Цель и принципы создания рсчс, ее основные задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и принципы создания рсчс, ее основные задачи



 

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была, в свое время, обусловлена прежде всего ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (бывшем СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты сразу после гражданской войны, что было вызвано появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностями нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны, образованную в 1932 г.

Во время войны и в послевоенный восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население во время авиационных и артиллерийских ударов противника, разбирали завалы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения, но и восстанавливали водопровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, командные пункты и другие важные гражданские объекты.

С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения. В связи с этим в 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону.

В чем же в принципе состояло отличие системы гражданской обороны от МПВО?

Во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия – оружия массового поражения.

Во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечения всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне.

В-третьих, совершенно по-иному должна была решаться задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

В-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны.

В стратегическом плане перед гражданской обороной была поставлена задача(совместно с системой активной противовоздушной обороны страны) противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», т.е. воспрепятствовать противнику уничтожить 25-30% населения и 50-70% производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах страны.

В 80-е годы несколько уменьшилась международная напряжен­ность, но стали быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловле­но значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов возника­ющих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по своим по­следствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов, когда для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего го­сударства, а в некоторых случаях - помощь со стороны мирового сообщества.

О значительных масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, могут свидетельствовать следующие факты:

в крупнейших землетрясениях XX века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек;

в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории около 20 европейских государств;

в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

По оценкам отечественных ученых, ежегодный максимальный совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в России может составлять:

от стихийных бедствий – до 60-65 млрд. рублей;

от аварий и катастроф техногенного характера – до 40-60 млрд. руб.

Таким образом, ожидаемый совокупный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может достигать 125 млрд. рублей в год или 10-15% валового внутреннего продукта.

В середине 1989 г. Верховным Советом СССР в структуре правительства СССР был создан специальный орган - Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входило решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято Постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР Постановлением от 27 декабря 1990 г., № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, а Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г., № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобра­зован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Основными направлениями государственной политики, положенными в ос­нову деятельности созданного ГКЧС РСФСР на период его становления, были:

разработка принципов построения Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования органов государственного управления Российской Федерации;

создание законодательной и нормативной базы защиты населения, окружаю­щей среды и обеспечения устойчивости экономики при возникновении чрезвы­чайных ситуаций;

разработка государственных целевых и научно-технических программ, на­правленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хо­зяйства;

создание аварийно-спасательных сил;

организация подготовки инженерных и научных кадров в интересах Российс­кой системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

организация международного сотрудничества Российской Федерации в обла­сти предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Президента РСФСР от 19.11.91 г. № 221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обо­роны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после еще ряда преобразований в 1994 г. был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Рос­сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В результате указанных выше реорганизаций образовался федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 г., № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная в 1995 г. после принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Создание РСЧС осуществлялось с учетом следующих принципов:

защите от чрезвычайных ситуаций и их последствий должно подлежать население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

реализация мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;

при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, пр­едусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия их последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;

система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей, прежде всего, профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задача­ми созданной системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений правительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О гражданской обороне» и другие.

Не все направления деятельностиРСЧС имеют достаточное нормативное обеспечение.Все это требует дальнейшего развития системы законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.015 с.)