Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Но, стараясь обьяснить выбор героя, ш перекликается с концепцией платонова – выбор герой делает не сознанием, а чувством. Ш начинает сомневаться в возможности сознательного выбора.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Герой в финале 1 книги герой уходит к красным (первый выбор, который он делает вроде бы сознательно). Он приходит к красным по идейным соображениям, но уходит от красных из-за жестокости и расстрела безоружных белых офицеров (сама сцена расстрела показательна - гибель людей, а не врагов. Ш подчёркивает их чины, но и акцентируется их человеческие черты, портретные описания). В поисках истины герой отвращаемся к дому. Часто в романе сомнения героя разрешаются возвращением домой. Это некая передышке, когда герой пытается осмыслить события и себя. Там он хочется остаться, но его вынуждают уйти внешние обстоятельства. Во второй книге начинает разворачиваться конфликт, который разворачивается и далее: конфликт естественно-родового сознанием и ходом жизни и естественного хода обстоятельств. Конфликт приобретает внеисторический характер. Приобретает характер социально-философский, общечеловеческого. Кульминация этого конфликта - события третьей книги. Казачьего Вешинского восстания - было жестоко подавлена. Была начата политика расказачивания. Третья книга писалась долго (1928-32гг). 28ой год - первая волна репрессий, а материал, кот поднимал Ш, был очень сложным и противоречивым. Есть ряд моментов, которые могли насторожить власть: 1) Параллельное изображение Григория и Мишки Кошевого. Пути героев разошлись (М - ушёл к белым, а Г - к красным до начала войны). Оба героя - в ситуации выбора, оба находятся на лоне природы и выключены из боевых действий. У Г выбор связывается окончательно с идеей земли: если вступать в сражение, то это будет сражение за свою землю (символический образ, к которому стремится герой) -> заставляет участвовать в Верхнедонском восстании на стороне белых. Парадоксальные ситуации: чем больше он воюет за сохранение этого мира, тем больше он чувствует себя оторванным от ествественых начал жизни ("уморился душой", что война его опустошила - говорит брату). Поэтому лейтмотивом в романе становится запах земли (сопровождает героя). Противопоставляются два образа: образ стылой земли, которая символизирует отчуждение героя, и запах земли, нагретой солнцем. 4 книга романа - своеобразная развязка (в композиционном плане). Герой оказывается в банде Фомина. Это не становится выбором – это попытка спасти жизнь. Возникает много времени, чтобы думать (мало участвует в грабежах). Внимание Ш сосредоточено на внутренних переживаниях героя. Ш важно показать, что трагедия Григория Мелехова связана с тем, что постепенно нарастает его душевная опустошенность. Г не живёт, а думает о жизни: опустошенность души - отсутствие эмоций и рефлексии на жизнь. Героя посещают мысли философского порядка (думает о жизни вообще, о судьбе) (с ремаркой "трезво и равнодушно"). Таким душевно опустошенным герой пребывает почти на протяжении всех событий. Попытка оживить душу - встреча с Аксиньей. Сравнение Аксиньи с "костром в степи" свидетельствует об утрате героем чувства дома. Гибель Аксиньи ощущается Григорием как конец жизни. Образ героя к финалу романа становится всё более масштабным, он приобретает черты былинного эпоса. Тема земли разворачивается в философским аспектом: то начало, с кот герой сильно связан, что становится основой его жизни. К финалу романа вновь возвращается ощущение эпичности. Герой уходит из мира истории и начинает существовать в мире эпоса, где правят не исторические, а надливностные силы (многие картины и сцены символизируют борьбу внеземных начал). Все большее значение приобретают образы степи, неба. Важным в романе становится образы солнца: образ черного солнца при гибели Аксиньи (солнце мертвых - фольклорный образ), в финале романа Григорий возвращается в "чужой дом" - он не входит в дом, стоит на пороге дома(где господствует Кошевой), над ним стоит холодное солнце. Примерная идея романа: трагедия личности, ищущей правду в переломную эпоху, когда в борьбу вступают внеличностные силы: природное и историческое, патриархальное и индивидуальное. Человек и природа: Одна из определяющих особенностей художественного мышления Шолохова - постоянное сопоставление жизни людей и природы, которые осмысливаются писателем в своей взаимосвязи и даже единстве. Принцип эпического параллелизма во всем его многообразии находит в романе широкое применение, в том числе и для создания эпической тональности. От соотношения с картинами природы душевное состояние героев объективизируется. Это возвеличивает человеческие чувства, делая их частью общего движения жизни и мироустройства в целом. ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ МИРА В РОМАНЕ М.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН». Творческая история романа «Тихий Дон» (1925 – 1940 гг.) – романаэпопеи, раскрывающего историческую судьбу донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Сложность жанровой природы произведения: соединение в нем элементов семейного, исторического и философского романов. Создание в первом томе романа картины мира народной жизни, показ ее особого уклада, сочетание элементов сурового реализма и поэтичности. Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Категория пространства «Тихого Дона» – тема достаточно сложная, объемная, но в то же время очень значимая и необходимая для понимания сути авторского замысла. Ведущая роль пространства в структуре, жанровой специфике эпопеи, системе образов, типологии конфликтов очевидна. Ученые пытаются найти разные подходы в решении пространственного вопроса: одни предлагают рассматривать пространство в тесной связи с движением сюже- та; другие говорят о космосе Шолохова, обнаруживая мифологическую основу пространства. «Человек у Шолохова, – пишет Н. Муравьева, – включен во время и вечность и принад- лежит одновременно трем мирам: космическому, историческому и экзистенциальному… Подобная картина мира требует и особых пространственно-временных отношений…». Космическому, или природному времени соответствует бескрайнее пространство степи, открытое в космос – че- ловек в этом мире землепашец, хлебороб, он дитя природы. Пространство хутора и станицы подчинено времени историческому – человек живет по законам социального мироустройства. Такое пространство Н. Муравьева называет «ограниченным». Экзистенциальное время, или личностное, протекает в «точечном» пространстве дома – человек во власти внутренних противоречий, цель его жизни заключается в их преодолении. Автор статьи включает в шо- лоховское мироздание еще так называемое «пограничное» пространство дороги – «простран- ство, где проявляет себя как социальное, так и личностное». Отправляясь на войну (историческое время), герои Шолохова в дороге размышляют о смысле жизни, разгадывают душевные тайны (личностное время). Однако, как отмечает Н. Муравьева, так должно быть в идеале, а у Шолохова этого нет. История вносит свои коррективы в размеренное течение жизни: война отрывает человека от дома, от земли, заставляя надолго забыть о своем истин- ном предназначении. Следовательно, «совпадения миров не происходит…, и в этом причина трагизма шолоховского героя». Кононова, рассматривая специфику шолоховского понимания пространства, отмечает: «Пространство в шолоховском тексте векторно направлено вверх к облакам, солнцу и недосягаемым звездам – и вниз, к земле, а также в глубь земли, где совершается процесс сотворения жизни; пространство рас- крыто во все стороны света и простирается до дальней нитки горизонта, до синеющих в дымке сторожевых курганов, оно заполнено воздушной средой, обволакивающей рельефы местности» [5, 66]. Иными словами, перед нами горизонтально-вертикальное устройство пространства «Тихого Дона». Вообще, говоря о пространстве «Тихого Дона» в целом, исследователи отмечают прин- ципиальную значимость картины Мелеховского двора в самом начале романа: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону… На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях… С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу» (Тих. Дон, 1, I). Уже с первых строк Шолохов конструирует своеобразную модель мира, центром которого является дом, двор. Мелеховский двор оказывается вписанным в пространство хутора, в пространство ис- тории; он организует жизнь семьи Мелеховых, символизирует стабильность, почитание тра- диций. Все в этом мире гармонично, подчинено законам жизни, быта, законам природы. Фольклорные мотивы как способ создания казачий реальности Эпическая тональность проникает в текст с использованием фольклорных элементов, которые Шолохов мастерски вплетает в ткань реалистического романа. При этом они творчески перерабатываются автором, наполняются дополнительным содержанием в соответствии с поставленными художественными задачами. Ведущее место среди них занимают старинные казачьи песни. Это не случайно, так как песня является связующим звеном всей истории казачества. С ее помощью автор соотносит прошлое со временем, изображенным в романе, что так же насыщает произведение эпической полнотой ощущения исторического процесса, движения жизни. «Тихий Дон» настолько тесно приближается к народной поэтике, что возможно даже прямое сопоставление авторских эпитетов, образов-метафор с фольклорными. Эта внутренняя народность, проявляющаяся на уровне художественной структуры произведения, создает ощущение причастности к судьбе всего казачества, которое сквозит со страниц романа. Шолохов не только приводит тексты песен, но и показывает обстоятельства и особенности их исполнения, а также восприятия. Глубокая связь душевного состояния героя с общими чаяниями народа, выражаясь через восприятие им и само содержание песни, развивает внутреннюю эмоциональную масштабность произведения. Картина мира через восприятие героев Одна из определяющих особенностей художественного мышления Шолохова - постоянное сопоставление жизни людей и природы, которые осмысливаются писателем в своей взаимосвязи и даже единстве. Принцип эпического параллелизма во всем его многообразии находит в романе широкое применение, в том числе и для создания эпической тональности. От соотношения с картинами природы душевное состояние героев объективизируется. Это возвеличивает человеческие чувства, делая их частью общего движения жизни и мироустройства в целом. Один из ведущих принципов изображения - соотнесение жизни казаков с природой. Сама жизнь людей показывается в физических, плотских проявлениях: труд, еда, любовь. Но через внешние проявления Ш стремится показать насыщенную эмоциональную жизнь этих людей. В портретных изображениях - отсылки к природным образам. Здесь выражен народный взгляд на единство души и тела (а не бездуховность героев). Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав...» Томительный аромат ландыша пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей молодости, и «словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом». Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка. Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...». Ключевые в романе - образы земли, реки (Дона), Солнца и ветра. Сначала это фон существования казаков, при развитии сюжета образы приобретают символический смысл - идея органического единства человека и мира, в котором живут казаки. Все вышеперечисленное позволяет говорить об эпической тональности «Тихого Дона» как о характерной черте авторского сознания, определяющей восприятие произведения и отнесение его к жанру романа-эпопеи. Специфика художественного времени определяется и субъективным восприятием событий тем или иным персонажем, его самоосознанием в этом времени. Изображение ощущения времени персонажами делает его чувственно осязаемым для читателя. В повествовании находит место и авторское ощущение движения времени, воплощаемое в образной поэтической форме. С этих позиций уже само название романа содержит временную составляющую, соотносящуюся с его содержанием и эпической тональностью. С упоминанием реки, символизирующей вечное движение, в роман вливается поток времени. А эпитет «тихий» - неспешный, размеренный, величественный - отсылает к эпической полноте произведения. Река у Шолохова как символ движения времени олицетворяет общее течение жизни, бесконечность бытия, состоящего из многих конечных судеб вливающихся в одну - судьбу страны и мира. Таким образом, используя описанные приемы, Шолохов сумел тонко передать сущность мирного и военного периодов жизни, характерное для их восприятия казаками, которое перекликается с философским осмыслением автором движения времени, воплощенным в образе-символе реки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.014 с.) |