Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сущность и состав информационной базы финансового менеджмента
Вся деятельность предприятия связана с внешними и внутренними информационными потоками. Предприятие – это информационная система (ИС), где сходятся четыре потока информации: два внешних и два внутренних.
Информация является стратегическим ресурсом, поэтому информационные потоки должны соответствовать общей стратегии предприятия.
Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. Структурировать информационную базу менеджмента наиболее полно, объективно и качественно можно, условно поделив ее на внешнюю и внутреннюю сферы.
Внешняя сфера состоит из информации, с помощью которой регулируется и регламентируется деятельность предприятия извне (государством, вышестоящими организациями), и информации о состоянии окружающей среды бизнеса, т.е. информаций об экономических и политических субъектах.
Внутренняя информационная база состоит из информации, которая регламентирует деятельность предприятия изнутри, и информации, которая образуется в процессе организации и деятельности предприятия, т.е. информации, определяющей уровень знания и отношения в коллективе.
Внешнее регулирование осуществляется с помощью законодательных и других актов государственного регламентирования. К актам внутрифирменного регулирования (корпоративное право) относят все нормативные документы, которые должны действовать внутри предприятия:
§ об учетной политике;
§ оплате труда;
§ стимулировании;
§ амортизационной политике и т. п.
Законодательные акты оказывают непосредственное влияние на содержание и форму представления актов внутреннего регулирования. Корпоративное право не должно противоречить законодательству.
На любом предприятии следует осуществлять следующий объём работ:
§ выявить проблемы и определить информационные потребности;
§ отобрать источники получения информации;
§ организовать сбор информации;
§ организовать обработку и оценку полноты и значимости информации.
Основной задачей является создание единого информационного пространства, т.е. совокупность методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав доступа специалистов.
При этом следует учитывать тенденции развития информационных технологий:
1) усложнение информационных продуктов, которое выражается в разработке двух компонентов технологии:
§ механизма генерирования продукта по запросу пользователя;
§ разработки средства доставки продукта в удобное время в удобной форме;
2) Обеспечение совместимости, что связано с возможностью обмена информации;
3) ликвидация промежуточных звеньев;
4) глобализация;
5) конвергенция.
Общая схема классификации деловой информации, необходимой финансовому менеджеру приведена в табл. 3.1. В условиях компьютеризации, а тем более в масштабном бизнесе, источником и носителем всех видов информации, за исключением (а иногда и включая) финансовой, бухгалтерско-плановой и инструктивной по собственной фирме (приказы, справки, внутренние инструкции), могут стать типовые компьютерные программы и электронные документы.
Таблица 3.1
Информационная база финансового менеджмента
Виды информации
| Источники информации
| Значение
| Внешняя информация предприятия
Законодательная база
§ Административно – хозяйственное право
§ трудовое право
§ страховое право
§ таможенное право
§ налоговое право
§ законодательная база бухгалтерского учета
§ банковское право
§ инвестиционное право
§ нормативные акты об охране интеллектуальной собственности
§ законодательная база рынка ценных бумаг
| Источники внешней информации
Источниками законодательной базы менеджмента являются печатные сборники соответствующих правовых и нормативных актов; носителем могут стать типовые компьютерные программные продукты, такие, как «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и др.
| Регулирует экономическую деятельность предприятия, создаёт основу для разработки корпоративного права
| Общеэкономические показатели
Демографическое состояние
Покупательская способность населения
Инфляция
Падение (рост) производства
Уровень занятости населения
Состояние рынка ценных бумаг, рынка кредитов
Курсы валют
Объем доходов и расходов гос. бюджета, размер бюджетного дефицита
Состояние рынка труда
Состояние товарного рынка
Ведомственно-отраслевая информация
Ведомственно - отраслевые планы, нормативы и отчетные показатели
Нормативно – инструктивная информация
Информация о конъюнктуре отраслевого рынка
| Периодическая печать, статистические сборники, различные бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы. Проекты бюджетов, курсы СКВ, валют СНГ и ценных бумаг в динамике, прочая информация, в том числе биржевая и банковская
Сборники нормативных актов, периодическая печать, специальные документы на соответствующих иерархических уровнях
| Система информационных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности
Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности
| Информация о конъюнктуре рынков
§ Товарных
§ средств производства
§ недвижимости
§ капитала
§ ценных бумаг
§ интеллектуальной собственности
§ технологий
§ компьютерного обеспечения
§ труда
Информация о контрагентах
Информация о конкурентах
Информация о поставщиках, потребителях, посредниках, инвесторах
Информация о возможных конкурентах и о фирмах – возможных сотрудниках
Информация о покупателях
| Данные маркетинговых исследований.
Периодическая печать, статистические сборники, биржевые и банковские бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы.
Различная информация о конъюнктуре финансовых рынков, бизнес справки и заключения эккаунтинговых и аудиторских фирм по отраслевым объединениям, фирмам – контрагентам, банкам, финансовым и страховым компаниям. Справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний (в т.ч. банков) по управлению портфелями ценных бумаг, а также собственные расчеты для планирования инвестиций.
Источниками информации о контрагентах должны стать маркетинговые исследования и соответствующие базы данных:
• конкурентов;
• поставщиков;
• потребителей;
• посредников;
• инвесторов.
Для формирования соответствующих баз данных должны использоваться документы предприятия, по которым предприятие работает с контрагентами (договоры, контракты, коммерческая переписка и т.п.), а также периодическая печать, статистические сборники, внешняя отчетная информация данных фирм– контрагентов, соответствующие рейтинги, бизнес справки, предоставляемые на рынке информационных услуг
| Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.
Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.
| Внутренняя информация предприятия
Корпоративное право
Учредительные документы:
§ договор о создании общества;
§ договор (решение) о реорганизации;
§ учредительный договор;
§ положение об акционировании;
§ устав.
Регистрационные документы:
свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации).
Организационные документы:
§ положение об организационной структуре;
§ положение о финансовой структуре;
§ положение об управлении (должностные инструкции);
§ штатное расписание;
§ правила внутреннего трудового распорядка;
§ положения об учетной политике, амортизационной политике, об управленческом учете и бюджетировании, об эмиссионной политике, о дивидендной политике, об акционерах, об аренде, о рационализаторстве и изобретательстве, о работе с ценными бумагами, об организации внешнеэкономической деятельности;
§ методика оценки инвестиционных проектов.
Распорядительные документы:
§ приказы;
§ распоряжения
| Источники внутренней информации предприятия
Источники корпоративного права
Законодательные акты, нормативные и инструктивные документы (содержание корпоративного права не должно противоречить законодательству), печатные сборники соответствующих правовых и нормативных актов.
Типовые сборники соответствующих документов в качестве примера для разработки собственных документов. Отраслевые рекомендации и инструкции, инструкции вышестоящих организаций для разработки собственного корпоративного права
| Основополагающие компоненты и принципы деятельности для обеспечения нормального функционирования предприятия должны быть разработаны, зафиксированы и прописаны в соответствующих организационных документах.
Данные по необходимым условиям деятельности предприятия могут быть зафиксированы в распорядительных документах соответствующими приказами
| Отчетная информация
Показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета.
Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия
|
Данные бухгалтерской, статистической, оперативно-диспетчерской информации.
Данные финансового и управленческого учета
Комплекс первичной информации.
Соответствующие формы официальной бухгалтерской отчетности, разработанные на предприятии формы документов – носителей информации, сборники соответствующих видов отчетной информации.
Баланс, приложение к балансу, другие виды бухгалтерской отчетности.
Биржевые бюллетени.
Отчеты о внедрении инвестиционных проектов
|
Система показателей данной группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента.
На основе этой системы показателей производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия
|
|