Законы об исполнении бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы об исполнении бюджета.



Можно также выделить основные принципы функционирования бюджетной системы России:

Принцип Содержание
Единство бюджетной системы è Единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухучета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы è Закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично по осуществлению полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Самостоятельность бюджетов è Право законодательных и представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. è Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. è Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; è Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; è Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; è Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджет. системы потерь в доходах и доп. расходов, возникающих в ходе исполнения законов о бюджете, кроме случаев, связанных с изменением законодательства.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов   è Все доходы и расходы бюджетов и ГВФ и др. обязательные поступления отражаются в бюджетах и ГВФ в полном объеме. è Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджет. средств, средств ГВФ, аккумулированных в бюджетной системе. è Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и др. обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов и ГВФ.
Сбалансированность бюджета   è Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место дефицит доходов и расходов, а также первичный профицит бюджета.
Эффективность и экономность использования бюджетных средств è При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Общее или совокупное покрытие расходов   è Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. è Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджет. фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетной системы.
Гласность è Опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов. è Открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т.ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным и представительным органами государственной власти.
Достоверность бюджета è Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств è Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В основном вышеуказанные принципы соблюдаются, и в современных условиях бюджетная система страны функционирует достаточно четко, имея к тому же так называемую «подушку безопасности» в лице Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (в 2010 году на сумму более 3-х триллионов рублей).

 

Виды бюджетов в РФ ( они же - уровни бюджетной системы России):

  • 1-й уровень – федеральный бюджет.
  • 2-й уровень – бюджеты субъектов РФ.
  • 3-й уровень - местные бюджеты (в т.ч. муниципальных образований).

 

Для расчетов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны используется бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация представляет собой законодательно установленную систематизированную экономическую группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Она отражает социально-экономическое содержание показателей, используемых в бюджетном планировании, и является обязательной для всех учреждений и организаций, составляющих и исполняющих бюджеты. Она имеет большое значение и приводит каждый бюджет в обозримый вид, создает условия для объединения бюджетов всех уровней в единый консолидированный бюджет, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, упрощает контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетная классификация включает следующие виды:

Виды Подвиды (группы доходов для классификации доходов бюджета)
1. Классификация доходов бюджета Ø Текущие доходы: - налоговые поступления; - неналоговые поступления; - трансферты (операции, сопровождающие дефицит бюджета). Ø Капитальные доходы – доходы от продажи капитальных активов: - основных фондов; - земли; - государственных запасов и резервов.
2. Классификация расходов бюджета Ø Функциональная классификация расходов бюджета Ø Экономическая классификация расходов бюджета Ø Ведомственная классификация расходов бюджета
3. Классификация источников финансирования Ø Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета Ø Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджета
4. Классификация видов государственного долга Ø Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ (целевой заем 1990 г., целевые вклады и чеки на автомобили, государственный внутренний долг СССР, обеспеченные золотом государственные ценные бумаги, государственные гарантии, индексация вкладов населению и т.п.). Ø Классификация видов государственного. внешнего долга и государственных внешних активов (по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций).

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования централизованного денежного фонда. Согласно БК РФ доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозвратно и в безвозмездном порядке, в соответствии с законодательством, в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Основным источником формирования бюджетных доходов является НД, выраженный в форме прибыли организаций, заработной платы работников материального производства и работников непроизводственной сферы, ссудного процента кредитных организаций, доходов собственников имущества.

 

В зависимости от уровней управления бюджетные доходы подразделяются на доходы федерального бюджета доходы субъектов РФ и доходы местных бюджетов. По финансовому содержанию бюджетные доходы делятся на налоговые и неналоговые. По назначению – общие (т.е. доходы, которые поступают на единый счет и расходуются по всем подразделениям) и целевые.

 

Классификация доходов бюджета (КДБ)- это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Она представлена в виде кодов администраторов поступлений в бюджет, групп статей, подстатей, элементов, программ и кодов экономической классификации доходов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

 

Налоговые доходы подразделяются в зависимости от уровня управления:

 

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
установлены Налоговым кодексом (НК) РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ:
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
  • Акцизы.
  • Налог на прибыль организаций.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
  • Отчисления на социальные цели.
  • Государственная пошлина.
  • Водный налог и пр.
устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории: v Транспортный налог. v Налог на имущество организаций. v Налог на игорный бизнес. è Земельный налог. è Налог на имущество физического лица.

 

Неналоговые доходы включают:

 

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности: 2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
Ø доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Ø поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности
Ø дивиденды по акциям, принадлежащим государству Ø поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций
Ø доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ø доходы от продажи квартир
Ø проценты, полученные от размещения в кредит. организациях временно свободных средств бюджета Ø доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспорт. средств, другого оборудования
Ø проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны Ø доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и иного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность
Ø доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства Ø доходы от реализации государственных запасов
Ø перечисление прибыли Центробанка РФ Ø доходы от продажи земли и нематериальных активов
Ø платежи от государственных и муниципальных организаций Ø поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников
Ø плата за выделение квот вылова водных биолог. ресурсов СП и иностранным юридическим лицам Ø административные платежи и сборы  
Ø прочие поступления Ø штрафные санкции, возмещение ущерба  
Ø доходы от внешнеэкономической деятельности  
Ø прочие неналоговые доходы  
3. Безвозмездные перечисления: 4. Доходы целевых бюджетных фондов:  
Ø от бюджетов других уровней Ø дорожные фонды
Ø от ГВФ Ø экологические фонды
Ø от государственных организаций Ø фонд развития таможенной системы РФ
Ø от наднациональных организаций Ø государственный фонд борьбы с преступностью
Ø средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды Ø фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Ø целевой фонд Росатома

 

В соответствии с последними изменениями в БК РФ, все доходы, поступающие в бюджетную систему, четко закреплены за соответствующими бюджетами на постоянной основе:

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами, органами власти других уровней, другими государствами по поводу использования централизованных денежных фондов. Согласно БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

К основным задачи управления расходами бюджета относятся о пределение политики, целей и ресурсов для их достижения, распределение этих ресурсов и обеспечение выполнения конкретных задач наиболее эффективным способом.

 

Функциональная классификация расходов бюджетов (ФКРБ) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первый уровень ФКРБ Российской Федерации – это разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

ФКРБ РФ включает разделы:

Ø Государственное управление и местное самоуправление.

Ø Судебная власть.

Ø Международная деятельность.

Ø Национальная оборона.

Ø Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

Ø Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Ø Промышленность, энергетика, строительство.

Ø Охрана окружающей среды и природных ресурсов...

Ø Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика.

Ø Жилищно-коммунальное хозяйство.

Ø Образование.

Ø Культура. искусство и кинематография.

Ø Средства массовой информации.

Ø Здравоохранение и физическая культура.

Ø Социальная политика.

Ø Обслуживание государственного долга и т.д.

 

Второй уровень - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Третий уровень - целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов ФКРБ.

Четвертый уровень - виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов (ЭКРБ) - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На основе ЭКРБ составляются сметы бюджетных учреждений.

Статьи ЭКРБ:

 

Текущие расходы: Капитальные расходы Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения:
Ø выплаты процентов Ø капитальные вложения в основные фонды Ø предоставление кредитов (бюджетных ссуд)
Ø субсидии и текущие трансферты Ø создание государственных запасов и резервов Ø предоставление госкредитов правительствам иностранных государств
Ø оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом Ø приобретение земли и нематериальных активов Ø возврат госкредитов правительствами иностранных государств
Ø капитальные трансферты Ø итого расходов

 

К т екущим расходам относится часть бюджетных средств, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки нижестоящим бюджетам и отдельным отраслям экономики.

Капитальные расходы – это часть бюджетных расходов, обеспечивающая инновационную, инвестиционную деятельность. Это расходы, связанные с расширенным воспроизводством и при осуществлении которых создается (увеличивается) государственное и муниципальное имущество.

 

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ (ВКРСФ) является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов ФКРБ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов ЭКРБ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов (ВКРМБ) представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов ФКРБ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов ЭКРБ.

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

 

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФДБ) является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Статьи КИФДБ:

 

Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов
Ø Финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБР и изменения остатков средств бюджета Ø Кредиты международных финансовых организаций
Ø Государственные ценные бумаги Ø Кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ
Ø Бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов Ø Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ
Ø Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней Ø Изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте
Ø Прочие источники Ø Прочее внешнее финансирование

 

В процессе бюджетное регулирования используются различныеформы и методы распределения бюджетных доходов между органами власти разных уровней. В целом эффективность межбюджетных отношений зависит от оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования, которое осуществляется с помощью горизонтального и вертикального выравнивания.

 

В процессе вертикального выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями по вертикали. С одной стороны, предполагается распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, т.е. выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними выбора обязательных государственных нужд.

С другой стороны, выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия их в общенациональных налогах при распределении налогового потенциала страны.

Соответственно целью бюджетного вертикального выравнивания является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти и в первую очередь расходных полномочий.

 

Целью горизонтального выравнивания является обеспечение единого уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Одной из основных форм горизонтального выравнивания в международной практике является система бюджетных грантов – форм перераспределения части денежных средств, мобилизованных в доходы государственного бюджета. Бюджетные гранты подразделяются следующим образом:

 

Категориальные гранты Блочные гранты
- выделяется территориям для использования на конкретные цели, определяемые органом, передающим средства: - не имеет целевого характера, поступает в полное распоряжение территориального органа власти и используется по своему усмотрению (в РФ блочным грантом является дотация)
Долевые гранты Недолевые гранты
- регион обязан участвовать в выполнении той программы, на которую выделяется грант за счет собственных источников доходов (в РФ это субсидия) Субъект, получивший его, осуществляет расходование средств в соответствии с принятой программой, но сам финансово в ней не участвует (в РФ это субвенция).

 

Бюджетные классификации используются в бюджетном планировании, при составлении и утверждении проектов бюджета (федеральный бюджет утверждается в трех чтениях Государственной Думой, затем – Советом Федерации и в заключении – президентом России; существуют соответствующие механизмы составления и утверждения региональных и местных бюджетов – по уровням бюджетной системы РФ).

Исполнение бюджета осуществляется Федеральным казначейством России и предполагает процедуры санкционирования списания средств с единого бюджетного счета и прямого финансирования распорядителя средств (бюджетной организации). При этом в ходе исполнения бюджета на различных уровнях бюджетной системы РФ могут возникать (по объективным и субъективным причинам) трудности и проблемы, требующие межбюджетного регулирования, включая различные формы и виды бюджетных трансфертов: дотации, субвенции, субсидии.

Дотация – денежные средства, предоставляемые из бюджета в безвозмездном и безвозвратном порядке на финансирование текущих расходов получателя, без указания цели их использования.

Субвенция – денежные средства, предоставляемые из бюджета на обусловленные цели в безвозвратном порядке в течение определенного срока.

Субсидия – средства из бюджета, выде6ляемые в безвозмездном и безвозвратном порядке на условиях долевого финансирования определенных мероприятий.

 

Внебюджетные фонды - одно из звеньев финансовой системы страны. С их помощью осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) в интересах органов государственной власти.

Внебюджетные фонды обладают рядом отличий от бюджета:

Ø Внебюджетные фонды запланированы органами государственной власти и имеют строгую целевую направленность.

Ø Денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджетный план.

Ø Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не включаются в состав бюджетов и не подлежат расходованию на цели, прямо не предусмотренные соответствующим законом.

Источники формирования внебюджетных фондов могут быть различные:

  • Обязательные платежи, которые могут выступать в виде налогов и страховых платежей.
  • Бюджетные ассигнования, как целевые, так и нецелевые.
  • Средства от использования или продажи собственного имущества, добровольные взносы и пожертвования.
  • Заемные средства в различных формах.

 

Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) России – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав на пенсионное обеспечение (ПФР), социальное обеспечение и страхование (ФСС РФ), охрану здоровья и медицинскую помощь (ФОМС).

По каждому из ГВФ составляется и принимается федеральный закон о бюджете соответствующего фонда, контроль за исполнением которого осуществляет, прежде всего, Счетная палата РФ.

 

Финансовый контроль

 

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных органов и/или хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, разумности и минимизации расходов и затрат по видам деятельности.

В ряду основных функций финансового контроля можно отметить:

v Определение состояния учета использования материальных ценностей и денежных средств.

v Выявление характера совершенного правонарушения (недостача, растрата и др.) и лиц, виновных в его совершении.

v Установление основных причин и условий, способствующих правонарушению.

v Определение мер по совершенствованию учета использования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и устранению причин, способствующих злоупотреблениям.

v Решение вопроса о привлечении виновных к ответственности.

 

Также в любой системе финансового контроля, создаваемой как на макроуровне (на уровне государства), так и на микроуровне (для отдельного хозяйствующего субъекта), должен действовать механизм реализации базовых принципов финансового контроля, в числе которых выделяются:

Ø Независимость

Ø Объективность и компетентность

Ø Гласность

Ø Результативность

Ø Обоснованность и доказанность информации в актах проверок и ревизии

Ø Превентивность

Ø Презумпция невиновности

Ø Согласованность действий контрольных органов

Ø Четкость и логичность предъявляемых контролерами требований

Ø Неподкупность субъектов контроля

 

Следует подчеркнуть, что существуют и применяются на практике различные классификации финансового контроля, но при этом обычно в качестве классификационных признаков (критериев классификации) упоминается время проведения, содержание контроля и субъектность контроля (см. Табл.3).

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.193 с.)