Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разногласия вокруг «Басмалы»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Басмалой» называется первый аят, которым открывается священный Коран – «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим». Он означает: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Знатоки Корана и богословия придерживались разных мнений о том, какое место этот аят занимает в писании Аллаха. Ибн Аббас, Ибн Умар, Ибн аз-Зубейр, Тавус, Ата, Макхуль, Ибн аль-Мубарак и многие другие считали, что «басмала» является аятом как в суре «аль-Фатиха», так и в остальных коранических сурах, кроме суры «ат-Тауба». Это мнение разделяли Ахмад, Исхак, Абу Убейд, а также куфийские, мекканские и большинство иракских богословов. Аль-Хаттаби сообщил, что это мнение также разделяли Абу Хурейра и Саид б. Джубейр. Аль-Бейхаки сообщил, что Али б. Абу Талиб, аз-Зухри, Суфьян ас-Саури считали, что «басмала» является аятом только в Матери Писания. В книге «ас-Сунан аль-Кубра» он также сообщил, что этого мнения придерживались и Ибн Аббас и Мухаммад б. Кааб. Аль-Аузаи, Малик, Абу Ханифа, Давуд, а также другие богословы Медины, Шама и Басры считали, что «басмала» не является аятом ни в одной из коранических сур, но является самостоятельным аятом, разделяющим суры. Передают, что это мнение также высказывал имам Ахмад.[1076] Наиболее сложным мне представляется вопрос о том, является ли «басмала» первым аятом в Матери Писания, потому что доводы каждой из сторон довольно убедительны. Богословы, не включающие «басмалу» к суре «аль-Фатиха», опирались на многочисленные сообщения о том, что во время намазов посланник Аллаха, e, не произносил «басмалу» вслух. Передают, что Анас рассказывал, что пророк, e, Абу Бакр и Умар начинали намаз словами «Хвала Аллаху, Господу миров!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии последнего также говорится, что они не произносили слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» ни в начале суры «аль-Фатиха», ни после нее. А в версии Ахмада, ан-Насаи и Ибн Хузеймы сообщается, что они не произносили слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» вслух. В одной из версий Ибн Хузеймы говорится, что они произносили слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» про себя.[1077] Еще одним сильным доводом в пользу этого мнения является хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, то он является несовершенным». Он повторил это трижды, а люди сказали ему: «Но ведь мы стоим позади имама!» Он же сказал: «Читай ее про себя, потому что я слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня воздаяния», – Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Как-то он сказал: «Мой раб положился на Меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», – Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», – Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит».[1078] В этом хадисе содержатся два указания на то, что «басмала» не относится к Матери Писания. Во-первых, «басмала» вообще не упоминается в нем, а сура «аль-Фатиха» начинается аятом «Хвала Аллаху, Господу миров». Во-вторых, слова «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» принимаются как три аята. И поскольку абсолютно все богословы согласны в том, что Мать Писания состоит из семи аятов,[1079] получается, что «басмала» не относится к этой суре. И хотя это мнение представляется весьма обоснованным, хадис Абу Хурейры не является неопровержимым доводом, поскольку упомянутое в нем разделение суры «аль-Фатиха» имеет отношение к намазу, а не к самой суре вообще. Поэтому не все богословы соглашались с этим доводом. Законоведы, относящие «басмалу» к суре «аль-Фатиха», опирались на хадисы о том, что посланник Аллаха, e, начинал чтение этой суры с произнесения «басмалы». Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран пророк, e?» Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахман», и слово «ар-рахим».[1080] В качестве довода они также приводили хадис матери правоверных Умм Саламы о том, что посланник Аллаха, e, читая суру «аль-Фатиха» в намазе, вначале произносил «басмалу» и считал ее одним из аятов.[1081] Тем не менее, он усиливается другим хадисом, рассказанным со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк Мухаммад, e, сказал: «Когда вы читаете: «Хвала Аллаху…», читайте также: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Воистину, эта сура является Матерью Корана, Матерью Писания и семью часто повторяемыми аятами. «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» является одним из них».[1082] Я же говорю, что если этот хадис достоверен, то мнение о том, что «басмала» является первым аятом Матери Писания, является наиболее правильным. А лучше всего об этом известно Аллаху! Что же касается всех остальных сур, то «басмала» не является их составной частью, но является самостоятельным аятом, служащим для разделения сур и испрашивания благословения. В пользу этого мнения свидетельствует хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, e, сказал: «В Коране есть сура, состоящая из тридцати аятов, которая заступается за человека до тех пор, пока ему он не будет прощен. Это – сура «Благословен Тот, в Чьей Руке власть…» [1083] Известно, что сура «аль-Мульк» без «басмалы» состоит из тридцати аятов. Следовательно, она не является частью этой суры, и то же самое можно сказать об остальных коранических сурах. Единственным же исключением из этого правила является сура «аль-Фатиха». Следует знать, что между богословами нет разногласий по поводу того, что различное отношение к «басмале» не относится к проявлениям неверия и не выводит человека из Ислама, поскольку разногласия по этому вопросу существуют со времен сподвижников. В то же время богословы единодушны в том, что если человек отрицает хотя бы одну букву в Коране, которая признается всему мусульманами, то он является неверующим. Богословы также единодушны в том, что «басмала» является аятом из суры «ан-Намль» и что она пишется в начале каждой коранической суры, кроме суры «ат-Тауба». Между чтецами Корана также нет разногласий по поводу необходимости чтения «басмалы» в начале Матери Писания и всех остальных сур, кроме суры «ат-Тауба», если человек приступает к чтению с начала суры. Если же читающий Коран после завершения одной суры пристипает к чтению другой, то Ибн Касир, Калун, Асым и аль-Касаи произносили «басмалу» в начале следующей суры, тогда как Абу Амр, Хамза, Варш и Ибн Амир не произносили ее.[1084]
Заучивание Корана наизусть Священный Коран и пречистая Сунна содержат много текстов, свидетельствующих о превосходстве знатоков Корана, которые изучили писание Аллаха и запомнили его наизусть, которые руководствуются его заповедями и обучают этому других. Всевышний Аллах сказал: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» [1085]Это значит, что Аллах обязался помочь каждому, кто стремится изучить Коран и снискать тем самым благоволение своего Господа. Однако не каждому, кто желает запомнить Коран наизусть, это удается, потому что существуют обстоятельства, пагубно отражающиеся на человеческой памяти. В этой главе, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о том, каким образом человек может развить свою память, и какие обстоятельства облегчают запоминание Корана наизусть. Прежде всего, следует знать, что представляет собой человеческая память. Согласно одному определению, память – это способность человека ясно вспомнить то, что он знал прежде, в деталях и подробностях. Согласно другому определению, это – способность хранить информацию и вспоминать ее всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Психологи считают, что возможности человеческой памяти практически безграничны, и в этом плане они даже сравнивают ее со вселенной. Человеческая память выполняет несколько важных функций: приобретение информации, хранение информации, вспоминание информации и различение между похожими данными. Важнейшими из этих функций является хранение и вспоминание информации. Хранение информации является переходной стадией между приобретением и вспоминанием информации, однако оно качественно отличается от них обеих. Приобретение информации – это активный процесс, при котором человек прилагает определенные усилия, сопровождающиеся повышенной психической активностью. А хранение информации – это пассивный процесс, который не сопровождается дополнительной психической активностью. Каким же образом мы запоминаем информацию? Психологи объясняют это тем, что поступление информации возбуждает нервную систему так, что результат этого сохраняется и после прекращения действия возбудителя. Нервные клетки сохраняют в себе сведения о характере возбуждения и обладают способностью воспроизвести его повторно при желании человека. Знание этого необходимо для того, чтобы желающий выучить информацию наизусть, мог правильно воспользоваться теми способностями, которые даровал ему Аллах. Достаточно лишь сказать, что перевозбуждение нервной системы при обучении негативно сказывается на хранении и вспоминании информации и различении между хранящимися в памяти сведениями. В процессе обучения также важно правильно распределять время. Человеческий мозг, как и тело, нуждается в отдыхе, и поэтому периоды умственной активности следует чередовать с периодами умственного отдыха. Грамотное чередование периодов активности и отдыха позволяет не только лучше, но и быстрее запоминать информацию со всеми деталями и подробностями. Но следует знать, что после запоминания информации человек сохраняет ее в памяти лишь короткий период, продолжительность которого может быть больше или меньше в зависимости от его способностей, после чего наступает период, когда человек быстро забывает приобретенную информацию. Эта забывчивость может свести на нет все приложенные усилия, если человек не будет повторять выученный материал. Для заучивания материала наизусть целесообразно прибегать к некоторым приемам. Период умственной активности должен составлять от 20 до 40 минут. В течение этого времени заучиваемый материал желательно записать. Объем этого материала может быть разным в зависимости от умственных способностей человека. В течение последующих 10 минут следует отдохнуть, после чего следует воспроизвести в памяти и записать то, что человеку удалось запомнить, и сверить эти записи с первоначальными. Для закрепления выученного материала на следующий день следует повторить его в течение 2-4 минут. Через неделю желательно повторить его еще раз. Еще одним эффективным приемом при записывании материала является использование так называемых «ключевых» слов или выражений, которые позволяют воспроизвести в памяти связанные с ними сведения. Следует помнить, что очень часто мы забываем выученный материал в связи с тем, что не концентрируем на нем свое внимание. Поэтому при изучении сложного для восприятия материала целесообразно сконцентрироваться и повторять его столько раз, сколько потребуется. Не менее важно обращать при этом внимание на мелкие детали и связывать приобретаемую информацию с теми сведениями, которые были уже известны человеку. Концентрация особенно необходима при запоминании информации, воспринимаемой на слух. Через органы слуха мы ежедневно получаем великое множество информации, однако запомнить нам удается далеко не все. Для того, чтобы добиться желаемого, мы должны превратить информацию из воспринимаемой на слух в умственную. Это значит, что мы должны придать ей соответствующую оболочку в нашем уме. Безусловно, для достижения этого необходимо хранить молчание и прислушиваться к тому, что мы хотим запомнить. Ни для кого не секрет, что мы видим и слышим посредством наших органов чувств, однако задумываемся над вещами посредством нашего разума. И если мы проявляем беспечность и не задумываемся над той информации, которая поступает к нам через органы чувств, то мы никогда не сможет воспроизвести ее в памяти. В этой связи уместно вспомнить слова Всевышнего: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». [1086] Одним словом, если человек желает эффективно запоминать информацию или заучивать наизусть изучаемый материал, то он должен уделять особое внимание четырем аспектам. Во-первых, он должен пользоваться заложенным в нем внутренним потенциалом и своими скрытыми умственными способностями. Во-вторых, он должен умело распределять свое время и выбирать для заучивания наиболее подходящее для этого время, когда ему удастся собраться с мыслями и не отвлекаться. В-третьих, он должен периодически повторять изучаемый материал. В-четвертых, он должен воспроизводить его в памяти для того, чтобы вспомнить его в тот момент, когда ему будет нужно. Все сказанное нами носит общий характер и распространяется на любой материал, который человек желает выучить наизусть. Однако священный Коран, будучи Словом Всемогущего Господа, отличается от любых других сочинений, и поэтому к желающему выучить его наизусть предъявляются гораздо более серьезные требования. Быть знатоком писания Аллаха – это великая честь и большая ответственность. Писание Аллаха освещает правоверному мусульманину прямой путь и обязывает его неукоснительно следовать этим путем, выполняя предписания религии и призывая к этому остальных. Если же человек сумеет заслужить такую честь и справится с этой ответственностью, то Всевышний Аллах введет его в Райские сады и поселит его среди пророков, правдивых праведников, павших мучеников и благочестивых мужей, чтобы он наслаждался вместе с ними Речью Аллаха, которую он так возлюбил в земной жизни. И для того, чтобы помочь мусульманам обрести эту великую милость и приблизиться к Всевышнему Господу посредством Его благородного писания, я хочу перечислить несколько советов о том, как следует приступать к изучению Корана. Чистое намерение. Мусульманин обязан совершать все праведные поступки искренне ради Всевышнего Аллаха, никого не приобщая в сотоварищи к своему Господу, ибо только так он сможет оставаться верным свидетельству единобожия «нет божества, кроме Аллаха». А для того, чтобы быть искренним перед Аллахом, он должен желать только Его награды, искать только Его довольства и всячески избегать лицемерия и тщеславия. Имам ан-Насаи передал хадис, в котором сообщается, что некий мужчина пришел к пророку, e, и сказал: «Что ты думаешь о человеке, который сражается ради награды и славы?» Посланник Аллаха, e, ответил: «Он ничего не получит». Он повторил свой вопрос трижды, и посланник Аллаха, e, трижды сказал: «Он ничего не получит». А затем он добавил: «Воистину, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне ради Него, из стремления к Его Лику».[1087] Поэтому мусульманин должен изучать священный Коран только ради Аллаха, не надеясь на славу, награду или высокое положение в мирской жизни. В этом заключается секрет успешного изучения Корана, ибо Всевышний Аллах облегчает изучение Своего писания тем, кто всей душой устремляется только к Нему. Огромная польза чистого намерения при изучении Корана заключается еще и в том, что человек избавляется от наущений сатаны. Именно эти наущения рассеивают мысли учащегося и не позволяют ему сконцентрироваться на том, что принесет ему пользу, и если мусульманину удастся избавиться от них, то он разрушит одно из самых больших препятствий на пути к изучению Корана. Искренность и чистое намерение всегда отталкивают сатану и оберегают человека от обольщения его кознями. Причина же этого в том, что сатана не властен над искренними рабами Аллаха. В Коране сообщается, что сатана сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». В ответ Господь сказал ему: «Это – путь, ведущий прямо ко Мне. Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».[1088] Вот почему чистое намерение является залогом успеха и обеспечивает человеку поддержку и помощь Аллаха. Ибн аль-Каййим сказал: «Если человек проявляет искренность в течение всего сорока дней, то в его сердце и в его словах уже начинают проявляться истоки мудрости».[1089]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.01 с.) |