Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто может заниматься толкованием Корана?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Богословы высказывали разные мнения относительно того, кто может комментировать коранические откровения, однако все они были убеждены в том, что справиться с этим ответственным делом по силам только выдающимся знатокам богословия. Ибн Абу аль-Хавари рассказывал, что к Фудейлу б. Ийаду пришли люди, желающие приобрести у него знания. Он сказал им: «Если бы вы решили изучить писание Аллаха, то нашли бы в нем исцеление всего, что вам нужно». Люди ответили: «Мы уже изучили Коран». Он сказал: «Чтобы изучить Коран вам нужно будет потратить всю свою жизнь и жизни ваших детей». Они спросили: «Что это значит, Абу Али?» Он пояснил: «Вы не изучите Корана, пока не узнаете словоизменение в нем, его ясные и иносказательные, отменяющие и отмененные аяты. А когда вы изучите это, вы перестанете нуждаться в словах Фудейла и Ибн Уйейны».[405] По словам некоторых из них, комментатор Корана должен прекрасно разбираться сразу в пятнадцати религиозных дисциплинах. Первая из них – лексикография (лугат), которая позволяет постичь значения слов. Муджахид говорил: «Ни одному из тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, не дозволено рассуждать о писании Аллаха, если он не владеет говорами арабов». В комментарии к этим словам, имам ас-Суйути сказал: «Причем недостаточно знать только самые основы этой науки, ибо слово может быть многозначным, а он в таком случае будет знать только одно из значений, в то время как в тексте слово будет иметь другое значение».[406] Вторая – синтаксис (нахв). Значения слов изменяются и преобразуются с изменением его грамматической формы, и это нельзя не учитывать. Абу Убейд рассказывал, что аль-Хасана аль-Басри как-то спросили о человеке, который изучал арабский язык и стремился научиться хорошо говорить на нем, чтобы выправить на основе этого свое чтение Корана. Аль-Хасан сказал: «Хорошо, что он учит язык. Ведь человек, читая Коран, может неверно произнести аят и вследствие этого погибнуть».[407] Третья – морфология (сарф), которая позволяет изучить модели и породы слов. Известный филолог и комментатор Корана Ибн Фарис аль-Казвини сказал: «Кто прошел мимо этой науки, тот прошел мимо главного, ведь если, допустим, встречается слово неясного значения, то в совокупности своих форм оно становится ясным во всех своих составляющих».[408] Четвертая – словообразование (иштикак). Если одно слово можно образовать от двух разных корней, то его смысл будет меняться в зависимости от этого. Например, арабского слово «масих», означающее «мессия», может быть образовано от корня слова «сийаха» («странствование») и от корня слова «масх» («помазание»). Пятая, шестая и седьмая – науки о значениях (маани), изъяснении (байан) и формах (бади). С помощью первой из них познаются особенности построения речи в зависимости от ее смысла, с помощью второй – особенности речи в плане ясности и скрытности обозначения выражаемого, а с помощью третьей – способы украшения речи. Эти три науки, по словам имама ас-Суйути, «составляют науку о красноречии, которая является одним из первых столпов толкователя, ибо она необходима, чтобы не нарушить приметы неподражаемости, которая познается с помощью этих дисциплин».[409] Знаменитый хорезмский филолог Сирадж ад-Дин ас-Саккаки говорил: «Узнай, что неподражаемость Корана – вещь удивительная, она может быть осознана, но не описана, как верность стиха, которая осознается, но не поддается описанию, или как навигация. А если человеку не дано безупречное чутье, то познать неподражаемость он может, только освоив две науки – науку о значениях и науку об изъяснении».[410] Ибн аль-Хадид же говорил: «Узнай, что умение отличить чистую речь от речи, совершенной по чистоте, изящное слово от предела изящества возможно только при наличии вкуса. Это невозможно доказать аргументами. Возьмем двух девушек. Одна – с белой, слегка розоватой кожей, с изящными губами, тонкой линией рта, черноокая, с гладкими щеками, грациозным носиком, стройным станом. Другая уступает ей по всем этим качествам и достоинствам, однако для глаз и сердец она привлекательней. Никто не может понять, почему это так. Почувствовать и увидеть это можно, а объяснить нельзя. Так же и речь. Однако между примерами есть разница, так как постичь красоту и миловидность лица и предпочесть одно лицо другому может каждый, кто обладает верным глазом, речь же оценивается только чутьем. Не каждый, кто занимается грамматикой и лексикой, обладает этим чутьем и может быть критиком речи. Обладатели чутья – это те, кто занимался наукой изъяснения и упражнялся в посланиях, речах, сочинительстве, поэзии и в совершенстве освоил все это, полностью овладев этими навыками. Именно к таким людям следует обращаться, чтобы постичь суть речи и предпочесть одно высказывание другому».[411] Восьмая – наука о способах чтениях Корана (кираат). С ее помощью постигается искусство произнесения Корана, и, ориентируясь на способы чтения, можно одни из возможных вариантов, предпочесть другим. Девятая – основы религии (усул ад-дин). Комментатор при толковании иносказательных аятов нуждается в знании основных исламских воззрений, потому что некоторые аяты, на первый взгляд, указывают на то, что в действительности нельзя приписывать Аллаху. И необходимо знать, что в мусульманских убеждениях недопустимо, что – обязательно, а что – дозволено. Десятая – основы законоведения (усул аль-фикх). Эта наука учит обосновывать религиозные предписания путем углубленного проникновения в смысл текста. Одиннадцатая – обстоятельства ниспослания (асбаб ан-нузул) и коранические повествования (кисас). Знание этих наук позволяет понять смысл аята применительно к тому, относительно чего он был ниспослан. Двенадцатая – отменяющее и отмененное (ан-насих ва аль-мансух). Изучив эту науку, толкователь может установить, какие коранические предписания потеряли юридическую силу, а какие остаются в силе. Тринадцатая – законоведение (фикх), которое позволяет извлекать из коранических аятов второстепенные предписания религии, касающиеся обрядов поклонения и взаимоотношений между людьми. Четырнадцатая – наука о хадисах и их терминологии (мусталах ильм аль-хадис). Хадисы, составляющие вторую часть божественного откровения, играют важнейшую роль в толковании Корана, и комментатор должен уметь различать достоверные, хорошие, слабые, выдуманные, восходящие, прерванные, отосланные и другие сообщения. Пятнадцатая – наука интуиции (маухиба), которую Аллах дарует тому, кому пожелает. Для обретения интуиции человек должен проводить время в кругу праведных богословов, усердно приобретать знания, использовать их на практике, обучать их другим и делать все это исключительно ради Аллаха, Который одаряет богобоязненных и искренних рабов без расчета. Ибн Абу ад-Дунйа говорил: «В коранические науки можно углубляться как в безбрежное море». Он же говорил: «Эти науки – как инструменты толкователя. Если человек не овладел ими, он – не толкователь. Тот же, кто толкует, не прибегая к ним, тот высказывает исключительно собственное мнение, что недопустимо. Если же он использует их в толковании, его мнение не попадает под запрет».[412] Аз-Заркаши сказал: «Исследователю не дается понимание смысла откровения, и не открываются ему тайны его, если в его сердце ересь, или спесь, или пристрастие, или любовь к земному, или если он упорствует в грехе, или он не силен в вере и мало стремится упрочить ее, или он опирается на слова толкователя, не обладающего знанием или использующего лишь то, чего достиг своим умом. Все это – завесы и преграды, и одни из них оказываются прочнее других».[413] Правдивость этого высказывания подтверждается следующими словами Аллаха: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то». [414] Ибн Абу Хатим сообщил, что Суфьян б. Уйейна сказал: «Смысл этих слов в том, что Аллах отнимет у них понимание Корана».[415]
История науки о толковании Мусульманская экзегетика, или наука о толковании Корана, возникла еще при жизни посланника Аллаха, e, который разъяснил своим последователям смысл откровений и призвал их задумываться над Писанием Аллаха. Среди сподвижников в толковании Корана прославились Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, Абдуллах б. Масуд, Абдуллах б. Аббас, Убейй б. Кааб, Зейд б. Сабит, Абу Муса аль-Ашари, Абдуллах б. аз-Зубейр. Очень много высказываний о значении коранических аятов до нас дошло от Али. Передают, что Абу ат-Туфейл рассказывал: «Я был свидетелем, как Али, выступая с проповедью, сказал: «Спрашивайте! Клянусь Аллахом, какой бы вопрос вы мне ни задали, я дам вам ответ. Спрашивайте о писании Аллаха. Клянусь Аллахом, про любой аят я знаю, ночью он был ниспослан или днем, на равнине или в горах». Абу Нуейм в книге «Хилйат аль-Аулийа» передал следующие слова Ибн Масуда: «Коран был ниспослан на семи чтениях, и у каждого из этих чтений есть сторона явная и сторона скрытая. Али б. Абу Талиб знает и явное, и скрытое».[416] Еще больше толкований передают от имени Ибн Масуда. Ибн Джарир и другие передали слова Ибн Масуда: «В писании Аллаха нет аята, о котором бы я не знал, о ком и где он был ниспослан. Если бы я узнал, что где-то есть знаток Писания Аллаха лучше меня и что до того места можно добраться верхом, я бы тотчас отправился к нему».[417] Абу Нуейм передал, что однажды Али спросили об Ибн Масуде, на что он сказал: «Он изучил Коран и Сунну и остановился, ограничившись этим знанием».[418] Однако наиболее выдающимся из комментаторов Корана был «первосвященник мусульманской общины» Абдуллах б. Аббас. Имам аль-Бухари передал хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, e, помолился за Ибн Аббаса и сказал: «О Аллах, вразуми его в вере!»[419] В другой версии хадиса сообщается, что сам Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, e, прижал меня к себе и сказал: «О Аллах, научи его писанию!»[420] Абу Нуейм же передал слова Муджахида: «Ибн Аббаса называли морем за обширность его знаний». Он же передал слова Мухаммада б. аль-Ханафийи: «Ибн Аббас был первосвященником этой общины». Он же передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Ибн Аббас настолько хорошо знал Коран, что Умар говорил о нем: «Вот юноша, который мудрее старцев. У него язык вопрошающий и сердце разумеющее».[421] Аль-Амаш рассказывал со слов Абу Ваили: «Однажды я совершал паломничество, которым руководил Ибн Аббас. Он обратился к людям с проповедью и прочел суру «аль-Бакара» (или суру «ан-Нур», как об этом упоминается в одной из версий). Затем он прокомментировал ее так, что если бы это толкование услышали византийцы, турки или дейламиты, то они непременно обратились бы в Ислам».[422] Ат-Табари и аль-Бейхаки в книге «Далаил ан-Нубувва» передал слова Ибн Масуда: «Абдуллах б. Аббас – превосходный толмач Корана».[423] Достоверно известно, что Ибн Масуд скончался в 32 г.х. Ибн Аббас прожил после этого еще тридцать шесть лет, и не трудно представить, каких огромных успехов он достиг в понимании смысла священного Корана. Толкования Ибн Аббаса и других сподвижников были записаны в изводы, которые сохранились и дошли до выдающихся мусульманских комментаторов и хадисоведов. Широкую известность получили изводы Али б. Абу Тальхи аль-Хашими от Ибн Аббаса, Ибн Джурейджа от Ибн Аббаса, Кейса от Ибн Аббаса, ас-Судди от Ибн Масуда и других сподвижников, рукопись Убеййа б. Кааба и другие.[424] Много комментаторов Корана было среди учеников сподвижников, которых принято называть «последователями» (табиун). Ибн Теймиййа говорил: «Более всех сведущи в толковании Корана мекканцы, поскольку они – ученики Ибн Аббаса. Это – Муджахид, Ата б. Абу Рабах, Икрима (вольноотпущенник Ибн Аббаса), Саид б. Джубейр, Тавус и другие. Сведущи также и куфийцы, ученики Ибн Масуда, и толкователи из Медины, в том числе Зейд б. Аслам, у которого учились его сын Абд ар-Рахман б. Зейд и Малик б. Анас».[425] Выдающимися толкователями были также Ата б. Абу Салама аль-Хурасани, Мухаммад б. Кааб аль-Курази, Абу аль-Алийа, ад-Даххак б. Музахим, Атиййа аль-Ауфи, Катада, Зейд б. Аслам, Мурра аль-Хамадани, Абу Малик, ар-Раби б. Анас и другие. Вслед за ними последовало поколение тех, кто сочинял письменные толкования, в которых были собраны высказывания сподвижников и последователей. Это были Суфьян б. Уйейна, Ваки б. аль-Джаррах, Шуба б. аль-Хаджжадж, Йазид б. Харун, Абд ар-Раззак, Адам б. Абу Ийас, Исхак б. Рахавейх, Раух б. Убада, Абд б. Хамид, Абу Али аль-Миссиси, Абу Бакр б. Абу Шейба и многие другие. Замкнул ранний этап мусульманской экзегетики выдающийся комментатор Абу Джафар Мухаммад б. Джарир ат-Табари, автор величайшего из толкований Корана под названием «Джами аль-Байан фи ат-Тафсир аль-Куран». Имам ан-Навави в книге «Тахзиб аль-Асма» сказал по поводу этого труда: «Никто не сочинил ничего равного комментарию Ибн Джарира».[426] Вслед за ним фундаментальные труды в этой области составили Ибн Абу Хатим, Ибн Маджа, аль-Хаким, Ибн Мардавейх, Абу аш-Шейх Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир и другие известные комментаторы. Позднее комментарии принялись сочинять разные люди, которые урезали цепочки рассказчиков и стали небрежно передавать ранние толкования. Результатом этого стало внесение в толкование Корана ошибочных и даже неприемлемых суждений. Наряду с этим богословы начали составлять специализированные комментарии, авторы которых ограничивались той дисциплиной, которой они владели лучше всего. Аз-Заджжадж, аль-Вахиди и Абу Хаййан акцентировали внимание на морфологическом и грамматическом разборе коранических откровений. Ас-Саалаби и некоторые другие ограничивались преданиями и рассказами о прошлом. Аль-Куртуби и другие законоведы занимались извлечением из аятов шариатских предписаний и перечислением мнений различных богословов по этим вопросам. Представители рациональной школы, такие как Фахр ар-Рази, наполняли свои комментарии изречениями философов, мудрецов и им подобных. Приверженцы различных направлений калама и еретических сект сочиняли толкования, в которых они отстаивали свои ошибочные воззрения, опираясь либо на суждения, которые они считали логичными и разумными, либо на слабые и выдуманные предания. Современные комментаторы стали составлять толкования, в которых они стараются разъяснить читателям истинный смысл ниспослания писания и донести до них значения аятов. И хотя эти комментарии довольно просты, сегодня мусульмане испытывают в них большую нужду, поскольку большая часть мусульманской общины поражена невежеством и неведением об истинной сути коранического послания. К таким комментариям можно отнести «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, «Зубдат ат-Тафсир» Мухаммада Сулеймана аль-Ашкара, «ат-Тафсир аль-Муйассар», составленный группой комментаторов, и другие труды. Наиболее авторитетными сочинениями по толкованию Корана являются следующие: 1. «Ахкам аль-Куран», Мухаммад б. Идрис аш-Шафии (умер в 204 г.х.) 2. «Тавиль Шакль аль-Куран», Абдуллах б. Муслим б. Кутейба (умер в 276 г.х.) 3. «Тафсир аль-Куран», Сахль б. Абдуллах ат-Тустари (умер в 283 г.х.) 4. «Ахкам аль-Куран», Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370 г.х.) 5. «аль-Кашф ва аль-Байан ан Тафсир аль-Куран», Ахмад б. Ибрахим ан-Нишапури ас-Саалаби (умер в 427 г.х.) 6. «аль-Умда фи Гариб аль-Куран», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.) 7. «аль-Муфрадат», ар-Рагиб аль-Исфахани (умер в 502 г.х.) 8. «аль-Кашшаф ан Хакаик Гавамид ат-Танзиль ва Гавамид аль-Акавиль фи Вуджух ат-Тавиль», Джаруллах Махмуд б. Умар аз-Замахшари (умер в 538 г.х.) 9. «Ахкам аль-Куран», Абу Бакр Мухаммад б. Абд аль-Малик Ибн аль-Араби (умер в 543 г.х.) 10. «Асрар ат-Танзиль ва Анвар ат-Тавиль», Мухаммад б. Умар Фахр ад-Дин ар-Рази (умер в 606 г.х.) 11. «аль-Фаваид фи Мушкил аль-Куран», аль-Изз б. Абд ас-Салам (умер в 660 г.х.) 12. «аль-Джами ли Ахкам аль-Куран», Мухаммад б. Ахмад аль-Куртуби (умер в 671 г.х.) 13. «Анвар ат-Танзиль ва Асрар ат-Тавиль», Абдуллах б. Умар аль-Байдави (умер в 691 г.х.) 14. «аль-Бахр аль-Мухит» Мухаммад б. Йусуф Абу Хаййан (умер в 745 г.х.) 15. «ат-Тафсир аль-Каййим», Ибн Каййим аль-Джаузийа (умер в 751 г.х.) 16. «Тафсир аль-Куран аль-Азым», Имад ад-Дин Ибн Касир аль-Кураши (умер в 774 г.х.) 17. «Басаир зави ат-Тамйиз фи Латаиф аль-Китаб аль-Азиз», Мухибб ад-Дин аль-Фейрузабади (умер в 817 г.х.) 18. «аль-Джавахир аль-Хисан фи Тафсир аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Махлуф ас-Саалиби (умер в 876 г.х.) 19. «ад-Дурр аль-Мансур фи ат-Тафсир би аль-Масур», Джалал ад-Дин ас-Суйути (умер в 911 г.х.) 20. «аль-Мухаззаб фима Вакаа ви аль-Куран мин аль-Муарраб», Джалал ад-Дин ас-Суйути (умер в 911 г.х.) 21. «Джами аль-Байан фи ат-Тафсир аль-Куран», Абу Джафар Мухаммад б. Джарир ат-Табари (умер в 923 г.) 22. «Иршад аль-Акль ас-Салим иля Мазайа аль-Куран аль-Карим», Мустафа аль-Имади Абу ас-Сууд (умер в 982 г.х.) 23. «аль-Фауз аль-Кабир фи Усуль ат-Тафсир», Валийуллах ад-Дахлави 24. «аль-Каваид аль-Хисан фи Тафсир аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади 25. «Адва аль-Байан фи Идах аль-Куран би аль-Куран», Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти 26. «аль-Мусталахат аль-Арбаа фи аль-Куран», Абу аль-Ала аль-Маудуди 27. «аль-Мунтахаб мин Тафсир аль-Куран аль-Карим», Мухаммад Мутавалли аш-Ширави Этот список можно продолжать очень долго, но мы ограничимся упоминанием этих сочинений.
Часть V Коранические науки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.009 с.) |