Сущность и состав информационной базы финансового менеджмента



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и состав информационной базы финансового менеджмента



 

Вся деятельность предприятия связана с внешними и внутренними информационными потоками. Предприятие – это информационная система (ИС), где сходятся четыре потока информации: два внешних и два внутренних.

Информация является стратегическим ресурсом, поэтому информационные потоки должны соответствовать общей стратегии предприятия.

Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. Структурировать информационную базу менеджмента наиболее полно, объек­тивно и качественно можно, условно поделив ее на внешнюю и внутреннюю сферы.

Внешняя сфера состоит из информации, с помощью которой регулируется и рег­ламентируется деятельность предприятия извне (государством, вышестоящими орга­низациями), и информации о состоянии окружающей среды бизнеса, т.е. информаций об экономических и политических субъектах.

Внутренняя информационная база состоит из информации, которая регламенти­рует деятельность предприятия изнутри, и информации, которая образуется в процессе организации и деятельности предприятия, т.е. информации, определяющей уровень знания и отношения в коллективе.

Внешнее регулирование осуществляется с помощью законодательных и других актов государственного регламентирования. К актам внутрифирменного регулирования (корпоративное право) относят все нормативные документы, которые должны действовать внутри предприятия:

§ об учет­ной политике;

§ оплате труда;

§ стимулировании;

§ амортизационной политике и т. п.

Законодательные акты оказывают непосредственное влияние на содержание и форму представления актов внутреннего регулирования. Корпоративное право не должно противоречить законодательству.

На любом предприятии следует осуществлять следующий объём работ:

§ выявить проблемы и определить информационные потребности;

§ отобрать источники получения информации;

§ организовать сбор информации;

§ организовать обработку и оценку полноты и значимости информации.

Основной задачей является создание единого информационного пространства, т.е. совокупность методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав доступа специалистов.

При этом следует учитывать тенденции развития информационных технологий:

1) усложнение информационных продуктов, которое выражается в разработке двух компонентов технологии:

§ механизма генерирования продукта по запросу пользователя;

§ разработки средства доставки продукта в удобное время в удобной форме;

2) Обеспечение совместимости, что связано с возможностью обмена информации;

3) ликвидация промежуточных звеньев;

4) глобализация;

5) конвергенция.

Общая схема классификации деловой информации, необходимой финансовому менеджеру приведена в табл. 3.1. В условиях компьютеризации, а тем более в масштабном бизнесе, источником и носителем всех видов информации, за исключением (а иногда и включая) финансовой, бухгалтерско-плановой и инструктивной по собст­венной фирме (приказы, справки, внутренние инструкции), могут стать типовые компьютерные программы и электронные документы.

 


Таблица 3.1

Информационная база финансового менеджмента

Виды информации Источники информации Значение  
Внешняя информация предприятия Законодательная база § Административно – хозяйственное право § трудовое право § страховое право § таможенное право § налоговое право § законодательная база бухгалтерско­го учета § банковское право § инвестиционное право § нормативные акты об охране интел­лектуальной собственности § законодательная база рынка ценных бумаг Источники внешней информации Источниками законодательной базы менеджмента являются печатные сборники соответствующих правовых и нормативных актов; носите­­­лем могут стать типовые компьютерные программные продукты, такие, как «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и др. Регулирует экономическую деятельность предприятия, создаёт основу для разработки корпоративного права
Общеэкономические показатели Демографическое состояние Покупательская способность населения Инфляция Падение (рост) производства Уровень занятости населения Состояние рынка ценных бумаг, рынка кредитов Курсы валют Объем доходов и расходов гос. бюджета, размер бюджетного дефицита Состояние рынка труда Состояние товарного рынка   Ведомственно-отраслевая инфор­мация Ведомственно - отраслевые планы, нормативы и отчетные показатели Нормативно – инструктивная инфор­мация Информация о конъюнктуре отраслево­го рынка ­Периодическая печать, статистические сборники, различные бюллетени и проспекты, прогнозы не­зависимой экспертизы. Проекты бюджетов, курсы СКВ, валют СНГ и ценных бумаг в динамике, прочая информация, в том числе биржевая и банковская   Сборники нормативных актов, периодическая печать, специальные документы на соответствую­­щих иерархических уровнях   Система информационных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности     Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности
Информация о конъюнктуре рынков § Товарных § средств производства § недвижимости § капитала § ценных бумаг § интеллектуальной собственно­сти § технологий § компьютерного обеспечения § труда     Информация о контрагентах Информация о конкурентах Информация о поставщиках, потреби­телях, посредниках, инвесторах Информация о возможных конкурен­тах и о фирмах – возможных сотрудни­ках Информация о покупателях Данные маркетинговых исследований. Периодическая печать, статистические сборники, биржевые и банковские бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы. Различная информация о конъюнктуре финансо­вых рынков, бизнес справки и заключения эккаунтинговых и аудиторских фирм по отраслевым объединениям, фирмам – контрагентам, банкам, финансовым и страховым компаниям. Справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний (в т.ч. банков) по управлению портфе­лями ценных бумаг, а также собственные расчеты для планирования инвестиций.     Источниками информации о контрагентах должны стать маркетинговые исследования и со­ответствующие базы данных: • конкурентов; • поставщиков; • потребителей; • посредников; • инвесторов. Для формирования соответствующих баз данных должны использоваться документы предприятия, по которым предприятие работает с контрагента­ми (договоры, контракты, коммерческая перепис­ка и т.п.), а также периодическая печать, стати­стические сборники, внешняя отчетная информа­ция данных фирм– контрагентов, соответствующие рейтинги, бизнес справки, предоставляемые на рынке информационных услуг   Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.     Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.  
Внутренняя информация предпри­ятия Корпоративное право Учредительные документы: § договор о создании общества; § договор (решение) о реорганизации; § учредительный договор; § положение об акционировании; § устав. Регистрационные документы: свидетельство о государственной реги­страции (перерегистрации). Организационные документы: § положение об организационной структуре; § положение о финансовой структуре; § положение об управлении (должностные инструкции); § штатное расписание; § правила внутреннего трудового распорядка; § положения об учетной политике, амортизационной политике, об управленческом учете и бюджетировании, об эмиссионной политике, о дивидендной политике, об акционерах, об аренде, о рационализаторстве и изобретательстве, о работе с ценными бумагами, об организации внешнеэкономической деятельности; § методика оценки инвестиционных проектов. Распорядительные документы: § приказы; § распоряжения Источники внутренней информации предпри­ятия Источники корпоративного права Законодательные акты, нормативные и инструк­тивные документы (содержание корпоративного права не должно противоречить законодательству), печатные сборники соответствующих право­­вых и нормативных актов. Типовые сборники соответствующих документов в качестве примера для разработки собственных документов. Отраслевые рекомендации и инструкции, инст­рукции вышестоящих организаций для разработ­ки собственного корпоративного права Основополагающие компоненты и принципы деятельности для обеспече­ния нормального функционирования предприятия должны быть разработа­ны, зафиксированы и прописаны в со­ответствующих организационных до­кументах.   Данные по необходимым условиям деятель­ности предприятия могут быть зафик­сированы в распорядительных доку­ментах соответствующими приказами
Отчетная информация Показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее осно­ве. Финансовая отчетность по назначению должна способство­вать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодейст­вия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффектив­ным источником финансовых ресурсов предприятия   Данные бухгалтерской, статистической, оперативно-диспетчерской информации. Данные финансового и управленческого учета Комплекс первичной информации. Соответствующие формы официальной бухгалтерской отчетности, разработанные на предприятии формы документов – носителей информации, сборники соответствующих видов отчетной информации. Баланс, приложение к балансу, другие виды бухгалтерской отчетности. Биржевые бюллетени. Отчеты о внедрении инвестиционных проектов     Система показателей данной группы составляет основу ин­формационной базы финансового менеджмента. На основе этой системы показателей производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управ­ленческих решений по всем направлениям финансовой деятель­ности предприятия



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)