Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ниспослание с хранимой скрижали

Поиск

Коран был ниспослан с Хранимой скрижали в ночь предопределения. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в ночь предопределения». [211]

Ибн Касир в толковании этого аята писал: «Всевышний сообщил, что Он ниспослал Коран в ночь предопределения. Это – благословенная ночь, о которой Великий и Могучий Аллах сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». [212] Ибн Аббас и другие толкователи говорили: «Аллах ниспослал Коран целиком из Хранимой скрижали на ближайшее небо, в храм Бейт аль-Изза. После этого он ниспосылался частями посланнику Аллаха, e, в зависимости от обстоятельств в течение двадцати трех лет».[213]

Богословы разошлись во мнениях, когда именно произошло ниспослание Корана на ближайшее небо. Абу аш-Шама и некоторые другие отдавали предпочтение мнению о том, что он был ниспослан еще до начала пророчества. Однако наиболее сильным является мнение о том, что он был ниспослан уже после начала пророчества. Об этом говорил имам ас-Суйути.[214]

Толкователи высказывали разные мнения и относительно того, как Коран был ниспослан с Хранимой скрижали. Согласно первому, самому правильному и наиболее распространенному мнению, Коран был ниспослан в ночь могущества на ближайшее небо сразу и целиком, а затем ниспосылался по частям в течение двадцати трех лет. Аль-Хаким и аль-Бейхаки передали слова Ибн Аббаса: «Коран был ниспослан в ночь предопределения на ближайшее небо сразу и целиком и находился в «местах ниспослания частей», а оттуда Аллах по частям ниспосылал его Своему посланнику, e».[215]

Второе мнение состоит в том, что Коран был ниспослан на ближайшее небо за двадцать три ночи предопределения, причем в каждую ночь низводилось то, что Аллах решал ниспосылать за этот год, а затем оно ниспосылалось частями в течение всего года. Это мнение разделяли Мукатиль б. Хаййан, аль-Халими, аль-Маварди.

Согласно третьему мнению, ниспослание Корана началось в ночь предопределения, а затем он ниспосылался частями. Этого мнения придерживался аш-Шааби.

Аль-Маварди пересказывал и четвертое мнение, согласно которому Коран был ниспослан с Хранимой скрижали сразу и целиком, а затем хранители передавали его по частям Джибрилу в течение двадцати ночей, а Джибрил передавал его по частям пророку, e, в течение двадцати лет. Ас-Суйути назвал это мнение странным.[216]

На смысл ниспослания Корана с Хранимой скрижали на ближайшее небо указал имам ас-Сахави: «В ниспослании Корана целиком на небо – особая честь людям и возвеличивание их пред ангелами, извещение их о том, что Аллах печется о них и милостив к ним».[217]

Как мы уже отметили, это произошло в ночь предопределения (лейлат аль-кадр). Знатоки богословия высказывали различные мнения по поводу того, почему эта ночь получила такое название. Муджахид, Икрима, Катада и другие считали, что это название произошло от глагола «каддара», что означает «предопределять», «предрешать», поскольку в эту ночь Аллах предопределяет дела, которым суждено произойти в течение ближайшего года. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас». [218]

Согласно другому толкованию, это название означает «ночь величия», во-первых, потому что эта ночь является славной и превосходит тысячу месяцев, и, во-вторых, потому что праведные дела в эту ночь превосходят такие же поступки в остальные дни.

Согласно третьему мнению, оно произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять», во-первых, потому что в эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно, и, во-вторых, потому что точная дата ее бывает известна лишь узкому кругу избранных рабов. Арабский глагол «кудира» использован в значении «быть тесным, недостаточным» в словах Всевышнего: «А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах». [219] Об этом сообщил имам аш-Шаукани.[220]

Знатоки богословия также разошлись во мнениях по поводу точной даты ночи предопределения. На эту тему существует много достоверных хадисов.

Муслим и Абу Давуд передали хадис со слов Абдуллаха б. Унейса, в котором сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Я видел ночь предопределения, а затем меня заставили забыть о ней. Я видел, что на рассвете буду совершать земной поклон в воду и глину». Абдуллах сказал: «В двадцать третью ночь полил дождь. А когда посланник Аллаха, e, совершил с нами намаз и повернулся, на его лбу и носу были следы воды и глины».[221]

Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что пророк, e, сказал: «Ищите ночь предопределения в последние десять ночей рамадана, когда останется девять, или семь, или пять ночей».[222]

В другом хадисе, рассказанном со слов Ибн Умара, сообщается, что нескольким людям из числа сподвижников пророка, e, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, e, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет ночи предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей».[223]

Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с пророком, e, во второй декаде рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана ночь предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады рамадана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о намале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, e, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу».[224]

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, e, вышел, чтобы сообщить нам о ночи предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца рамадана!»[225]

На эту тему существует еще много хадисов, рассказанных целым рядом сподвижников, в том числе Ибн Умаром, Абу Бакрой, Джабиром б. Самурой, Муавией б. Абу Суфьяном и другими.

Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури писал: «Достоверно известно, что она является одной из нечетных ночей последних десяти дней рамадана. Согласно наиболее предпочтительному мнению, эта ночь не имеет точной даты. Она может попасть на двадцать первое, или двадцать третье, или двадцать пятое, или двадцать седьмое, или двадцать девятое рамадана. Однако в обсуждаемом нами хадисе сообщается, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью месяца рамадан. Существуют и другие сообщения, в которых приводятся другие даты, например, двадцать первое или двадцать третье рамадана. Очевидно, ночь предопределения попадала на эти дни в определенный год, однако это не означает, что каждый год она попадает на один и тот же день. Кто предполагал, что она всегда будет приходиться на это число, тот рассказывал об этом на основании собственного предположения. И это послужило причиной возникновения значительных разногласий».[226]

Ибн Хаджар в комментариях к сборнику достоверных хадисов аль-Бухари привел более сорока различных мнений на этот счет и сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца рамадан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы».[227]

Таким образом, точная дата ночи предопределения неизвестна, и смысл этого заключается в том, чтобы мусульмане проводили все последние ночи рамадана, усердно поклоняясь Аллаху, и не полагались только на поклонение в течение ночи предопределения. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Как мы уже отметили ранее, праведные деяния в ночь предопределения превосходят праведные поступки в остальные дни и ночи. Всевышний по этому поводу сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев». [228]

А в достоверном хадисе Абу Хурейры сообщается, что пророк, e, сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи».[229]

Поклонение Аллаху в ночь предопределения превосходит поклонение Аллаху в течение тысячи месяцев, в которых нет такой ночи, и для того, чтобы не упустить эту прекрасную возможность заслужить милость Аллаха, пророк Мухаммад, e, в последние десять дней рамадана уединялся в мечети, отдаляясь от мирских забот и посвящая себя усердному поклонению Господу.

Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни.[230]

А в другом хадисе Аиши, переданном аль-Бухари, говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, пророк, e, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи».[231]

Он будил своих жен для того, чтобы они поклонялись Господу в те часы, когда Ему это больше всего нравится. Святой пророк, e, и его праведные сподвижники знали цену этому поклонению и жаждали его. И как может человек, который действительно возлюбил своего Господа, не воспользоваться такой возможностью приблизиться к своему Возлюбленному?! В известном предании говорится: «Лжет тот, кто заявляет, что возлюбил Меня, если он спит, когда ночь окутывает его своим мраком! Разве влюбленный не желает уединиться со своим возлюбленным? Я наблюдаю за Моими возлюбленными, когда ночь окутывает их своим мраком. Их взоры обращены в их сердца. Обращайтесь же ко Мне, пока Я наблюдаю за вами! Говорите со Мной, пока Я нахожусь рядом с вами! Завтра Я удовлетворю Моих возлюбленных в Моем Раю!»[232]

Молящийся в ночь предопределения должен обращаться к Аллаху с молитвами и просить Его о прощении, милости и избавлении от мучений в Преисподней. Передают, что Аиша рассказывала о том, как однажды она спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь?» Он ответил: «Говори: «О Аллах! Ты прощаешь и любишь прощать, прости же меня!»[233]

И следует помнить, что молитвы, которыми взывал к Аллаху пророк Мухаммад, e, лучше и совершеннее молитв, придуманных людьми. И хотя Господь слышит любые обращения Своих рабов на любых языках, молитвы пророка, e, на арабском языке принимаются быстрее и приносят большее вознаграждение. Люди придумывают пространные молитвы и составляют длинные предложения, но забывают о лаконичных и обладающих глубоким смыслом молитвах из Корана и Сунны, хотя известно, что пророку Мухаммаду, e, больше нравились лаконичные, но многозначные молитвы. Передают, что Аиша рассказывала, что пророк любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но многозначными молитвами, отказываясь от всех иных.[234]

А в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса б. Малика, сообщается, что пророк, e, чаще всего обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах, даруй нам в этом мире добро и в Последней жизни добро и защити нас от мучений в Огне!»[235]

В ночь предопределения, как и в другие ночи в году, с наступлением последней трети, Всемогущий Господь спускается на ближайшее небо, чтобы приблизиться к рабам, которые поминают Его со страхом и надеждой. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Всевышний и Всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его?» Затем Он простирает Свои Руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка и не поступает несправедливо?»[236]

Все это продолжается вплоть до наступления рассвета, и тот, кто лишает себя возможности насладиться этой близостью с Аллахом, поистине, лишается великого удела. Поэтому, когда люди пришли к Ибн Масуду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть!» Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя».[237]

И нет сомнения, что награда за искреннее и правильное поклонение в ночь предопределения во много раз превосходит награду за усердие, проявленное в другое время года. При этом следует знать, что по милости Всевышнего правоверный получит эту награду, даже если он не узнает о том, что поклонялся именно в эту славную ночь.[238]

В ночь предопределения на землю спускается великое множество ангелов, и дьяволы лишаются своей власти. В священном Коране по этому поводу говорится: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». [239]

Абу Давуд ат-Тайалиси передал хадис со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, e, сказал о ночи предопределения: «Это – двадцать седьмая или двадцать девятая ночь, и этой ночью ангелов на земле больше, чем мелких камушков».[240]

Ибн Аббас сказал: «Сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме ночи предопределения, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей». Муджахид сказал, что в эту ночь не случаются заболевания, и дьяволы в эту ночь не могут творить зло. Он же сказал: «Ночь предопределения – это благополучная ночь, в которую не творится зло, и не посылаются дьяволы». Ибн Аббас также сказал: «В эту ночь заковываются в цепи мятежные джинны, и связываются могучие джинны, и раскрываются все врата небесные, и покаяние принимается от всех кающихся, и поэтому Аллах сказал: «Она благополучна вплоть до наступления зари». [241]

Но может ли правоверный узнать ночь предопределения? Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад, e, сообщал своим сподвижникам о признаках этой ночи в том или ином году. Есть ли признаки, которые характерны для ночи предопределения во все времена?

В достоверном хадисе, упомянутом нами ранее, сообщается, что мать правоверных Аиша спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь?» Из этих слов следует, что люди могут узнать ночь предопределения по характерным признакам. Тем не менее, мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому поводу.

Имам аш-Шаукани писал: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому человеку, который проводит ночи на молитве, в особенности, ночи в рамадане, было бы известно о ночи предопределения. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя опровергать подобные утверждения, потому что Аллах по Своей милости может позволить некоторым рабам увидеть удивительные признаки этой ночи. Одни могут увидеть их, а другие – нет. Посланник Аллаха, e, не ограничивал число таких признаков и не отрицал того, что Аллах показывает некоторым рабам удивительные знамения – карамат. Однако это не означает, что обещанное вознаграждение получит только тот, кто узнает ночь предопределения, поскольку милость Всевышнего Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И совершенно ясно, что тот, кто поклонялся этой ночью, лучше второго, ведь суть заключается в следовании прямым путем, а не в лицезрении необычных явлений, поскольку это может быть как Божьей милостью, так и искушением. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звезды в эту ночь светятся необычайно ярко даже в темных местах. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются молитвы».[242]

Шейх Ибн Усеймин считал, что узнать ночь предопределения можно как по признакам, которые проявляются во время самой ночи, так и по признакам, которые проявляются по ее окончании.[243]

Во-первых, ночь предопределения светлая, однако в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения.

Во-вторых, луна и звезды в эту ночь светятся ярче.

В-третьих, верующие рабы в эту ночь ощущают такое спокойствие и благоговение, которые они не могут ощутить в другое время года.

В-четвертых, ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает легким или умеренным.

В-пятых, Аллах показывает эту ночь некоторым из правоверных во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками.

В-шестых, от ночного намаза верующий получает удовольствие, которое он не может ощутить в другие ночи.

Все перечисленные признаки связаны с тем, что можно наблюдать или ощутить во время самой ночи. В пользу этого свидетельствуют некоторые из дошедших до нас преданий.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что они застали ночь предопределения вместе с посланником Аллаха, e, и он сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда?»[244] Этот хадис передал Муслим.[245]

Передают, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Мне была показана ночь предопределения, а затем меня заставили позабыть о ней. Она находится среди последних десяти ночей рамадана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звезды, и дьяволы в нее не выходят, пока не забрезжит рассвет». Этот хадис передали Ибн Хузейма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным, хотя знатоки хадисов высказывали по этому поводу и другие мнения. Тем не менее, он усиливается другим хадисом Убады б. ас-Самита, в котором сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Признаком ночи предопределения является то, что она чистая и светлая, а луна в нее словно блистает. Она бывает тихой и спокойной, ни холодной, ни жаркой. В нее не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и дьяволам в тот день не позволяют выйти вместе с ним». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид», причем последний назвал рассказчиков хадиса заслуживающими доверия. На эту тему есть также хадис Ибн Масуда, переданный Ахмадом, и хадис Ибн Аббаса, переданный Ибн Хузеймой и аль-Баззаром.[246]

Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении ночи предопределения, то это – восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр б. Хубейш сказал Убеййу б. Каабу: «Твой брат Ибн Масуд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на ночь предопределения». Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на рамадан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью». Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься?» Он ответил: «На признак, о котором нам поведал посланник Аллаха, e. В этот день солнце восходит без лучей».[247]

После перечисления этих признаков шейх Мухаммад б. Салих аль-Усеймин сказал: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Иногда удается внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей рамадана, и тогда можно убедиться в том, что собаки в них лают и не умолкают».[248] А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

Ниспослание Корана пророку

Как мы уже отмечали ранее, священный Коран ниспосылался пророку Мухаммаду, e, частями в течение более двадцати лет, что сделало его непохожим на предыдущие священные писания, которые были ниспосланы на землю целиком за один раз. Как только пророку, e, ниспосылались новые аяты, он распоряжался, чтобы они были сразу же записаны. Для этого у него было около сорока писарей. Даже в самые тяжелые периоды жизни, во время переселения из Мекки в Медину и во время военных походов, он никогда не забывал брать с собой писаря и все необходимые письменные принадлежности.

Первым, кто записал коранические откровения в Мекке, был Абдуллах б. Саад б. Абу Сарх. Впоследствии он отрекся от Ислама и вновь обратился в Ислам только после покорения Мекки. Первым, кто записал откровения в Медине, был Убейй б. Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, аз-Зубейр б. аль-Аввам, Халид б. Саид б. аль-Ас и его брат Абан, Ханзаля б. ар-Раби аль-Асади, Муейкиб б. Абу Фатима, Абдуллах б. аль-Аркам аз-Зухри, Шурахбиль б. Хасана, Абдуллах б. Раваха.[249]

Во времена ниспослания Корана откровения записывались на финиковых листьях, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т.д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Эти записи делались по мере ниспослания аятов Аллаха, которое было смешанным. Не успевали завершиться аяты одной суры, как ниспосылались аяты и другой, и третьей, а пророк, e, разъяснял, в какую суру и куда именно должны быть записаны эти аяты. Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Усман б. Аффан сказал: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, e, ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то».[250]

После того, как писарь записывал откровение, пророк, e, приказывал ему прочесть его. Замечая ошибки, он сразу же исправлял их, и только после этого он распоряжался оповещать остальных мусульман.

Для обеспечения сохранности писания посланник Аллаха, e, вдохновлял сподвижников заучивать Коран наизусть. Изречения о награде, которая обещана знатокам Корана, пробуждали в правоверных желание выучить коранические откровения и заслужить щедрое вознаграждение. Одни мусульмане знали наизусть весь Коран, другие знали только некоторые суры. Среди мусульман не было таких, которые не знали бы наизусть многих коранических сур. Всевышний сказал: «Напротив, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения». [251]

Наряду с записью и заучиванием Корана наизусть для сохранения писания Аллаха записи систематически проверялись устным произношением, и наоборот, устное произношение проверялось записями. Наглядным примером этого было предъявление Корана в рамадане, когда ангел Джибрил являлся к пророку, e, для того, чтобы повторить Коран вместе с ним. В этот период многие мусульмане занимались контролем за правильностью записи и устного произношения Корана.

Безусловно, этот процесс не ограничивался рамаданом. Учителя Корана обучали людей писанию Аллаха и контролировали правильность его записи и чтения как при жизни пророка Мухаммада, e, так и после его смерти. Это подтверждается следующими словами Алкамы: «Когда мы были в Химсе, Ибн Масуд прочитал суру «Йусуф», и один человек сказал: «Она была ниспослана не так!» Ибн Масуд сказал: «Я читал ее самому посланнику Аллаха, e, и он сказал: «Хорошо!» А потом Ибн Масуд почувствовал от него запах вина и воскликнул: «Так ты не только возводишь ложь на писание Аллаха, но еще и пьешь вино!» А затем он подверг его установленному наказанию».[252]

 

Предъявление Корана

Из достоверных хадисов известно, что каждый год ангел Джибрил являлся к пророку Мухаммаду, e, для того, чтобы повторить вместе с ним Коран. Этот процесс назывался «предъявлением Корана». Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Он читал Коран пророку, e, один раз каждый год, а в тот год, когда он скончался, он прочел его ему дважды. И уединялся он десять дней в каждом году, а в тот год, когда он скончался, он уединился в течение двадцати дней».[253]

В другом хадисе сообщается, что Фатима рассказывала: «Пророк, e, сообщил мне по секрету следующее: «Джибрил обычно повторял со мной Коран каждый год, но в этом году он повторил его со мной дважды, и я думаю, что мой срок уже близок».[254]

Из лексического анализа этого предания следует, что Джибрил читал Коран пророку, e, и он, в свою очередь, читал его Джибрилю. В последний раз они повторяли Коран в рамадане 10 г.х. Пророк Мухаммад, e, покинул этот мир в рабиуль-аввале 11 г.х. Это значит, что в период после последнего предъявления Корана до его смерти ему также были ниспосланы откровения. Одним из них были слова Всевышнего: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию…». [255] Между праведными богословами нет разногласий по поводу того, что они были ниспосланы в долине Арафат во время прощального паломничества.[256]

Однако богословы разошлись во мнениях, какое чтение использовали пророк Мухаммад, e, и Джибрил во время последнего предъявления Корана.

Ахмад и ат-Табари передали хадис Убейды б. Амра ас-Салмани о том, что «чтение, которое Усман сделал единым для людей, соответствует последнему предъявлению». Аль-Хаким передал и назвал достоверным похожий хадис Самуры, в котором говорится: «Пророк, e, неоднократно повторял Коран, и говорят, что наше чтение опирается на последнее предъявление». Ибн Хаджар назвал этот хадис хорошим.

В то же время Муджахид рассказывал, что Ибн Аббас спросил людей: «Какое из двух чтений вы считаете последним?» Они ответили: «Чтение Зейда б. Сабита». Он сказал: «Нет. Посланник Аллаха, e, ежегодно читал Коран Джибрилю, а в тот год, когда он скончался, он прочел его дважды, и последним было чтение Ибн Масуда».

Этот хадис противоречит хадису Самуры и всем похожим на него сообщениям. Он подтверждается другим хадисом Абу Зибьяна, который рассказывал, что Ибн Аббас сказал ему: «Какое из двух чтений ты читаешь?» Он ответил: «Первое чтение – чтение Абдуллаха б. Масуда». Тогда Ибн Аббас сказал: «Напротив, оно – последнее. Посланник Аллаха, e, ежегодно читал Коран Джибрилю, а в тот год, когда он скончался, он прочел его дважды. Ибн Масуд присутствовал при этом и узнал, что было отменено и что было заменено». Этот хадис передал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

Из всего сказанного можно заключить, что в последний год пророк, e, повторил Коран на этих двух чтениях, каждое из которых можно считать последним. Это – чтения Зейда б. Сабита, которое получило наибольшее распространение во времена правления халифа Усмана, и чтение Абдуллаха б. Масуда.[257]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.015 с.)