Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая в России антиутопия появилась в хх веке, хотя в свое время она не стала литературным фактом. Это был роман Е. Замятина «мы».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Скороспелова л своеобразии жанра отмечала следующее: Роман Замятина «Мы» утвердит в новой литературе право на создание условной модели действительности, использовав в качестве ее основы пародийную фантастику, библейские и литературные сюжеты, ситуации и персонажи «петербургского» текста русской литературы в их травестированном варианте. Замятин создаст роман идеологический, т.е. роман, жадно воспринявший и активно переработавший идейный материал эпохи, и тем определит одну из магистральных тенденций в жанровых исканиях времени. Вместе с тем огромное место в произведении займет психологическая проблематика, в то же время выводящая к кругу философских проблем, связанных с антиномиями человеческого духа. На фоне традиционного линейного повествования, простоты, даже наивности любовной интриги с элементами детектива тем очевиднее будет синтез жанровых форм (утопии и любовного романа, детектива и романа идеологического, психологической драмы и пародийной фантастики, сатиры и трагедии). Подобный синтез станет основой философской и историософской прозы XX века. Из лекции: Учитывались традиции западноевропейские и русские: сатирические и традиции утопии. Учтен опыт Салтыкова-Щ и Достоевского; романы Чапека "Война с саламандрами", Г. Уэллса, роман Анатолия Франса "Остров пингвинов", Дж Свифт. При этом отсылки к философским учениям: позитивистов, утопистов, обращение к Евангелию. Современники восприняли его как политический памфлет. Как политический памфлет на социалистическую Россию. Это не политический памфлет, а сложное по своей структуре произведение. Отсылка к поэзии Гастина ("Поэзия рабочего удара") пролеткультовская модель уравнительного (эгалитарного) общества. Образ жизни граждан-нумеров определен "Часовой скрижалью". Здесь образ с прозрачными стенами (прозрачный храм). Конечно же, рисуя этот мир, автор стремится передать читателю свое ироническое отношение. Ирония здесь возникает в контрасте образа мира и того восторженного тона, которым этот мир описывается. И все-таки это не просто проекция тоталитарного общества. На самом деле нельзя говорить о том, что содержание ограничено социальной проблематикой – государство, которое подавляет личность. Конфликт гораздо шире. Гипотеза: на первый план выходит конфликт 2-х сущностей свободы и несвободы. Разворачивается на нескольких уровнях: 1 уровень - социальный: Это конфликт личности и государства, индивидуального и коллективного как «я» и «мы». Дома прозрачны: «громадное здание» (коммуна), в котором только «чугун и стекло», Чернышевского; властитель и вместе с тем монополист истины Благодетель напоминает Верховного правителя Кампанеллы, о котором сказано: «Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение»; вездесущие замятинские «хранители» — преемники платоновских «стражей» и своим наименованием и функцией всемогущей тайной полиции. От предшествующих ему реальных обществ Единое Государство Замятина отличается прежде всего полной рационализацией всей жизнедеятельности его обитателей, начиная с производства и кончая интимно-сердечной сферой. Герой говорит: «мы» от Бога, «я» от Дьявола». Этот конфликт разворачивается в эпизодах прогулки, описании Дня Единогласия, Дня Правосудия. Уже в начале романа подчеркивается, что его деятельность направлена не столько на поддержание и развитие уровня жизни, сколько на подавление инакомыслия. Поэтому первое значимое событие, которое описывается в дневнике героя, – День Правосудия. Писатель обнажает уязвимость Единого Государства. Все его структуры и вся идеология оказываются иллюзорны. Иллюзорна одинаковость граждан – все непохожи друг на друга, иллюзорна стена, которая проницаема, иллюзорна рациональность – у героев иногда появляется ощущение всеобщего сумасшествия. Иллюзорны пространственность, массовость, энергия и глубина чувств, эпохальность событий. Но главная иллюзия – это утверждение собственной первозданности. З. указывает, что в организации своей структуры Е.Г. опирается на древнейшие формы социальной организации, прежде всего, религиозные. В сущности, перед нами перевернутая религиозная картина мира, в котором присутствует свой Бог, свои ангелы и демоны. С этой точки зрения интересен образ правителя – Великого Благодетеля, в котором воплотились и черты Угрюм-Бурчеева из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, и, конечно, Великого Инквизитора из романа Достоевского «Братья Карамазовы» (Называя Дьявола «великим духом», «могучим и умным», а три его вопроса «настоящим громовым чудом» «по силе и глубине», Инквизитор так интерпретирует его предложение Христу обратить камни в хлебы. «Великий дух», говорит он, сказал: обрати камни в хлебы и предложи эти хлебы, т.е. материальные блага, людям вместо свободы (воли и выбора), которую ты, Христос, почитаешь за первейшую и всенужнейшую потребность людей и которой люди в действительности страшатся («ибо ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы». И в том, по мысли Инквизитора, жестоко ошибся. Ибо, считает он, Христова вера в то, что человеку всего дороже его свобода, возможность жить по своей воле, суть наивное и опасное заблуждение. На деле люди, мол, с радостью готовы отдать свою свободу не только за хлеб-благо, но и за любой закон, жестокую норму, традицию, указ и т.п. ради распоряжения ими, так как, «малосильные, порочные, ничтожные» по природе, они не выносят своей свободы и всегда ищут, перед кем преклониться. Следовательно, считает Инквизитор, истинное добро людям сделает тот, кто возьмет у них свободу в обмен на благо и безраздельную власть над ними. Кто, говоря иначе, станет не Добродетелем в духе Христа и по его нравственному подобию, но Благодетелем по примеру и разумению Великого Инквизитора, — ученика и последователя дьявольского духа. Этот Благодетель и будет подлинным и реальным, а не мнимым и мечтательным Спасителем человечества. Таковым именно и видит себя Благодетель в романе «Мы».. Отсюда призыв Благодетеля к внимающему ему Д-503 воздать должное не страданиям распятого Христа, но «подвигам» («самой трудной роли») его гонителей и палачей, к наследникам которых замятинский властитель спокойно и гордо («Палач? <...> Вы думаете — я боюсь этого слова?») причисляет и себя. Ведь «истинная алгебраическая любовь к человечеству, — заявляет он, — непременно бесчеловечна...». И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы в добре и зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье»). Однако присутствует и существенное отличие. Литературные предшественники Великого Благодетеля искренне верили в то, что счастье, которое они сулят миллионам, действительно единственно возможное. Великий Благодетель не имеет такого убеждения. Если в первых сценах романа он предстает как каменное изваяние, то в конце последнего разговора с главным героем – это обычный человек). Герой всегда говорит о том, что самое главное достоинство гос-во - его разумное устройство. Но ощущается некая сдвинутость, тотальное сумасшествие. Самая главная иллюзия - иллюзия его первозданности. когда мы постигаем устройство, понимаем, что в основе его религиозная картина мира (есть божество, хранители, но это перевернутая религиозная картина мира. Замятин пытается решить проблему: счастье без свободы или свобода без счастья.
Известно, что роман «Мы», гротескно отразивший реалии послереволюционной России, был воспринят как политический памфлет. Наиболее ясно эту точку зрения выразил А. Воронский в статье о Замятине. Критик утверждал, что роман «целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой»
2 уровень - психологический. Эта проблема разума и чувства. Писатель исследует сложную противоречивую сущность человека как социального и природного явления. Это определяет специфику формы романа, в основе композиции которого дневниковые записи главного героя, инженера, строителя Интеграла Д-503. Дневниковая форма позволяет увидеть мир в ощущениях героя. Уже с первых страниц дневника мы ощущаем внутренние сомнения, колебания героя, который постоянно убеждает не столько будущих читателей своего дневника, сколько себя в целесообразности, правильности общественного устройства. Предельная экспрессивность интонации: лексика, особый синтаксис, пробелы в речи – обозначают смятенность мыслей героя. Уже в записи первой проявляется противоречие между рациональным и эмоциональным: «Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной - асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий...». В записи второй это проявляется еще более отчетливо: «Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы - ежеминутно проводишь по ним языком - и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить». И в дальнейшем эта борьба чувства и разума проявляет себя на уровне стиля: рациональное - в системе «математических» мотивов, буквенно-цифровых обозначений персонажей, точных указаниях величин и др. Чувственное - в метонимико-метафорических мотивах: замены целого частью в описании персонажей (образ доктора, основанный на сравнении с ножницами: «Неизлечимо, - отрезали ножницы», «рассмеялся остро», «ножницы его так и захлопнулись»), в цветовых мотивах (желтый как цвет страсти). Это тоже модернистский принцип изображения психологии персонажа.. Герой стремится доказать, что свобода разрушительна, так как ведет к хаосу. Синоним счастья для него - разумная организация жизни, а свободы – руководство чувствами. Писатель выходит на широкое обобщение. Это выражает себя на уровне формы, в основе композиции которого дневникое записи Д-503. В какой-то мере герой условный. Но в какой-то мере он автобиографичен. Он математик, инженер Интеграла. По восприятию жизни он поэт. Волостые руки героя - это отсылка к его естественной и чувственной природе.
. Замятин использует модернистский прием - геометрический лейтмотив: О-90 (круглые глаза, круглая розовая) I-330 (хищные брови икс) Первая – лидер готовящегося восстания, бунтарка. Но в ней рационализм берет верх над страстью, фактически она использует героя как строителя Интеграла в своих целях. О-90 внутренне более свободна и готова к безоглядному чувству. Именно она сохраняет себя и остается жить в ожидании рождения ребенка. Появление любовного треугольника, вовлечение в него все большего количества людей. Этот уровень конфликта разворачивается в мелодраматическом сюжете страстной любви героя к I-330, которая осложняется любовным треугольником. Таким образом, автору важно подчеркнуть, что способность поддаться страсти не единичное явление, а выражение присущей человеку потребности отдаваться чувству, не контролируемому рассудком.
3 уровень - философский. На этом уровне решается проблема исторического развития человеческого. З. не столько противопоставляет, сколько соотносит два типа существования: технотронный и природно-естественный. Но и там, и здесь отсутствует духовное начало. Оно воплощено в образах ушедшей культуры: виденной в музее картине, музыке Скрябина, образе Древнего Дома. Он постоянно приводит примеры картин, увиденных в прошлом. Все подчиняется целесообразности. Оба мира неидеальными. Поэтому "Мы" не столько сатира, сколько размышление об исторических путях развития человечества. Центральной идеей романа становится идея истории как чередования периодов энтропии (тенденции к покою) и взрывов энергии (ереси), на мгновение уничтожающих энтропию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.011 с.) |