Цель через призму литературной композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель через призму литературной композиции



В дополнение к грамматическим приемам, библей­ские авторы доносили свои цели через литературную композицию. Даже если вы и не очень опытный читатель, вы вероятно знакомы с тем, что это такое. В телевизионных фильмах снова и снова использу­ются одни и те же сценарии.

Например, подумайте, как часто в детективах и триллерах используется следующая структура:

1) представление персонажей и места действия;

2) совершение преступления, обычно убийства или похищения;

3) расследование, производимое главным героем;

4) сопротивление или бегство преступника(-ов);

5) кульминация: преследование машины или решающая перестрелка;

6) развязка, когда преступников ведут в наручниках, а главный герой получает похищенную девушку.

Завязка, кульминация и развязка — такова общая структура всех телевизионных фильмов. Но если даже такая простая схема привлекает миллионы людей к телевизорам, то насколько должно быть интереснее изучать Библию, структура каждой книги которой намного разнообразней.

Когда мы перейдем ко второму шагу — толкованию — мы увидим, как в разных литературных жанрах используются разные варианты литературной ком­позиции. А пока — вот пять основных типов структуры, которые следует искать в тексте.

 

Биографическая структура

Биографическая структура, которую обычно можно найти в повествовательных книгах, вырисовывает ключевые персонажи истории. Как я отмечал раньше, большой фрагмент из Книги Бытие 12-50 акцентирует внимание на жизни четырех патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Книга Судей описывает лидеров Израиля в период между Иисусом Навином и первым национальным царем Саулом. В Первой и Второй книгах царств повествование идет от Самуила до Саула и Давида. Евангелия изображают жизнь Иисуса Христа, а в Книге Деяния апостолов, Павел представляет события, касающихся зарожде­ния и развития христианской церкви.

 

Географическая структура

Здесь ключевой момент — место. Структура Исхода полностью зависит от мест, по которым проходил Из­раиль на пути из Египта в Землю Обетованную. Рас­пределение территории Ханаана между коленами Израиля в Книге Иисуса Навина также требует знания географии Палестины. То же можно сказать и о Книгах Судей, Царств и Паралипоменон.

Трудно правильно понять весь смысл таких книг как Книги Ездры, Неемии, Есфири, пророков Даниила, Попы и особенно Евангелий и Книги Деяния апостолов без учета географической структуры.

 

Историческая структура

Ключевые события — это основа исторической структуры. Книга Иисуса Навина хороший тому пример. Книга начинается с того, что Иисус Навин получает предписания от Бога. Затем люди переходят через Иордан. После этого они берут Иерихон. Затем терпят поражение в Гайе. И так на протяжении всей книги, до тех пор, пока люди идут и получают землю.

Евангелие от Иоанна также использует историческую структуру, чтобы отвечать своему назначению. Книга представляет семь главных чудес, которые подчинены одной центральной цели: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых но написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30-31).

Наиболее интересно историческая структура исполь­зована в Откровении. Вначале Иоанн говорит нам, что эта книга отражает видение, которое Бог дал ему, когда он был сослан на остров Патмос. В видении происходят грозные события мирового масштаба, и напряжение повествования нарастает от эпизода к эпизоду, пока наконец не достигает кульминации в главе 21, представ­лением новых небес и новой земли.

 

Хронологическая структура

Тесно связана с исторической структурой структура хронологическая, в которой автор организовывает мате­риал вокруг ключевого фактора — времени. В тех книгах, где есть временная последовательность, истори­ческие события протекают постепенно и связно. В Первой и Второй книгах Царств используется биогра­фическая структура, как я уже упоминал ранее, но их авторы также применяют и хронологическую струк­туру. Повествование, подобно дневнику, проходит через первые дни израильского царства. Эпизод за эпизодом начинается словами «Затем... Затем... Затем...»

 

Идеологическая структура

Большинство Посланий Павла к церквам построены вокруг идей и концепций. В этом отношении Послание к римлянам просто классика. Оно убедительно и целе­направленно приводит доводы в пользу одной главной идеи, которая как бы суммирована в 1:16: Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему». Представляя свои доводы, Павел затрагивает такие концепции как грех, закон, вера, благодать, и жизнь в Духе.

Идеологическая структура помогает обрисовать книгу в целом. Как только вы поняли ее центральную тему и цель, вы сможете определить, что привносит каждая часть в понимание этой темы и цели.

 

ПОИСКИ ЗНАЧЕНИЯ

Нахождение структуры — это важный шаг в про­цессе изучения Библии. Когда мы подходим к толкованию, мы уже готовы спросить: «Что означает это текст?». Но мы никогда не сможем точно ответить на щит вопрос, пока мы не ответим на вопрос этапа наблюдения: «Что я вижу?». Структура же является дверью к пониманию цели автора.


 

ПОПРОБУЙТЕ ВЫ

 

Книги Библии полны утверждений, которые выражают цели библейских авторов. Евангелие от Иоанна 20:30-31 — одно из самых ясных. Другие менее явны. Но наблюда­тельный читатель обычно находит их. Ниже вы найдете несколько целевых утверждений.

Прочитайте внимательно каждое из них, а потом бегло просмотрите всю книгу, в которой они записаны. По­смотрите, как автор достигает своей цели посредством того, как он излагает материал.

 

Втор. 1:1; 4:1; 32:44-47

Притч. 1:1-6

Еккл. 1:1-2; 12:13-14

Ис. 6:9-13

Мал. 4:4-6

Лк. 1:1-4

2 Кор. 1:8; 13:1-10

Тит. 1:5; 2:15

2 Пет. 3:1-2

1 Ин. 5:13

 

 

СТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

 

Закономерность Описание Примеры
Причина и следствие Событие, идея или действие, которое способствует другому (ключевые слова: поэтому, таким образом, тогда, следовательно). Мк. 11:27-12:44 Рим. 1:24-32; 8:18-30
Кульминация Последовательность событий или идей, которые поднимаются до определенной высокой точки перед тем, как пойти на убыль. Исх. 40:34-35 2 Цар. 11 Мк. 4:35-5:43
Сравнение Два и более элемента, которые похожи или одинаковы (ключевые слова: как; подобно; так же, как). Пс. 1:3-4 Ин. 3:8, 12,14 Евр. 5:1-10
Контраст Два и больше элемента, которые отличаются друг от друга (ключевые слова: но, хотя) Пс. 72 Деян. 4:32-5:11 Гал. 5:19-23
Объяснение или причина Представление идеи или события, за которым следует истолкование. Дан. 2, 4, 5, 7-9 Мк. 4:13-20 Деян. 11:1-18
Отступление Когда действие, разговор или понятие переходит к другому, а затем снова возвращается. Быт. 37-39 1 Цар. 1-3 Лк. 1-2
Введение и краткое изложение Открывающие или завершающие ремарки по предмету или ситуации. Быт. 2:4-25;3 Нав. 12 Мат. 6:1
Основной пункт или линия Внезапное изменение в направлении или движении контекста; мини-кульминация 2 Цар. 11-12 Мф. 12 Деян. 2
Пропорция Акцент, на который указывает объем текста, который автор посвящает предмету. Быт. 1-11; 12-50 Лк. 9:51-19:27 Еф. 5:21-6:4
Цель Заявление о намерении автора. Ин. 20:30-31 Деян. 1:8 Тит. 1:1
Вопрос и ответ Использование вопросов или вопросов и ответов. Мал. Мк. 11:27-12:44 Лк. 11:1-13
Повторение Термины или фразы, используемые два и более раза. Пс. 135 Мф. 5:21-48 Евр. 11
От частного к общему, от общего к частному Последовательность мыслей от единичного примера к общему принципу и наоборот. Мф. 6:1-18 Деян. 1:8 Иак. 2

 

Адаптировано из неопубликованной схемы Джона Ханзеля, исполь­зуется с разрешения.

 

ЧИТАЙТЕ ВОСПРИИМЧИВО

 

Однажды несколько лет тому назад, проснувшись утром, я пошел в ванную комнату, наполнил раковину водой и начал бриться. Но когда я собирался опустить лезвие в воду, я обнаружил, что воды там уже не было. Я подумал: «ничего, наверное, я просто не проснулся». Поэтому я снова наполнил раковину и продолжил бриться. Но вся вода снова куда-то просочилась.

Поэтому я решил провести некоторое наблюдение. Поскольку вокруг было сухо, я решил обследовать пробку и обнаружил, что кто-то из моих творческих детей шилом проколол в ней пять прелестнейших дырочек в форме звезды. Едва ли вам когда-либо доводилось видеть такие.

Это хорошая иллюстрация того, что произошло со многими из нас за время учебы. В нашем уме есть «дыры», но в результате учебы ум иногда превраща­ется в настоящее решето. В таком разуме многого не удержишь — по крайней мере, много ценного. Мы читаем книгу — и через неделю уже не можем вспом­нить, о чем она. Мы посещаем занятие, а после не имеем ни малейшего представления о том, что пред­ставлял на нем преподаватель. В воскресенье утром мы слушаем проповедь, а к вечеру мы уже не по­мним, какой отрывок разбирался. Происходит так, словно наш мозг покрыт «антипригарным» веществом: ничего не задерживается.

Но если мы хотим усвоить библейские истины, нам необходимо научиться иному подходу. Мы должны читать, применяя девятый принцип качественного чтения Библии:

 

ЧИТАЙТЕ БИБЛИЮ ВОСПРИИМЧИВО

Это значит читайте не только для того, чтобы по­лучить, но и для того, чтобы удержать, старайтесь не просто понять, но и закрепить в сознании понятое. Заявите о своих правах на текст. Сделайте его своей собственностью.

Как это может произойти? Ключом к этому может стать активный подход к процессу изучения. Есть старое высказывание по этому поводу: «Я слышу — и я забы­ваю. Я вижу — и я помню. Я делаю — и я понимаю».

Современные психологические исследования под­тверждают это научными фактами: мы помним мак­симум 10 % из того, что мы слышим; 50 % того, что мы видим и слышим; но 90 % того, что мы делаем, видим и слышим.

Именно поэтому я никогда не проводил экзамены ни по одному из моих курсов по методике изучения Библии, хотя преподавал их более сорока лет. Сту­денты не могут в это поверить, не могут также поверить и некоторые профессора. Видите ли, я лучше поста­раюсь вовлечь студентов в процесс изучения Писания, чем буду проводить изучение ради экзамена. Что из того, что ребенок отлично написал тест? Насущный вопрос для меня состоит в том, может ли он или она работать с текстом Библии так, чтобы понимать его, приобретать его истины и применять полученное.

Вместо зачетного экзамена я прошу своих студентов придумать творческий способ изучения и представ­ления отрывка. Они могут работать по отдельности или в командах. В последний день занятий они пред­ставляют свои проекты всей группе.

Я до сих пор ни разу не был разочарован.

Например, группа из шести ребят разработала сценку на основе Книги Деяния апостолов 1:8, в ко­торой они сыграли роль трех пар учеников Христа, несущих Евангелие до краев земли. Они использовали свои творческие способности, чтобы составить драму, и вложили душу в ее презентацию.

Другая команда разработала целый кукольный спектакль, чтобы продемонстрировать библейские принципы. Мне доводилось увидеть наглядные пред­ставления с использованием аудиоаппаратуры, были и шоу со спецэффектами, картины и даже творческий танец. Я слышал поэмы, песни, драматические чтения, короткие истории. Все они были основаны на Писании, и псе точно соответствовали тексту.

А теперь, пожалуйста, заметьте: при этом не было никаких злоупотреблений играми.

Конечно, при желании они могли бы иметь место, но для участвовавших студентов это были упражнения на восприимчивое изучение Библии. Гарантирую нам, что если бы сегодня вы спросили тех, кто действительно прилагал усилия для выполнения этих заданий, они все еще могли бы рассказать не только о том, что они делали, но и о том, что они узнали, делая это. А сколько домашних заданий из старших клас­сов школы или института помните вы?

 

ВКЛЮЧАЙТЕСЬ В ПРОЦЕСС

Также и эта книга будет иметь ценность настолько, насколько вы включитесь в процесс. Изменится ли что-то, если вы даже прочитаете каждую страницу, возможно даже подчеркнете некоторые части текста, но в конце поставите Библию на полку, и ни разу так и не вникните в нее? Моя цель — и надеюсь ваша тоже — видеть существенные изменения в жизни, происхо­дящие в результате личного взаимодействия со Словом Божьим.

Как, по-вашему, можно сделать так, чтобы работа над библейским текстом стала личным переживанием? Вы изучаете историю, произошедшую с пророком Илией на горе Кармил? А вы не пытались разыграть эту историю со своей семьей или друзьями? Группа вожатых в христианском лагере инсценировала ее для своих подопечных вплоть до акта «огня с небес». Увидевшие эту сцену ребята навсегда запом­нили тот вечер, и вместе с ним и библейскую историю.

Или попытайтесь переписать своими словами не­которые отрывки Писания. Возьмите, к примеру, Еккл. 3:8 («Всему свое время»), Лк. 19:1-10 (исто­рия о Закхее) или 1 Кор. 13 (глава о любви).

Вы можете попробовать в течение месяца сконцентри­роваться на изучении биографии определенного пер­сонажа из Писания. Посмотрите все сноски в тексте, относящиеся к этому человеку. Возьмите библейский словарь и прочитайте о культурно-исторической обстановке, в которой он жил (о более детальной информации о библейских словарях смотрите главу 34). Проследите по атласу места, где жил и путешест­вовал этот человек.

Разработайте психологический очерк: каким был этот человек? Какие чувства и по отношению к чему он переживал? Какие у него были наклонности? Какие устремления? Какой была история его семьи? Какими мотивами он руководствовался, совершая тот или иной поступок? Станьте экспертом по жизни этого человека настолько, чтобы узнать его с первого взгляда, случайно встретив на улице (если бы такая встреча была возможной).

Короче говоря, делайте все, что потребуется, для того, чтобы стать восприимчивым читателем Библии, приобретающим для себя многое из сокровищницы Божьего Слова. Пропустите истину Слова через себя путем личного вовлечения в процесс, чтобы достичь большего, чем простое запоминание Писание, — сде­лайте его своим достоянием.

 

 

ПОПРОБУЙТЕ ВЫ

 

Здесь выражена идея о том, как сделать отрывок Писания своей собственностью. Откройте тринадцатую главу Книги Числа — историю о том, как Моисей послал соглядатаев в Землю Обетованную. Внимательно про­читайте ее, используя все принципы, которые мы ранее разбирали. Затем напишите историю своими словами. Вот несколько идей:

1. Определите, в чем состоит основная мысль этой ис­тории. Что происходит? Почему это событие так важно?

2. Подумайте о параллелях, которые вы можете про­вести с историей вашей семьи, церкви, народа или вашей личной жизни.

3. Решите, в каком виде вы хотите ее применить к се­годняшней ситуации. Например, в виде отчета о затра­ченных средствах при выполнении задания особым подразделением корпорации Израиля (бизнес-подход); в виде решения семейного совета (местный подход); в виде политической борьбы двух группировок (полити­ческий или правительственный подход). Основная мысль: выберите что-то, что подходит к ситуации и по­может запомнить эту историю.

4. Повторите историю согласно тому подходу, который вы избрали. Используйте возможности языка в соответ­ствии с главной мыслью истории. Сделайте так, чтобы герои для вас ожили. Измените имена и названия мест, чтобы это соответствовало стилю.

5. Когда вы закончите, прочитайте свой пересказ другу или кому-то из членов вашей семьи.

 

 

 

ЧИТАЙТЕ «ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИ»

 

Десятый и последний прием, необходимый для развития навыка отличного чтения Писания это:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.028 с.)