Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературные течения и группы 20-х годов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Происходит резкая поляризация идейно-эстетических устремлений, много течений и школ. Крайние позиции выражают Серапионовы братья и деятели Пролеткульта. Для всех поэтических групп и течений стержневым стал вопрос о соотношении искусства и действ-сти, как иск-во должно отображать действ-сть. Вопрос о свободе творч-ва. Определились две противоположные линии: –Утверждалось традиц-ое преображение действ-сти в формах искусства. Приверженцы - "правые" группы и объединения ПРАВЫЕ: "Перевал" (Катаев, Пришвин). Теоретики: Воронской (гл редактор ж-ла «Красная новь», Лежнев, Гарбов. Программа: 1 – полит идеология: воспринимали революцию как новый ренессанс. Революция должна была стать духовным движением, охватывающим всю общественность и весь внутренний мир чела. 2 – требование свободы художника. Выступали за искренность в л-ре, говорили о беспартийности художника. 3 – был предложен исторический принцип осмысления к-ры как целостного явл-я: замкнутых к-р нет (принцип преемственности). 4 – высокое кач-во худ произв-я, большое значение мастерству худ-ка, борьба с организованным упрощением к-ры. 5 – отстаивание специфики ис-ва. 6 – установка на реализм. 7 – большое значение интуиции худ-ка. 8 – постановка? ф-фии тв-ва, соотнош формы и содержания, о творческой инд-ти худ-ка. 9 – идея нового гуманизма. Важно общечел содержание в ис-ве. Гуманизм опирался на общечел ценности. 10 – не претендовали на лидерство, гегемонию.) "Серапионовы братья" (февраль, 1921 г Вс. Иванов, М. Слонимский, М.Зощенко, В. Каверин, Л.Лунц...) Близки к "Серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. "Серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы.) Были также и так называемые писатели-попутчики, которых критиковали теоретики РАППа. Термин "попутчик" в 1920-е гг впервые был применен по отношению к лит-ре Львом Троцким. Рапповцами употреблялся как уничижительный: в попутчики попадали все советские писатели, не входившие в РАПП (Горький, Маяковский, Пришвин, Федин и др.). ЛЕВЫЕ: Пролеткульт (пролетарское искусство) – одна из самых многочисленных литературных организаций того времени − объединяла пролетарских поэтов и писателей. Пролеткульт был организован сразу после февральской революции 1917 года и просуществовал до 1932. Его цель – объединить поэтов, писателей, близких по социальному положению, по мировоззрению и своим взглядам на искусство. Пролеткульт возглавил Александр Александрович Богданов (наст. фамилия Малиновский). Идеология Пролеткульта основывалась на понятии классовой культуры, которое выдвинул Г.В.Плеханов, а обосновал и развил А.А.Богданов. Он рассматривал искусство в качестве «самого могущественного орудия организации классовых сил». Богданов считал, что пролетариату необходимо иметь свою культуру, выражающую его социальный опыт, его психологию, его чувства. Теоретики Пролеткульта призывали обособиться, во-первых, от классово не совместимых с ними групп, то есть от новокрестьянских поэтов, от футуристов, имажинистов и других непролетарских групп, во-вторых, освободиться от груза классических традиций. «Старое» искусство пролетариат если и принимал, то в своем критическом освещении, в своем истолковании. Поэт и теоретик Пролеткульта А.Гастев в статье «О тенденциях развития пролетарской культуры» (1919) писал: «Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающе открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического… Методическая, все растущая точность работы, воспитывающая мускулы и нервы пролетариата, придает психологии определенную остроту, (…) доверяющую только аппарату, машине, инструменту. Машинизирование не только жестов, не только рабоче-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового мышления, соединенное с крайним объективизмом, поразительно нормализует психологию пролетариата». Для Пролеткультов был характерен узкоклассовый подход к пониманию целей, предназначения искусства, лабораторное конструирование пролетарской культуры. Но теоретики Пролеткульта также выдвинули и продуктивные идеи, получившие в дальнейшем свое развитие и воплощение. Так, по их мнению, искусство должно использовать методы технической эстетики, дизайна, средства фотографии, кино, стенографии и т.д. Они искали новый язык искусства и в этом были близки футуристам, имажинистам. Ленин не хотел мириться с существованием независимой творческой организации писателей из рабочих и делал все, чтобы подчинить их НАРКОМПРОСу. Он опасался, что массовая пролетарская организация, возглавляемая авторитетным Богдановым, может перерасти в оппозиционную партию. В результате Пролеткульты постепенно утратили свое лидирующее положение, хотя и продолжали существовать до апреля 1932 года РАПП (рос ассоциация пролетарских писателей), декабрь, 1922. Предшественником рапповской классовой ортодоксии был Пролеткульт. Вся предшествующая лит-ра создана не пролетариатом. Следовательно, она попросту не нужна ему. Из этого делался вывод о немедленном создании исключительно новой пролетарской культуры.Наиболее активными в РАППе были лит.критики С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах, а из известных писателей в ассоциацию входили А. Фадеев, Д. Фурманов, Ю. Лебединский, А. Веселый и некоторые другие. «Пролетарской является такая лит-ра, кот.организует психику и сознание раб-го класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества». На практике их деят-сть сводилась к попыткам обеспечить себе организационное лидерство в советской культуре. Основой лит.тактики Рапа была жестокая критическая борьба с оппонентами и стремление к администрированию в области творч-ва. РАПП много воевала и почти всегда побеждала своих оппонентов. Бесконечные баталии буквально со всеми участниками лит.процесса привели к глубочайшему кризису организации. О настоящем творч-ве речь почти не шла, тогда как подлинная лит-ра создавалась вне идеологических рамок ассоциации. Так, вопреки диктату Рапа творили Горький, Леонов, Шолохов, Каверин, Пильняк, Катаев, Пришвин и многие другие. Но в сер. 20х гг обозначается стремление партии руководить развитием лит-ры. В 1924г - совещание в ЦКП (центр-й ком-т партии)по поводу развития лит-ры. Основные доклады: Александра Воронского и Ильи Вардина. Вардин: "РАПП намерен преследовать инакомыслящие произведения"в этом выступлении Вардин высказал опасность РАПП, покритиковали А.Толстова "Аэлита". Гонения на фантастические и условные формы(его неудовлетворяла форма) РАПП обозначил четкую позицию в отношении поисков эстетических (они не нужны, все уже найдено, нужно писать, как положено), должна быть ясная форма и сод-е.РАПП выступал агрессивно и уверенно. 1925г - постановление "О политике партии в области художественной лит-ры": "Могут" существовать разнонаправленные тенденции, но не принимается борьба между течениями. Постановление сыграло негативную роль в творчестве Ахматовой, т.к. не допустима камерность творчества, только интимная лирика. Показательно - Ахматову перестали печатать. Каждая группа имела свой печатный орган, на страницах которых шла активная полемика (до 27-28 гг) Футуризм (авангард) – одна из немногочисленных литературных групп, декларировавших свою приверженность октябрьской революции. Футуристы, в первую очередь кубофутуристы, хотели потрясений и призывали к ним. Их искусство, основанное на сломе традиций, на идее исчерпанности прежней культуры, было готово к любому слому в самой жизни. Маяковский в 1915 году в своей речи «Капля дегтя» заявил: «Первую часть нашей программы разрушения мы считаем завершенной. Вот почему (…) сегодня в наших руках увидите вместо погремушки шута, чертеж зодчего и голос футуризма, вчера еще мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в мощь проповеди» Они были убеждены, что именно футуристическое искусство максимально соответствует требованиям и целям революции. В первые послеоктябрьские годы художники-футуристы оформляли революционные праздники, активно заявил о себе театр Мейерхольда, основанный на принципах авангардистского искусства.Тогда же нашли конкретный выход и их жизнестроительные идеи. Сотворить новый мир – об этом не могли не мечтать те, кто воспринимали себя людьми будущего, создателями искусства будущего. Но футуристы стремились говорить от лица власти, требовали отделения искусства от государства и поэтому были подвергнуты резкой критике. Ленин определил их искусство как вредное фокусничество. Их претензия на власть в искусстве была пресечена. Революционный фронт искусства. В эту группу входили бывшие футуристы (Маяковский, Асеев). Ж-л «Новый век». Программа: 1 – задача: создание революционного ис-ва. 2 – основа: марксизм. 3 – центральной в теории была теория жизнестроения. 4 – ис-во в будущем должно исчезнуть как специальное занятие и как занятие отдельных лиц. Оно должно раствориться в жизни, став ис-вом произв-ва ценностей. Смысл ис-ва в пр-ве нужных классу и человеч-ву ценностей. 5 – пр-я классики нужны в практическом смысле, в процессе ликвидации безграмотности. 6 – теория л-ры факта. Главное для художника не чел, проходящий ч/з строй вещей, а вещь, проходящая ч/з строй людей. 7 – взгляд на жанровые особ-ти нов ис-ва: выступали п/в психологизма, эпических жанров. Нужны: очерк, фельетон, документальные и газетные жанры. 8 – отрицание психологизма и вымысла.)
ВНЕ ПОЛИТИКИ: Имажинизм (авангард) был непосредственно связан с футуризмом и вообще литературным авангардом. Это литературное направление сложилось в 1918 году, когда был основан «Орден имажинистов». В состав группы вошли С.Есенин, Р.Ивнев (М.Ковалев), А.Кусиков (Кусикян), И.Грузинов, А.Мариенгоф, В.Шершневич, Н.Эрдман и Б.Эрдман, Г.Якулов, А.Таиров. Имажинисты декларировали разрыв с якобы умирающим футуризмом. Но на самом деле испытывали его сильное влияние. Будущие имажинисты собирались в Москве в кафе «Домино», а с 1919 года − в «Стойле Пегаса». Так же, как и футуристы, они начали с отрицания опыта предшественников, но фактически опирались на опыт английских имажистов, теоретиком которых был Хьюм, поэт и критик, на мировоззрение которого, в свою очередь, повлияла интуитивистская философия Бергсона. Работы зарубежных теоретиков перевел В.Шершневич. «Декларация» русских имажинистов появилась в 1919 году и утверждала аполитичность искусства. В ноябре 1922 г. вышел первый номер имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Название группы образовано от анг. и франц. слова «образ». Имажинисты, как и представители других направлений, искали новый язык искусства. Ключ к нему они видели в оригинальном и неожиданном образе. «Всякое содержание также глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины. (…) Передай, что хочешь, но современной ритмикой образов», − говорилось в декларации. В отличие от футуристов, которые выдвинули понятие «самовитого слова», имажинисты обращают внимание не на звуковую сторону слова, а на его корень. Мариенгоф утверждал, что нужно раскрутить цепочку назад к девственному состоянию слова: рука-ручей-река-речь; крыло-крыль-цо. В разных по смыслу словах вычленяются одинаковые корни, потому что образ таится в корне слова. Имажинисты сознательно нарушали правила грамматики, считая, что это позволяет освободить слово из «тюрьмы» содержания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.008 с.) |