скольких месяцев в палатках   1-2 дня   трое суток Возможный уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ниже допустимого. Время восстановле­ния систем, обеспе­чивающих удовлет­ворение жизненно ­важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значи­тельно более низком, чем допустимый.

Таблица 4.9

 

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения

 

Категория населения Защитные меры Дозовые критерии (доза, прогнозируемая на первые 10 суток после начала облучения), мЗв
Все тело Отдельные органы*
Нижний уровень Верхний уровень Нижний уровень Верхний уровень
Взрослые эвакуация        
Дети, беременные женщины эвакуация        

 

Если прогнозируемое облучение не превышает нижний уровень, то не требуется проводить эвакуацию. Если прогнозируемое облучение превосходит нижний уровень, но не достигает верхнего, то проведение эвакуации может быть отсрочено и должно проводиться с учетом конкретной радиационной обстановки и местных условий.

Если прогнозируемое облучение достигает или превосходит верхний уровень, то проведение эвакуации является обязательным.

Примечание. Представленные дозовые критерии приняты в соответствии с утвержденными Минздравом СССР за № 06-9/1544-9 от 16.05.1990 г. «Критериями для принятия решений о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора».

 

* - только для щитовидной железы.


 

Таблица 4.10

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон

химического заражения

№ п/п Наименование АХОВ Критерий (пороговые токсодозы), Мг/мин л
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Акролеин Аммиак Ацетонитрил Ацетонциангидрид Водород мышьяковистый (арсин) Водород фтористый Водород цианистый (синильная кислота) Диметиламин Кислота бромистоводородная Водород хлористый Метиламин Метил бромистый Метил хлористый Метилмеркаптан Метилакрилат Нитрилакриловая кислота (акрилонитрил) Окислы азота Окись этилена Сернистый ангидрид Сероводород Сероуглерод Соляная кислота (концетрированная) Триметиламин Формальдегид Фосген Фтор Фосфор треххлористый Фосфора хлорокись Хлор Хлорпикрин Хлорциан Этиленимин Этиленсульфид Этилмеркаптан 0,2 21,6 0,54 7,5 0,2 4,8 2,4 4,8 3,5 1,7 0,75 0,002 1,8 16,1 0,6 0,6 0,39 0,6 0,6 0,02 0,75 4,8 0,1

Если прогнозируемая токсодоза превышает значения, указанные в таблице, то про‑

водится эвакуация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 4259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.018 с.)