Ценные бумаги. Фондовые операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценные бумаги. Фондовые операции



Современная ценная бумаг (ЦБ) имеет следующие характеристики:

v Выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права

v Может самостоятельно обращаться на рынке ценных бумаг (т.е. быть объектом купли-продажи)

v Является источником разового или регулярного дохода

Ценные бумаги выпускаются в документарной и бездокументарной форме.

 

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 000 МРОТ.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

Ø Именные ЦБ документарной формы выпуска (именные документарные ЦБ).

Ø Именные ЦБ бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ЦБ).

Ø ЦБ на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ЦБ на предъявителя).

 

Неэмиссионная ценная бумага - это ЦБ, выпуск которой не подлежит обязательной государственной регистрации.

По правам, которые удостоверяют ценные бумаги, они подразделяются на именные, ордерские и предъявительские.

Производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, варранты) представляют собой контракты, которые дают их владельцам право купить или продать партию ценных бумаг через определенное время и на заранее оговоренных условиях.

 

Более детальная классификация ЦБ приведена в Табл. 25.

Таблица 25

Классификация ценных бумаг

Классификационный критерий (признак) Виды ценных бумаг
Экономическая сущность · Долевые ценные бумаги (акции) · Долговые ценные бумаги (облигации) · Коммерческие ценные бумаги (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты) · Производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, варранты)
Срок привлечения инвестиционного капитала · Краткосрочные ценные бумаги (до 1 года) · Среднесрочные ценные бумаги (от 1 года до 3-5 лет) · Долгосрочные ценные бумаги (от 3-5 до 30 лет) · Бессрочные ценные бумаги (акции и облигации сроком обращения до 50 лет)
Очередность размещения · Ценные бумаги первичного рынка · Ценные бумаги вторичного рынка
Территория обращения · Региональные ценные бумаги · Национальные ценные бумаги · Международные ценные бумаги
Эмитенты · Государственные ценные бумаги · Муниципальные ценные бумаги · Корпоративные ценные бумаги · Ценные бумаги предприятий · Банковские ценные бумаги · Иностранные ценные бумаги
Способ выплаты · Ценные бумаги с постоянным доходом (акции, средне- и долгосрочные облигации) · Ценные бумаги с разовым доходом (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, краткосрочные облигации)
Виды процентных ставок · Ценные бумаги с фиксированной процентной ставкой (привилегированные акции, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, облигации с фиксированной ставкой) · Ценные бумаги с плавающей процентной ставкой (простые акции, облигации с плавающей процентной ставкой)
Способ начисления процента · Процентные ценные бумаги, содержащие условия начисления процента к номинальной стоимости, продающиеся по номиналу и погашающиеся по цене выше номинала · Дисконтные ценные бумаги - не содержащие условия начисления процента, продающиеся по цене ниже номинала, погашающиеся по номиналу
Качество · Качественные ценные бумаги, по которым существует максимальная степень возврата заимствованных средств · Ценные бумаги низкого качества, по которым степень возврата вложенных средств сравнительно невелика
Старшинство · “Старшие ценные бумаги”, заключающие в себе перспективу многократного увеличения вложенного капитала, получение регулярного дохода, право собственности и ликвидность · Ценные бумаги более низкого порядка - не обладают вышеуказанными возможностями

 

Теперь рассмотрим более подробно отдельные виды ЦБ.

Прежде всего, это акция - тип ценной бумаги, выпущенной акционерным обществом, которая удостоверяет внесение акционером средств на развитие данного общества, дает ему право на получение части прибыли в виде дивиденда, может обращаться на рынке ценных бумаг и дает право на участие в управлении акционерным обществом.

Акции имеют номинальную и курсовую стоимости. Номинальная стоимость указана на сертификате акции. Курсовая стоимость складывается ежедневно под влиянием спроса и предложения на рынке ценных бумаг.

 

Полная классификация акций выглядит следующим образом

Таблица 26

Классификация акций

Классификационный критерий (признак) Виды акций
Эмитент · Корпоративные акции · Акции предприятий неакционерной формы собственности
Способ начисления дохода · Простые (доход не фиксирован, зависит от размера чистой прибыли): - обыкновенная (простая) акция с правом голоса – доля в уставном капитале общества в соответствии с российским законодательством не может быть менее 75 % (ФЗ от 07.08.2001 № 120-ФЗ) · Привилегированные (преференциальные) (доход фиксирован, не зависит от размера чистой прибыли; владелец акции может присутствовать на собрании акционеров, но не обладает правом голоса)
Обратимость · Обратимые (конвертируемые) акции обмениваются в соответствующих пропорциях на ценные бумаги другого вида · Необратимые (неконвертируемые) акции не обмениваются на ценные бумаги другого вида
Наименование владельца акции · Именные (на сертификате акции указана фамилия акционера, сделки-купли-продажи таких акций должны регистрироваться у эмитента) · На предъявителя (фамилия акционера на сертификате не указывается, сделки купли-продажи таких акций не регистрируются у эмитента)  
Привилегированные акции: - номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % от уставного капитала общества.
Свойство сохранять начисленные дивиденды
  • Кумулятивные (гарантируют выплату ранее невыплаченных дивидендов)
  • Некумулятивные (не гарантируют выплату ранее невыплаченных дивидендов)
Право эмитента отозвать (выкупить) выпущенные акции · Отзывные (возвратные, выкупные) · Неотзывные (невыкупные)
Возможность изменения размера дивиденда · Акции с корректируемым дивидендом (дивиденд может изменяться с учетом изменения ставок по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) или ссудного процента по банковским кредитам) · Акции с некорректируемым дивидендом (размер дивиденда не изменяется в зависимости от изменения доходности по ГКО или ссудного процента

 

Отметим, что российское законодательство различает следующие способы эмиссии акций:

v Частное размещение акций без публичного объявления и проведения рекламной компании среди заранее известного ограниченного числа инвесторов (до 500 включительно) во все время обращения данных ценных бумаг или на сумму не более 5 млн.руб. – выпуск акций путем закрытой подписки позволяет предприятию, не выходя на публичный фондовый рынок, найти стратегического партнера и таким образом привлечь долгосрочное финансирование, не обремененное краткосрочными выплатами процентов, купонов и т.п.

 

v Открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов или на сумму более 5 млн.руб.

IPO (initial public offering) – публичное размещение акций на открытом рынке, позволяет:

- привлечь инвестиции в объемах, превышающих прямое инвестирование;

- значительно увеличить капитализацию предприятия;

- осуществить диверсификацию собственников компании, повысить ликвидность акций;

- в перспективе обеспечить дополнительный рост цены акций, улучшить имидж компании.

 

При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Все акции общества являются именными.

Общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации. В случае увеличения ставного капитала общества за счет его имущества общество должно осуществлять размещение дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров.

 

Объявленные акции – это предельное число акций соответствующего типа, которые могут быть выпущены компанией дополнительно к уже размещенным акциям.

Количество объявленных акций фиксируется в уставе АО или принимается решением общего собрания акционеров.

Количество объявленных акций никак не связано с размером уставного капитала и может быть больше или меньше его величины.

 

Размещенные акции – это акции, которые приобретены акционерами.

В момент учреждения АО все акции должны быть размещены между учредителями, т.е. в этот период не может осуществляться открытая продажа акций.

При последующих эмиссиях размещенными считаются акции, которые реализованы акционерам.

Только когда акции приобретены акционерами, они попадают в категорию размещенных и учитываются в составе уставного капитала.

 

Полностью оплаченные акции – это размещенные акции, по которым их владелец произвел 100 %-ную оплату и средства зачислены на счета АО.

Не все размещенные акции являются полностью оплаченными, т.к. может быть предусмотрена оплата акций в рассрочку.

Уставом АО должно быть определено:

è Количество и номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции).

è Количество и номинальная стоимость акций, которые обществ вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции).

 

Механизм оплаты акций предполагает, что первичные акции оплачиваются в следующем порядке: 50 % от номинальной стоимости акций оплачивается в течение трех месяцев с момента регистрации общества, остальные 50 % - в течение года с момента регистрации. Дополнительно выпускаемые акции оплачиваются сразу на 100 % их номинальной стоимости.

 

Современный фондовый рынок использует различные виды цен на акцию:

Ø номинальную цену;

Ø рыночная или курсовую цену;

Ø балансовую; стоимость акции;

Ø ликвидационную стоимость акции.

 

Номинальная цена – это цена, напечатанная на бланке акции.

Рыночная или курсовая цена – это цена, по которой акция покупается и продается на рынке.

Балансовая стоимость акции = Чистые активы: Общее число оплаченных акций.

Ликвидационная стоимость акции – это сумма, выплачиваемая владельцу акции при ликвидации АО.

По префакциям – устанавливается:

- в твердой денежной сумме;

- в процентах к номинальной стоимости;

- в р-кратной величине.

По обыкновенным акциям – остаточным методом.

 

Частью чистой прибыли АО, подлежащей распределению среди акционеров. Является дивиденд. Величина дивидендных выплат используется при расчете курсовой стоимости (курсовой цены) акции:

 

Размер

дивидендных выплат = Сумма дивидендных выплат (51)

на одну акцию Акционерный капитал (кол.акций)

 

Норма дивиденда = Размер дивидендных выплат на одну акцию (52)

Номинальная стоимость одной акции

 

Курс акции = Размер дивидендных выплат на одну акцию х 100 (53)

Ставка дивиденда, %

 

 

Пример расчета курса акции (курсовой стоимости):

Ставка дивидендных выплат (предлагается для утверждения на собрании акционеров Советом директоров АО) = 17 % от чистой прибыли предприятия.

Сумма дивидендных выплат = 3 200 000 руб.

Акционерный капитал = 8 000 акций

Номинальная стоимость одной акции = 2 000 руб.

Размер дивиденд. выплаты на 1 акцию = 3 200 000: 8 000 = 400 руб.

Норма дивиденда = 400: 2000 = 0,2

Курс акции = (400: 17) х 100 = 2352,94 руб. (это – рыночная (текущая) цена акции, или первичная курсовая стоимость (цена) акции. Вторичная курсовая стоимость будет установлена по фактическим фондовым операциям с этой ЦБ по формуле средней арифметической взвешенной).

Акционерное общество должно выбрать свой вариант дивидендной политики (dividend policy) как части общей финансовой политики АО, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями полученной им прибыли с целью обеспечения роста рыночной стоимости акций.

Дивидендная политика определяет:

è выбор ценных бумаг и их разновидностей (обычные, привилегированные акции, дебентурные облигации, кумулятивные и др.);

è классифицирование акций по праву голоса;

è операции и приемы с ценными бумагами (включая дробления, условия конвертируемости, выкупа и т.д.).

При выборедивидендной политики предприятие может использовать следующие методики дивидендных выплат:

Ø постоянного процентного распределения прибыли,

Ø фиксированных дивидендных выплат,

Ø выплаты гарантированного минимума и “экстра”-дивидендов,

Ø выплаты дивидендов акциями.

Основные типы дивидендной политики АО:

Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивидендной политики
Консервативный подход · Остаточная политика дивидендных выплат. · Политика стабильного соотношения дивидендных выплат.  
Умеренный подход · Политика стабильных размеров дивидендов · Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.  
Агрессивный подход · Политика постоянного возрастания дивидендов  

 

Механизм распределения прибыли АО в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такой алгоритм:

На 1-м этапе из чистой прибыли вычитаются отчисления в резервный и другие обязательные фонды.

На 2-м этапе оставшаяся прибыль распределяется на капитализируемую и распределяемую.

На 3-м этапе сформированный фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала АО (дополнительное материальное стимулирование работников). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства АО по коллективному договору.

 

Перед выходом на фондовый рынок компания-эмитент должна тщательно отрегулировать свою эмиссионную политику (emission policy) - часть общей политики формирования финансовых ресурсов фирмы, заключающаяся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет внешних источников путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке собственных ЦБ.

Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия в процессе намечаемой эмиссии этих ЦБ охватывает следующие этапы:

è Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.

è Определение целей эмиссии.

è Определение объема эмиссии.

è Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций.

è Оценка стоимости привлекаемого капитала.

è Определение эффективных форм андеррайтинга.

Следующим видом ЦБ, который подлежит нашему исследованию, выступает облигация - долговая ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство заемщика-эмитента возвратить кредитору-инвестору в оговоренный условиями выпуска срок номинальную стоимость облигации и уплатить определенный процент за пользование заемными средствами. Классификация облигаций приведена в Табл.27.

В отличие от акции облигация имеет срок жизни, т.е. выпускается на определенное время, после чего погашается. У облигации различают номинальную, курсовую и выкупную стоимости. Выкупная цена называется еще ценой погашения.

Облигация отличает от акции и то, что она приносит доход только в течение определенного срока и теряет свою потребительную стоимость в момент погашения.

Кроме того, облигация приносит фиксированный доход, не зависимый от результатов финансово-хозяйственной деятельности эмитента.

 

Таблица 27

Классификация облигаций

Классификационный критерий (признак) Виды облигаций
Эмитент · Хозяйствующих субъектов · Банков · Правительства · Федеральных органов управления · Муниципалитетов · Госучреждений
Способ выплаты дохода · С фиксированной купонной ставкой · С плавающей или подвижной купонной ставкой (процент выплачивается, исходя из средней базисной ставки ссудного процента за определенный период времени) · С возрастающей купонной ставкой (оговоренное в условиях обращения возрастание ставки) · Бескупонные (облигации с нулевым купоном) - продаются ниже номинальной стоимости, т.е. с дисконтом, а погашаются по номиналу · С оплатой по выбору (эмитент имеет право по условиям займа в случае недостатка денежных средств расплатиться с инвесторами облигациями нового выпуска) · Смешанного типа (сначала процент выплачивается по фиксированной, а затем по плавающей купонной ставке)
Экономическая сущность · Отзывные (с досрочным отзывом) - дают право эмитенту на отзыв из обращения ранее срока погашения с выкупом по цене чуть выше номинала · Кумулятивные ( доход может выплачиваться одновременно с погашением) · С расширением (выпускаются на короткий срок и дают владельцу право обменять их в момент выкупа на более долгосрочные обязательства) · С сужением (выпускаются на длительный срок, но могут быть погашены значительно раньше · Конвертируемые (дают владельцу право в течение срока займа обменять их на простые или привилегированные акции) Рыночный курс конвертируемой облигации определяется двумя факторами: облигационной и конверсионной стоимостью. Облигационная стоимость облигации рассчитывается как сумма ожидаемых процентных доходов и погашения основного долга, дисконтированная (т.е. уменьшенная) исходя из рыночных норм прибыли. Конверсионная стоимость облигации представляет собой совокупную рыночную стоимость обыкновенных акций, получаемых при реализации конверсионной привилегии. Положительные стороны выпуска конвертируемых облигаций для эмитента: - фиксация минимальной цены, по которой будет произведено размещение акций. Таким образом предприятие имеет возможность установить минимальную цену, ниже которой оно акции размещать не будет; - снижение процентных платежей по облигациям в виду возможности их конверсии в акции, что делает облигации более ценными.
Способ обеспечения займа · Обеспеченные ( залогом и т.п.) · Необеспеченные (выпускаются при отсутствии активов для обеспечения займа, либо при очень высоком рейтинге компании (когда залог просто не требуется)
Сроки займа · Краткосрочные (от 1 года до 3-х лет · Среднесрочные (от 3 до 10 лет) · Долгосрочные (от 10 до 30 лет) · Бессрочные

 

По виду залога различают облигации:

Ø с имущественным залогом;

Ø с залогом фондовых ценностей;

Ø с залогом оборудования;

Ø с залогом транспортных средств;

Ø с залогом в форме будущих налоговых платежей (обычно выпускаются муниципалитетами);

Ø с залогом в виде доходов от проекта (после его реализации);

Ø с гарантийными обязательствами;

Ø реорганизационные облигации (эмитент не гарантирует выплату процента, а отвечает полностью по основной сумме долга).

 

Рейтинг облигаций характеризует их надежность. Он учитывает вероятность неплатежа, обеспечение облигаций, возможность исполнения обязательств в случае банкротства должника и другие обстоятельства.

В США рейтинг корпоративных облигаций (также как и рейтинги других ЦБ, компаний и суверенных государств) определяют четыре основных рейтинговых агентства (см. Табл. 28):

v Корпорация кредитных рейтингов «Даф и Фелпс» (D&P)

v Фитч инвестор сервис (Fitch)

v Мудиз инвестор сервис (Moody s)

v Стандарт энд Пурс корпорейшн (S&P).

Таблица 28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.077 с.)