Классификация расходов компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация расходов компании



 

Классификационный критерий (признак) Виды расходов
q 1. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия ü Расходы по обычным видам деятельности ü Прочие расходы
q 1.1. Расходы по обычным видам деятельности ü По функциональному назначению ü По экономическому содержанию: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды (ЕСН); - амортизация основных фондов.
q 1.2. Прочие расходы ü Операционные ü Внереализационные ü Чрезвычайные
q 2. По калькуляционным статьям ü Сырье и материалы ü Топливо и энергия ü Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих ü Единый социальный налог ü Расходы на подготовку и освоение производства ü Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования ü Цеховые расходы ü Общезаводские расходы ü Прочие производственные расходы ü Итого производственные затраты ü Коммерческие расходы ü Итого полные затраты
q 3. По характеру участия в производстве ü Основные расходы ü Накладные расходы
q 4. По изменяемости в зависимости от объемов производства ü Постоянные ü Переменные
q 5. По способу включения в расходы на производство ü Прямые ü Косвенные

 

Приведем ряд примеров классификации расходов по статьям затрат по изменяемости в зависимости от объемов производства и по способу включения в расходы на производство.

 

Сырье n Почти идеальная статья переменных издержек, т.к. кол. сырья, и, следовательно, его стоимость прямо зависит от объема выпуска.   n Идеальная статья прямых издержек, т.к. компания закупает только то сырье, которое нужно для производства определенной продукции. Поэтому эту статью издержек можно отнести на продукцию, по которой она образуется.   n Однако рост объема выпуска может создать лучшие условия для закупки, тем самым уменьшая стоимость единицы продукции. Зависимость этой статьи от объема выпуска не может быть совершенно линейной.
Электроэнергия для станков (производственного оборудования) n Переменная, т.к. зависит от роста производства: чем больше объем выпуска, тем больше энергии требуется.   n Теоретически прямая, т.к. расходы на энергию должны относиться к каждому виду продукции в соответствии с требуемым количеством для выпуска единицы продукции.   n Однако энергию иногда трудно отслеживать: здесь требуются методы распределения для оценки ее доли на каждый продукт. Этот метод распределения издержек превращает ее тогда в статью косвенных издержек.
Электроэнергия для отопления n Постоянная, т.к. обогрев зданий не зависит от объема выпуска.   n Косвенная, т.к. эта статья накладных расходов образуется независимо от вида производимой продукции, и ее практически нельзя отнести к определенному виду.
Зарплата гендиректора n Постоянная.   n Косвенная.
Зарплата торгового агента n Постоянная, ибо не зависит от объема производства или сбыта (зарплата – это постоянная часть вознаграждения, к которой обычно добавляются комиссионные в качестве переменной части).   n Обычно косвенная, т.к каждый агент продает несколько видов продукции. Его зарплату нужно распределять по продаваемой продукции (при продаже одного вида продукции его зарплата попадает в прямые издержки).
Комиссионные торгового агента n Переменная, ибо комиссионные обычно пропорциональны объему продаж агента.   n Косвенная (сравните с зарплатой агента).
Расходы на социальные объекты n Постоянные, т.к. не зависят от производственной деятельности.   n Косвенные, потому что не относятся к какому-либо виду продукции.
Амортизация станочного парка (производственного оборудования0 n Обычно постоянная, ибо остается постоянной в течение каждого года независимо от производства.   n Однако амортизация станков происходит быстрее, если они используются на полную мощность. Амортизация может стать полупостоянной статьей и вести себя либо ступенчато, либо имеет постоянную и линейную составляющие.   n Прямая, ибо относится к производству конкретного продукта. Прекращение выпуска продукции означало бы продажу станка и ликвидацию этой статьи расходов.
Амортизация станочного парка коммерческой деятельности (упаковка) n Обычно постоянная, ибо остается постоянной в течение каждого года независимо от производства.   n Однако иногда бывает косвенная, ибо используется для всей продукции. Поэтому ее нельзя отнести к одному виду продукции.
Расходы по доставке товара n Обычно переменные, ибо зависят от объема сбыта.   n Обычно прямые, ибо транспортные расходы могут быть отнесены к той или иной продукции.   n Однако иногда заказ нескольких видов продукции может ограничить возможность разделения затрат.
Зарплата производственного персонала n Обычно постоянная, ибо оплата труда не всегда зависит от уровня производства из-за давления профсоюзов и законов, ограничивающих увольнения.   n Однако, если компания прибегает к временному найму, или работа является гибкой, эта статья становится переменной, а при сверхурочной работе – полупостоянной.   n Прямая, ибо большую часть времени производственный персонал занят производством конкретного вида продукции.
Зарплата руководителей производства n Постоянная (кроме временной и сверхурочной работы).   n Обычно косвенная, ибо контрольный персонал работает с несколькими видами продукции

 

В ряду основных методов учета затрат по товарно-материальным ценностям (ТМЦ) различают методы ФИФО и ЛИФО.

Метод ФИФО — товарно-материальные ценности (ТМЦ) отражаются в балансе по первоначальной цене приобретения. Этот метод завышает прибыль фирмы при инфляции, увеличивает налоговые платежи, финансовые показатели, повышая имидж предприятия и упрочивая его положение на финансовом рынке.

Метод ЛИФО — используется последняя цена приобретения ТМЦ (товарно-материальных запасов, которые входят в состав оборотных активов фирмы). Этот метод позволяет более точным образом определить себестоимость реализованной продукции, сглаживать отрицательное влияние инфляции. Он занижает полученную фирмой прибыль и финансовые результаты деятельности, способствует снижению налоговых платежей.

Расходы предприятий, определяемые для целей налогообложения – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

К основным методам прогнозирования и планирования затрат относятся:

 

Таблица 18

Методы прогнозирования и планирования затрат

 

Прогнозирование затрат Планирование затрат
Метод, основанный на прогнозировании предложения, спроса и цен Факторный метод
Метод, основанный на прогнозировании эластичности спроса на сырье, материалы, энергию и др. Планирование затрат в системах “стандарт-костинг” и “директ-костинг”
  Планирование с учетом предельных (маржинальных) издержек и др.

 

Эластичность спроса (Ер) — это соотношение цены и объема реализации, когда потери, возникающие в результате снижения цен (или объема реализации), покрываются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации (или роста цен). Иными словами. величина Ер показывает изменение спроса в результате изменения цены товара.

Спрос неэластичен, когда потери превышают дополнительную выручку.

При единичной эластичности (Ер = 1) потери равны дополнительной выручке.

Пример расчета величины Ер приведен в Табл. 19 [37, c.61].

Таблица 19

Расчет эластичности спроса

 

Цена товара (Р), руб. Кол. товара (Q), ед. Выручка от реализации, Q x P, руб. Изменения в спросе, % Изменения в цене, % Эластичность спроса (Ер)
      10: 20 = 50 %* 2: 8 = 25 % ** 2 ***
      10:30 = 33,3 % 2: 6 = 33,3 %  
      10: 40 = 25 % 2: 4 = 50 % 0,5
           

 

* (25 - 15) х 100 = 50 % ** (7 - 9) х 100 = 25 % *** 50: 25 = 2

(25 + 15): 2 (9 + 7): 2

 

При этом четко выводится следующая зависимость выручки от спроса:

Характер спроса При снижении цены: При росте цены:
Эластичный (Ер > 1) Выручка растет Выручка снижается
Единичная эластичность (Ер = 1) Выручка = const Выручка = const
Неэластичный (Ер < 1) Выручка снижается Выручка растет

 

Метод стандарт-костинга (standart-costing) - это нормативный метод учета затрат и финансовых результатов. Учет затрат и выручки ведется по нормативным (плановым) показателям, а отклонения от плановых норм учитываются отдельно и списываются в конце бюджетного периода на соответствующую стадию финансового цикла, в результате чего устанавливаются фактические затраты и финансовые результаты предприятия.

Отдельно ведутся счета отклонений (разницы между нормативными и фактическими затратами). Правила ведения учетных записей:

è Все записи на счетах запасов ведутся по нормативам.

è Для каждого вида отклонений выделяется отдельный счет.

è Неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих счетов, благоприятные – по кредиту.

è В конце периода все сальдо на счетах отклонений должны быть распределены на незавершенное производство, запасы готовой продукции и себестоимость реализованной продукции пропорционально остаткам на счетах, отражающих эти величины.

Пример 1: пятиуровневое описание природы отклонения. 01.03.02.24.17 – код сбоя вследствие замены в процессе производства одного материала другим, вызванного невыполнением поставщиками плана договорных поставок и, как следствие, незавозом материала на склад предприятия:

01 – код статьи «Материалы»;

03 – замена одного материала другим;

02 – отсутствие материала на складе;

24 – невыполнение поставщиками плана поставок;

17 – незавоз материала службой снабжения на склад.

 

Пример 2: отклонения по бюджету закупок одновременно влияют на:

Ø Увеличение балансовой стоимости МОР (счет 10).

Ø Увеличение фактического бюджета производственных затрат по сравнению с планом (счет 20).

Ø Повышение себестоимости выпуска (счет 43).

Ø Увеличение себестоимости реализации (счет 90).

Метод директ-костинга (direct-costing) представляет собой концепцию учета, при которой исчисление себестоимости по видам продукции производится на основе только переменных затрат. Постоянные затраты трактуются как периодические.

Соответственно накладные расходы в части постоянных затрат (общехозяйственные и общие коммерческие расходы) не включаются в себестоимость реализации отдельных видов продукции и погашаются из брутто-прибыли или совокупного маржинального дохода (contribution margin), исчисляемой как разница между выручкой от реализации и прямыми затратами.

Законодательно установленная форма № 2 (отчет о финансовых результатах и их использованию) как раз и основывается на применении принципов системы «директ-костинг».

Директ-костинг имеет два крупных преимущества перед традиционной системой распределения всех косвенных затрат (absorption costing):

v Применение метода директ-костинг позволяет определить себестоимость предельной единицы продукции (равной прямым затратам) и на основе этого проводить так называемый анализ убыточности (break-even analysis)- анализ экономии постоянных расходов при различном объеме производства и продаж по видам продукции, являющийся частным случаем CVP-анализа (анализа «издержки-объем-прибыль). Иными словами, директ-костинг дает необходимую информацию для расчета оптимального объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.

 

v При этом методе достигается существенная экономия средств на ведении учета на предприятии, т.к.задача распределения постоянных накладных расходов по видам продукции здесь вообще не стоит.

 

Предельные (маржинальные) издержки - это прирост издержек в результате прироста дополнительной единицы продукции:

Предельные издержки = Прирост издержек: Прирост выпуска продукции

Например (см. Табл. 20 и 21), при увеличении выпуска продукции с 2 до 3 ед., предельные издержки составляют 20 долл. = (148 – 128): (3 – 2).

Таблица 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.022 с.)