Опасности, которых нужно остерегаться 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасности, которых нужно остерегаться



Позвольте мне перечислить шесть ловушек, попав в которые толкователь Писания может неправильно понять прочитанное. Остерегайтесь их и вы всякий раз, когда будете читать и изучать Библию.

Неточное чтение текста

Вы никогда не получите правильного понимания Писания, если читаете неграмотно, с ошибками или невнимательно — ведь вы цитируете текст неточно. Если Лука говорит: «Идя за Павлом и за нами, она кричали, говоря: «Эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17), а вы читаете: «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: «Эти люди — рабы Бога Всевышнего, Который возвещает нам путь спасения», то вы ошибочно читаете текст.

Если Павел пишет: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6), а вы читаете его: «Великое приобретение — быть благочестивым или довольным», вы неправильно процитировали текст. Если псалмопевец взывает: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4), а вы акцен­тируете свое внимание лишь на второй части этого текста, вы неправильно истолковываете текст.

Поэтому в начале книги я говорил, что, если вы хотите изучать Божье Слово, вам нужно научиться чи­тать грамотно и точно. Другого пути нет. Незнание того, о чем говорит текст — это непростительный грех толкования. Это указывает на то, что на самом деле вы не выполнили домашнего задания. Вы пропустили первый шаг в методе изучения Библии — наблюдение.

 

Искажение текста

Двое мужчин, посетивших меня в то воскресенье, виновны в искажении текста. Они вынуждали его гово­рить то, что хотели они, а не то, что говорилось в нем на самом деле.

Очевидно, что в ранней церкви Петр сталкивался с подобной проблемой, потому-то во Втором послании Петра 3:16 он пишет о «всех» посланиях Павла, как о тех, «в которых есть нечто неудобовразумительное», т.е. трудное для понимания.

Меня это всегда очень утешало. Если Петр не мог их понять, то, наверное, мои дела не так уж и плохи.

Далее он добавляет: «Что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, извращают, как и прочие Писания». Видите ли, одно дело бороться с труд­ностями толкования, и совсем другое «извращать», или искажать значение Божьего Слова. Это очень серьезно, потому что оканчивается «погибелью». Поэтому мы должны проявлять максимум внимания, когда учимся толковать Писание точно, практически и с пользой.

Противоречие тексту

Противоречить же тексту еще хуже, чем его иска­жать. Это равнозначно тому, что называть Бога лжецом. Классическая иллюстрация этого — слова сатаны в Эдемском саду: «И сказал змей женщине: „Подлинно ли сказал Бог: „Не ешьте ни от какого дерева в раю"?" И сказала женщина змею: „Плоды с деревьев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". И сказал змей женщине: „Нет, не умрете"» (Быт. 3:1-4).

Это было прямым противоречием Божьему точно выраженному Слову (Быт. 2:16-17). Нет ничего удиви­тельного, что Иисус назвал сатану лжецом и отцом вся­кой лжи (Ин. 8:44). Сатана лгал людям с самого начала истории и продолжает делать это и по сей день, побуж­дая их противоречить библейским истинам.

Одна из его излюбленных стратегий — использо­вать слова Бога для того, чтобы оправдать какое-то верование или религиозную практику, которые идут вразрез с природой Бога. Неужели Богу нравится отравлять удовольствие людям, неужели Ему приятно созерцать людскую вину и самобичевание? Награж­дает ли Бог веру и хорошее поведение материальным процветанием? Разве может Бог поощрять дикие сексуальные оргии и подобную безнравственность? Разве Бог желает страданий и истребления неграм, евреям, восточным народам, коренным американцам (индейцам), мусульманам, престарелым, нерожденным, душевнобольным, умственно неполноценным или «генетически низшим»? Конечно же нет. Тем не менее, люди используют Писание для того, чтобы аргумен­тировать свое мнение именно по этим вопросам.

 

Субъективизм

Многие христиане допускают при чтении Библии опасный мистицизм, который они бы не допустили ни в какой другой сфере. Они нарушают принципы причинно-следственной связи и здравого смысла. Их изучение Библии полностью субъективно. Они блуждают вокруг Писания, ожидая, когда грянет гром с неба и укажет им, что они уже наткнулись на «золотую жилу». Они склонны называть действием Духа Святого все, что им придет в голову.

Нет ничего плохого в том, чтобы эмоционально реагировать на Слово Божье. Но, как я упоминал в предыдущей главе, значение текста находится в самом тексте, а не в нашей субъективной реакции на него.

В произведении Кэролла Льюиса «Сквозь зеркало, или Что там увидела Алиса» Белая Королева вовле­кает Алису в диалог-наставление:

 

- ... Давай для начала подумаем о том, сколько тебе лет.

- Мне ровно семь с половиной! Честное слово!

- Не клянись, — сказала Королева. — Я тебе и так верю! А вот теперь и ты попробуй мне пове­рить: мне ровно сто один год, пять месяцев и один день!

- Не может быть! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу!

- Не можешь? — повторила Королева с жа­лостью. — Попробуй еще раз: вздохни поглубже и закрой глаза.

Алиса рассмеялась.

- Это не поможет! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!

- Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала по­верить в десяток невозможностей до завтрака!.. [5]

Боюсь, что сегодня это состояние свойственно мно­гим. Они думают, что наша вера заключается в том, чтобы набрать побольше воздуха, закрыть глаза и ве­рить в то, что, как мы знаем в глубине души, совер­шенно невероятно. На христианство даже рисовали карикатуры, изображая его религией бездумного человека.

Но ничто не может быть дальше от истины, чем это (см., напр., 1 Ин. 5:20; Рим. 12:1-2). Иисус сказал, что наибольшая заповедь — любить Бога всем своим серд­цем, душою, крепостью и разумением. Когда вы становитесь христианином, Бог не переключает ваши мозги и нейтральное положение. Уверовав, человек вовсе не совершает интеллектуального самоубийства.

А теперь позвольте спросить: «Любите ли вы Бога всем своим разумением?» Теперь, когда мы перешли к этапу толкования, могу заверить вас, что если вы хотите точно и с пользой истолковывать Писание, вам придется активно использовать свой разум. Как я уже говорил раньше, Библия не дает своего плода ленивым, а это включает и интеллектуальную лень. Поэтому приготовьтесь несколько поупражнять свои «умственные мускулы».

 

Релятивизм

Некоторые подходят к Писанию с чрезмерной уве­ренностью в том, что значение Библии меняется в за­висимости от времени. Текст подразумевал одно, когда он был написан, и совсем другое — сейчас. Иными словами его значение относительно.

Возьмем воскресение Иисуса. Как вынужден был заключить Франк Моррисон (см. главу 8), нет ника­кого другого заслуживающего доверия объяснения поведению учеников Иисуса после Его ухода с земли, кроме того, что они искренне верили в Его воскресение в теле. Об этом Павел обстоятельно гово­рит в 1-е Кор. 15. Но на сегодняшний день некоторые учителя изменили значение слов Павла. «Да, он го­ворит о воскресении, — говорят они. — Но сейчас это означает духовное воскресение, или новую жизнь». Для них неважно, восстал ли Иисус из гроба, им достаточно лишь того, что Он «живет в нашем сердце». Это релятивистское толкование Писания.

Когда мы дойдем до применения, вы увидите, что у отрывка может быть много практических примене­ний. Но, в конечном итоге, у него может быть только одно правильное толкование, одно значение — то значение, которое первоначально придавал ему сам автор. Если мы хотим достичь точного понимания текста, мы должны воссоздать авторское сообщение.

Самонадеянность

В изучении Библии, как и в жизни, падению пред­шествует гордость. В тот момент, когда вам кажется, что вы овладели отрывком, вы приготовили себя к падению. Почему? Потому что «знание надмевает» (1-е Кор. 8:1). Оно может сделать вас самонадеянным, а, следовательно, не поддающимся дальнейшему обучению. Самые худшие искажения доктрин появ­ляются тогда, когда человек считает свое мнение о значении текста истиной в последней инстанции.

Некоторые из нас всю свою жизнь изучали Писа­ние. И, тем не менее, ни одному человеку не под силу в совершенстве овладеть Библией, даже если всю жизнь он только и будет делать, что изучать ее. Поэтому не надейтесь, что если вы проведете в изучении Библии полчаса или сорок минут, вы уйдете с ответами на все вопросы.

Здесь речь не том, что вам не нужно делать выводов о значении текста, или что вы не можете быть уверены в том, во что верите. Просто помните, что толкование никогда не заканчивается. Вы никогда не прийдете к окончанию своего изучения и не скажете: «Ну, вот я и закончил. Наконец-то я знаю этот отрывок в совер­шенстве».

ПРАВО НЕ СОГЛАШАТЬСЯ

В свете всех перечисленных опасностей, ответьте па вопрос: «Возможно ли вообще прийти к точному толкованию библейского текста?». Да. В нескольких следующих главах я расскажу вам, как это сделать.

Но прежде позвольте мне акцентировать ваше вни­мание на одном последнем замечании. Несмотря на то, что у библейского отрывка есть только одно конечное правильное значение, всегда найдутся двое христиан, спорящих о том, каким должно быть его истолкова­ние. Это может разочаровывать, но это неизбежно. Два человека могут быть свидетелями одного и того же ограбления банка, но в суде они будут описывать его по-разному.

Различия в толковании приемлемы до тех пор, пока мы помним, что конфликт заключен не в самом тексте, а в нашем ограниченном понимании текста. Бог не сму­щается от того, что Он сказал, даже если это приводит в смущение нас.

Мы также должны сохранять право не соглашаться друг с другом, наравне с ответственностью быть вер­ным и точным в тексте настолько, насколько мы его знаем. Во Втором послании к Тимофею 2:15 Павел вдохновляет нас: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно пре­подающим дело истины».

Этот стих предостерегает нас от небрежного обра­щения с библейским текстом. Это хороший девиз для начала этапа толкования. Поэтому давайте начинать. Я хочу показать вам, как избегать перечисленных выше ловушек и извлечь пользу от точного изучения Божьего Слова.

 

 

что библия говорит на самом деле?

 

Почти каждая серьезная ересь начинается с ошибоч­ного понимания библейского текста. Здесь приведено несколько часто встречающихся неправильных утверж­дений, и то, что Библия говорит на самом деле.

 

Что говорят некоторые люди Что говорит Библия
«Деньги — корень всех зол». «Ибо корень всех зол — сребролюбие» (1 Тим.6:10).
«Иисус никогда не претендовал на то, что Он Бог». «Он (Иисус) Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).
«Все мы являемся богами или частями Бога». «...только Господь [Бог твой] есть Бог, [и] нет другого, кроме Его» (Втор. 4:35). «Есть ли Бог, кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю» (Ис. 44:8).
«Иисус был просто учителем нравственности». «Это же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
«Библия говорит, что христиане должны раздать свои имения». «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого...» (1 Тим. 6:17). «работать своими собственными руками... чтобы вы... ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4:11 — 12).
«Библия говорит, что работа — это проклятие». «Проклята земля» (Быт. 3:17). «И все, что делаете, делайте от души... ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-24).
«Все религии ведут к одному и тому же концу. Нет ни одной правильной религии». «...ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

 

 

КАКОЙ ЭТО ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР?

 

В предисловии к книге Джона Мильтона «Потерян­ный рай» К. С. Льюис пишет:

 

«Чтобы дать оценку любому произведению искус­ства — будь-то штопор или собор — прежде всего нуж­но знать, что это за произведение, для чего оно пред­назначалось и как предполагается его использовать. После того как это будет обнаружено, сдержанный реформатор может сделать вывод, что штопор был изготовлен для плохих целей, а радикальный коммунист может подумать то же о соборе. Но такие вопросы приходят позже. Прежде всего, необходимо понять, что за объект находится перед вами: пока вы, думаете, что штопор предназначался для того, чтобы открывать крышки, а собор для развлечения туристов, вы ничего не можете сказать об их цели. Первое, что необходимо знать читателю о „Потерянном рае" — это то, зачем Мильтон его написал» [6].

 

То же можно сказать о Слове Божьем. Первое, что необходимо сделать читателю, прежде чем начать изучение какой-либо из книг Библии, — это узнать, что подразумевал в ней автор, для чего он ее предназ­начал. Очень важно знать, какого восприятия он ожидал. Иными словами, в каком литературном жанре он написал ее? В какую литературную форму облек свое повествование?

Литературный жанр важен для толкования. Давай­те, я наугад выберу тексты Писания: «О, если бы Ты, Боже поразил нечестивого!» (Пс. 138:19). Или «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребле­ние» (Наум. 1:9). Или «Отец, Авраам! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря» (Лк. 16:24). Или «После этого я взглянул, и вот, дверь открыта на небе» (Откр. 4:1). Если вы не знаете, к какому литературному жанру относятся эти отрывки, вам вряд ли удастся опреде­лить их значение.

 

БИБЛЕЙСКИЕ ЖАНРЫ

В этой главе я хочу дать короткое введение в шесть видов повествования, которые используются в Библии, и также объяснить, как они влияют на наше понима­ние. Наверняка жанров больше, кроме того, среди них явно выделяют более узкие стили. Но это основные литературные жанры, которые Бог использовал, чтобы донести Свое Послание людям.

Представление

Представление, или экспозиция, — это краткое изложение содержания или объяснение сущности опре­деленной объективной истины. Эта форма повествова­ния взывает в основном к разуму. В ее содержании обычно заложена сжатая структура, которая развива­ется от пункта к пункту согласно логического порядку.

Послания Павла — выдающийся пример экспози­ционного жанра в Писании.

Послание к Римлянам — сжатое рассудительное объ­яснение содержания Евангелия. Павел выступает как юрист, представляющий дело перед судом, и в этом нет ничего удивительного, потому что мы знаем, что в мо­лодости он прошел основательное обучение раввина, которое включало ораторское искусство.

К примеру, он соединяет параграфы и главы воеди­но при помощи таких промежуточных, связующих слов как «и», «потому», «поэтому» и «но». Он широко использует риторические вопросы (напр., 2:17-21, 26; 3:1, 3, 5; 4:1, 3, 9). Он оформляет мыслив длинные, тщательно продуманные предложения (напр., 1:28-32; 9:3-5). С другой стороны, он также прибегает к корот­ким, но емким высказываниям, которые отпечатыва­ются в разуме (напр., 7:7-25; 12:9-21).

Экспозиционные книги идеальны для восприятия, и тому, кто только что начал изучать Библию легко постигнуть их значение, оно лежит на поверхности. Своей структурой и порядком они соответствуют стан­дартам логики, то есть отвечают ожиданиям обычного читателя. Их цель легко уловить: фактически, они сами себя подытоживают. И все же они не исключают воз­можности увлекательного глубинного анализа, потому что их истины неистощимы.

Ключом к пониманию экспозиционного жанра слу­жит внимательное рассмотрение структуры текста и употребляемых терминов. Мы рассмотрим этот жанр на примере Послания к Римлянам, когда дойдем до главы 37.

 

Повествование и биография

Повествование означает рассказ, история. В Библии содержится множество разнообразных историй, это одна из причин ее популярности.

Например, в Книге Бытие находим описание сотворе­ния мира Богом, историю о Потопе, рассказ о Вавилонской башне, истории о патриархах: Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе. В Книге Исход рассказ продолжается, и подробно описывается выход израильтян из Египта под предводительством Моисея. Книга Руфь повествует о жизни Руфи, прабабушки царя Давида.

В Новом Завете четыре Евангелия рассказывают нам историю Иисуса с четырех разных точек зрения. Одна из них продолжается Лукой в Книге Деяния апо­столов, как это мы уже видели. Наряду с рассказами об Иисусе, мы находим истории, с которыми Он Сам обращался к Своим последователям (подробнее об этом чуть ниже).

Итак, Библия содержит множество историй. Это делает чтение интереснее и, следовательно, способствует толкованию. Что мы можем вынести из историй Биб­лии? Как нам определить их значение и важность?

«Нет никакого другого метода, кроме как быть очень умным», — заметил Т. С. Элиот. Возможно, но позвольте предложить три момента, на которые нужно обратить внимание.

Во-первых, что такое сюжет? Другими словами, как развиваются события в истории? Развитие событий может быть физическим, как, например, в случае пере­хода израильтян по Синайскому полуострову в Книге Исход. Оно также может быть духовным, как в случае с Самсоном в Книге Судей или с Ионой в Книге Ионы. Ход повествования может касаться отношений, как в случае с Руфью, или быть политическим, как в Третьей и Четвертой книгах Царств. Вопрос в том, каково разви­тие событий во времени? Что оказалось в конце книги и почему?

Другой необходимый аспект изучения данного жанра — характеристика действующих лиц. Кто представлен среди персонажей? Как они описаны? Какие роли играют? Какие принимают решения? Как они относятся друг к другу и к Богу? Осуществ­ляют ли они прогресс или регресс? Терпят ли они поражение? Если да, то почему? Зачем они помещены в историю? Каким образом они представлены как от­дельные личности, а каким — как представители других? Что нам в них нравится, а что нет? Что бы мы делали на их месте?

Третий элемент, который необходимо принять во внимание — что в этой истории применимо к жизни? Помните, это один из ключей, который нужно было искать в процессе наблюдения? Это также дверь к пони­манию значения, выраженного в данном литературном жанре. Истории Писания показывают нам жизнь с Божьей точки зрения. Итак, мы можем задаться вопросами: «Какие проблемы поднимает эта история? С какими проблемами приходится сталкиваться ее персонажам? Получают ли они уроки, и какие? Нужно ли нам избегать чего-то из того, с чем сталкиваются они? Как они относятся к неизбежностям в своей жизни? Что они узнают о Боге?».

В Писании содержится намного больше. Но если вы начнете с подобных вопросов, то пойдете длинным путем к пониманию того, о чем же все-таки свиде­тельствуют библейские истории.

Притчи

С Повествованием тесно связана притча и ее «сестра» - аллегория. Притча — это короткая история, иллюстрирующая какой-то моральный принцип. Большинство из притч Писания исходят из уст Иисуса. Взглянув на повествование Матфея, мы даже можем заключить, что притча была Его основным способом наставления (Мф. 13:34).

Причины использования притчей вполне понятны. Притчи просты, увлекательны и хорошо запоминаются. Большинство из них довольно просты для понимания. В них описывается повседневная жизнь, сельское хозяйство, рыбная ловля, путешествие, деньги и человеческое поведение. Притчи способны оказывать сильное влияние. В них речь идет об основных этических принципах, таких как «хорошо и плохо» (о сеятеле, четырех видах почвы и трех видах семени), «любовь и сострадание» (о блудном сыне, о добром самарянине), «справедливость и милость» (о фарисее и мытаре).

Поэзия

В Библии содержится несколько образцов прекрасных поэтических текстов. Многие из них даже стали лозунгами христианской культуры и общеизвестными крылатыми выражениями: «Господь — Пастырь мой! я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1); «Бог нам прибежите и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2), «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1); «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое» (Мф. 6:9).


Отличительная черта поэзии в том, что она прежде всего обращается к чувствам и воображению. Поэтому псалмы столь популярны. Они выражают глубинные чувства, желания, восторг и боль человеческого сердца.

И все же, изучая библейский стих, убедитесь, что вы понимаете динамику еврейской поэзии. Во-первых, большинство псалмов предназначались для пения, а не для чтения. Они были созданы для прославления, и многие из них включают в себя сведения о том, какой инструмент предпочтительнее для их сопровождения. Хотя данных о том, под какую именно музыку они исполнялись, не сохранилось, нам все равно стоит прислушиваться к их звучанию (и это справедливо для любой поэзии).

Одна из основных черт еврейской поэзии — обильное использование «параллелизмов». Если вы, например, посмотрите на псалмы, то увидите, что большинство стихов состоит из двух тезисов, которые дополняют друг друга для передачи общего для них значения. Иногда второе звено будет усиливать значение первого, через повторение его мысли. Например, в Псалме 102:15 говорится: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет».

Иногда оно расширяет мысль, добавляя новую информацию, как в Псалме 31:2: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!»

Бывает, что второй тезис противопоставляется первому альтернативной мыслью: «Блажен человек, который им Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39:5).

Другой ключ к восприятию еврейской поэзии — рас­познание «гиперболы» (языкового преувеличения), достигающей своей цели через применение средств высокой эмоциональной концентрации. Ранее я цити­ровал пассаж из Псалма 138. Вот более обширный его контекст: «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (ст. 19-22).

Странно находить подобные слова в Библии. Что здесь происходит? Ответ: нужно заметить, о ком говорит Давид — «о нечестивом», о людях, которые проливали кровь, говорили против Бога, употребляли Его имя всуе, всячески нарушали Десять Заповедей и всей своей жизнью демонстрировали, что ненавидят Бога. Такие крайние проявления зла и отступления в Израиле воз­мущают Давида. Став врагами Бога, они стали врагами Давида. Действуя в рамках ветхозаветного закона, он выражает свое негодование самыми сильными слова ми, которые только может найти.

Еще несколько других вопросов толкования, кото­рые стоит принять во внимание, подходя к библейской поэзии: «Кто составил этот материал? Можете ли вы определить почему? Какова центральная теми поэмы? Какие эмоции выражает данный стих, и какую вызывает реакцию? Какие вопросы задаются в тексте? На какие из них даются ответы, а на какие нет? Что эта поэма говорит о Боге? О людях? Какие образы использует автор, чтобы зажечь воображение? Есть ли ссылки на людей, события или места, с которыми вы не знакомы? Если так, то что вы можете найти о них еще где-то в Писании или при помощи вспомогательных источников?».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.053 с.)