Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переход от общего к частномуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это связь между общим и его частями, между классом и его отдельными составляющими, между общей картиной и деталями. Мы и раньше много раз встречали эту связь. Разрешите мне привести в качестве иллюстрации часть Нагорной проповеди, записанную в шестой главе Евангелия от Матфея. Глава начинается так: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (ст. 1). Если вы творите милостыню перед людьми с тем, чтобы они видели вас, вы все же будете иметь награду, только это и будет всей вашей наградой. Однако, как говорит Иисус, награда эта будет не от Отца. Затем Он переходит от общего принципа к трем специфическим иллюстрациям. Первая — из области даяния (ст. 2-4), следующая — из области молитвы (ст. 5-15), и, наконец, последняя говорит о посте (ст. 16-18).
Другой пример можно найти в первой главе Книги Бытие. Первый стих обзорный: «В начале сотворил Бог небо и землю». Если бы на этом закончилось повествование, мы бы так никогда и не узнали подробностей о том, как Он сотворил небо и землю. Мы бы просто знали, что Он это сделал. Однако в остальной части главы перечислены детали: в первый день Он сотворил свет (ст. 3-5), во второй день Он отделил твердь от воды (ст. 6-8), в третий день Он образовал землю и побудил ее к произрастанию (ст. 9-13) и так далее. Если вы встречаете в Библии обширное общее утверждение, посмотрите, не приводит ли далее автор специфических деталей, чтобы каким-то образом пополнить его.
Вопросы и ответы Вопрос — это один из самых важных способов коммуникации. Согласитесь, что если я задаю вам вопрос, он так или иначе заставит вас думать. Конечно же, ситуация, в которой кто-то только и делает, что задаст вопросы, но никогда на них не отвечает, далеко не вдохновляет. Вы начинаете сомневаться, знает ли вообще этот человек, о чем говорит. Но мы обнаружим, чти библейские авторы используют как стратегические вопросы, так и вспомогательные ответы. Послание к Римлянам — классический тому пример. Оно написано как юридический трактат — как если бы Павел был юристом. Он постоянно задает вопросы, а затем отвечает на них. Например, «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим. 6:1). Затем он отвечает на свой же вопрос: «Никак». В стихе 15 он снова использует риторический вопрос: «Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию?». И снова звучит ответ: «Никак!» — и далее он детально расписывает все, что под этим подразумевает. Иногда вопрос содержит в себе так много, что даже не требует ответа. Вы когда-нибудь обращали внимании на шквал вопросов, которыми Бог осыпает Иова? «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне!» (Иов. 38:3). «Я буду спрашивать тебя» — это ирония. Бог запускает каскад вопросов, которые не прекращаются на протяжении двух глав до тех пор, пока Иов на короткий время не прерывает их (Иов. 40:3—5). Затем поток устремляется с новой силой. Среди них есть вопросы, которые уже несут в себе ответы. А как быть с вопросами, которые Господь задает ученикам: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть?» (Мф. 6:27) или «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (Мк. 4:40). Или что вы скажете о вопросе: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мф. 26:40). Вопросы и ответы требуют вашего внимания. Это важные ключи, которые помогут вам открыть значение текста.
Причина и следствие Тут действует принцип бильярдных шаров. Вы ударяете кием (это причина) по главному шару для того, чтобы забить цветные шары в лузы (это следствие). В Писании мы находим всевозможные причинно-следственные связи, которые рикошетом бьют по всему тексту. Я хочу указать на такую динамическую иллюстрацию в Книге Деяния апостолов 8:1: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме». У вас не возникает вопрос: «В какие это дни?». Проверив контекст, вы находите, что это был день, когда замучили Стефана. Это усилило гонения, и все верующие, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии. Но четвертый стих говорит: «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Иными словами, гонения были причиной, а благовестие следствием. Верующие не возмущались: «Что же это Бог делает с нами? Мы тут стоим молимся, чтобы Он использовал нас, а вместо этого нас постигают гонения». Нет, они использовали давление как подъемный рычаг для того, чтобы донести Евангелие до краев земли. В главе 18 мы изучали отрывок из первой главы Книги Неемии. Помните молитву Неемии? Этот человек напоминает Богу о некоторых обещаниях, которые записаны в книгах Моисея. Бог сказал, что если люди не послушают Его, Он рассеет их среди всех народов. Конечно, люди ослушались Бога (это причина), и Бог сдержал Свое обещание, позволив, вавилонянам захватить и увести их в плен (это следствие). Неемия держался за ту же причинно-следственную связь, потому что Бог пообещал и то, что если люди покаются (причина), Он вернет их в их землю (следствие). Поэтому Неемия был так заинтересован в том, чтобы исповедать грех народа. Ответил ли Бог на его молитву? Да, и кроме того, Он использовал Неемию для выполнения Своего обещания. За какие обещания Бога держитесь вы? Например, Псалом 1 говорит, что человек, прислушивающийся к совету Божьего Слова, будет процветать, как дерево, растущее у воды. Заметьте: здесь прослеживается прямая причинно-следственная связь между проникновением в Писание и Божьим благословением. Переживаете ли вы это следствие в своей жизни? Настоящий же вопрос, активизируете ли вы причину через пребывание и размышление над Словом, как повелел Бог? Когда вы делаете это, ищите акценты, повторения и взаимосвязи, которые мы видели в этой главе.
ПОПРОБУЙТЕ ВЫ
Одна из главных целей наблюдения — увидеть связи в библейском тексте. Проверьте свои наблюдательские способности в следующих трех отрывках.
МФ. 1:1-18 Большинство людей просто пропускают генеалогию. Их утомляют бесконечные перечисления «этот родил того-то и того-то». Но на самом деле, при помощи генеалогии библейские авторы доносили тот смысл, который хотели передать. Прочитайте список имен, упомянутых в первой главе Евангелия от Матфея. Какое отношение имеют эти люди к Иисусу? Друг ко другу? Какие четыре личности выделяются на общем фоне? Почему? Что вы можете узнать об упомянутых здесь людях? Сравните этот список с генеалогией, которую записал Лука (Лк. 3:23—28). В чем разница? Что общее между ними? Какое, на ваш взгляд, отношение имеет этот список к цели данной книги?
КНИГА ПРОРОКА АМОСА Вам понадобится атлас, чтобы выяснить важность отношений в ветхозаветной Книге пророка Амоса. Найдите все места, упомянутые в главах 1—4. Где, в конечном итоге, останавливается пророк в главе 5? Какая связь прослеживается между ними? Что делает Амос, упоминая подобным образом об этих местах?
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
У меня есть две внучки-близняшки. Они настолько похожи, что я просто не различаю их. В большинстве случаев это не удается и их отцу. Похоже, что различать их удается только матери. Когда мне случалось выходить с ними куда-то, я замечал, как прохожие с изумлением смотрели на них, будто видели двойников. Они тыкали на них пальцем и говорили: «Смотрите! Смотрите! Близнецы». Почему так? Потому что всякий раз, когда мы видим два похожих предмета, особенно, когда мы меньше всего ожидаем их увидеть, сходство немедленно привлекает наше внимание. Этот же феномен действует и при изучении Библии. Сходства выделяются. Так же, как и различия. Поэтому вот четвертый и пятый ключи, которые нужно искать во время изучения Библии:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Мы закрепили акценты за большим пальцем, повторения — за указательным, взаимосвязи — за средним. Теперь закрепим сходства за безымянным пальцем, а различия — за мизинцем (см. стр. 148).
Сравнения Библейские авторы используют союзы, которые указывают на сходства. Два из наиболее употребляемых — это «как» и «так же, как». Они указывают на стилистический прием под названием «сравнение». Он представляет собой словесное описание соотнесения двух предметов или явлений. Например, Псалом 41 начинается словами: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» Чудесный образ, не так ли? Он заставляет нас прочувствовать желание автора, который сравнивает свое стремление к Богу с жаждущей ланью. Подумайте снова о Первом послании Петра 2:2 — стихе, который мы рассматривали, когда задавали вопрос: «Зачем нужно изучать Библию?». Петр использует сравнение: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам в спасение» (курсив автора). Он проводит живое сравнение между аппетитом ребенка к материнскому молоку и желанием верующего насыщаться Божьим Словом. Обдумайте еще одно сравнение. Это сравнение, которое невозможно. В отрывке Книги пророка Исаии 44:6-7 Господь задает специально выделенный вопрос: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его, Господь Саваоф: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога. Ибо кто как Я?» (курсив автора). Ответ — никто. Только Бог есть Бог, уникально верховный и суверенный. Но слово «как», которое в оригинале указывает на сходство, в этом случае усиливает контраст.
Метафоры Метафора — стилистический прием, схожий со сравнением, но тут сравнение образное и производится без использования слов «как» или «так же, как». Иисус говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь». (Ин. 15:1). Явно то, что Он говорит фигурально, а не буквально. Он рисует картину, иллюстрирующую Его отношения с Отцом и с верующими. Иисус использует расширенную метафору в третьей главе Евангелия от Иоанна, в разговоре с Никодимом. Он говорит ему: «Должно вам родиться свыше» (ст. 3,5,7). Иисус использует сравнение: «Подобно тому, как ты, Никодим, родился физически и получил все необходимое для этой жизни, также нужно тебе родиться духовно — чтобы получить все необходимое для жизни вечной». Это поставило Никодима в тупик. Он был далеко не глупым человеком, но думал только на человеческом уровне. Поэтому спросил: «Неужели я снова могу войти в утробу матери своей и родиться снова?» (ст. 4). Вы видите, что он не уловил использованной Иисусом метафоры. Поэтому, Господь ответил: «Должно тебе, Никодим, родиться свыше — иначе ты никогда не попадешь в царство» (ст. 5-6). Далее Иисус применяет сравнение: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий» (ст. 14). Теперь Он заговорил на языке Никодима. Никодим был фарисеем, поэтому как никто другой осознал важность бронзового змея в пустыне (Числ. 21:4-9). Иисус проводит параллель между тем случаем в пустыне и своим собственным предстоящим распятием. Принесло ли это сравнение какой-то результат? Несомненно: позже Никодим вспомнит его и положит тело Спасителя в гроб (см. Ин. 19:39). Очень опасный поступок в тех обстоятельствах, потому что он обнаруживал веру человека в учение Христа. Позже мы снова рассмотрим метафоры, а пока запомните, что сходства имеют свойство привлекать к себе внимание. И, тем не менее, выработайте привычку искать их. Вы сможете найти массу сравнений в Книгах Мудрости, в частности в Псалтире. Когда вы находите сравнение, берите его на заметку, потому что, прибегая к данному стилистическому приему, автор пытается донести нам какую-то важную мысль.
РАЗЛИЧИЯ Обратная сторона сравнения — контраст, или, другими словами, то, что отличается. Мы могли бы сказать, что в изучении Библии, как и в любви, противоположности привлекательны. По крайней мере, они привлекают взгляд наблюдательного читателя. Библейские авторы используют несколько путей обозначения контраста.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.008 с.) |