Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема античности (преемственность культур, античность-гармония, христианский эллинизм)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Безусловную важность обретает для поэта образ античности, отождествлявшийся в его сознании с гармонией. Одним из стихотворений, где появляется этот образ, становится стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (1915). Анализ В сознании лирического героя, читающего «Илиаду» Гомера с ее длинным перечнем эллинских кораблей, плывущих на завоевание Трои, рождается мысль о том, что не политические или социальные причины подвигают людей на масштабные дела, а, прежде всего, чувства: «Когда бы не Елена, / Что Троя вам одна, ахейские мужи?». Выстраивается своеобразный диалог-спор с Гомером. Об этом свидетельствуют риторические вопросы, которые задает герой: «Куда плывете вы?», «Кого же слушать мне?». Море и Гомер, с одной стороны, сближающиеся в своем тяготении к стихии чувства, все-таки разводятся поэтом по разным полюсам. Море, как сама жизнь, не подвластно диктату разума: «…И вот Гомер молчит, / И море черное, витийствуя, шумит / И с тяжким грохотом подходит к изголовью». Но в то же время эпитеты «черное», «тяжким» подчеркивают и опасность этой стихийной силы чувства. Осмысливая античность, М. создает теорию христианского эллинизма, то есть христианства, соединяющего высоту духа с земным, телесным началом. Такое представление о мире выражено в образах, в основе которых единство культурного, духовного и предметного, телесного. Такие образы становятся ключевыми в так называемых «эллинистических» стихотворениях «Золотистого меда струя…» (1917), «Меганом» (1917), «Черепаха» (1919), «Когда Психея-жизнь спускается к теням…» (1920), вошедших в сборник «Tristia» ( 1922). Например, в стихотворении «Золотистого меда струя…» основной лирической темой становится размышление героя о времени, о соотнесении прошлого и настоящего в пространстве культуры. Построено оно как знакомство с укладом жизни в Крыму, который назван Тавридой, что сразу отсылает читателя к античным временам. Пространственный мир стихотворения, с одной стороны, заполнен бытовыми предметами: «мед», «виноград», «краска», «уксус», «прялка», но это и предметы, издревле сопровождавшие жизнь человека, отсюда определение виноградных грядок как «ржавые», обозначающее древность труда виноградаря. Это позволяет перевести время из плана настоящего в план вечности. Тому же способствует и введение античных образов: Бахус, Елена, Пенелопа, Одиссей. Финальный образ стихотворения обозначает полноту времени, а значит, и полноту жизни с устойчивостью ее законов и ценностей: дом, путь из дома и возвращение в него, верность, труд, веселье жизни. Мотив распада мира, времени, гибели культуры Хотя Мандельштам неоднозначно принял революцию, в послереволюционных событиях он увидел серьезную угрозу существованию культуры. Идеи распада мира, гибели культуры звучат в немногочисленных стихотворениях и прозе поэта 1920-х годов (1 января 1924 года», «Нет никогда ничей я не был современник…», «Сумерки свободы»). В стихотворении «Концерт на вокзале» (1921) возникает картина мира с разорванными связями. Начало стих. – реминисценция из Лермонтова – «и ни одна звезда не говорит». Возникает образ века с перебитым позвоночником («Век», 1922). Вообще в стихах возникает все больше реминисценций. С середины 20-х годов М. пишет 255 только прозу и статьи («Шум времени», 1922, «Египетская марка», 1927, «О поэзии», 1928). Значимой становится для него поездка в 1930 году в Армению. Прикосновение к первоосновам бытия, к древней культуре возвращает ощущение полноты и богатства жизни, но в то же время усиливает и трагическое восприятие современной эпохи. В 1933 году М. пишет статью «Разговор о Данте», в которой обосновывает переход к новой поэтике: не только скульптурность образов, но «единство света, звука и материи». Это помогает поэту выразить сложное ощущение времени. Тема бегства, страха (бегство внутреннее) Тема возвращения в родной город и одновременно открытия для себя изменившейся реальности звучит в стихотворении «Ленинград» («Я вернулся в мой город…») (1930). Вначале рисуется картина «знакомого до слез» городского пространства. Образы, в которых оно описывается, соединяют реальные приметы Петербурга-Петрограда- Ленинграда с ассоциациями ребенка: «Ты вернулся сюда - так глотай же скорей / Рыбий жир ленинградских речных фонарей». Название стихотворения и определение «ленинградских» вступает в противоречие с тем обращением к городу, которое далее возникает в стихотворении: «Петербург! я еще не хочу умирать: / У тебя телефонов моих номера. // Петербург! У меня еще есть адреса, / По которым найду мертвецов голоса». Лирический герой взывает не к сегодняшнему Ленинграду, чужому и опасному, а к прежнему Петербургу, средоточию духовности. В последующих строках создается образ человека, живущего в постоянном страхе ареста и смерти: «Я на лестнице черной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок, // И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных». Емкие метафоры «вырванный с мясом звонок» и «кандалами цепочек дверных» позволяют передать ужасающую обыденность всеобщего страха. Тема противостояния Мотивы страха, тупика, бегства становятся сквозными в стихотворениях Мандельштама 1930-х годов («Мы с тобой на кухне посидим…» (1931), «Помоги, господь, эту ночь прожить… (1931)). Но в то же время начинает разворачиваться и тема противостояния. Особенно ярко она выражена в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931, 1935). В нем тоже возникает мотив бегства героя, лишившегося и «чаши на пире отцов, / И веселья и чести своей», его попытки спастись от «века-волкодава» в «жаркой шубе сибирских степей». Но это не столько стремление сохранить свою жизнь, сколько страстное желание отрешиться от уродства искаженной эпохи, которое выражено в образах «труса», «хлипкой грязцы», «кровавых костей в колесе». Всему этому противопоставлена «первобытная краса» сияющих «голубых песцов», то есть естественного природного мира. Образ природного пространства отделен от остального, неправедного мира границей реки и связан с небесами: «Уведи меня в ночь, где течет Енисей, / И сосна до звезды достает…». Лермонтовские реминисценции, обозначенные образами сосны и звезды, позволяют углубить представление о позиции лирического героя, его стремлении к возвышенному одиночеству в слиянии с огромным миром. И ощутивший это вечное присутствие красоты и гармонии герой чувствует в себе силу сопротивления: «Потому что не волк я по крови своей, / И меня только равный убьет». Тема слияния лирического героя с эпохой Но постоянно звучит и тема тесной связи со временем. Например, в стих-нии «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…»: «Я человек эпохи Москвошвея…». Особенно остро звучит тема поэта и поэзии («Квартира тиха, как бумага…») как искажение, разрушение. Постоянная мысль, что поэзия – противостояние («Куда как скучно нам с тобой…»). В 1933 году М. пишет и читает в узком кругу памфлет на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…». Последовал арест и ссылка, сначала в Чердынь, затем в Воронеж. Здесь создаются «Воронежские тетради». Вновь двойственность: и жажда отклика («Куда мне деться в этом январе…»), и состояние освобожденности от всего, даже земного («Заблудился я в небе, что делать»). Углубление размышлений об истории, о жизни и смерти. Вершина – «Стихи о неизвестном солдате» (1937). Это масштабная картина противоборства культурных и антикультурных хаотических сил. Первые воплощены в образах «неизвестных солдат», в ряд которых становятся известные писатели, философы. Тема пути поэта и поэзии Важное место в творчестве поэта занимала тема осмысления пути поэта. «Я не слыхал рассказов Оссиана…». Стихотворение входит в сборник «Камень», который определяется Гаспаровым как «классицистическая поэтика». В сборнике выражается концепция акмеизма - «тоска по мировой гармонии» (по определению Мандельштама). Я не слыхал рассказов Оссиана, Не пробовал старинного вина; Зачем же мне мерещится поляна, Шотландии кровавая луна? В первом четверостишие мы наблюдаем идею связи времен, здесь сливается и эпоха и географическое положение. Поэт рисует перед нами эпоху легендарного Оссиана: это и «старинное вино», «кровавая луна», «вороны и арфы». Читатель ощущает древнюю эпоху, она касается его так, как и касается самого поэта. Мир прошлого, его культура переносится в мир настоявшего: И перекличка ворона и арфы Мне чудится в зловещей тишине; Искусство — это нечто надличностное, то, что через ирреальное пространство, преодолев время, может слиться с реальным («Я получил блаженное наследство — Чужих певцов блуждающие сны...»). Поэзия у Мандельштама обращается к будущему неизвестному читателю. Также как он видит эпоху Оссиана, также и потомки будут ощущать и слышать ее звучание: И не одно сокровище, быть может, Минуя внуков, к правнукам уйдет; И снова скальд чужую песню сложит И, как свою, ее произнесет. Важной здесь становится идея восприятия мира как органического, где эпохи, люди крепко связаны, где устойчивым основанием является культура, которая, в сою очередь, повторяется из эпохи в эпоху. Снимается противоречие между прошлым, настоящим и будущим. Слово для Мандельштама — это камень, сокровище, из которого возводится архитектора поэзии, нерушимое зодчество, которое простоит века. Поэт — это зодчий, который строит здание поэзии, следуя традициям предшественников (идея памяти текстов предшественников), дабы потомки не потеряли чувство мировой гармонии, из хаоса он создает гармонию. Из лекции: Принадлежал к течению акмеизма. Гаспаров "О трех поэтиках Мандельштама". 1. Классицистическая поэтика - сборник Камень 1918 Года. Здесь подчёркивает поэт свою связь с поэзией классицизма и её последователей в 19 веке. это проявляет полемику с символистами. это говорит об определённости всего существующего. именно из эстетики 18 века идет у поэта образ культуры как устойчивого начала, как вечного узнавания и повторения того, что уже было. акмеизм - тоска по мировой культуре (Мандельштам). "Я не слыхал рассказов Оссиана". Магистральной идей его творчества становится идея о синтезе мироучений и культур. обращается он не только к отеч культуре но и к мировой культуре в целом. культуре противостоит у него первородный хаос. отображается он у него в образе пустоты (как и у Тютчева воспринимается не однозначно: что то враждебное и одновременно то из чего все рождается и появляется - отсюда принятие хаоса). главной темой Камня становится тема творения культуры из хаоса. в сборнике тема оказывается связана с образами античности. переклички с названиями архитектуры. лирический герой находится в постоянном и напряженном размышлении о том, что есть первооснова творения, О том, какое место он сам занимает ("Дано мне тело", "Бессонница..."). В последующем, осмысливая античность он стремится не столько противопоставить хаос и культуру, сколько создать синтетический образ, в которых хаотичные и гармоничные начала взаимодействуют. размышляя над этим, поэт создает теорию христианского эллинизма. Христианство, которое соединяет красоту духа с земным и телесным началом. 2. Поэтика "классического заумь" (Гаспаров). золотистая меда струя. сборник Tristia. Неоднозначно он принял революцию. он сознавал что в чем то революция закономерна, но все таки он увидел в ней угрозу сущ культуры. в постреволюционные годы оказывается, что он не может писать стихи. Он пишет эссе, критические статьи. В стихотворении концерт на вокзале возникает образ мира с разорванными связями, в котором нет гармоничного начала. Значимой для него поездка в Армению. это прикосновение к первоосновам бытия. (Это природа и древняя культура). это возрождает ощущение полноты и устойчивости жизни. в первые годы возвращения разворачивается тема открытия для себя чужого пространства (Ленинград). сначала это попытка увидеть пространство как свое, затем это ощущение страшной и чужой реальности. 3. В 30 годы сквозные мотивы страха и бегства (мы с тобой на кухне посидим) На фоне темы бегства разворачивается тема противостояния "загляну сквозь.." (Лишение чести - отсюда противостояние страху, потому что важно сохранить свою честь, бегство - это внутр бегство, желание отгородиться от этой эпохи). пытаясь отгородиться от эпохи. хочет быть связанным со временем. он понимает что есть что то страшное в этой эпохи, но есть и еще что то: Полночь в Москве. (связь с веком и связь со временем). культивируется идея поэзии и противостояния. Сама поэзия должна быть противостоянием "квартиры тиха как бумага", "только детские думы лелеять". памфлет о Сталине. после этого его арестовывают. его отправили в ссылку. в Воронеже были созданы знаменитые воронежские тетради. выражается двойственность ощущения мира и времени. Это и жажда слиться со временем и быть услышанным "куда мне деться в этом январе" и в тоже время освободиться "заблудился я в небе, что делать...". Стихи л неизвестном солдате 37 года - масштабная картина противоборство культуры и хаоса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.012 с.) |