Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды финансово-правовых нормСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ряду общих принципов осуществления финансовой деятельности можно выделить:
Необходимо подчеркнуть, что принцип гласности имеет исключение: не публикуются в открытой печати и не освещаются в СМИ те статьи федерального и региональных бюджетов, которые относятся к сведениям, подпадающим под федеральный закон «О государственной тайне» (детальная информация о финансовом обеспечении обороноспособности страны, внешней разведке и т.п.). Что касается принципа федерализма, то в настоящее время идет усиление финансовых потоков, идущих в центр, растет доля федерального бюджета (по состоянию на IY квартал 2010 года – около 54 %) и уменьшается удельный все региональных и местных бюджетов (46 %) в общем объеме бюджетного финансирования. Это – естественный процесс, связанный с укреплением вертикали власти; по мере передачи «наверх» властных полномочий должно усиливаться и их финансовое обеспечение. Среди методов осуществления финансовой деятельности следует разделять методы собирания денежных средств («как мы деньги собираем») и методы распределения и использования денежных средств («как мы тратим собранные деньги»):
Безусловно основным методом сбора денег в бюджеты всех уровней является налоговый метод. При этом нельзя признать российскую налоговую систему достаточно эффективной, она носит ярко выраженный фискальный (а не стимулирующий экономику) характер. В качестве основных недостатков можно отметить большое число налогов, сложность исчисления и представления в бюджет налоговых платежей (особенно – НДС, да и налога на прибыль), наличия большого числа налоговых льгот при одновременной излишней бюрократизации их получения в налоговом органе. Как итог – недостаточная собираемость налоговых платежей (по данным Минфина и Счетной палаты России – менее 75 %, хотя в ведущих развитых государствах эта цифра колеблется в диапазоне 92–98 %). В то же время отечественная налоговая система признается экспертами (включая зарубежных специалистов) достаточно гибкой, оперативно реагирующей на изменения в текущей рыночной ситуации внутри страны. Налоговая система РФ является основой бюджетного планирования и, в целом, оправдывает это свое предназначение. Метод добровольного привлечения денежных средств достаточно часто использовался в нашей стране как инструмент привлечения дополнительных финансов в бюджет. При этом реализация данного метода связана с использованием административного ресурса, по этой причине в ряде случаев он становился своего рода «добровольно-принудительным» механизмом изъятия денежных средств (особенно этим страдают региональные власти различных уровней). Данный метод не дает полной гарантии привлечения запланированных финансов, также не всегда четко поставлен контроль за использованием полученных сумм. Вместе с тем, добровольное привлечение денежных средств не требует от государства каких-либо значительных трат по сбору этих средств (в отличие от налогов). Обязательное страхование предполагает поступления в государственные внебюджетные фонды (ГВФ), как то Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) РФ. Также сюда же можно отнести те суммы, которые граждане и организации (компании) уплачивают в бюджет по страхованию ответственности на атомных станциях, грузовых перевозок по госзаказам и в ряде других случаев, предусмотренных российским законодательством. Пожалуй самым неэффективным методом собирания денежных средств является эмиссия денег. Да, таким путем можно напечатать любое количество денежных купюр и тем самым покрыть любые потребности бюджета – но неконтролируемая эмиссия ведет к снижению покупательной способности рубля, обесценению национальной валюты и резкому росту цен. В ряду методов распределения и использования денежных средств надо выделить финансирование как основной метод обеспечения финансовой деятельности государственных предприятий, организаций и учреждений (имеется в виду прямое директивное финансирование госсектора экономики по утвержденным бюджетным сметам и планам). Кредитование как распределительный метод применим как для государственных, так и для негосударственных (коммерческих) хозяйствующих субъектов. Подробнее кредитно-банковская система, включая формы кредитования рассматривается в IY-й главе. Выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей и т.п. носят социальный и целевой характер и имеют во всех случаях правовое и нормативное обоснование. Хотя и следует признать такие выплаты достаточно тяжелой нагрузкой для бюджета, особенно в условиях мирового финансового и экономического кризиса. Метод расчетов предполагает проведение расчетов и взаиморасчетов юридических лиц между собой (в основном – в безналичной форме), а также расчетов хозяйствующих субъектов с собственными работниками, другими гражданами и государством в лице налоговых и финансовых органов. Финансовая система России включает три блока, каждый из которых, в свою очередь состоит из отдельных элементов (финансовых составляющих – см. Табл.2). Таблица 2 Финансовая система России
Ведущую роль в финансовой системе нашего государства играет федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, причем, как уже было отмечено выше, их роль постоянно возрастает. Государственный бюджет – это: è Централизованный фонд финансовых ресурсов. è Финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. è Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Необходимость использования бюджета связана с необходимостью распределения валового внутреннего продукта (ВВП) между сферами экономики, а также с необходимостью концентрации в руках государства значительной части ВВП, что требуется для выполнения его задач и функций. Бюджет является специфической финансовой категорией, которая выражает отношение государства с юридическими и физическими лицами. Специфичность, в свою очередь. выражается в том, что обязательным участником бюджетных отношений является государство. Отметим, что бюджетный период в России соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), в США – с 1 октября по 30 сентября.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды - централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельным сметам. Источниками бюджетного права в РФ являются: 1. Конституция РФ. Определяет предметы ведения РФ. Субъектов РФ и совместного ведения (глава Ш). Закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет (ст.132). 2. Бюджетный кодекс РФ. Утвержден федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.1998. Включает 5 частей: Ø Общие положения. Ø Бюджетная система РФ. Ø Бюджетный процесс в РФ. Ø Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Ø Заключительные положения. 3. Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» № 115-ФЗ от 15.08.1996. 4. Налоговый кодекс РФ (в 2-х частях). 1-я часть утверждена федеральным законом № 146-ФЗ от 31.07.1998, 2-я часть – федеральным законом № 115-ФЗ от 05.08.2000. 5. Законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований).
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.007 с.) |