Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первое послание к Коринфянам 8Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Еще один, последний, пример, находим в восьмой главе Первого послания к коринфянам, где Павел пишет о проблеме употребления в пищу идоложертвенного, т.е. мяса, приносимого идолам. Казалось бы, не настолько уж и важная проблема, ведь сегодня мы с таким уже не сталкиваемся. Заканчивая семинарию, я знал о Коринфе и об идоложертвенном больше, чем о каком-либо ином предмете. И, доведись мне сегодня, после сорока лет преподавания, встретить человека, интересующегося данной проблемой, я смогу ответить на большее количество вопросов, чем он сумеет задать. Поверьте мне, я экипирован, как на медведя. Но таких людей очень мало. Представляет ли это восьмую главе Первого послания к коринфянам неуместной для сегодняшнего дня? Представляет, если мы не имеем никакого представления о культурной обстановке тех дней. Обратите внимание на первый стих: «Об идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание». В четвертом стихе он снова пишет: «Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто...» Но седьмом стихом оговаривает: «...но не у всех такое знание». Поэтому Павел предупреждает, что с этим вопросом надо быть очень аккуратным. Почему? Это то место, где на сцену выходит культурный контекст. Небольшое исследование открывает, что лучшее мясо в городе предназначалось для того, чтобы принести его в жертву идолам. Неудивительно, что лучшие мясные рынки и рестораны располагались сразу же возле храма. Поэтому, если бы вам хотелось пригласить кого-то на ужин с отбивной, вы бы пошли туда. Мало того, на праздниках, посвященных различным богам, жертв приносилось так много, что мясо раздавалось за бесценок бедноте. Но предположим, человек только уверовал. Представьте, что у него языческое прошлое — принесение жертв и принятие в пищу идоложертвенного мяса. И вот вы предлагаете ему на обед то же самое мясо... Фактически, вы предлагаете ему вернуться в его дохристианское прошлое. Как он будет себя чувствовать? Павел ясно говорит, что «мы знаем, что идол в мире ничто». Идолы не обладают настоящей силой, потому что они лжебоги. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, чтобы делать то, что является наилучшим для брата или сестры во Христе. Даже безвредная практика может быть преткновением для более слабого брата, сознание которого еще не изменено. Теперь, получив представление о культурном контексте, находим ли мы в восьмой главе Первого послания к Коринфянам что-нибудь актуальное сегодня? Есть ли какие-то «серые» области в современной жизни? Есть ли вопросы совести, к которым некоторые христиане относятся легко, в то время как для других они являются преткновением? Я оставлю этот вопрос открытым. Но если хотите моего совета, восьмая глава Первого послания к коринфянам — очень важный отрывок, и им ни в коем случае нельзя пренебрегать в процессе изучения Писания. Изучая его или любую другую часть Божьего Слова, убедитесь, что вы изучили фон. Воссоздайте культуру. Потому что тогда и только тогда текст оживет для вас.
попробуйте вы
Как продвигается ваше изучение первой и второй глав Книги пророка Даниила? Узнали ли вы нечто полезное о фоне во время изучения предложенных мною тем — о Данииле, Навуходоносоре, Вавилоне и снах — с использованием Симфонии? Теперь же вы можете выйти за пределы библейского текста и посмотреть на дополнительные источники, такие как библейские словари и справочники. Если у вас нет такой литературы, ее можно найти в церковной библиотеке. Некоторые из них перечислены в конце книги в разделе «Дополнительные источники». Используя один или оба вида этих источников (словарь или справочник), найдите в них те четыре пункта, которые вы уже изучили в рамках библейского текста — о Данииле, Навуходоносоре, Вавилоне и снах. Посмотрите, дают ли они дополнительную информацию, которая проливала бы свет на содержание первой и второй глав Книги пророка Даниила.
СПРАВОЧНЫЙ MAТЕРИАЛ
Один мой хороший друг работает плотником. На самом деле он невероятно одаренный мастер в работе по дереву. Я иногда даже подтруниваю над ним, когда он приходит в ко мне в гости, потому что у него всегда с собой очень много инструментов. Однажды, когда я подвозил его, он заметил: «Знаешь, профессор, чем больше у человека инструментов, тем больше шансов, что он хороший плотник». Это же правдиво и по отношению к изучению Библии. Вы можете много пройти, используя при этом только свои глаза и русский текст, но вам удастся значительно углубиться, если в процессе изучения вы прибегнете к некоторым инструментам. Поэтому пятый и последний ключ к толкованию: СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Консультация включает в себя использование дополнительных источников. Они могут пролить свет на текст, и это поможет вам лучше понять рассматриваемый материал. Нам ведь вовсе не хочется вести себя высокомерно и заявлять, что, изучая Библию, получаем ответы на все вопросы, и что Дух Святой говорит к нам так, как Он никогда и никому до этого еще не открывался. Истина состоит в том, что тысячи людей прошли по этой дороге до вас, и некоторые из них оставили после себя многое нам в помощь. Они похожи на скалолазов, которые оставляют за собой в скале «кошки», а те, кто забирается наверх за ними, могут их использовать. Используя дополнительные источники, вы будете приближаться к цели, используя вклад своих предшественников. Но вы всегда должны помнить о следующем: сначала текст Писания, а потом дополнительные источники. Если вы сразу приступите к дополнительным вспомогательным средствам, даже не взглянув на текст, вы оставите очень немного места для Слова Божьего. Поэтому, прежде чем приобретать какой-нибудь из упоминаемых ниже источников, обзаведитесь хорошей Библия для изучения (см. раздел «Как выбирать Библию»). Начните с этого. А затем, по мере продвижения, пополняйте свою библиотеку разнообразной справочной литературой. Существует пять особенно полезных инструментов, которые мне бы хотелось описать. Можно говорить и о многих других, поэтому обратитесь к разделу в конце книги под названием «Дополнительные источники». Но эти пять помогут вам начать собирать ценный набор инструментов, который очень пригодится при толковании.
Симфонии Я уже несколько раз говорил о Симфониях. Это, наверное, следующий после учебной Библии инструмент, без которого вам не обойтись. Симфония похожа на алфавитный указатель (каталог) к Библии. В ней в алфавитном порядке расположены все слова текста, к ним даны сноски о том, где они появляются, и окружающие слова, чтобы описать непосредственный контекст. Симфонию можно использовать по-разному и для достижения самых разнообразных целей. Самый обычное путь ее использования — это изучение слова. Мы уже немного говорили об этом, когда рас сматривали сравнение в главе 32, и увидим еще больше в следующей главе. Симфония также может помочь вам найти необходимый отрывок, если вы не помните, где он находится в Библии. Подобное происходит постоянно. Скажем, вы изучаете Первое послание Петра и читаете: «Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (2:25). Это явная сноска на Христа. И где-то в дальних уголках вашей памяти хранится информация о том, что Иисус был назван Добрым Пастырем. Но вы не помните, где это говорится, поэтому вы ищите слово «Пастырь» в Симфонии, и находите там сноску на Ин. 10:11: «Я Пастырь добрый». Вот вы и нашли свой отрывок. Постарайтесь приобрести полную Симфонию, а не сокращенную. Полная Симфония перечисляет все случаи употребления каждого слова текста. Две хорошие Симфонии на английском языке — Юнга и Стронга. Но у каждого солидного перевода Библии есть своя Симфония, и вам нужно купить именно ту Симфонию, которая соответствует используемому вами переводу. В противном случае, вы не найдет тех слов, которые немного по-другому переведены и отличаются от слов вашей Библии. Как я уже говорил, Симфония, наверное, самый существенный инструмент при изучении Библии. Если у вас больше ничего нет, приобретите хорошую Симфонию. Она несомненно стоит затрачиваемых на ее покупку средств.
СИМФОНИЯ НА ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ, часть III. Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Москва, 1987 г. Библейские словари Меня всегда поражало то, сколько людей охотно обращаются к словарю Вебстера (Webster) (Толковый словарь английского языка — прим. ред.), чтобы уточнить значение слова, попавшееся в книге или журнальной статье, но им даже в голову не приходит открыть библейский словарь и найти непонятное слово, с которым они сталкиваются на страницах Писания. Библейские словари содержат в себе массу ценной информации по разным предметам, и значительная ее часть весьма полезна. Дело в том, что за последние годы на библейские тексты было пролито много света, в основном за счет археологических открытий. Сейчас мы знаем о Библии больше, чем за все годы истории ее толкования. Большую часть этой информации можно найти на страницах библейских словарей. Классический словарь на английском языке — «Пояснительный словарь слов Нового Завета» (An Expository Dictionary of New Testament Words) — работа жизни ученого по имени В. Е. Вайн (W. Е. Vine). Благодаря ему вам необязательно знать греческий язык для изучения Нового Завета, потому что он дает оригинальное значение слов. Он рассказывает, что они значат, как используются, и излагает все возможные случаи их употребления. Мы прибегнем к словарю Вайна в следующей главе, когда будем говорить об изучении слов. Страница из библейского словаря Брокгауза.
Такая информация становится невероятно ценной при толковании таких отрывков как одиннадцатая глава Книги Бытие и Книги Неемии, Книги пророка Даниила, а также Книги Откровения Иоанна. Опять-таки, предположим, я столкнулся с выражением «Ковчег Завета». Что это такое? Обратившись к словарю, я узнаю, что это был священный ящик, который стоял во время еврейского поклонения Богу в месте, называемом «Святое Святых». К этой истории еще многое можно добавить. Но слово «ковчег» используется также и в рассказе о Ноевом Ковчеге — том судне, которое сохранило Ноя, его семью и животных от Потопа. Мне встречались люди, которые, увидев изображение и размеры Ковчега Завета, говорили: «Ну нет. Вы бы ни за что не засунули всех животных в эту штуковину». Если бы они хоть раз поинтересовались данным предметом и проверили употребление этого слова в Библии, то знали бы, что это было два совершенно разных ковчега.
Библейские справочники Библейские справочники чем-то похожи на библейские словари, но содержат больше дополнительной информации. Это своего рода энциклопедия в одном томе. Я часто использую «Библейский справочник» Эрдмана (Eerdman's Handbook to The Bible). Он прекрасно оформлен, содержит цветные фотографии, и в нем описано более трехсот важных библейских событий. Он рассматривает всю Библию, переходя от книги к книге, и предлагает всевозможный вспомогательный материал. Например, возможно вы хотите узнать что-то о монетах и деньгах. В библейском тексте упоминаются драхма и динарий. Как они соотносились друг с другом? Вы можете посмотреть это в словаре и даже найти пересчет их стоимости в современную волюту. Или, может, вы хотите узнать об одежде и обуви. Что носили библейские персонажи? Как выглядела их одежда? Из чего она была сделана? Вы можете обратиться к «Справочнику о жизни в библейские времена» (The Handbook of Life in Bible Times) и найти это. А как быть с едой? Во многих отрывках упоминается пища, но пища библейских времен отличалась от нашей. Вы можете поискать и найти целый раздел, посвященный еде и напиткам, блюдам и их приготовлению. Прибегнув к подобному справочному материалу и получив представление о фоне, вы начнете понимать в Писании то, что раньше от вас ускользало. Такие детали оживляют восприятие Слова Божьего. Атласы География — это наука, которая очень сильно помогает при изучении Библии. Тем не менее многие совершенно не принимают во внимание важность мест в описываемом событии. Например, города, которые посещал Павел: Антиохия, Коринф, Ефес и Рим для многих читателей просто точки на странице. А ведь это были основные культурные и административные центры той поры. Имея население в сотни тысяч жителей, далеко не однородное, эти города были настоящими космополитами, подобными современным крупным городам. Недавно я говорил с профессором из школы Айви Лиги. «Что вы преподаете», — спросил я у него. «Английскую литературу». «Фантастика, — сказал я. — И как вы справляетесь?» «Это худшее из заданий, которое у меня когда-либо было», — ответил он. «Почему?» «Потому что ко мне приходят ученики, у которых совершенно нет знаний по Библии, — объяснил он. — А как можно изучать английскую литературу, не имея основ в Библии?» Хороший вопрос. Вся классическая английская литература основана на Библии, а сама Библия не преподается... У предыдущих поколений это считалось основой знаний, но сегодня мы часто не имеем о Библии ни малейшего понятия. Однако для лучшего понимания самой Библии нужны и естественные знания. Поэтому вам нужен хороший атлас. Он помогает увидеть историю, стоящую за описываемыми в Писании местами. Один из моих самых любимых — «Атлас библейской земли» издательства «Муди» (Moody Atlas of Bible Lands). Это превосходно представленные картины и диаграммы. Он рассказывает о многом: от драгоценностей, найденных в Палестине, до вида почв. Он даст вам представление о топографии. Например, когда мы рассматривали усмирение бури в четвертой главе Евангелия от Марка, мы говорили, что Галилейское море находится на расстоянии около 210 метров ниже уровня моря. Откуда можно узнать об этом? Из такого источника, как Атлас. Другой полезный источник — «Библейский атлас в картинках» издательства «Зондерван» (Zondervan Pictorial Bible Atlas). В нем есть специальные вставки из карт, которые дают дополнительную информацию к основам географии. Есть также «Библейский атлас Макмиллана» (Macmillan Bible Atlas). Наверное, он самый точный, так как основан на современных открытиях. В конце хорошей Учебной Библии тоже будут карты. Но если вы хотите исследовать географический контекст — приобретите более полный атлас.
Библейские комментарии Доводилось ли вам слушать человека, который хорошо изучил какую-то часть Писания и думать: «Вот это да! Хотелось бы мне, чтобы он опять был рядом, когда я в следующий раз буду вникать Писание». Именно эту роль выполняют комментарии. Они предлагают вам мысли тех, кто, возможно, провел всю жизнь над изучением текста. Комментарии не проведут изучение за вас, но это прекрасное средство для оценки собственного исследования. Изданным комментариям нет числа, особенно к таким популярным книгам как Книга Псалмов, Евангелия или Послание к Римлянам. Вопрос лишь в том, с чего начать. Если вы только начинаете изучение и приступили к собиранию своей библиотечки (набора инструментов), то я предложу вам приобрести хороший одно- или двухтомный комментарий на всю Библию. Я знаю один хороший комментарий — «Комментарий библейского изучения» (Bible Knowledge Commentary), написанный несколькими сотрудниками факультета Даллаской Богословской Семинарии, в которой я преподаю. Это двухтомник, где один том посвящен Ветхому Завету, другой — Новому. Он охватывает все книги Библии — от Книги Бытие до Книги Откровения Иоанна. По каждой книге в нем представлены данные об авторе, цели написания, общем содержании, а также рассуждения по тексту, особенно о трудных отрывках. У вас может возникнуть желание обратиться к более подробному комментарию по какой-то из книг Библии в дополнение к общему комментарию. Например, серия под названием «Комментарии по Ветхому Завету» издательства «Тиндэйл» (Tyndale Old Testament Commentaries) включает том по Книге Екклесиаста. Вам когда-нибудь удавалось понять всю глубину значения этой книги? Возможно, вам даже предлагали проповедовать по ней, но вы недостаточно о ней знали, чтобы делать это. Такой небольшой комментарий поможет вам справиться с подобным заданием. Хотя может вы готовы к чему-то более глубокому и детальному. Тогда вы можете попробовать «Библейский толковый комментарий» (Expositor's Bible Commentary), двенадцатитомник д-ра Франка Гебелейна (Dr. Frank Gabelein). Вы можете начать с того тома, который отвечает вашим нуждам на данный момент, а затем переходить к следующим по мере продвижения по книгам Библии. Хочу отметить и то, что комментарии могут быть как благословением, так и проклятием для библейского изучения. Негативная сторона их использования — это склонность ими ограничиваться вместо того, чтобы ближе знакомиться с текстом. Также чрезмерная зависимость от комментариев вредит развитию личного мастерства в толковании Писания. В комментариях нет ничего плохого, но помните, что это просто мнение одного человека. И, конечно, они несовершенны. В то же время, ученый, посвятивший свою жизнь исследованию библейского текста, часто может помочь вам преодолеть некоторые барьеры непонимания. Его комментарии также помогут вам оценить собственное изучение. Дополнительные источники Я мог бы и дальше перечислять дополнительные источники и вспомогательные средства для изучения Библии. Есть несколько доступных периодических изданий по археологии, как, например, «Библейский археологический обзор» (Biblical Archaeology Review). Эти издания написаны доступным языком и располагают полезной информацией об исследованиях, касающихся библейского изучения. Еще одна область для вспомогательного изучения — обширное собрание литературы, сохранившейся с библейских времен. Современные данные по истории, политике, законе, драме, поэзии Древнего мира привносят множество деталей в наше представление о культуре тех дней. В связи с этим, возможно, вы захотите справиться об исторических исследованиях более древних ученых, как, например, труды Вилли Дюранта (Will Durant) о Риме и Греции или классика Альфреда Эдершейма (Alfred Edersheim) «Жизнь и время Иисуса Мессии» (The Life and Times of Jesus the Messiah). Вам может пригодиться взгляд на сравнительную историю — «Диаграмма истории» (The Timetables of History) Бернарда Грюна (Bernard Grun) — гигантская линия времен, пронизывающая столетия. Вы найдете более исчерпывающий список вспомогательного материала в конце книги в «Дополнительных источниках».
НАЧНЕМ Перед вами простирается целый океан доступных и полезных источников. Итак, с чего же начать? Каким из них следует воспользоваться в первую очередь? Я предлагаю вам начать с хорошей Библии для изучения и Симфонии. Я понимаю, что это материальные затраты. Однако даже эти книги сами по себе уже неплохо экипировали бы вас на изучение. У вас бы был текст Писания и список всех его слов. Вы могли бы свободно передвигаться по библейскому тексту, используя навыки, которые приобрели, упражняясь в наблюдении и толковании. А если бы вы позднее приобрели хороший библейский словарь или библейский справочник, а также атлас и простой однотомный комментарий, вы бы были вообще в курсе всех достижений библейской науки. У вас был бы основной инструментарий и стартовая библиотека, с помощью которой уже можно многого достигнуть. Со временем ее можно пополнять. С этим минимумом средств вполне можно если не выучить самостоятельно богословие, то, по крайней мере, стать неплохим проповедником, приступив к личному исследованию Библии. При этом пусть вас не смущает такое скромное начало, потому что даже выдающиеся толкователи придерживаются правила: не слишком полагаться на дополнительную информацию. В этом смысле Библия и Симфония незаменимы. Использование дополнительных библейских источников не должно заменять личного изучения Библии, а должно скорее стимулировать его. Порядок всегда тот же: сначала Божье Слово, а потом дополнительные источники.
попробуйте вы
Раньше вы работали с Симфонией, изучая первую и вторую главы Книги пророка Даниила, в последнем задании вы обратились к библейскому словарю и библейскому справочнику. А сейчас вам предстоит рассмотреть два других дополнительных источника: атласы и комментарии. Найдите атлас, в котором бы был показан Вавилон времен Навуходоносора. Где он находился по отношению к Израилю? Какая страна в наше время занимает эту территорию? Какое положение на мировой арене занимало Вавилонское царство? Обратитесь также к общему комментарию по Ветхому Завету и к специальному (однотомному) комментарию по Книге пророка Даниила. На какие ваши вопросы они отвечают? Какую дополнительную информацию они дают? Возможно, вам захочется вернуться к библейскому словарю или библейскому справочнику и посмотреть дополнительные разделы, относящиеся к тексту, по вопросам правительства (см. Кир), халдеям, зиккурату или пищевому рациону Вавилона.
ПЕРЕХОДИМ К ТЕРМИНАМ
В одном из мультфильмов Гари Ларсона «Далекий подход» (Far side), во время концерта в центре симфонического оркестра сидит человек, играющий на валторне. Указывая на нотный лист на своем пюпитре, он говорит сидящему рядом псу: «Рыжик, посмотри на все эти маленькие черненькие точечки!» Не предстают ли многим читателей слова библейского текста просто как маленькие черные точечки, странные иероглифы, которые так и остаются непостижимыми? Иногда, имея Библию, люди не пользуются библейскими истинами, потому что не знают, как определить значение того, что они видят в тексте. Таким образом, они теряют те самые слова жизни, с которыми обратился к ним Бог, и это весьма трагично. Да не будет такого с вами. Если вы делали то, что описано в этой книге, то наверняка уже открыли несколько способов того, как достигнуть понимания текста Писания. Самое важное, чему вы научились, — это искать термины. В этой главе я хочу помочь вам исследовать библейские термины для того, чтобы распознавать их значение. «Термин» — это ключевое слово, которое автор использует для донесения своей основной мысли. Он может использовать это слово несколько раз, чтобы акцентировать на нем внимание читателя. Он может также поместить его на виду в каком-то важном стихе. Он может построить вокруг него историю, чтобы проиллюстрировать его важность. Или же может вложить его в уста главного героя повествования. Но все это лишь способы подчеркнуть данное понятие, и если автор это делает, он хочет, чтобы вы обратили внимание на его термины, потому что они несут особую смысловую нагрузку. Если вы не владеете подходом к терминам, вам не удастся понять их содержания. В этом процессе особенно помогают два из перечисленных в предыдущей главе дополнительные источника: Симфония и библейский словарь. Позвольте показать вам, как они могут сослужить нам добрую службу.
СИМФОНИЯ В ИЗУЧЕНИИ СЛОВА Скажем, вы встречаете слово «радость» в Послании Павла к Филиппийцам. На самом деле «радость» и «радуйтесь» — ключевые термины этой книги. Поэтому вы открываете Симфонию на слове «радость». Напоминаю, что Симфония должна соответствовать тому переводу Библии, с которым вы решили работать. Сразу же бросается в глаза, что на это слово очень много сносок — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Сама частота использования термина указывает на его важность. Это слово не требует уточнения или определения. «Радость» — это не какой-то непонятный термин; это обычное слово. Вы можете классифицировать случаи употребления этого слова по категориям: «причины радости», «условия для радости», «последствия радости», «виды радости» и т.д. Для проповеди уже этого может быть достаточно. Если вы хотите провести более скрупулезное изучение данного термина, вам нужно справиться о каждом отрывке, в котором он употребляется и оценить, как в разных контекстах трактуется значение и важность понятия «радости». Но поскольку вы концентрируетесь на Послании к Филиппийцам, обратите особое внимание на использование этого слова в следующих местах:
«... за всех вас принося с радостью 5479 молитву мою» (1:4). «... для вашего успеха и радости 5479 в вере» (1:25). «То дополните мою радость 5479... будьте единодушны» (2:2). «... то радуюсь 5463 5719 и сорадуюсъ 4796 5719 всем вам» (2:17). «О сем самом и вы радуйтесь 5463 5720 и сорадуйтесь 4796 5720 мне» (2:18). «Примите же его в Господе со всякою радостью 5479...» (2:29). «... братия мои... радость 5479 и венец мой...» (4:1).
Слово «радость» и его производные (глаголы, прилагательные и т.д.) встречаются в этом Послании намного чаще, но для примера я ограничился лишь этим набором. Вам нужно провести небольшое наблюдение, сравнить и противопоставить различные случаи употребления этого слова. Вы даже можете расширить изучение до анализа использования слова «радость» в Посланиях Павла. Обязательно обратите внимание на небольшие цифры в каждой сноске. Это номера по Симфонии Стронга, под какими каждый библейский термин обозначен в своем греческом значении. Для слова «радость» в Послании к Филиппийцам 1:4 это 5479. Эти номера позволят вам узнать специфику значения слова, переведенного в вашем тексте Библии как «радость». В Симфонии с греческим ключом вы найдете, что 5479 это слово «хара», означающее «радость» или «восхищение». Оно происходит от греческого глагола «хайро» — «радоваться» или «быть довольным». А как быть с 4796? Это слово «сюгхайро», явно однокоренное слову «хайро», но только с приставкой «сюг», которая окрашивает его значение. Симфония говорит нам, что оно означает «радоваться с» или «сорадоваться». Итак вы убеждаетесь в точности вашего перевода слова «сорадоваться». Следовательно, в обоих случаях, упомянутых в Послании к Филиппийцам 2:17-18 Павел говорит чувстве радости, разделяемом с другими. Это довольно ясно видно из самого текста, однако Симфония к греческому тексту поможет вам и в том случае, когда что-то бывает и не столь ясно. Поэтому хотя вы и не знаете языка оригинала, на своем уровне вы вовсе не ощущаете недостатка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМФОНИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ Симфонию можно также использовать для того, чтобы исследовать непонятные ссылки. Например, предположим, что вы изучаете Третью и Четвертую книги Царств, и в Третьей книге Царств 11:7 вы встречаете имя «Молох»: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости аммонитской». Что это за слово «Молох»? Текст говорит, что это был мерзкий идол, и что Соломон явно построил жертвенник для поклонения ему. Вы принимаете решение провести небольшое сравнительное изучение. Вы смотрите слово «Молох» в Симфонии — и находите, что оно восемь раз встречается в Ветхом Завете и ни разу в Новом. Это что-то говорит вам о временном промежутке, в который культ Молоха был популярен? Вы замечаете также, что пять из восьми сносок находятся в Книге Левит, одна — в Третьей книге Царств, одна — во Второй книге Царств и еще одна — в Книге пророка Иеремии. Это должно привлечь ваше внимание ко времени написания Книги Левит. Далее, рассматривая сноски, вы обнаруживаете, что в четырех случаях из пяти поклонение этому идолу имело прямое отношение к человеческим жертвоприношениям. Поэтому у вас уже есть какое-то представление о том, почему Молох называется «мерзким идолом». Люди приносили ему в жертву своих детей. И видно, что Соломон тоже приобщился к этому. Из всех рекомендованных инструментов, изучая библейские термины, вы чаще всего будете обращаться именно к Симфонии. Она идеально подходит для изучения слов, потому что указывает их местонахождение в тексте. Она также помогает в задаче сравнения Писания с Писанием, а это лучший способ понять значение библейских терминов. Поэтому, если вы можете позволить себе на первых порах приобрести только один из дополнительных источников для изучения Библии, пусть это будет полная Симфония, согласующаяся с вашим переводом Библии. Со временем это вложение окупится сторицей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СЛОВАРЯ Библейский словарь представляет собой еще один инструмент для исследования терминов Писания. Ранее я упоминал «Расширенный словарь новозаветных слов» Вайна. Давайте обратимся к нему для изучения слова «земля». Помните наши наблюдения над Книгой Деяния апостолов 1:8 (глава 6)? В нем Иисус сказал Своим ученикам, что они должны нести Евангелие «до краев земли». Тогда я говорил, что слово «земля» означает населенную часть суши. Как я узнал это? Посмотрел в словаре Вайна. Вайн дает сравнительный обзор слова «земля». Он показывает, что есть два греческих слова, обычно переводимых как «земля»: «ге» и «ойкумэне». «Ге» использовалось для описания пяти основных понятий: земля как пахотная часть суши; земля как целое или мир (в противопоставление небу); населенная земля; страна или территория; почва или суша. Основываясь на отличном знании древнегреческого языка, Вайн перечисляет стихи из Нового Завета на каждое из этих значений. В Книге Деяния апостолов 1:8 приводится третье значение: «населенная земля». Интересно заметить, что все сноски из Евангелия от Луки и Книги Деяния апостолов припадают на третье значение, и ни одна на какое-то другое из всех пяти. Также шесть из девяти сносок, перечисленных под значением «населенная земля», находятся в Книге Деяния апостолов. Итак, слово «земля» является решающим термином для евангелиста Луки. И всякий раз используя его, он подразумевает «населенную землю». Его важность для Книги Деяния апостолов придает весомость нашему предположению, что Книга Деяния апостолов 1:8 представляет основную мысль всей книги. Иисус говорит Своим последователям идти в населенную землю, и именно туда они и идут. Другая часть информации, которую дает Вайн, это слово «ойкумэне», которое тоже определяет населенную землю. И он делает такую сноску: «Оно переводится как „мир" везде, где оно имеет это значение; только в Евангелии от Луки 21:26 оно сохранено как есть, и переводится как „земля"» (курсив автора). Очень интересно. И снова мы видим, что Лука всегда имеет в виду населенную землю. Какой же напрашивается вывод о цели этого двухтомного повествования? Слова — это основной «строительный материал» языка, своего рода «кирпичики». Для того чтобы понять любой литературный отрывок, необходимо подходить к терминам вместе с автором; вам нужно толковать использованные им слова, исходя из того, в каком именно значении он их употребляет. Контекст каждого из них точно указывает, какое из возможных значений он предпочитает использовать. При этом симфонии и библейские словари представляют собой бесценные вспомогательные источники. Бывает, что значение слова не совсем ясно — например, в случае с употреблением слов в их переносном значении. Мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе.
попробуйте вы
В этой последней части изучения первой и второй глав Книги пророка Даниила мне бы хотелось, чтобы вы провели изучение двух слов, использование которых важно для толкования этого отрывка. Первое слово — «оскверняться», мы находим его в Книге пророка Даниила 1:8: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему». Второе слово « последние дни» из Книги пророка Даниила 2:28: «Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие...» Используйте Симфонию, чтобы найти необычные случаи употребления этих слов в Библии. Что вы можете узнать из этих дополнительных текстов? А затем найдите слова «оскверняться» и «последние дни» в библейском словаре и посмотрите, что вы еще обнаружите о значении и важности этих терминов.
РАСПОЗНАВАЯ ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ
Старый-престарый человек лежал на смертном одре в присутствии своих двенадцати сыновей. Его глаза уже не видели, но внутренний взгляд был все еще остр. Зная, что его время приближается, он собрал сыновей, чтобы рассказать о своем видении будущего для каждого из них. С почтением, они стояли в молчаливом ожидании. Наконец старик заговорил: «Подойдите ближе, мои дети. Послушайте внимательно, что скажет вам отец». Собравшиеся потомки склонились над ним, напряженно прислушиваясь к слабому голосу. Старший сын Роман расположился у изголовья. Именно к нему первому обращался хриплый голос. «Ты был всегда первым, Роман, моя радость и гордость. Но ты кипящая вода. Больше ты не будешь первым». Первенец рода опустил голову, скрывая борющиеся в нем чувства гнева и стыда. Но он не осмелился что-либо ответить. Не останавливаясь, старик продолжал. «Семен и Леонид, вы — воры и убийцы. Я не оставляю вам благословения, а только проклятие». «Иван, ты — молодой лев, поэтому ты будешь править и тебе поклоняться братья твои». «Владимир — морской порт, в котором корабли будут находить для себя гавань». «Захар — просто дикий мул. Довольствуясь всяким, кто кормит тебя, будешь работать, как наемник». «Данил, ты — змея, лежащая на дороге. Ты будешь нападать на своих братьев и будешь их судьей». «Георгий, банда нападет на тебя, но ты прогонишь ее». «Александр, ты любишь отборное мясо. Будешь проводить свои дни, готовя для других, но сам не будешь есть». «Фома — могучий дуб, раскинувший ветви». «Алексей, ты — мое дерево на берегу полноводной реки. Ты будешь расти, и процветать, и затенять всех своих братьев. К тебе перейдут благословения моего отца и через тебя эти благословения будут переходить к моим потомкам». «Евгений, мой последний сын — хищный волк, голодный и дикий. Целыми днями ты будешь убивать, а по ночам ты будешь поглощать». Внезапно он остановился, и наступила гнетущая тишина. Никто не шелохнулся. Каждый сын размышлял над сказанными в его адрес словами. Они даже не заметили, что с последними словами могучий патриарх уронил голову на грудь и испустил последний вздох.
Как говорится Что можно вынести из этой библейской истории? Ах, да, я кажется, забыл вам сказать. Это свободное изложение сорок девятой главы Книги Бытие, в котором Иаков, собрав двенадцать сыновей, предсказывает будущее каждому из них. Если вы прочтете это повествование, то заметите странные описания, приписываемые некоторым из них: Иуда назван «молодым львом» (ст. 9); Завулон сравнивается с «пристанью корабельной» (ст. 13); Иссахар — «осел крепкий» (ст. 14); Дан будет «змеем на дороге, аспидом на пути» (ст. 17); Неффалим — «теревинф стройный» (ст. 21); Иосиф — «отрасль плодоносного дерева над источником» (ст. 22); Вениамин — «хищный волк» (ст. 27). Встает несколько вопросов: «Как нам понять подобные высказывания описаний? Можно было бы предположить, что что-нибудь в этом роде сказал бы своим сыновьям Ной после того, как они целый год просидели с ним взаперти в ковчеге; но слышать эти слова из уст Иакова? Должны ли мы буквально воспринимать их? Если нет, то почему нет? Как нам распознать, когда в Писании на самом деле представлена действительность, а когда эта действительность просто описывается метафорическим языком?». Речь здесь идет о переносном смысле
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.018 с.) |