Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучите исторический контекст книгиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иногда мне кажется, что история — самый захватывающий из всех существующих предметов. История придает уместность деталям, которые в противном случае кажутся неважными. Например, всем нам известна Рождественская история, которая начинается со слов: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк. 2:1). Но кто из нас принимает во внимание тот факт, что кесарь Август был первым императором Рима? Как это случилось? Возможно, вы видели или читали трагедию Шекспира под названием «Юлий Цезарь» и знаете, что Цезарь был убит в 44 году до P. X. Он оказался диктатором, но раньше Рим был республикой и был очень похож на сегодняшние Соединенные Штаты. За смертью Цезаря последовала борьба за власть, и человек по имени Октавиан вышел из нее победителем. За каких-то тридцать лет до Христа Октавиана назвали императором и присвоили титул кесаря (цезаря) Августа. Другой интересный факт заключается в том, что Рим присоединил к себе Иудею — место рождения Христа — в 6 году до Р.Х. Поэтому, когда Лука начинает вторую главу со ссылки на кесаря Августа, он напоминает читателю о необычных политических изменениях того времени. Имеет ли это какое-то отношение к тому, что он хочет нам донести? Дает ли это нам какое-то новое понимание обстоятельств, окружавших жизнь и смерть Иисуса? Проливает ли это свет на содержание Книги Деяния апостолов, которые продолжают данное повествование? Дает ли это нам какие-либо подсказки о том, кому писал Лука, и что могло это значить для человека, которого он называет «Феофил» в Евангелии от Луки 1:3 и Книге Деяния апостолов 1:1? Когда бы вы ни брались за одну из книг Библии, задавайте вопросы: «К какому периоду истории она относится? Когда она была написана? Когда происходили описываемые в ней события? Что происходило в мире в то время?». Спрашивайте также: «К чему подходит эта книга в общем ходе повествования Библии? Описывает ли она события до, во время или после Христа? Насколько была завершена Библия, когда данный материал был записан? Другими словами, сколько писатель и люди, описанные в этой книге, знали о Боге?». Для того чтобы обнаружить исторический контекст библейских книг, вам, вероятно, понадобятся вспомогательные источники. Я буду говорить о некоторых из них в главе 34. А пока не забывайте, что Бог — это Бог истории. Для того чтобы достичь Своих целей, Он действует через реальных людей в этом мире. Вы многое узнаете об этих целях, если будете читать Его Слово «телескопически».
ПОПРОБУЙТЕ ВЫ
Для того чтобы «телескопически» читать Библию, вам необходимо иметь общую картину о прочитанном. Вам нужно начать читать синтетически, а не аналитически. Это значит — исследуйте всю местность, прежде чем начнете копать яму в каком-то определенном месте. Получите общее представление о том, насколько широко автор охватывает тему и какой период время затрагивает — особенно, сколько места он посвящает каждому предмету. Книга Судей идеально подходит для того, чтобы освоить данный прием изучения. Она охватывает период сразу после смерти Иисуса Навина и до того, как у Израиля появился первый царь. Бог поднимал отдельных лидеров, призывал судей, чтобы они вели народ и помогли ему поселиться в Земле Обетованной. Чтобы получить общее представление об этой книге, прочитайте ее всю за один присест и составьте список основных персонажей — судей, отметьте, где и когда они появляются в тексте. Ключевой фразой в ней является: «и делали сыны Израилевы зло перед очами Господа». Затем, составьте диаграмму, которая покажет вам, когда каждый из них появляется в книге, и сколько места отводится ему или ей. Откройте двадцать пятую главу — и вы увидите различные примеры схем. Я предлагаю вам разработать что-то похожее на схему Евангелия от Луки на стр. 173. Когда вы выполните это упражнение, у вас будет неплохая наработка для того, чтобы посмотреть на Книгу Судей «телескопически». У вас будет общая картина, поэтому, когда вы будете читать истории отдельных судей, у вас в голове уже будет фон, на который их помещать. Еще полезно прочитать подобным образом такие ветхозаветные книги как все Книги царств и обе Книги Паралипоменон.
РАБОТАЙТЕ С ФРАГМЕНТОМ
Я начинал обзор этапа наблюдения, обращая ваше внимание на один стих — Книга Деяния апостолов 1:8. Сейчас я хочу перейти к фрагменту, т.е. нескольким предложениям текста, объединенным между собой одной законченной мыслью или общей идеей. Фрагмент — это основная единица изучения — не глава и не стих. Конечно, фрагмент может быть размером с один стих, а может охватывать всю главу. В любом случае, он представляет собой завершенную мысль. Это группа взаимосвязанных предложений и утверждений, относящихся к одной общей теме или идее. Это делает его идеальным для наблюдательного изучения. Между прочим в своем первоначальном (оригинальном) виде Писание не было поделено на главы, абзацы и стихи. Это были просто длинные неразрывные отрывки. Через 1200 лет после Христа ученые начали делить их на части, и в таком виде мы имеем их сегодня. Этим они старались облегчить изучение Библии, но их усилия никоим образом не были вдохновлены Духом Святым. На самом же деле, ряд делений был произведен механически, и поэтому искусственно навязан тексту. Это означает, что иногда, чтобы правильно читать библейский текст, нам не нужно обращать на это внимания.
МОЛИТВА НЕЕМИИ Отрывок, который мы будем изучать — Книга Неемии 1:4—11. Я предлагаю вам найти его в Библии, но вы можете прочитать его и здесь. Вот он: «4 Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом Небесным 5 и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! 6 Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего. 7 Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоем. 8 Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; 9 когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и от туда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое. 10 Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. 11 Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека этого. Я был виночерпием у царя».
ИССЛЕДУЙТЕ КОНТЕКСТ Стих 4 начинается со слов: «Услышав эти слова» (в англ. тексте — «как только я услышал эти слова...» — прим. пер.). Что существенного в слове «как только»? Это союз. Он с чем-то соединяет этот фрагмент. Дальнейшая фраза «эти слова» побуждает меня задать вопрос: «Какие слова?». Так оба эти вопроса заставляют меня вернуться назад в начало книги и проверить контекст. Начало первого стиха дает мне введение в книгу. Что я нахожу здесь? Три очень важных замечания — те самые, которые большинство людей игнорирует. Прежде всего, я обнаруживаю нечто, говорящее о характере содержания самой книги: это слова определенного человека. Во-вторых, я узнал имя этого человека — Неемия. В третьих, я узнал о семье, из которой произошел Неемия, и это очень важно, потому что имя «Неемия» встречается в этой книге еще раз, но это другой Неемия. В последней части первого стиха, я читаю: «В месяце... в году...» Что я здесь замечаю? Две фразы с предлогом «в»: «В месяце кислев, в двадцатом году». Поэтому я задаю вопросы: «К чему это относится? Какое слово я могу поставить возле первых двух утверждений?». Конечно же, время, потому что они говорят мне про месяц и год. Библейский словарь может помочь мне найти, что такое месяц кислев. Я нахожу, что у древних евреев был календарь, который полностью отличался от нашего. У них не было января, февраля, марта и т.д. Кислев был у них девятым месяцем, соответствующим концу ноября и началу декабря. Поэтому, учитывая, что повествование происходит в северном полушарии, это время ранней зимы. Я также обнаруживаю, что еврейский календарь отличался от персидского, и это становится существенным, когда я узнаю, что Неемия был в Персии в изгнании. Несмотря на то, что он занимал очень высокое положение в правительстве, он отмечал время по иудейскому календарю. Далее он указывает, что это происходит в «двадцатом году». Это вызывает у меня следующий вопрос: «Двадцатый год чего?». Я не могу здесь на него ответить и не получаю ответа, пока не дойду до начала второй главы, где говорится о царствовании Артаксеркса. И последнее, о чем говорит мне фраза «Сузы, престольный город»? Она отвечает на вопрос: «Где?», но мне все равно еще интересно: «Каким же был город Сузы?». Когда я нахожу его в библейском словаре, то узнаю, что в персидском царстве того времени было две столицы. Сузы был зимним дворцом царя. (Напоминаю: события происходят в ноябре-декабре). Был также и летний дворец, который назывался Экбатана. Итак, Неемия находился во дворце — это была далеко не лачуга! Фактически, он занимал территорию более двух тысяч гектаров, и был прости роскошным. Итак, перед нами человек, живущий в роскоши и имеющий весьма привилегированное положение. Он получает известие от посланных к нему соотечественников (ст. 2). Как ведет себя Неемия? Он спрашивает их. Какие два вопроса он задает? Прежде всего он спрашивает «об иудеях». Этот вопрос связан с положением его народа. А затем он спрашивает «о Иерусалиме». Это связано с местом, с его домом. В стихе 3 содержится ответ Ханани. Здесь я вижу диалог, построенный по принципу «вопрос-ответ». Какое отношение имеет ответ к вопросу? Неемия спрашивает о людях и месте. Братья дают ему ответ, состоящий из трех частей: (1) «оставшиеся... в великом бедствии и унижении» (это касается народа); (2) «стели Иерусалима разрушена» (это место); и (3) «ворота его сожжены огнем» (также касается места). Итак, порядок ответа точно такой, как и порядок вопроса: сначала люди, потом место. Мне кажется, это говорит что-то о Неемии. Прежде всего, его волновали люди, а не место. Позже я укажу, какое это имеет значение к тому, что происходит в книге. (См. схему на стр. 125). ОТМЕЧАЙТЕ КАТЕГОРИИ Итак, я включился в контекст. Сейчас я подхожу к отрывку в стихе 4. Что делает Неемия, услышав о людях и о месте? Я насчитываю четыре действия: он плачет, печалится, постится и молится. Можно ли это как-то объединить? Хорошо, плач и печаль обусловлены эмоциями. А как быть с постом и молитвой? Они указывают на духовную реакцию. Я бы советовал вам во время изучения Библии делать заметки по ходу наблюдения. Они помогут вам лучше использовать материал. Например, возле стиха 1б я могу поставить слово доклад. Если вы предпочитаете какое-то другое слово, используйте его; но выберите что-то, что суммировало бы содержание этого отрывка для вас. Если стих 1б это доклад, то стих 4 — это «ответили реакция» на полученную новость. Неемия реагирует на доклад — как эмоционально, так и духовно. Продвигаясь к стиху 5, я нахожу молитву. Продолжая схему, я бы мог пометить его: просьба Неемии. Мы уже рассматривали эту молитву в двенадцатой главе. Помните схему? Неемия начинает с поклонения (ст. 5). Он восхваляет Бога за Его непоколебимую любовь. Затем он переходит к исповеданию (ст. 6-7). Видеть Бога таким, какой Он есть на самом деле, всегда помогает нам видеть себя такими, какие мы есть в действительности — грешниками, нуждающимися в Его милости. Затем, после исповедания своего грехи и греха своего народа, Неемия начинает ходатайство к Богу, основанное на Его обетованиях (ст. 8-11).Молитва Неемии — это образец того, как и мы можем подходить к Богу. Рассматривая ее в контексте, я заметил, что она прямо связана с докладом Ханани и братьев. Они приходят и говорят: «Люди в великом бедствии, а стены в руинах». И немедленная реакция Неемии - молитва, основанная на Божьем Слове. Бог обещал, что если Израиль ослушается Его, Он рассеет их по миру; если же обратятся к Нему, Он восстановит их землю (ст. 8-9). Неемия, слушая доклад, вспоминает Божье Слово, а затем падает в молитве на колени. (См. схему на стр. 127).
НЕТ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ Это конец отрывка? Нет. На что следует обратить внимание в самом конце нашего отрывка? В нем Неемия скромно упоминает интересную деталь. «Я был виночерпием у царя» (ст. 11б). Это крайне важно, хотя многие люди не замечают этого важного утверждения. Однако на этапе наблюдения я постоянно задаюсь единственным вопросом: «Что я вижу?». Я принимаю на себя роль библейского детектива, в поле зрения которого не может быть ни одной маловажной детали. Что значит быть виночерпием? Я выяснил, что большинство людей думает, будто это человек, который ходит повсюду за царем и носит чашу, будто у него нет лучшего занятия. И в этом случае нам опять пригодится хороший библейский словарь. Посмотрев слово «виночерпий», я нашел, что этот титул означает, что данный человек отвечал за снятие пробы с королевских вин. Нельзя забывать, это было время интриг и постоянных попыток свержения царей, поэтому правители не доверяли никому, кроме виночерпия. Виночерпий был в буквальном смысле премьер министром, вторым после царя человеком. У него был прямой доступ к царю. Так Дух Святой включил эту деталь о Неемии, чтобы показать мне, как Бог использовал столь высокое положение Неемии для достижения Своих целей. Далее в книге я нахожу, что именно благодаря тому, что Неемия был виночерпием, царь разрешил ему вернуться на его землю и заново отстроить стены и город. У Бога был Свой человек в стратегически важном месте. И Неемия смог использовать свое положение для выполнения Божьей цели. Спрашивали ли вы когда-нибудь себя, куда Господь поместил вас? Возможно вы школьный учитель, мед сестра, программист, плотник или врач. Каким бы ни было ваше положение, вам его представил Бог для выполнения Его целей. Уверяю вас, что Он помещает каждого из Своих детей в стратегически важном месте. Ему угодно использовать вас для Своей славы и пользы народа Божьего. (См. схему на стр. 129).
«Я НЕ ЗНАЮ, С ЧЕГО НАЧАТЬ» По этому отрывку можно было бы сделать куда больше наблюдений. На самом деле, эта книга содержит одно из самых захватывающих повествований в Слове Божьем. Но первоначально я не видел в тексте столько, сколько вижу сейчас. Все было далеко не так. Вскоре после того как я стал христианином, кто-то сказал мне: «Теперь, когда ты уверовал, тебе нужно вникнуть в Слово». «Замечательно, — сказал я. — С чего же мне начинать?» «Брат, начинай с любого места. Они все полезны». Так я пошел домой, наугад открыл свою Библию и... оказался в Книге пророка Иезекииля. Как раз в том месте, где он описывал огненные колеса. Некоторое время я сражался с этим отрывком, а потом подумал: «Наверное, это исключение.» Тогда я попробовал с другого конца Библии — с Откровения. Сосуды, трубы, печати и суды совершенно добили меня. И я (мне даже стыдно говорить об этом) закрыл Библию на добрый год. Я был убежден, что все, чему учили меня проповедники, было истиной, и чтобы изучать Слово Божье мне была необходима помощь профессионала. По Божьей благодати кто-то однажды подошел ко мне и спросил: «Эй, Хендрикс, ты изучаешь Писание?» «Да, в общем-то, нет», — сказал я. «Так, может, пошли?» Мой ответ был прямолинейным: «Я не знаю, как это делать и с чего начать». Но сейчас вы определенно знаете больше, чем знал я, когда только начинал самостоятельное изучение Божьего Слова. Вы видели, как следует производить наблюдение по отдельному стиху, а теперь знаете и то, как проводить изучение целого отрывка. Вы также обнаружили, что вам нужно учиться читать лучше и быстрее — читать так, будто вы читаете впервые, и так, будто вы держите в руках любовное послание, Вы также ознакомились с десятью приемами отличного наблюдения, которые способны превратить пае в первоклассного читателя Библии. Но вы должны научиться не только читать — ни должны знать, что искать. В следующих нескольких главах я дам вам шесть ключей, которые помогут вам открыть еще больше сокровищ библейского текста.
ПОПРОБУЙТЕ ВЫ
В этой главе я работал с отрывком, наблюдая, как Неемия отреагировал на доклад Ханани и братьев. Теперь ваша очередь. Ниже приведен отрывок из Послания Павла к Титу, который в первом веке был пастором на Крите. Внимательно прочитайте отрывок, используя десять приемов высококачественного чтения, обращая внимание на термины и грамматическую структуру. Посмотрите, что тут можно обнаружить касательно образа жизни, который должен характеризовать всех верующих, особенно лидеров.
«Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верующих, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы им был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:5—9).
Предполагается, что этот текст Библии был вручную написан на тонком пергаменте, в Кембридже, Англии, около 1180 года. Как и у всех библейских текстов, известных нам до этого времени, в нем первоначально не было деления на главы и нумерации стихов. Номера глав, которые можно увидеть на его полях в цвете, были добавлены позже. Писцу требовалось бы около двух лет, чтобы переписать Библию с таким добавлением.
ШЕСТЬ ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ В ТЕКСТЕ
Акценты Повторения Взаимосвязи Сходства Различия Реалии
АКЦЕНТЫ
Вы когда-нибудь ходили к врачу с больным горлом? Первое, что он просит вас сделать — это высунуть язык. Он осматривает ваше горло и говорит «Ага». Ему сразу становится понятно, что не так. Я могу целую вечность смотреть в ваше горло, но это все равно ни к чему не приведет, потому что я не знаю, чего ищу. Этот же принцип применим и к изучению Библии. Вы можете часами листать Слово Божье, и это будет пустой тратой времени, если вы не знаете, что ищете. Именно поэтому на этапе наблюдения вы задасто и отвечаете на вопрос «Что я вижу?». Вы принимаете роль библейского детектива, ищущего улики, а это означает, что для вас не должно существовать незначительных деталей. Есть шесть ключей, при помощи которых можно успешно исследовать Писание. Всякий раз замечен их, вы будете попадать на «золотую жилу». Бог предоставил нам прекрасный инструмент, который поможет запомнить их, — нашу руку. Для каждого пальца есть, свой ключ, и еще один для ладони. В этой и последующих четырех главах я покажу вам, как распознавать эти шесть важных ключей. Начнем с большого пальца (см. стр. 133). Первый ключ, который следует искать:
ТО, НА ЧЕМ ПОСТАВЛЕН АКЦЕНТ В Библии используется несколько путей привлечения нашего внимания к изложенному материалу. Я перечислю четыре.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.63 (0.012 с.) |