Но, стараясь обьяснить выбор героя, Ш перекликается с концепцией Платонова – выбор герой делает не сознанием, а чувством. Ш начинает сомневаться в возможности сознательного выбора.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но, стараясь обьяснить выбор героя, Ш перекликается с концепцией Платонова – выбор герой делает не сознанием, а чувством. Ш начинает сомневаться в возможности сознательного выбора.



Герой в финале 1 книги герой уходит к красным (первый выбор, который он делает вроде бы сознательно). Он приходит к красным по идейным соображениям, но уходит от красных из-за жестокости и расстрела безоружных белых офицеров (сама сцена расстрела показательна - гибель людей, а не врагов. Ш подчёркивает их чины, но и акцентируется их человеческие черты, портретные описания).

В поисках истины герой отвращаемся к дому. Часто в романе сомнения героя разрешаются возвращением домой. Это некая передышке, когда герой пытается осмыслить события и себя. Там он хочется остаться, но его вынуждают уйти внешние обстоятельства.

Во второй книге начинает разворачиваться конфликт, который разворачивается и далее: конфликт естественно-родового сознанием и ходом жизни и естественного хода обстоятельств. Конфликт приобретает внеисторический характер. Приобретает характер социально-философский, общечеловеческого.

Кульминация этого конфликта - события третьей книги. Казачьего Вешинского восстания - было жестоко подавлена. Была начата политика расказачивания. Третья книга писалась долго (1928-32гг). 28ой год - первая волна репрессий, а материал, кот поднимал Ш, был очень сложным и противоречивым. Есть ряд моментов, которые могли насторожить власть: 1) Параллельное изображение Григория и Мишки Кошевого. Пути героев разошлись (М - ушёл к белым, а Г - к красным до начала войны). Оба героя - в ситуации выбора, оба находятся на лоне природы и выключены из боевых действий. У Г выбор связывается окончательно с идеей земли: если вступать в сражение, то это будет сражение за свою землю (символический образ, к которому стремится герой) -> заставляет участвовать в Верхнедонском восстании на стороне белых. Парадоксальные ситуации: чем больше он воюет за сохранение этого мира, тем больше он чувствует себя оторванным от ествественых начал жизни ("уморился душой", что война его опустошила - говорит брату). Поэтому лейтмотивом в романе становится запах земли (сопровождает героя). Противопоставляются два образа: образ стылой земли, которая символизирует отчуждение героя, и запах земли, нагретой солнцем.

4 книга романа - своеобразная развязка (в композиционном плане). Герой оказывается в банде Фомина. Это не становится выбором – это попытка спасти жизнь. Возникает много времени, чтобы думать (мало участвует в грабежах). Внимание Ш сосредоточено на внутренних переживаниях героя. Ш важно показать, что трагедия Григория Мелехова связана с тем, что постепенно нарастает его душевная опустошенность. Г не живёт, а думает о жизни: опустошенность души - отсутствие эмоций и рефлексии на жизнь. Героя посещают мысли философского порядка (думает о жизни вообще, о судьбе) (с ремаркой "трезво и равнодушно").

Таким душевно опустошенным герой пребывает почти на протяжении всех событий. Попытка оживить душу - встреча с Аксиньей. Сравнение Аксиньи с "костром в степи" свидетельствует об утрате героем чувства дома. Гибель Аксиньи ощущается Григорием как конец жизни.

Образ героя к финалу романа становится всё более масштабным, он приобретает черты былинного эпоса. Тема земли разворачивается в философским аспектом: то начало, с кот герой сильно связан, что становится основой его жизни.

К финалу романа вновь возвращается ощущение эпичности. Герой уходит из мира истории и начинает существовать в мире эпоса, где правят не исторические, а надливностные силы (многие картины и сцены символизируют борьбу внеземных начал). Все большее значение приобретают образы степи, неба. Важным в романе становится образы солнца: образ черного солнца при гибели Аксиньи (солнце мертвых - фольклорный образ), в финале романа Григорий возвращается в "чужой дом" - он не входит в дом, стоит на пороге дома(где господствует Кошевой), над ним стоит холодное солнце.

Примерная идея романа: трагедия личности, ищущей правду в переломную эпоху, когда в борьбу вступают внеличностные силы: природное и историческое, патриархальное и индивидуальное.

Человек и природа: Одна из определяющих особенностей художественного мышления Шолохова - постоянное сопоставление жизни людей и природы, которые осмысливаются писателем в своей взаимосвязи и даже единстве. Принцип эпического параллелизма во всем его многообразии находит в романе широкое применение, в том числе и для создания эпической тональности. От соотношения с картинами природы душевное состояние героев объективизируется. Это возвеличивает человеческие чувства, делая их частью общего движения жизни и мироустройства в целом.

ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ МИРА В РОМАНЕ М.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН».

Творческая история романа «Тихий Дон» (1925 – 1940 гг.) – романаэпопеи, раскрывающего историческую судьбу донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Сложность жанровой природы произведения: соединение в нем элементов семейного, исторического и философского романов. Создание в первом томе романа картины мира народной жизни, показ ее особого уклада, сочетание элементов сурового реализма и поэтичности.

Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Категория пространства «Тихого Дона» – тема достаточно сложная, объемная, но в то же время очень значимая и необходимая для понимания сути авторского замысла. Ведущая роль пространства в структуре, жанровой специфике эпопеи, системе образов, типологии конфликтов очевидна.Ученые пытаются найти разные подходы в решении пространственного вопроса: одни предлагают рассматривать пространство в тесной связи с движением сюже- та; другие говорят о космосе Шолохова, обнаруживая мифологическую основу пространства. «Человек у Шолохова, – пишет Н. Муравьева, – включен во время и вечность и принад- лежит одновременно трем мирам: космическому, историческому и экзистенциальному… Подобная картина мира требует и особых пространственно-временных отношений…». Космическому, или природному времени соответствует бескрайнее пространство степи, открытое в космос – че- ловек в этом мире землепашец, хлебороб, он дитя природы. Пространство хутора и станицы подчинено времени историческому – человек живет по законам социального мироустройства. Такое пространство Н. Муравьева называет «ограниченным». Экзистенциальное время, или личностное, протекает в «точечном» пространстве дома – человек во власти внутренних противоречий, цель его жизни заключается в их преодолении. Автор статьи включает в шо- лоховское мироздание еще так называемое «пограничное» пространство дороги – «простран- ство, где проявляет себя как социальное, так и личностное».

Отправляясь на войну (историческое время), герои Шолохова в дороге размышляют о смысле жизни, разгадывают душевные тайны (личностное время). Однако, как отмечает Н. Муравьева, так должно быть в идеале, а у Шолохова этого нет. История вносит свои коррективы в размеренное течение жизни: война отрывает человека от дома, от земли, заставляя надолго забыть о своем истин- ном предназначении. Следовательно, «совпадения миров не происходит…, и в этом причина трагизма шолоховского героя».

Кононова, рассматривая специфику шолоховского понимания пространства, отмечает: «Пространство в шолоховском тексте векторно направлено вверх к облакам, солнцу и недосягаемым звездам – и вниз, к земле, а также в глубь земли, где совершается процесс сотворения жизни; пространство рас- крыто во все стороны света и простирается до дальней нитки горизонта, до синеющих в дымке сторожевых курганов, оно заполнено воздушной средой, обволакивающей рельефы местности» [5, 66].Иными словами, перед нами горизонтально-вертикальное устройство пространства «Тихого Дона».

Вообще, говоря о пространстве «Тихого Дона» в целом, исследователи отмечают прин- ципиальную значимость картины Мелеховского двора в самом начале романа: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону… На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях… С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу» (Тих. Дон, 1, I). Уже с первых строк Шолохов конструирует своеобразную модель мира, центром которого является дом, двор. Мелеховский двор оказывается вписанным в пространство хутора, в пространство ис- тории; он организует жизнь семьи Мелеховых, символизирует стабильность, почитание тра- диций. Все в этом мире гармонично, подчинено законам жизни, быта, законам природы.

Фольклорные мотивы как способ создания казачий реальности

Эпическая тональность проникает в текст с использованием фольклорных элементов, которые Шолохов мастерски вплетает в ткань реалистического романа. При этом они творчески перерабатываются автором, наполняются дополнительным содержанием в соответствии с поставленными художественными задачами. Ведущее место среди них занимают старинные казачьи песни. Это не случайно, так как песня является связующим звеном всей истории казачества. С ее помощью автор соотносит прошлое со временем, изображенным в романе, что так же насыщает произведение эпической полнотой ощущения исторического процесса, движения жизни.

«Тихий Дон» настолько тесно приближается к народной поэтике, что возможно даже прямое сопоставление авторских эпитетов, образов-метафор с фольклорными.Эта внутренняя народность, проявляющаяся на уровне художественной структуры произведения, создает ощущение причастности к судьбе всего казачества, которое сквозит со страниц романа.

Шолохов не только приводит тексты песен, но и показывает обстоятельства и особенности их исполнения, а также восприятия. Глубокая связь душевного состояния героя с общими чаяниями народа, выражаясь через восприятие им и само содержание песни, развивает внутреннюю эмоциональную масштабность произведения.

Картина мира через восприятие героев

Одна из определяющих особенностей художественного мышления Шолохова - постоянное сопоставление жизни людей и природы, которые осмысливаются писателем в своей взаимосвязи и даже единстве. Принцип эпического параллелизма во всем его многообразии находит в романе широкое применение, в том числе и для создания эпической тональности. От соотношения с картинами природы душевное состояние героев объективизируется. Это возвеличивает человеческие чувства, делая их частью общего движения жизни и мироустройства в целом.

Один из ведущих принципов изображения - соотнесение жизни казаков с природой. Сама жизнь людей показывается в физических, плотских проявлениях: труд, еда, любовь. Но через внешние проявления Ш стремится показать насыщенную эмоциональную жизнь этих людей. В портретных изображениях - отсылки к природным образам. Здесь выражен народный взгляд на единство души и тела (а не бездуховность героев).

Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав...» Томительный аромат ландыша пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей молодости, и «словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».

Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка. Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...».

Ключевые в романе - образы земли, реки (Дона), Солнца и ветра. Сначала это фон существования казаков, при развитии сюжета образы приобретают символический смысл - идея органического единства человека и мира, в котором живут казаки.

Все вышеперечисленное позволяет говорить об эпической тональности «Тихого Дона» как о характерной черте авторского сознания, определяющей восприятие произведения и отнесение его к жанру романа-эпопеи.

Специфика художественного времени определяется и субъективным восприятием событий тем или иным персонажем, его самоосознанием в этом времени. Изображение ощущения времени персонажами делает его чувственно осязаемым для читателя.

В повествовании находит место и авторское ощущение движения времени, воплощаемое в образной поэтической форме. С этих позиций уже само название романа содержит временную составляющую, соотносящуюся с его содержанием и эпической тональностью. С упоминанием реки, символизирующей вечное движение, в роман вливается поток времени. А эпитет «тихий» - неспешный, размеренный, величественный - отсылает к эпической полноте произведения.

Река у Шолохова как символ движения времени олицетворяет общее течение жизни, бесконечность бытия, состоящего из многих конечных судеб вливающихся в одну - судьбу страны и мира.

Таким образом, используя описанные приемы, Шолохов сумел тонко передать сущность мирного и военного периодов жизни, характерное для их восприятия казаками, которое перекликается с философским осмыслением автором движения времени, воплощенным в образе-символе реки.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.01 с.)