Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценные бумаги. Фондовые операции
Современная ценная бумаг (ЦБ) имеет следующие характеристики: v Выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права v Может самостоятельно обращаться на рынке ценных бумаг (т.е. быть объектом купли-продажи) v Является источником разового или регулярного дохода Ценные бумаги выпускаются в документарной и бездокументарной форме.
При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 000 МРОТ. Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм: Ø Именные ЦБ документарной формы выпуска (именные документарные ЦБ). Ø Именные ЦБ бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ЦБ). Ø ЦБ на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ЦБ на предъявителя).
Неэмиссионная ценная бумага - это ЦБ, выпуск которой не подлежит обязательной государственной регистрации. По правам, которые удостоверяют ценные бумаги, они подразделяются на именные, ордерские и предъявительские. Производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, варранты) представляют собой контракты, которые дают их владельцам право купить или продать партию ценных бумаг через определенное время и на заранее оговоренных условиях.
Более детальная классификация ЦБ приведена в Табл. 25. Таблица 25 Классификация ценных бумаг
Теперь рассмотрим более подробно отдельные виды ЦБ. Прежде всего, это акция - тип ценной бумаги, выпущенной акционерным обществом, которая удостоверяет внесение акционером средств на развитие данного общества, дает ему право на получение части прибыли в виде дивиденда, может обращаться на рынке ценных бумаг и дает право на участие в управлении акционерным обществом. Акции имеют номинальную и курсовую стоимости. Номинальная стоимость указана на сертификате акции. Курсовая стоимость складывается ежедневно под влиянием спроса и предложения на рынке ценных бумаг.
Полная классификация акций выглядит следующим образом Таблица 26 Классификация акций
Отметим, что российское законодательство различает следующие способы эмиссии акций: v Частное размещение акций без публичного объявления и проведения рекламной компании среди заранее известного ограниченного числа инвесторов (до 500 включительно) во все время обращения данных ценных бумаг или на сумму не более 5 млн.руб. – выпуск акций путем закрытой подписки позволяет предприятию, не выходя на публичный фондовый рынок, найти стратегического партнера и таким образом привлечь долгосрочное финансирование, не обремененное краткосрочными выплатами процентов, купонов и т.п.
v Открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов или на сумму более 5 млн.руб. IPO (initial public offering) – публичное размещение акций на открытом рынке, позволяет: - привлечь инвестиции в объемах, превышающих прямое инвестирование; - значительно увеличить капитализацию предприятия; - осуществить диверсификацию собственников компании, повысить ликвидность акций; - в перспективе обеспечить дополнительный рост цены акций, улучшить имидж компании.
При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными. Общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации. В случае увеличения ставного капитала общества за счет его имущества общество должно осуществлять размещение дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров.
Объявленные акции – это предельное число акций соответствующего типа, которые могут быть выпущены компанией дополнительно к уже размещенным акциям. Количество объявленных акций фиксируется в уставе АО или принимается решением общего собрания акционеров. Количество объявленных акций никак не связано с размером уставного капитала и может быть больше или меньше его величины.
Размещенные акции – это акции, которые приобретены акционерами. В момент учреждения АО все акции должны быть размещены между учредителями, т.е. в этот период не может осуществляться открытая продажа акций. При последующих эмиссиях размещенными считаются акции, которые реализованы акционерам. Только когда акции приобретены акционерами, они попадают в категорию размещенных и учитываются в составе уставного капитала.
Полностью оплаченные акции – это размещенные акции, по которым их владелец произвел 100 %-ную оплату и средства зачислены на счета АО. Не все размещенные акции являются полностью оплаченными, т.к. может быть предусмотрена оплата акций в рассрочку. Уставом АО должно быть определено: è Количество и номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции). è Количество и номинальная стоимость акций, которые обществ вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции).
Механизм оплаты акций предполагает, что первичные акции оплачиваются в следующем порядке: 50 % от номинальной стоимости акций оплачивается в течение трех месяцев с момента регистрации общества, остальные 50 % - в течение года с момента регистрации. Дополнительно выпускаемые акции оплачиваются сразу на 100 % их номинальной стоимости.
Современный фондовый рынок использует различные виды цен на акцию: Ø номинальную цену; Ø рыночная или курсовую цену; Ø балансовую; стоимость акции; Ø ликвидационную стоимость акции.
Номинальная цена – это цена, напечатанная на бланке акции. Рыночная или курсовая цена – это цена, по которой акция покупается и продается на рынке. Балансовая стоимость акции = Чистые активы: Общее число оплаченных акций. Ликвидационная стоимость акции – это сумма, выплачиваемая владельцу акции при ликвидации АО. По префакциям – устанавливается: - в твердой денежной сумме; - в процентах к номинальной стоимости; - в р-кратной величине. По обыкновенным акциям – остаточным методом.
Частью чистой прибыли АО, подлежащей распределению среди акционеров. Является дивиденд. Величина дивидендных выплат используется при расчете курсовой стоимости (курсовой цены) акции:
Размер дивидендных выплат = Сумма дивидендных выплат (51) на одну акцию Акционерный капитал (кол.акций)
Норма дивиденда = Размер дивидендных выплат на одну акцию (52) Номинальная стоимость одной акции
Курс акции = Размер дивидендных выплат на одну акцию х 100 (53) Ставка дивиденда, %
Пример расчета курса акции (курсовой стоимости): Ставка дивидендных выплат (предлагается для утверждения на собрании акционеров Советом директоров АО) = 17 % от чистой прибыли предприятия. Сумма дивидендных выплат = 3 200 000 руб. Акционерный капитал = 8 000 акций Номинальная стоимость одной акции = 2 000 руб. Размер дивиденд. выплаты на 1 акцию = 3 200 000: 8 000 = 400 руб. Норма дивиденда = 400: 2000 = 0,2 Курс акции = (400: 17) х 100 = 2352,94 руб. (это – рыночная (текущая) цена акции, или первичная курсовая стоимость (цена) акции. Вторичная курсовая стоимость будет установлена по фактическим фондовым операциям с этой ЦБ по формуле средней арифметической взвешенной). Акционерное общество должно выбрать свой вариант дивидендной политики (dividend policy) как части общей финансовой политики АО, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями полученной им прибыли с целью обеспечения роста рыночной стоимости акций. Дивидендная политика определяет: è выбор ценных бумаг и их разновидностей (обычные, привилегированные акции, дебентурные облигации, кумулятивные и др.); è классифицирование акций по праву голоса; è операции и приемы с ценными бумагами (включая дробления, условия конвертируемости, выкупа и т.д.). При выборедивидендной политики предприятие может использовать следующие методики дивидендных выплат: Ø постоянного процентного распределения прибыли, Ø фиксированных дивидендных выплат, Ø выплаты гарантированного минимума и “экстра”-дивидендов, Ø выплаты дивидендов акциями. Основные типы дивидендной политики АО:
Механизм распределения прибыли АО в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такой алгоритм: На 1-м этапе из чистой прибыли вычитаются отчисления в резервный и другие обязательные фонды. На 2-м этапе оставшаяся прибыль распределяется на капитализируемую и распределяемую. На 3-м этапе сформированный фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала АО (дополнительное материальное стимулирование работников). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства АО по коллективному договору.
Перед выходом на фондовый рынок компания-эмитент должна тщательно отрегулировать свою эмиссионную политику (emission policy) - часть общей политики формирования финансовых ресурсов фирмы, заключающаяся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет внешних источников путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке собственных ЦБ. Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия в процессе намечаемой эмиссии этих ЦБ охватывает следующие этапы: è Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. è Определение целей эмиссии. è Определение объема эмиссии. è Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. è Оценка стоимости привлекаемого капитала. è Определение эффективных форм андеррайтинга. Следующим видом ЦБ, который подлежит нашему исследованию, выступает облигация - долговая ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство заемщика-эмитента возвратить кредитору-инвестору в оговоренный условиями выпуска срок номинальную стоимость облигации и уплатить определенный процент за пользование заемными средствами. Классификация облигаций приведена в Табл.27. В отличие от акции облигация имеет срок жизни, т.е. выпускается на определенное время, после чего погашается. У облигации различают номинальную, курсовую и выкупную стоимости. Выкупная цена называется еще ценой погашения. Облигация отличает от акции и то, что она приносит доход только в течение определенного срока и теряет свою потребительную стоимость в момент погашения. Кроме того, облигация приносит фиксированный доход, не зависимый от результатов финансово-хозяйственной деятельности эмитента.
Таблица 27 Классификация облигаций
По виду залога различают облигации: Ø с имущественным залогом; Ø с залогом фондовых ценностей; Ø с залогом оборудования; Ø с залогом транспортных средств; Ø с залогом в форме будущих налоговых платежей (обычно выпускаются муниципалитетами); Ø с залогом в виде доходов от проекта (после его реализации); Ø с гарантийными обязательствами; Ø реорганизационные облигации (эмитент не гарантирует выплату процента, а отвечает полностью по основной сумме долга).
Рейтинг облигаций характеризует их надежность. Он учитывает вероятность неплатежа, обеспечение облигаций, возможность исполнения обязательств в случае банкротства должника и другие обстоятельства. В США рейтинг корпоративных облигаций (также как и рейтинги других ЦБ, компаний и суверенных государств) определяют четыре основных рейтинговых агентства (см. Табл. 28): v Корпорация кредитных рейтингов «Даф и Фелпс» (D&P) v Фитч инвестор сервис (Fitch) v Мудиз инвестор сервис (Moody s) v Стандарт энд Пурс корпорейшн (S&P). Таблица 28
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.077 с.) |