Безналичный и наличный денежный оборот. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безналичный и наличный денежный оборот.



Формы безналичных расчетов

Безналичный оборот – это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны.

В безналичных расчетах находит свое выражение безналичный денежный оборот. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения.

Безналичные расчеты в основном свойственны юридическим лицам.

Размер безналичного обращения зависит от объема товаров в стране, уровня цен, расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений.

Объем денежного обращения также зависит от скорости обращения денег – показателя интенсификации их движения при функционировании в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные методы. В основном исчисляются два показателя скорости оборота денег:

Ø Показатель скорости обращения в кругообороте доходов – отношение ВВП или национального дохода к денежной массе. Этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития.

Ø Показатель оборачиваемости денег в платежном обороте – отношение суммы переведенных средств по банковским счетам к средней величине денежной массы.

 

В условиях развития рыночных отношений можно выделить следующие основные принципы организации безналичных расчетов:

è Осуществление безналичных расчетов по счетам, которые открываются банковскими клиентами для хранения и перевода средств. Хозяйствующими субъектами в банке могут быть открыты: расчетные, текущие, бюджетные, специальные счета, а также внесены срочные вклады (депозиты). Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.

è Право свободного выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах.

è Перечисление средств по счетам предприятий производится по поручению плательщика или с его согласия (акцепта).

è При недостаточности денежных средств списание их со счетов производится в определенной законом очередности.

 

Порядок безналичных расчетов в России определен Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П.

Принципы, регулирующие безналичные расчеты во внутреннем обороте России:

  1. Правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия (обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества).
  2. Осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.
  3. Поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.
  4. Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.
  5. Срочность платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств.
  6. Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. (предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль).
  7. Имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий.

 

Платежи между юридическими лицами в подавляющем большинстве случаев осуществляется безналично. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства в банке. Расчеты осуществляются только через банк. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товара, либо вслед за ней.

Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты. Поручение на зачисление и списание средств называется авизо. Оно бывает кредитовое (зачисление средств) и дебетовое (списание средств). Юридические лица для расчетов открывают расчетные, текущие, депозитные и валютные счета.

Открытие банком счета клиенту и предоставление ему услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляются на основании заключения между банком и клиентом договора банковского счета. По этому договору банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту, денежные средства, а также выполнять его поручения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, проводить другие операции по счету.

На оплату счета требуется согласие клиента – акцепт. Акцепт бывает положительным и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Клиент вправе открывать в банках необходимое ему количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте. В соответствии с договором банковского счета клиент обязуется:

v Соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций.

v Предоставлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетности, другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания.

Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем предоставления банку документов. Предусмотренных законом, в соответствии с банковскими правилами и договором банковского счета.

В договоре может быть определено, что распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, будет осуществляться путем представления расчетных документов в электронной форме, а также с использованием иных видов связи, например факса.

 

Оплата счетов производилась в следующей очередности:

Ø Платежи по решению суда.

Ø Заработная плата.

Ø Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Ø Остальные платежи, которые осуществлялись в порядке календарной очередности поступления в банк платежных документов.

Конституционный суд РФ принял решение об изменении очередности платежей: сначала должны быть уплачены налоги в бюджет и внебюджетные фонды, а потом – заработная плата.

Формы расчетов – это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. В соответствии с действующим законодательством в современных условиях применяются следующие формы безналичных расчетов:

n Платежные поручения.

n Платежные требования-поручения.

n Аккредитивы.

n Чеки.

n Инкассо.

n Векселя.

Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются ими самими в хозяйственных договорах.

 

Расчеты платежными поручениями – форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающее его учреждение банка расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя в срок, предусмотренный законодательством или установленный в соответствии с ним в этом или ином банке. Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на его счете. Для совершения платежа может быть также использована ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

При предварительной оплате товаров расчеты совершаются по следующей схеме:

è Заключается договор о поставке товаров (оказании услуг) с предварительной оплатой.

è Покупатель представляет в свой банк платежное поручение.

è Банк покупателя списывает деньги со счета покупателя.

è Банк покупателя переводит средства в банк поставщика на счет получателя.

è Банк поставщика зачисляет средства на счет получателя.

è Банк поставщика сообщает поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

è Поставщик отгружает товары (осуществляет поставку товара или оказывает услуги).

При последующей оплате товаров:

è Осуществляется поставка товаров (оказание услуг) поставщиком.

è Покупатель передает платежное требование в свой банк.

è Банк покупателя списывает средства со счета покупателя.

è Банк покупателя переводит средства в банк поставщика на счет получателя.

è Банк поставщика зачисляет средства на счет получателя.

è Банк поставщика извещает последнего о зачислении средств на его банковский счет.

 

По договоренности сторон платежные поручения могут быть срочными, бессрочными, отсроченными.

Срочные платежи применяются при:

v авансовых платежах (т.е. до отгрузки товара);

v платежах после отгрузки товара (т.е. путем прямого акцепта товара);

v частичных платежах при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи имеют место в рамках договорных отношений сторон без ущерба для их финансового положения.

Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком только при наличии средств на счете.

 

Преимущество расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают:

  • Относительно простой и быстрый документооборот.
  • Максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа.
  • Возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров и услуг.

В общем объеме безналичных расчетов эта форма составляет свыше 60 %.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Особенности реквизитов платежного требования-поручения состоят в том, что они отражают и сумму требования получателем денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета.

 

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляется в банк покупателя.

Поступившее в банк плательщика платежное требование-поручение оплачивается покупателем только в порядке предварительного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта может быть полным или частичным, но обязательно мотивированным. Срок акцепта (полного или частичного) устанавливается в три рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов. В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежному требованию-поручению оно возвращается в банк поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован.

Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений несут плательщики.

 

Платежное требование-поручение принимается банком только при наличии средств на счет плательщика.

Расчеты платежными требованиями-поручениями, как и платежными поручениями, не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже. Такая форма расчетов способствует укреплению договорных отношений в хозяйстве, поскольку их оформление осуществляет сам получатель платежа – поставщик – сразу же после отгрузки продукции или оказания услуг. Платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика.

Аккредитивная форма расчетов: при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется осуществить по указанию клиента одно из следующих действий:

v Произвести платеж третьему лицу.

v Оплатить переводной вексель.

v Акцептовать его.

v Учесть вексель против представления получателем документов, определенных условиями аккредитива.

Поручение клиента банку выставить аккредитив оформляется в виде заявления на него, в котором предусмотрены реквизиты, установленные законодательством.

Банк, обязанный выставить аккредитив по заявлению клиента, называется банком-эмитентом. В том случае, когда получатель средств обслуживается тем же банком, что и плательщик, банк исполняет выставленный им аккредитив самостоятельно.

Если же получатель средств обслуживается другим банком, то банк-эмитент выставляет аккредитив в банке получателя, который производит его исполнение, т.е. является исполняющим банком.

 

Существуют следующие виды аккредитивов:

è Документарные.

è Денежные.

Разновидности документарных аккредитивов в РФ (Инструкция ЦБР № 14 1992 г.):

è Покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные).

è Отзывные или безотзывные.

Существуют и другие виды аккредитивов, используемые в международной практике:

è Подтвержденные (третьим банком) и неподтвержденные – револьверные (роловерные, возобновляемые).

è Трансферабельные.

è Резервные.

è Циркулярные.

 

При документарном аккредитиве обязательно должны быть представлены все документы, в строго установленные сроки, в соответствии с действующими требованиями.

 

Денежный аккредитив – документ, на основании которого клиенты банка могут получить наличные денежные средства в банке. Его в основном используют при переезде.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

 

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в нем не указано иное.

 

Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств. Разновидностью безотзывного аккредитива является подтвержденный аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.

 

Револьверные (роловерные, возобновляемые) аккредитивы предоставляют право неоднократного использования сумы аккредитива в пределах установленной квоты в течение срока действия аккредитива.

 

Получателем трансферабельного аккредитива может быть не бенефициар, а другое лицо.

 

Резервные аккредитивы открываются, но не обязательно используются.

 

Циркулярный аккредитив используется любым банком.

 

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя. Для получении средств по аккредитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех условий аккредитива и только после этого производит по нему выплаты. Выплата с аккредитива наличных денег не допускается.

Извещение о произведенном платеже и соответствующие товарно-транспортные документы отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику.

Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров.

Недостаток расчетов аккредитивами – отвлечение из оборота покупателя средств, т.к. он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

 

Участниками отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем считается лицо, выписавшее чек; чекодержатель – любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека; плательщик – банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения определяются законодательством (см. Положение о чеках, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 13.02.1992) и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

 

Различают чеки именные, предъявительские и ордерные.

Именной чек выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек на предъявителя (предъявительский чек) передается от одного лица другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной надписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Передача чека посредством индоссамента может быть совершена любому лицу. Число индоссаментов не ограничено. Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он выдан. Аваль – это дополнительная гарантия того. Что платеж будет осуществлен.

С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на денежные и расчетные. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, расчетные чеки – для безналичных расчетов. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме, а также платежное поручение на перечисление средств с его расчетного счета на отдельный счет «Расчетные чеки». Чек подлежит оплате по представлении соответствующему плательщику в течение 10 дней.

 

При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению своего клиента и за его счет получить от должника (плательщика) причитающиеся клиенту денежные средства и /или акцепт платежа. Эти расчеты осуществляются на основе инкассового поручения получателя платежа. Инкассовое поручение может быть оформлено с помощью различных расчетных документов, а также иным способом (чеком, векселем).

Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.

 

Банк, получивший от клиента инкассовое поручение, называется банком-эмитентом. Банк-эмитент, получивший поручение клиента. Вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк), направив ему при этом соответствующие документы.

Средства, списанные исполняющим банком со счета плательщика (инкассированные суммы) должны быть немедленно переданы в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить их на счет клиента. В том случае, если платеж и/или акцепт не были получены, исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта, а банк-эмитент, в свою очередь, обязан известить об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа – векселя.

Операции с векселями регламентируются Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 № 4143.

Межбанковские расчеты осуществляются путем открытия одним банком счета в другом банке, такой счет называется корреспондентским. Взаимоотношения между кредитными организациями при осуществлении расчетных операций по корреспондентским счетам регулируются законодательством и договором корреспондентского счета, заключенным между сторонами. Кредитная организация может открывать в другой организации счета «ЛОРО» и «НОСТРО».

 

В настоящее время безналичные расчеты составляют до 80 % всего денежного оборота промышленно развитых стран, и можно с уверенностью сказать, что тенденция преобладания безналичной формы расчетов будет сохраняться и в будущем.

Совершенствование платежной системы решается путем создания и развития электронной системы межбанковских расчетов, позволяющей учитывать и активно использовать возможности современной технической среды, средств телекоммуникаций и защиты информации.

Стратегия развития платежной системы РФ включает:

l Создание автоматической системы расчетов, работающей в режиме реального времени, т.е. момент списания средств должен совпадать с моментом зачисления средств.

l Совершенствование безналичных расчетов.

l Развитие расчетов пластиковыми картами, развитие технологии электронных расчетов, передачи и обработки информации.

l Платность всех услуг.

l Создание системы расчетов вне Банка России в виде:

- негосударственных расчетных и клиринговых систем (только по лицензии ЦБР);

- корреспондентских счетов типа «ЛОРО» и «НОСТРО» между коммерческими банками;

- расчетов через третий банк – расчетный банк (по разрешению ЦБР и под его контроль).

 

Алгоритм (технология) осуществления различных форм безналичных расчетов выглядит следующим образом:

 

Расчеты платежными поручениями:

è 1. Заключение договора на поставку продукции (оказание услуг) между поставщиком и покупателем.

è 2. Отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком покупателю.

è 3. Выписка платежного поручения плательщиком (покупателем) в соответствии с условиями договора (авансовый платеж, прямой акцепт, частичные платежи).

è 4. Предъявление плательщиком (покупателем) платежного поручения в банк покупателя (в течение 10 дней со дня выписки, так как предъявляемое в банк поручение действительно в течение 10 дней, но на практике в отдельных случаях используются безотзывные поручения, т.е. на неопределенный срок).

è 5. Перечисление средств со счета плательщика (покупателя) банком плательщика на счет поставщика в банк поставщика.

è 6. Передача покупателю банком, его обслуживающим, выписки с расчетного (текущего) счета покупателя о списании средств.

è 7. Передача поставщику банком, его обслуживающим, выписки с расчетного (текущего) счета поставщика о зачислении средств.

 

Расчеты чеками:

è 1. Заключение договора на поставку продукции (оказание услуг) между поставщиком и покупателем.

è 2. Передача покупателем в обслуживающий его банк заявления на получение чековой книжки (платежное поручение на депонирование средств).

è 3. Депонирование средств банком покупателя (перевод средств с расчетного счета на депозит).

è 4. Выдача чековой книжки покупателю обслуживающим его банком.

è 5. Отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком покупателю.

è 6. Выписка чека покупателем и передача его поставщику.

è 7. Направление поставщиком реестра чеков для оплаты в банк поставщика.

è 8. Выставление банком поставщика, требования на оплату в банк покупателя.

è 9. Перечисление средств (согласно предъявленному требованию на оплату) банком покупателя в банк поставщика.

è 10. Зачисление средств на счет поставщика обслуживающим его банком.

 

Расчеты с использование покрытого аккредитива:

è 1. Заключение договора между поставщиком и покупателем, предусматривающего аккредитивную форму расчетов.

è 2. Направление покупателем в обслуживающий его банк заявления об открытии аккредитива и платежного поручения на депонирование средств.

è 3. Списание банком покупателя денежных средств со счета покупателя.

è 4. Перечисление денежных средств банком покупателя, в банк поставщика.

è 5. Открытие счета “Аккредитивы...” в банке, обслуживающем поставщика, и зачисление на него перечисленных денежных средств.

è 6. Уведомление поставщика обслуживающим его банком об открытии аккредитива.

è 7. Отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком покупателю.

è 8. Представление поставщиком в обслуживающий его банк реестра счетов, отгрузочных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива.

è 9. Проверка банком поставщика соблюдения поставщиком условий аккредитива, правильности оформления реестра счетов.

è 10. Зачисление средств на счет поставщика обслуживающим его банком.

è 11. Направление банком поставщика сообщения об использовании аккредитива банку покупателя.

è 12. Уведомление покупателя обслуживающим его банком об использовании аккредитива.

 

Расчеты с использование непокрытого аккредитива:

è 1. Заключение договора между поставщиком и покупателем, предусматривающего аккредитивную форму расчетов.

è 2. Направление покупателем в обслуживающий его банк заявления об открытии аккредитива под гарантию обслуживающего банка.

è 3. Отражение банком покупателя открытия аккредитива по внебалансовому счету “Гарантии и поручительства банка”.

è 4. Направление банком покупателя банку поставщика сообщения об использовании аккредитива..

è 5. Отражение банком поставщика открытия аккредитива по внебалансовому счету.

è 6. Уведомление поставщика обслуживающим его банком об открытии аккредитива.

è 7. Отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком покупателю.

è 8. Представление поставщиком в обслуживающий его банк реестра счетов, отгрузочных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива.

è 9. Проверка банком поставщика соблюдения поставщиком условий аккредитива, правильности оформления реестра счетов.

è 10. Списание банком поставщика денежных средств с корсчета банка-эмитента (банка покупателя), выдача ему аккредитива и зачисление денег на счет поставщика.

è 11. Направление банком поставщика дебетового авизо банку покупателя.

è 12. Списание банком покупателя денежных средств со счета покупателя (при отсутствии средств на счете покупателя – выдача кредита).

è 13. Уведомление покупателя обслуживающим его банком о списании денег с его счета.

Расчеты по инкассо:

è 1. Заключение договора между поставщиком и покупателем, предусматривающего инкассовую форму расчетов.

è 2. Отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком покупателю.

è 3. Передача поставщиком товаро-спроводительной документации (ТСД) и инкассового поручения в банк поставщика.

è 4. Пересылка банком поставщика ТСД и инкассового поручения в банк покупателя.

è 5. Представление банком покупателя документов к оплате (покупателю).

è 6. Выставление покупателем платежного поручения обслуживающему его банку.

è 7. Перевод средств (выручки по данному договору) банком покупателя банку поставщика.

è 8. Платеж (зачисление средств на счет поставщика в обслуживающем его банке).

 

Расчеты платежными требованиями:

è 1. Заключение договора на поставку продукции (оказание услуг) между поставщиком и покупателем.

è 2. Выписка платежного поручения и ТСД поставщиком и предъявление этих документов в обслуживающий его банк.

è 3. Пересылка платежного поручения и ТСД банком поставщика в банк покупателя.

è 4. Предъявление покупателю платежного поручения банком покупателя.

è 5. Акцепт покупателем платежного требования или отказ от акцепта.

è 6. Передача ТСД покупателю обслуживающим его банком.

è 7. Направление банком покупателя акцептованного платежного требования в банк поставщика.

è 8. Перечисление банком поставщика средств на счет поставщика.

 

Организация наличного денежного обращения регламентируется в России Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 г. № 47.

Налично-денежный оборот организуется государством в лице центрального банка. Основными организующими звеньями в РФ являются также территориальные учреждения центрального банка и система расчетно-кассовых центров (РКЦ). РКЦ обслуживает расчетную деятельность банков, осуществляют инкассацию денег и проводят операции, связанные с денежным оборотом.

Первоначальным импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, является соответствующая директива ЦБР в РКЦ, согласно которой наличные поступают в обращение.

Из РКЦ деньги поступают в кредитные организации, а из них – на предприятия.

Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Расчеты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке. Предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в сумме 100 тыс.руб. по одному платежу за один кассовый день.

 

Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, предприятий, учреждений, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и т.д .). Использование предприятиями наличных денежных средств ограничено установленными ЦБР лимитами. Предприятие имеет право получать наличные деньги на оплату труда, хозяйственные нужды, командировочные расходы, выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные нужды.

Лимит наличных денег устанавливается предприятию банком по согласованию с руководителем предприятия. Предприятие обязано сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленного лимита в срок, согласованный с учреждением банка. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх лимита только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и пр.

 

Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи РФ, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

Основными формами наличных расчетов являются налично-денежные расчеты, расчеты кредитными и дебетными карточками.

Первая универсальная кредитная карточка появилась в США в 1949 г.. в России – в 1969 г. Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Она представляет собой пластиковую карточку, на которой указаны имя владельца, образец его подписи, шифр и срок действия карточки. Кредитная карточка – инструмент отложенной системы расчетов.

Платежная система в данном случае состоит из банков-эмитентов карт, банков-эквайреров (владельцев коммерческой сети магазинов и других точек), расчетных банков, процессинговых компаний, пользователей карточек. Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит. Магазин передает счет в свой банк и получает по нему деньги. Банк магазина получает эту сумму через расчетный банк от банка-эмитента, а последний взыскивает сумму со счета клиента. Процессинговая компания получает информацию от банка магазина, расчетного банка и банка-эмитента. Крупные банки имеют собственные процессинговые центры (например, Сбербанк РФ), мелкие банки объединяются для их создания, что сокращает расходы по обслуживанию кредитных карточек.

Для получения кредитной карточки ее будущему владельцу открывается карточный счет, вносится страховой депозит, по которому начисляются проценты. Кредитная схема предусматривает нулевой остаток на карточном счете. Все операции с карточкой записываются на кредит. Банк устанавливает ежемесячный кредитный лимит, размер которого зависит от состоятельности клиента и размеров его доходов. Для предотвращения попыток клиентов заплатить сумму большую, чем открытый для них банком кредит, используется авторизация. Это разрешение, которое должен получить у эмитента сотрудник магазина во время оформления операции. Магазин делает запрос в авторизационном центре, который подтверждает возможность или невозможность оплаты запрошенной суммы. Клиенту направляется выписка с карточного счета, в течение определенного времени (например, 25 дней) процент за кредит не начисляется, но необходимо обязательно оплатить часть долга. По прошествии установленного времени начисляется процент. За право пользования карточкой взимается определенная плата. Кредитная карточка дает возможность получать наличные деньги через банкоматы, за каждое получение наличными банк может взимать комиссионные.

Дебетная карточка имеет магнитную полосу, на которой закодирован счет владельца карточки в банке. Банк выдает дебетную карточку только при условии депонирования средств на счете владельца. В 1993 г. начали осуществляться национальные программы пластиковых платежей и наибольшее распространение получили пластиковые карточки «Юнион-кард», «STB-card». Эмблемой пластиковой карточки «Юнион-кард» явяется журавль с буквой «С» в клюве. Карточка выдается физическому лицу, подписавшему соглашение с банком-эмитентом. Владельцу карточки открывается карточный счет, который имеет статус лицевого вклада до востребования. На это счет вносится установленная сумма в рублях или иностранной валюте, часть которой блокируется в виде неснимаемого остатка и называется платежным лимитом. Вклады с карточных счетов выдаются в пределах этого лимита по первому требованию владельца карточки. Вместе с карточкой владелец счета получает персональный идентификационный номер. Счетом распоряжается только владелец карточки. При потере карточки и уведомлении банка об этом факте счет блокируется. Дебетной карточкой можно расплатиться и в рублях, и в валюте.

 

Сегодня в России, как и во всем мире, наибольшей популярностью пользуются чиповые карты, или смарт-карты. Это «умная» карточка. Благодаря встроенному микропроцессору, она может обмениваться информацией с центральным компьютером, хранить информацию о предыдущих сделках, производить платеж на ограниченную сумму без связи с эмитентом. Принципиальное отличие смарт-карты от магнитной заключается в том, что смарт-карта – это устройство не только хранения, но и обработки информации.

Все большее распространение в РФ получают дисконтные карты, которые дают скидку привилегированным группам покупателей. Критериями отбора покупателей могут быть объем и частота покупок, возраст (студенты и пожилые люди и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.155 с.)