Афоризмы и Книги Премудрости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Афоризмы и Книги Премудрости



Широкий спектр библейских текстов, собранный воедино в так называемых «Книгах Премудрости», - неисчерпаемый источник интереснейшей и назидательной информации для изучающих Писание. В этом жанре автор принимает на себя роль умудренного жизнью учителя, который готов поделиться своими мыслями с юным, неопытным, но готовым учиться читателем.

Книга Притчей явно относится к этой категории Притча — это короткий, меткий и емкий самородок истины. Обычно он практичен, так как часто касается последствий определенного поведения. Равно как и в поэзии Псалтиря, которую мы только что рассматривали, в Книге Притче используются параллелизмы. Особенно же богаты они противопоставлениями, соединенными союзом «а».

Например, Притчи 15:27: «Корыстолюбивый рас­строит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить». Или Притчи 20:3: «Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задореня».

Притчи бьют прямо в цель. Из всего библейского ма­териала их, наверное, легче всего понять, хотя труднее всего применить. Если вам нужен «духовный витамин», чтобы оживить духовную жизнь, полакомьтесь жанром Книги Притчей. Это будет пир для вашей души.

Пророчества и апокалиптика

Последний, и, возможно, наиболее труднодоступный литературный жанр Библии — это пророчество. Часто мы склонны думать о пророчествах как о предсказаниях будущего. Конечно, пророческие книги смотрят в буду­щее. Но их более важная отличительная черта — это звучащие в них предупреждение и суд. Через формулу «Так говорит Господь!» подчеркиваются слова, исхо­дящие прямо от Бога.

Роль пророка в Писании заключалась не в том, чтобы рассказывать о будущем, но в том, чтобы провозглашать слова Бога; не предсказывать, а «преду­преждать», как кто-то хорошо заметил. Бог поднимал пророков в Израиле, когда среди народа умножались беззакония и нарастало противостояние Всевышнему. Их неблагодарная задача заключалась в том, чтобы предупредить народ об ужасных последствиях продолжающегося непослушания, в надежде пробудить покаяние и достичь возвращения к Господу.

Читая книги пророков, важно воссоздавать ситуа­цию. Необходимо найти в тексте ответы на шесть основ­ных вопросов избирательного чтения Библии: «Кто, что, где, когда, почему и зачем?». Они дадут вам бесцен­ную основу для размышления над следующими дополнительными пунктами: «В чем главная проблема, на ко­торую ссылается автор? Какие образы он использует для того, чтобы описать ее? Какова реакция людей? Что это пророческое послание говорит вам о Боге? Что происходит после того, как пророк доносит свою весть народу, которому она предназначалась? Как вы думаете, почему Бог включил эту книгу в Свое Слово?».

Особой категорией пророческой литературы высту­пает апокалиптика, яркий пример которой — Откро­вение Иоанна. Само слово подразумевает, что апокалиптическая литература имеет дело с событиями – катаклизмами глобальных масштабов, относящимися к концу света. Язык апокалиптической литературы глубоко символичен, а события разворачиваются быстро и сопровождаются грандиозными явлениями света, шума и силы.

Это делает жанр благодатной почвой для спекуля­тивных построений и субъективного толкования. Что­бы избежать этого, я предлагаю при изучении Книги Откровения Иоанна обратить пристальное внимание на структуру самой книги. Как развиваются события от начала до конца? Какой закономерности подчинены изменения? Для кого написан материал? Каким был исторический и культурный контекст, в котором работал автор? Как это могло повлиять на его метод изложения?

Пытаясь понять символику книги, внимательно посмотрите на Ветхий Завет, чтобы стало ясно, что описывает автор. Вместо того, чтобы пытаться определить время будущих событий, задайте вопрос: «Какое значение имела бы эта книга для христиан ранней церкви?».

 

литературные жанры библии

 

Жанр Характеристики Библейские книги и примеры
Апокалиптика Драматический, глубоко символичный материал; живые образы; резкие контрасты; происходят события глобального масштаба; часто рассказ изложен от первого лица, как очевидца событий; описывается противостояние добра и зла. Откровение, Иезекииль, Пророческая часть Даниила.
Афоризмы Короткие содержательные утверждения моральных истин; сводит жизнь к черно-белым категориям; обращается, в основном, к молодежи; часто применяет параллелизмы; указывает читателю правильный путь и способ уклонения от зла; обильное использование метафор и сравнений. Притчи, Екклесиаст.
Биография Тщательный обзор жизни человека; субъект обычно представлен в контрасте с кем-то другим; избранные события показывают развитие персонажа либо положительно (проза), либо отрицательно (драма). Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Саул, Илия, Иисус.
Возвышенная речь Стилизованное устное изложение довода; использует формальные правила ораторского искусства; часто цитирует авторитетные источники, хорошо известные слушателям; обычно склонно призывать к чему-то и убеждать. Ин. 13-17. Деян. 7. Деян. 17:22-31; 22:1-21; 24:10-21; 26:1-23.
Книги Премудрости Широкая категория, в которой старый опытный человек передает мудрость младшему; возможно использование жанра притчей; содержит наблюдения над основными областями жизни: рождением, смертью, работой, деньгами, властью, временем, землей и т.д.; обращается к основам человеческого опыта. Иов, Притчи, Пс. 36, Пс. 89, Екклесиаст.
Пастораль Литература, рассматривающая простые деревенские темы (особенно жизнь пастухов); богата описаниями, полагается на действие; часто созерцательна и спокойна; делает ударение на связи между пастухом и его овцами; идеализированное представление жизни, удаленной от пороков города. Пс. 22. Ис. 40:11. Ин. 10:1-18.
Повествование Обширныи жанр, в котором преобладает рассказ; включены исторические аспекты; структура передается через сюжет; персонажи подвергаются психологическому и духовному развитию; избранные события используются для того, чтобы передать значение; события сопоставляются для контраста и сравнения. Бытие—Ездра, Евангелия, Деяния.
Поэзия Поэтические тексты, которые предназначались скорее для пения, нежели для чтения; акцент на ритмику и произношение слов; ориентируется на чувства; может использовать приемы прославления, пасторального или других литературных жанров; в В.З. изобилует параллелизмами. Иов, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней.
Представление Тщательно аргументированное изложение или объяснение; хорошая организованность; логическая последовательность; термины важны; движение к логической, закономерной развязке; цель — достижение согласия и соответствующего образа действия. Послания: Павла, Евреям, Иаков, 1,2 Петра, 1,2 и 3 Иоанна, Иуда.
Притча Короткая словесная история, иллюстрирующая моральный принцип; истина часто основывается на шаблонных персонажах и стереотипах; представляет чувства и действия, обычные для повседневной жизни; побуждает к размышлениям и самооценке. 2Цар. 12:1-6. Еккл. 9:14-16. Мф. 13:1-53. Мк. 4:1-34. Лк. 5:1-16:31.
Пророчество Яркое авторитетное представление Божьей воли и слов; часто в целях исправления; предназначалось для мотивирования изменения посредством предупреждений; предсказывает Божьи намерения в ответ на поведение людей. Исайя — Малахия.
Прославление Возносит хвалу кому-то или чему-то; в пылких словах описывает происхождение субъекта, его действия, свойства или превосходства; призывает читателя привнести подобные черты в свою жизнь. 1 Цар. 2:1-10. Пс. 18, 118. Притч. 8:22-36; 31:10-31. Песнь Песней Ин. 1:1-18. 1 Кор. 13. Кол. 1:15-20. Евр. 1-3.
Сатира Выставляет и высмеивает человеческие пороки и глупость; применяется в различных литературных жанрах, особенно в повествовании, биографии и притчах; предупреждает читателя посредством негативного примера. Притч. 24:30-34. Иез. 34. Лк. 18:1-8. 2 Кор. 11:1-12:1.
Трагедия Описывает неправильное поведение человека; использует избранные события, чтобы показать его путь к падению; проблемы обычно вращаются вокруг серьезных изъянов в характере и моральных предпочтениях отдельного лица; предупреждает читателя посредством негативного примера. Лот, Самсон, Саул, Деян. 5:1-11, Галатам, Евреям.

 

ПЯТЬ КЛЮЧЕЙ К ТОЛКОВАНИЮ

 

 

Содержание

Контекст

Сравнение

Культура

Справочный материал

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Когда псалмопевец молился Богу: «Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем серд­цем» (Пс. 118:34), он говорил именно о толковании. Он осознавал, что без понимания значения текста не может быть применения Слова Божьего в жизни. И на­оборот, как только Дух Святой помогал ему постигнуть содержание, он был готов действовать согласно тому, что сказал Бог.

А вы? Приступая к Писанию, задаетесь ли вы целью изменить свою жизнь? Если так, то приготовьтесь к дей­ствию, потому что Бог всегда открывает дверь тому, кто стучит в нее, имея в сердце такое желание.

В этой главе я хочу предложить вам первый из пяти ключей, который поможет открыть библейский текст, один из пяти основных принципов толкования. Вы уже обладаете первым из них:

Содержание

Между содержанием и значением существуют прямые причинно-следственные отношения. Содержание отрывка — это «сырой» материал, база данных, при помощи которых вы будете истолковывать текст. Тщательно поработав над текстом на этапе наблюдения, вы уже немного узнали о том, как определять содержание отрывка.

Помните, вы искали термины, структуру, литературную форму и атмосферу? Вы задавали целую серию вопросов: «Кто, что, где, когда, почему и зачем?». Вы искали то, что акцентируется, повторяется, соотно­сится, похоже, непохоже и реально.

Короче, вы обставили текст различными приспо­соблениями, направленными на получение ответа на вопрос: «Что я вижу?». Если «домашнее задание» было выполнено добросовестно, то вам удалось открыть со­держание отрывка. Иными словами, вы ответили на этот вопрос, т.е. знаете, о чем говорит автор.

Поэтому я не устаю повторять: чем больше времени вы проведете над наблюдением, тем меньше времени нам придется проводить над толкованием, и тем пра­вильнее будет ваш результат. И наоборот, чем меньше времени вы потратите на наблюдение, тем больше времени вам придется провести над толкованием, и тем менее точным будет полученный результат.

Итак, все, что вы делаете при наблюдении, обеспе­чит вам основное содержание, исходя из которого вы будете истолковывать значение текста.

Но не останавливайтесь на этом. Бог снабдил нас еще четырьмя ключами, которые помогут открыть Его Слово.


 

попробуйте вы

 

В этой главе мы рассмотрели первый из пяти ключей толкования — содержание. Поэтому я хотел бы предло­жить вам приняться за толкование, о котором будет идти речь на протяжении следующих пяти глав. Первая и вторая главы Книги пророка Даниила — фрагмент, который я хо­тел бы предложить для рассмотрения — один из самых назидательных отрывков для современных верующих, особенно если вы работаете на рынке.

Начните с наблюдения содержания Книги пророка Даниила 1—2. Используйте весь инструментарий, с кото­рым вы уже ознакомились из этой книги. Помните, что ваша работа на этом этапе определяет то, что вы позже будете истолковывать. Ваши наблюдения заложат основ­ную базу информации, исходя из которой вы будете строить значение текста.

Посвятите как можно больше времени первому этапу изучения Книги пророка Даниила 1—2, отвечая на шесть вопросов избирательного чтения: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем?».

 

 

КОНТЕКСТ

 

Знаете ли вы старый духовный гимн на текст из Книги пророка Иезекииля 37:4-5?

 

«Кость ступни соединена с коленной костью,

Коленная кость соединена с бедренной костью,

бедренная кость соединена с тазовой костью,

Теперь мы слышим слово Господа!»

 

Тут изложена довольна простая физиология, но из нее исходит глубокая методология. Она описывает целост­ность тела, говоря, что все его члены соединены между собой. Это единство.

Так же и Писание. Библия — это собрание шести­десяти шести книг, но оно объединено в одну Книгу. Это единое целое. На этом принципе основывается второй ключ библейского толкования:

 

КОНТЕКСТ

Что я подразумеваю под контекстом? Контекст — это то, что предшествует конкретному отрывку Писания и следует за ним.


Мне кажется, что каждый, кто имел дело с прессой, оценит важность контекста. Когда-то я был капелла­ном футбольной команды «Ковбои Далласа». Однажды я пришел на место их тренировок. Их защитник, Род­жер Стобах, согласился дать интервью корреспонденту периодического издания «Спорт в иллюстрациях». Я присутствовал на этом интервью. Я слышал каждое слово, сказанное Роджером. Но, прочитав статью в следующем номере журнала, я очень удивился. Большинство из его утверждений были вырваны из контекста и представлены так, что полностью терялось их первоначальное значение. Роджер оказался в не­ловкой ситуации — будто он говорил то, чего на самом деле он не говорил.

То же можно сделать и со Словом Божьим. И, в дей­ствительности, большинство еретических учений строятся на грубом нарушении принципа контекста. В главе 31 я упоминал двух мужчин, которые, желая навязать мне свое лжеучение, явно искажали текст Писания. Но большинство подобных доктринальных ошибок можно было бы исправить, задав лишь один вопрос: «Будьте добры, прочитайте, пожалуйста, предшествующие и последующие стихи».

Как жаль, что я не знал этого, когда был еще маль­чиком! Бывало, я ходил в гости к девочке, с которой мне нравилось играть, потому что ее было легко на­пугать (это нравится всем ребятам). В ее доме был старый кабинет, где всегда царил полумрак, редко кто заходил туда. Я любил там прятаться, особенно за диваном, в то время как она меня искала. Когда она, наконец, подходила к дивану, я выскакивал и кричал «У-у-у». Бедняжка чуть не лишалась от страха дара речи.

Прячась в этом кабинете, я иногда высовывался из-за дивана, чтобы оглядеться вокруг. Там на стене висела картина с надписью: «Со страхом и трепетом совершайте ваше спасение». У меня было слабое подозрение, что это цитата из Библии. Она до смерти меня напугала. Я подумал: «Если это правда, то для меня нет надежды. Я никогда не смогу совершить свое спасение».

Я был прав, думая, что это слова из Библии. Это последняя часть двенадцатого стиха из второй главы Послания к Филиппийцам. Но я был не прав в понимании того, что спасение основано на делах. К сожалению, многие люди читают этот стих так, как читал я, и приходят к таким же ошибочным заключениям. Прошли годы, прежде чем я обнаружил, что следующий стих говорит: «Потому что Бог про­изводит в вас и хотение и действие по Своему благо­волению». Это представляет стих 12 с другой стороны. Оказывается, Бог не только желает или призывает меня ко спасению, но и работает надо мной и вместе со мной для того, чтобы я мог его получить и сохранить.

Помните наши наблюдения над Книгой Деяния апостолов 1:8? Мы подобным же образом «вклинились» в повествование в стихе 8, и поскольку стих начинался с союза противопоставления «но», мы вынуждены были вернуться к предшествующему контексту. Там мы обна­ружили учеников, спрашивавших Иисуса о Царстве. Оказалось, что восьмой стих — часть Его ответа.

Но мы также обнаружили, что сразу за восьмым сти­хом следует Вознесение. И оказалось, что это придает значению этого стиха особую основательность. Слова, запечатленные в этом стихе, были последними словами в земной жизни Христа. А, как известно, последние слова сохраняются надолго. Таким образом, благодаря общему контексту, его слушатели никогда не забудут произошедшего и того, что сказал Иисус. Должно быть, эти Его слова побудили их к действию.

Итак, всякий раз, изучая стих, отрывок, раздел и даже книгу целиком, справляйтесь о «соседях» этого стиха, отрывка, раздела и даже книги того же жанра. Если вы «заблудились» в значении отрывка, заберитесь на «дерево контекста» и получите общее представление о том, где вы находитесь, а затем идите дальше.

НЕСКОЛЬКО ВИДОВ КОНТЕКСТА

Существует несколько видов контекста. Тип кон­текста определяет подход к отрывку.

Литературный контекст

В шестой главе, рассматривая Книгу Деяния апосто­лов 1:8, мы видели пример литературного контекста, — это слова до и после восьмого стиха. Литературным кон­текстом любого стиха служит фрагмент, частью которо­го является этот стих, раздел, частью которого является фрагмент, и книга, частью которой выступает раздел. Каждую же книгу следует рассматривать в контексте всего Писания, что обусловлено единством книг Библии.

 

Исторический контекст

Другими словами, когда это происходит? В какой период истории был написан этот отрывок? Что еще происходило в мире в это время? Каковы были социальные, политические и технические условия, как они влияли на автора и на тех, к кому он обращается?

Трудно правильно понять Книгу пророка Иеремии, если не учитывать того факта, что он выступил против заключения союза Иудеи с Египтом во время вавилон­ской оккупации. Об этом можно узнать прочитав последние главы Четвертой книги царств и Второй книги Паралипоменон, где описывается именно это время.

Культурный контекст

Культура оказывает существенное влияние на все формы общения. В Библии также прослеживается культурный фон, характерный для времени написания книг. Поэтому чем больше вы знаете о древних культу­рах, тем больше вы извлечете полезной информации из текста. Это очень важный вопрос, и я собираюсь вернуться к нему, как и к вопросу исторического кон­текста в главе 33.

Географический контекст

География — интереснейший предмет, который имеет самое прямое отношение к толкованию Писания.

Например, в четвертой главе Евангелия от Марка мы видели чудо усмирения бури. Я указывал на гео­графические особенности, присущие местности вблизи Галилейского озера, особенно что касается штормов. Эти сведения придают сообщению Марка чрезвычай­ную уместность и реализм. Они также говорят нам, что если эта буря ужаснула опытных рыбаков, кото­рым шторм на озере был вовсе не в новинку, то она должна была быть действительно яростной.

Исследование географического контекста дает ответы на вопросы: «Каковы особенности данной местности? Какие топографические черты делают эту область уникальной? Какая погода бывает там в данное время года? На каком расстоянии друг от друга находятся упомянутые в тексте города? Где на тот момент про­легали пути сообщения? Какими были размеры города и его расположение? Чем была известна эта местность?».

В главе 34 я упомяну некоторые источники, к ко­торым можно обратиться, исследуя географический контекст.

Теологический контекст

Здесь вопросы следующего характера: «Что данный автор знал о Боге? Какими были отношения его чита­телей с Богом? Почитали ли люди Его в то время? На­сколько доступным было Писание для автора и его аудитории? Какие другие религии и точки зрения боролись с верой в истинного Бога за сферы влияния?».

Важным тут является и следующий вопрос: «На ка­кой стадии формирования Писания был написан изуча­емый вами отрывок?». Видите ли, Библия не была спу­щена с неба как законченное произведение. Потребова­лись тысячи лет для того, чтобы собрать все ее книги имеете. И все это время Бог открывал авторам все больше и больше.

Приходилось ли вам когда-нибудь обедать несколько раз в день, посещая разных друзей? В гостях у первого нас угостили бутербродами. Затем вы шли к другому, и вам предлагали еще какое-то блюдо. Затем вы попа­дали в дом третьего друга, и там вас снова угощали. И так продолжалось в каждом доме, пока ваш желудок не был заполнен до предела.

Нечто подобное происходило и с Библией, только мы называем это «прогрессивным откровением». Бог по­степенно приоткрывал истину Своего Слова — до тех пор, пока она не выразилась во всей своей полноте в Иисусе Христе.

Поэтому важно определить местонахождение вашего отрывка в общем потоке нарастающей информации Пи­сания. Если вы изучаете историю Ноя в Книге Бытие, то находитесь во времени, предшествующем Десяти Запо­ведям, Нагорной проповеди и Евангелия от Иоанна 3:16. На самом деле у Ноя не было и обрывка библей­ского текста, к которому он мог бы обратиться. Поэто­му, когда вы читаете слова «Ной же обрел благодать, пред очами Господа» (Быт. 6:8), важно определить, что они значат на данном отрезке ветхозаветной истории.

Одним из источников, к которому вы, возможно, пожелаете обратиться за помощью при исследовании теологического контекста, служат комментарии. О них я расскажу более подробно в главе 34.

 


 

попробуйте вы

 

В последней главе я рекомендовал вам начать изучение первой и второй глав Книги пророка Даниила. Вы наблю­дали контекст и обратили особое внимание на вопросы: «Кто? Что? Когда? Где? Почему? Зачем?». Собранные наблюдения дадут вам необходимую информацию, кото­рая послужит основой для толкования текста.

А теперь время перейти к контексту. Так как первая глава Книги пророка Даниила начинает книгу, вам придет­ся вернуться и прочитать двадцать четвертую и двадцать пятую главы Четвертой книги царств, а также тридцать шестую главу Второй книги Паралипоменон, чтобы узнать предшествующий исторический контекст. Затем по­смотрите на последние главы Книги пророка Даниила, чтобы увидеть, что следует за этим разделом.

 

 

СРАВНЕНИЕ

 

Все мы знакомы с протестантской Реформацией. Одним из ее основополагающих воззваний было sola scriptura — «только Писание». Писание — наш оконча­тельный авторитет в вопросах веры и практики. Этот принцип привел к коренным изменениям в развитии христианства, предоставив право на личное толкование Писания. Реформация вернула Писание простым людям, издав в печатном виде «Гутенбергскую Биб­лию», перевод на латинский язык (1455), и сделав его доступным. Р. К. Спраул (R. С. Sproul) делает по этому поводу простое, но мудрое замечание:

«Личное толкование никогда не подразумевало, что у людей есть право искажать Писание. С правом личного толкования приходит трезвая ответственность точного толкования. Личное толкование дает нам право истол­ковывать, но не искажать»[7]

Как же избежать искажения Божьего Слова? Мы с вами уже рассмотрели два ключа, которые помогают открыть дверь к точному его пониманию: содержание и контекст. Сейчас мы подходим к третьему ключу, который, возможно, является наилучшей «страховкой» против искажения:

СРАВНЕНИЕ

Используя этот ключ, мы сравниваем одни части Писания с другими. И это дает определенные гарантии против искажения текста, потому что лучшим толкова­телем Писания служит само Писание.

Дональд Грей Барнхаус (D.G. Barnhouse) часто выражал это весьма понятными словами: «Чтобы объяснить что-то в Библии, очень редко приходится выходить за пределы самой Библии». Это назида­тельное высказывание прозвучало из уст человека, книги которого были невероятно популярны, и кото­рый знал, как использовать широкое разнообразие вспомогательных источников. При этом он понимал приоритетность Божьего Слова. Он осознавал, что чем больше сравниваешь один текст Библии с другим, тем более очевидным становится значение Писания. Части обретают значение в свете целого.

Помните, что хотя существует около сорока раз­личных авторов шестидесяти шести книг Библии, Писание — это конечный результат работы одного единственного Автора — Святого Духа, под Чьим руководством было совершено написание всего Бо­жественного Откровения. Его Книга целостна. Все в ней связано воедино.

ЦЕННОСТЬ СИМФОНИИ

Сравнение указывает на то, что есть нужда в ис­пользовании такого вспомогательного средства, как Симфония. Симфония — это инструмент, который поможет вам исследовать библейские слова и кон­цепции от одной книги Библии к другой. Используя Симфонию, вы можете соединить вместе слова, выра­жения и понятия, в тексте кажущиеся изолирован­ными, так что они начнут приобретать особую глубину значения по отношению друг к другу. Позвольте представить вам несколько примеров.

«Вера»

Слово «вера» — один из наиболее важных терминов в Библии. Но оно используется самыми разнообразными способами. Если вы посмотрите его в Симфонии, то най­дете, что оно особенно выделяется в Евангелии от Иоан­на. Например, в Евангелии от Иоанна 2:23 мы читаем: «И когда Он (Иисус) был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (выделено автором).

Вы видите, что они «верили» в сверхъестественное на основании увиденных чудес. Было явно, что Он сотво­рил их — факты были налицо. Но сами по себе факты не спасают. Они составляют существенную основу для спа­сения, но необходимо верить в значении восприятия и применения истины, т.е. использовать эти факты на личном опыте.

Давайте рассмотрим, как Иоанн понимает здесь ве­ру. Предположим, вы приходите ко мне и говорите: «Профессор, мне не хочется вам это говорить, но я страдаю от смертельной болезни».

Некоторое время мы с вами говорим об этом. И после того как я узнал о вашей ситуации побольше, я говорю: «Послушайте, у меня для вас фантастическая новость. У меня в Хьюстоне есть хороший друг, врач, и недавно он нашел лечение от этой болезни. Оно уже опробовано и доказано. Если вы поедете к нему на прием, уверяю вас, вы полностью выздоровеете».

Вы восклицаете: «Это замечательно!»

«Вы верите этому?» — спрашиваю я.

«О, конечно».

Тогда я встаю, пожимаю вам руку и говорю: «Вы исцелены».

Это мое последнее замечание свело бы на нет все ваше доверие ко мне! Никакой объем информации о докторе из Хьюстона, который может излечить ваш недуг, не принесет исцеления больному телу. Вам нужно туда по­ехать. Вам нужно подчиниться его лечению. Вам нужно получить пользу от предписанных им лекарств.

Такова связь между фактами и верой в Евангелии от Иоанна. Иисус знал то, о чем Иоанн говорит в стихе 25: «Он знал, что в человеке». Иоанн продолжает эту тему в третьей и четвертой главах и приводит три ин­тересных примера Господнего всеведения. Все они касаются того, «что в человеке». Это Никодим (3:1-21); женщина у колодца в Самарии (4:1-42) и царедворец (4:46-54).

«Совершить»

Второй пример сравнительного изучения Библии — в Послании к Ефесянам. Это занимательная книга, рассказывающая о том, как жить богоугодной жизнью в грешном мире. Читая ее, вы сталкиваетесь с двумя замечательными стихами: «И Он [воскресший Христос, ст. 7-8] поставил одних апостолами, других — про­роками, иных — евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (4:11-12).

Есть ли в этом отрывке слова, которые можно было бы проследить по Писанию? Да, решающее слово «совершить». Как оно используется? Обратитесь снова к Симфонии (лучше греческой) и поищите его. Вы най­дете три случая его употребления.

Во-первых, слово «совершить» употребляется в значении починки разорванных сетей. Рыбаки, такие как ученики, рыбачили целыми днями, и их сети становились рваными и обтрепанными. Поэтому вечером им приходилось ремонтировать сети (буквально, «совершать»), чтобы на следующее утро снова можно было выйти на рыбную ловлю. Какое прекрасное выра­жение того, что призван делать пастор-учитель! Живя в этом мире, люди рвут и изнашивают свои «жизненные сети». Работа пастора в том, чтобы починить, или «совершить», их.

Это же слово употребляется для описания вправле­ния вывихнутых костей. Это медицинский термин. Две кости выскочили из сустава. Что в таком случае делает врач-ортопед? Он восстанавливает их естественное положение, вправляет их, иными словами, он «совершает» их. Он снова соединяет их так, чтобы поврежденный сустав восстановился и вернул свою прежнюю силу. И снова-таки, это именно то, что про­исходит в жизни. В этой жизни нет ничего, что бы не ломалось. Наше общество функционирует неисправно, поэтому нам постоянно нужен кто-то, кто вправлял бы наши вывихи, кто на основе Божьего Слова «со­вершал» бы нас, исцеляя поломанные кости.

В-третьих, это слово используется, когда речь идет об оснащении корабля для плавания. Представьте себе корабль, который готовится пересечь Средиземное море. Там нет магазинов, поэтому экипажу нужно за­грузить на борт все, что им может понадобиться до того, как они прибудут к месту назначения. Этот образ про­сто поражает меня, потому что хорошая проповедь и учение Слова должны снабдить людей всем, что не­обходимо на жизненном пути. Проповедь и учение должны «совершать» их так, чтобы, выйдя в мир или столкнувшись с каким-либо кризисом, они знали, что думает по этому поводу Бог. Кто-то «усовершил» их, дабы они были теми, кем Бог хочет их видеть, и делали угодное Ему.

 

Моисей

Сравнительное изучение касается не только изуче­ния слов. Предположим, вы хотите изучить жизнь, служение или личные качества какого-то библейского персонажа. Я вам очень рекомендую такое изучение. Трудно выразить словами, насколько увлекательно изучение биографий. Скажем, вас поразила жизнь Мо­исея. Я предлагаю вам взять Симфонию и изучить ее.

Прежде всего, становится очевидным, что большую часть его жизни можно найти в Книге Исход. Это зна­чит, что вам нужно будет обратиться к Книге Исход, чтобы узнать о начале его жизни и служения. Вы узнаете о его замечательных родителях, которые скрывали своего сына от царя, а затем прочтете о том, как он стал наиболее выдающимся вождем Израиля. При помощи Симфонии вы также обнаружите, что и в седьмой главе Книги Деяния апостолов тоже что-то говорится о Моисее. Более того, там вы найдете важнейшие сведения об этом человеке, изложенные Духом Святым. Поэтому каждый, кто хочет изучить жизнь Моисея и не прочитает седьмую главу Книги Деяния апостолов, на самом деле так ничего и не узнает. В одиннадцатой главе Послания к евреям тоже есть кое-что об этой личности. При этом в галерее героев веры Моисею отведено больше места, чем другим библейским персонажам. В этом отрывке вы найдете, как его жизнь описывается с точки зрения Бога. Что Он думает о нем? Что в жизни Моисея Он называет значительным?

В главах 34 и 35 я больше расскажу об использовании Симфоний. Когда же вы изучаете Божье Слово, всегда доставайте ключ под названием «сравнение». Про­должайте соединять все воедино, чтобы вам прийти к как можно более полному пониманию Писания.


 

 

попробуйте вы

 

К этому времени вы должны были посмотреть содержа­ние и контекст первой и второй глав Книги пророка Даниила. Начинаете ли вы понимать, что происходит в этой истории? Какие у вас возникли вопросы в ходе изучения?

Возможно, вы ответите на некоторые из них, проведя небольшое сравнение этого текста с другими частями Писания. Используя Симфонию, найдите следующие че­тыре объекта, каждый из них очень важен для понимания данного отрывка. Посмотрите, сколько вы сможете узнать из других мест Писания об этих людях или понятиях:

Даниил

Навуходоносор

Вавилон

Сны

 

корова

 

Однажды мне в руки попалось трогательное сочинение десятилетнего ученика. В нем было несколько правильных наблюдений, но им было дано неправильное истолкова­ние. Были также правильные толкования при неправиль­ных наблюдениях. Вот то, что написал этот ребенок:

 


«Корова — это млекопитающее. У нее шесть сторон. Правая, левая, верхняя и нижняя. Сзади у нее хвост, на котором есть кисточка. С ее помощью она отгоняет мух, чтобы они не падали в молоко. Голова предназначена для того, чтобы росли рога, и чтобы было где быть рту. Рога для того, чтобы бодаться, а рот для того, чтобы мычать. Под коровой висит молоко. Оно приспособлено для доения. Когда люди выдаивают молоко, оно вытекает, и ему никогда нет конца. Я еще не понял, как корова это делает. Но она делает его больше и больше. Корова-мужчина называется бык. Это не млекопитающее. Корова ест немного, но все, что она ест, она ест дважды, так чтобы этого было достаточно. Когда она голодна, она мычит, а если она ничего не говорит, это потому что все у нее внутри заполнено травой».

 

Как видите, нужно быть очень точными в том, как мы подходим к процессу толкования. Следует убедиться, что наши наблюдения точны, чтобы у нас была основа для точного понимания значения текста.


 

КУЛЬТУРА

 

Однажды в Сан-Франциско я был в гостях у одного человека. Он импортировал изысканные восточные кружева. Однажды вечером, выходя из дома, я заметил маленький столик, стоявший в вестибюле у входной двери. Мой взгляд привлек не столько сам стол, сколько кружево, лежавшее на нем.

Я сказал: «Как это красиво!»

Хозяин скривился и недовольно буркнул: «Ска­жешь тоже! Это всего лишь кусок старья. Постоянно говорю жене, чтобы она его отсюда убрала».

Я с удивлением спросил его: «Как же отличить хорошее кружево от куска старья?»

Он подмигнул и сказал: «Когда вернемся, я тебе покажу».

Поверьте мне, я не забыл ему об этом напомнить. Когда мы вернулись, он завел меня в комнату, где стоял большой черный стол, над которым было пре­красное освещение. Он бросил на стол кусок плотного восточного кружева и принялся объяснять мне, как отличать хорошее кружево от устаревшего материала.

В процессе он комментировал: «Ты никогда не сможешь увидеть качество хорошего кружева, пока не станешь рассматривать его на темной поверхности при ярком освещении».

Позже я подумал: «Это ключ к изучению Библии». Для того чтобы уловить ее значение, необходимо рас­сматривать ее на правильном фоне, при хорошем свете.

В главе 31 мы видели важность контекста в рамках содержания Писания, обращая внимание на то, что предшествует, и то, что следует за изучаемым отрывком. Таким же образом, нужно обращать внимание на куль­турный и исторический контексты — на факторы, которые вели к написанию этого отрывка, на влияние, которое они оказали на текст, и на то, какой результат произвело это послание. Это четвертый ключ для правильного толкования Писания:

КУЛЬТУРА

Позвольте мне с помощью нескольких примеров проиллюстрировать вам, что я имею в виду под куль­турным контекстом.

Книга Руфь

Ветхозаветная Книга Руфь повествует нам о глубочай­шей любви и удивительном мужестве. Но большинство людей упускают тот факт, что события разворачиваются в период правления страной судьями — мрачные сто­летия Израиля. Это происходит потому, что они не обращают внимания на Книгу Судей 21:25, опреде­ляющую контекст для Книги Руфь 1:1. Там показано, что богоизбранная нация завязла в болоте беззакония. Духом отступления была пронизана вся культура того времени. Читая о происходящем, вы задаетесь вопро­сом, оставался ли вообще кто-либо в тот период верным Богу.

И вот вам ответ: посмотрите на Книгу Руфь. Это луч света в темном царстве. Это превосходная лилия в зло­вонном пруду. Это семья, сохранившая верность Яхве даже посреди всеобщего отступничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.112 с.)