Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто может заниматься толкованием Корана?

Поиск

Богословы высказывали разные мнения относительно того, кто может комментировать коранические откровения, однако все они были убеждены в том, что справиться с этим ответственным делом по силам только выдающимся знатокам богословия. Ибн Абу аль-Хавари рассказывал, что к Фудейлу б. Ийаду пришли люди, желающие приобрести у него знания. Он сказал им: «Если бы вы решили изучить писание Аллаха, то нашли бы в нем исцеление всего, что вам нужно». Люди ответили: «Мы уже изучили Коран». Он сказал: «Чтобы изучить Коран вам нужно будет потратить всю свою жизнь и жизни ваших детей». Они спросили: «Что это значит, Абу Али?» Он пояснил: «Вы не изучите Корана, пока не узнаете словоизменение в нем, его ясные и иносказательные, отменяющие и отмененные аяты. А когда вы изучите это, вы перестанете нуждаться в словах Фудейла и Ибн Уйейны».[405]

По словам некоторых из них, комментатор Корана должен прекрасно разбираться сразу в пятнадцати религиозных дисциплинах.

Первая из них – лексикография (лугат), которая позволяет постичь значения слов. Муджахид говорил: «Ни одному из тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, не дозволено рассуждать о писании Аллаха, если он не владеет говорами арабов». В комментарии к этим словам, имам ас-Суйути сказал: «Причем недостаточно знать только самые основы этой науки, ибо слово может быть многозначным, а он в таком случае будет знать только одно из значений, в то время как в тексте слово будет иметь другое значение».[406]

Вторая – синтаксис (нахв). Значения слов изменяются и преобразуются с изменением его грамматической формы, и это нельзя не учитывать. Абу Убейд рассказывал, что аль-Хасана аль-Басри как-то спросили о человеке, который изучал арабский язык и стремился научиться хорошо говорить на нем, чтобы выправить на основе этого свое чтение Корана. Аль-Хасан сказал: «Хорошо, что он учит язык. Ведь человек, читая Коран, может неверно произнести аят и вследствие этого погибнуть».[407]

Третья – морфология (сарф), которая позволяет изучить модели и породы слов. Известный филолог и комментатор Корана Ибн Фарис аль-Казвини сказал: «Кто прошел мимо этой науки, тот прошел мимо главного, ведь если, допустим, встречается слово неясного значения, то в совокупности своих форм оно становится ясным во всех своих составляющих».[408]

Четвертая – словообразование (иштикак). Если одно слово можно образовать от двух разных корней, то его смысл будет меняться в зависимости от этого. Например, арабского слово «масих», означающее «мессия», может быть образовано от корня слова «сийаха» («странствование») и от корня слова «масх» («помазание»).

Пятая, шестая и седьмая – науки о значениях (маани), изъяснении (байан) и формах (бади). С помощью первой из них познаются особенности построения речи в зависимости от ее смысла, с помощью второй – особенности речи в плане ясности и скрытности обозначения выражаемого, а с помощью третьей – способы украшения речи. Эти три науки, по словам имама ас-Суйути, «составляют науку о красноречии, которая является одним из первых столпов толкователя, ибо она необходима, чтобы не нарушить приметы неподражаемости, которая познается с помощью этих дисциплин».[409]

Знаменитый хорезмский филолог Сирадж ад-Дин ас-Саккаки говорил: «Узнай, что неподражаемость Корана – вещь удивительная, она может быть осознана, но не описана, как верность стиха, которая осознается, но не поддается описанию, или как навигация. А если человеку не дано безупречное чутье, то познать неподражаемость он может, только освоив две науки – науку о значениях и науку об изъяснении».[410]

Ибн аль-Хадид же говорил: «Узнай, что умение отличить чистую речь от речи, совершенной по чистоте, изящное слово от предела изящества возможно только при наличии вкуса. Это невозможно доказать аргументами. Возьмем двух девушек. Одна – с белой, слегка розоватой кожей, с изящными губами, тонкой линией рта, черноокая, с гладкими щеками, грациозным носиком, стройным станом. Другая уступает ей по всем этим качествам и достоинствам, однако для глаз и сердец она привлекательней. Никто не может понять, почему это так. Почувствовать и увидеть это можно, а объяснить нельзя. Так же и речь. Однако между примерами есть разница, так как постичь красоту и миловидность лица и предпочесть одно лицо другому может каждый, кто обладает верным глазом, речь же оценивается только чутьем. Не каждый, кто занимается грамматикой и лексикой, обладает этим чутьем и может быть критиком речи. Обладатели чутья – это те, кто занимался наукой изъяснения и упражнялся в посланиях, речах, сочинительстве, поэзии и в совершенстве освоил все это, полностью овладев этими навыками. Именно к таким людям следует обращаться, чтобы постичь суть речи и предпочесть одно высказывание другому».[411]

Восьмая – наука о способах чтениях Корана (кираат). С ее помощью постигается искусство произнесения Корана, и, ориентируясь на способы чтения, можно одни из возможных вариантов, предпочесть другим.

Девятая – основы религии (усул ад-дин). Комментатор при толковании иносказательных аятов нуждается в знании основных исламских воззрений, потому что некоторые аяты, на первый взгляд, указывают на то, что в действительности нельзя приписывать Аллаху. И необходимо знать, что в мусульманских убеждениях недопустимо, что – обязательно, а что – дозволено.

Десятая – основы законоведения (усул аль-фикх). Эта наука учит обосновывать религиозные предписания путем углубленного проникновения в смысл текста.

Одиннадцатая – обстоятельства ниспослания (асбаб ан-нузул) и коранические повествования (кисас). Знание этих наук позволяет понять смысл аята применительно к тому, относительно чего он был ниспослан.

Двенадцатая – отменяющее и отмененное (ан-насих ва аль-мансух). Изучив эту науку, толкователь может установить, какие коранические предписания потеряли юридическую силу, а какие остаются в силе.

Тринадцатая – законоведение (фикх), которое позволяет извлекать из коранических аятов второстепенные предписания религии, касающиеся обрядов поклонения и взаимоотношений между людьми.

Четырнадцатая – наука о хадисах и их терминологии (мусталах ильм аль-хадис). Хадисы, составляющие вторую часть божественного откровения, играют важнейшую роль в толковании Корана, и комментатор должен уметь различать достоверные, хорошие, слабые, выдуманные, восходящие, прерванные, отосланные и другие сообщения.

Пятнадцатая – наука интуиции (маухиба), которую Аллах дарует тому, кому пожелает. Для обретения интуиции человек должен проводить время в кругу праведных богословов, усердно приобретать знания, использовать их на практике, обучать их другим и делать все это исключительно ради Аллаха, Который одаряет богобоязненных и искренних рабов без расчета.

Ибн Абу ад-Дунйа говорил: «В коранические науки можно углубляться как в безбрежное море». Он же говорил: «Эти науки – как инструменты толкователя. Если человек не овладел ими, он – не толкователь. Тот же, кто толкует, не прибегая к ним, тот высказывает исключительно собственное мнение, что недопустимо. Если же он использует их в толковании, его мнение не попадает под запрет».[412]

Аз-Заркаши сказал: «Исследователю не дается понимание смысла откровения, и не открываются ему тайны его, если в его сердце ересь, или спесь, или пристрастие, или любовь к земному, или если он упорствует в грехе, или он не силен в вере и мало стремится упрочить ее, или он опирается на слова толкователя, не обладающего знанием или использующего лишь то, чего достиг своим умом. Все это – завесы и преграды, и одни из них оказываются прочнее других».[413]

Правдивость этого высказывания подтверждается следующими словами Аллаха: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то». [414] Ибн Абу Хатим сообщил, что Суфьян б. Уйейна сказал: «Смысл этих слов в том, что Аллах отнимет у них понимание Корана».[415]

 

История науки о толковании

Мусульманская экзегетика, или наука о толковании Корана, возникла еще при жизни посланника Аллаха, e, который разъяснил своим последователям смысл откровений и призвал их задумываться над Писанием Аллаха.

Среди сподвижников в толковании Корана прославились Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, Абдуллах б. Масуд, Абдуллах б. Аббас, Убейй б. Кааб, Зейд б. Сабит, Абу Муса аль-Ашари, Абдуллах б. аз-Зубейр.

Очень много высказываний о значении коранических аятов до нас дошло от Али. Передают, что Абу ат-Туфейл рассказывал: «Я был свидетелем, как Али, выступая с проповедью, сказал: «Спрашивайте! Клянусь Аллахом, какой бы вопрос вы мне ни задали, я дам вам ответ. Спрашивайте о писании Аллаха. Клянусь Аллахом, про любой аят я знаю, ночью он был ниспослан или днем, на равнине или в горах».

Абу Нуейм в книге «Хилйат аль-Аулийа» передал следующие слова Ибн Масуда: «Коран был ниспослан на семи чтениях, и у каждого из этих чтений есть сторона явная и сторона скрытая. Али б. Абу Талиб знает и явное, и скрытое».[416]

Еще больше толкований передают от имени Ибн Масуда. Ибн Джарир и другие передали слова Ибн Масуда: «В писании Аллаха нет аята, о котором бы я не знал, о ком и где он был ниспослан. Если бы я узнал, что где-то есть знаток Писания Аллаха лучше меня и что до того места можно добраться верхом, я бы тотчас отправился к нему».[417]

Абу Нуейм передал, что однажды Али спросили об Ибн Масуде, на что он сказал: «Он изучил Коран и Сунну и остановился, ограничившись этим знанием».[418]

Однако наиболее выдающимся из комментаторов Корана был «первосвященник мусульманской общины» Абдуллах б. Аббас. Имам аль-Бухари передал хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, e, помолился за Ибн Аббаса и сказал: «О Аллах, вразуми его в вере!»[419] В другой версии хадиса сообщается, что сам Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, e, прижал меня к себе и сказал: «О Аллах, научи его писанию!»[420]

Абу Нуейм же передал слова Муджахида: «Ибн Аббаса называли морем за обширность его знаний». Он же передал слова Мухаммада б. аль-Ханафийи: «Ибн Аббас был первосвященником этой общины». Он же передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Ибн Аббас настолько хорошо знал Коран, что Умар говорил о нем: «Вот юноша, который мудрее старцев. У него язык вопрошающий и сердце разумеющее».[421]

Аль-Амаш рассказывал со слов Абу Ваили: «Однажды я совершал паломничество, которым руководил Ибн Аббас. Он обратился к людям с проповедью и прочел суру «аль-Бакара» (или суру «ан-Нур», как об этом упоминается в одной из версий). Затем он прокомментировал ее так, что если бы это толкование услышали византийцы, турки или дейламиты, то они непременно обратились бы в Ислам».[422]

Ат-Табари и аль-Бейхаки в книге «Далаил ан-Нубувва» передал слова Ибн Масуда: «Абдуллах б. Аббас – превосходный толмач Корана».[423] Достоверно известно, что Ибн Масуд скончался в 32 г.х. Ибн Аббас прожил после этого еще тридцать шесть лет, и не трудно представить, каких огромных успехов он достиг в понимании смысла священного Корана.

Толкования Ибн Аббаса и других сподвижников были записаны в изводы, которые сохранились и дошли до выдающихся мусульманских комментаторов и хадисоведов. Широкую известность получили изводы Али б. Абу Тальхи аль-Хашими от Ибн Аббаса, Ибн Джурейджа от Ибн Аббаса, Кейса от Ибн Аббаса, ас-Судди от Ибн Масуда и других сподвижников, рукопись Убеййа б. Кааба и другие.[424]

Много комментаторов Корана было среди учеников сподвижников, которых принято называть «последователями» (табиун). Ибн Теймиййа говорил: «Более всех сведущи в толковании Корана мекканцы, поскольку они – ученики Ибн Аббаса. Это – Муджахид, Ата б. Абу Рабах, Икрима (вольноотпущенник Ибн Аббаса), Саид б. Джубейр, Тавус и другие. Сведущи также и куфийцы, ученики Ибн Масуда, и толкователи из Медины, в том числе Зейд б. Аслам, у которого учились его сын Абд ар-Рахман б. Зейд и Малик б. Анас».[425]

Выдающимися толкователями были также Ата б. Абу Салама аль-Хурасани, Мухаммад б. Кааб аль-Курази, Абу аль-Алийа, ад-Даххак б. Музахим, Атиййа аль-Ауфи, Катада, Зейд б. Аслам, Мурра аль-Хамадани, Абу Малик, ар-Раби б. Анас и другие.

Вслед за ними последовало поколение тех, кто сочинял письменные толкования, в которых были собраны высказывания сподвижников и последователей. Это были Суфьян б. Уйейна, Ваки б. аль-Джаррах, Шуба б. аль-Хаджжадж, Йазид б. Харун, Абд ар-Раззак, Адам б. Абу Ийас, Исхак б. Рахавейх, Раух б. Убада, Абд б. Хамид, Абу Али аль-Миссиси, Абу Бакр б. Абу Шейба и многие другие.

Замкнул ранний этап мусульманской экзегетики выдающийся комментатор Абу Джафар Мухаммад б. Джарир ат-Табари, автор величайшего из толкований Корана под названием «Джами аль-Байан фи ат-Тафсир аль-Куран». Имам ан-Навави в книге «Тахзиб аль-Асма» сказал по поводу этого труда: «Никто не сочинил ничего равного комментарию Ибн Джарира».[426]

Вслед за ним фундаментальные труды в этой области составили Ибн Абу Хатим, Ибн Маджа, аль-Хаким, Ибн Мардавейх, Абу аш-Шейх Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир и другие известные комментаторы.

Позднее комментарии принялись сочинять разные люди, которые урезали цепочки рассказчиков и стали небрежно передавать ранние толкования. Результатом этого стало внесение в толкование Корана ошибочных и даже неприемлемых суждений. Наряду с этим богословы начали составлять специализированные комментарии, авторы которых ограничивались той дисциплиной, которой они владели лучше всего. Аз-Заджжадж, аль-Вахиди и Абу Хаййан акцентировали внимание на морфологическом и грамматическом разборе коранических откровений. Ас-Саалаби и некоторые другие ограничивались преданиями и рассказами о прошлом. Аль-Куртуби и другие законоведы занимались извлечением из аятов шариатских предписаний и перечислением мнений различных богословов по этим вопросам. Представители рациональной школы, такие как Фахр ар-Рази, наполняли свои комментарии изречениями философов, мудрецов и им подобных. Приверженцы различных направлений калама и еретических сект сочиняли толкования, в которых они отстаивали свои ошибочные воззрения, опираясь либо на суждения, которые они считали логичными и разумными, либо на слабые и выдуманные предания. Современные комментаторы стали составлять толкования, в которых они стараются разъяснить читателям истинный смысл ниспослания писания и донести до них значения аятов. И хотя эти комментарии довольно просты, сегодня мусульмане испытывают в них большую нужду, поскольку большая часть мусульманской общины поражена невежеством и неведением об истинной сути коранического послания. К таким комментариям можно отнести «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, «Зубдат ат-Тафсир» Мухаммада Сулеймана аль-Ашкара, «ат-Тафсир аль-Муйассар», составленный группой комментаторов, и другие труды.

Наиболее авторитетными сочинениями по толкованию Корана являются следующие:

1. «Ахкам аль-Куран», Мухаммад б. Идрис аш-Шафии (умер в 204 г.х.)

2. «Тавиль Шакль аль-Куран», Абдуллах б. Муслим б. Кутейба (умер в 276 г.х.)

3. «Тафсир аль-Куран», Сахль б. Абдуллах ат-Тустари (умер в 283 г.х.)

4. «Ахкам аль-Куран», Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370 г.х.)

5. «аль-Кашф ва аль-Байан ан Тафсир аль-Куран», Ахмад б. Ибрахим ан-Нишапури ас-Саалаби (умер в 427 г.х.)

6. «аль-Умда фи Гариб аль-Куран», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.)

7. «аль-Муфрадат», ар-Рагиб аль-Исфахани (умер в 502 г.х.)

8. «аль-Кашшаф ан Хакаик Гавамид ат-Танзиль ва Гавамид аль-Акавиль фи Вуджух ат-Тавиль», Джаруллах Махмуд б. Умар аз-Замахшари (умер в 538 г.х.)

9. «Ахкам аль-Куран», Абу Бакр Мухаммад б. Абд аль-Малик Ибн аль-Араби (умер в 543 г.х.)

10. «Асрар ат-Танзиль ва Анвар ат-Тавиль», Мухаммад б. Умар Фахр ад-Дин ар-Рази (умер в 606 г.х.)

11. «аль-Фаваид фи Мушкил аль-Куран», аль-Изз б. Абд ас-Салам (умер в 660 г.х.)

12. «аль-Джами ли Ахкам аль-Куран», Мухаммад б. Ахмад аль-Куртуби (умер в 671 г.х.)

13. «Анвар ат-Танзиль ва Асрар ат-Тавиль», Абдуллах б. Умар аль-Байдави (умер в 691 г.х.)

14. «аль-Бахр аль-Мухит» Мухаммад б. Йусуф Абу Хаййан (умер в 745 г.х.)

15. «ат-Тафсир аль-Каййим», Ибн Каййим аль-Джаузийа (умер в 751 г.х.)

16. «Тафсир аль-Куран аль-Азым», Имад ад-Дин Ибн Касир аль-Кураши (умер в 774 г.х.)

17. «Басаир зави ат-Тамйиз фи Латаиф аль-Китаб аль-Азиз», Мухибб ад-Дин аль-Фейрузабади (умер в 817 г.х.)

18. «аль-Джавахир аль-Хисан фи Тафсир аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Махлуф ас-Саалиби (умер в 876 г.х.)

19. «ад-Дурр аль-Мансур фи ат-Тафсир би аль-Масур», Джалал ад-Дин ас-Суйути (умер в 911 г.х.)

20. «аль-Мухаззаб фима Вакаа ви аль-Куран мин аль-Муарраб», Джалал ад-Дин ас-Суйути (умер в 911 г.х.)

21. «Джами аль-Байан фи ат-Тафсир аль-Куран», Абу Джафар Мухаммад б. Джарир ат-Табари (умер в 923 г.)

22. «Иршад аль-Акль ас-Салим иля Мазайа аль-Куран аль-Карим», Мустафа аль-Имади Абу ас-Сууд (умер в 982 г.х.)

23. «аль-Фауз аль-Кабир фи Усуль ат-Тафсир», Валийуллах ад-Дахлави

24. «аль-Каваид аль-Хисан фи Тафсир аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади

25. «Адва аль-Байан фи Идах аль-Куран би аль-Куран», Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти

26. «аль-Мусталахат аль-Арбаа фи аль-Куран», Абу аль-Ала аль-Маудуди

27. «аль-Мунтахаб мин Тафсир аль-Куран аль-Карим», Мухаммад Мутавалли аш-Ширави

Этот список можно продолжать очень долго, но мы ограничимся упоминанием этих сочинений.

 


 

Часть V

Коранические науки

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.009 с.)