Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческий путь В. Лихоносова. Идейно-художественные особенности прозы писателяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЛИХОНОСОВ Виктор Иванович (30.4.1936, станция Топки Кемеровской обл.) — прозаик. Отец - железнодорожный рабочий, погиб на фронте в 1943 г., освобождая Запорожье там, откуда переселятся на Кубань, как и Лихоносов, герои его «главного» романа. Мать Татьяна Андреевна - малограмотная крестьянка; после смерти мужа одна воспитывала сына и дала ему образование. Детство, проведенное под Новосибирском, Лихоносов запечатлел в повести «На улице Широкой» (Новый мир, 1968, №8). Окончив в 1961 г. историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института, Лихоносов учительствовал в станицах Кубани. Непривычная языковая среда рождала тоску по Сибири и средней полосе России, откуда родом была его бабка по отцу, чьи сказки и вечерние молитвы сохранились в памяти. Поэтому, когда Лихоносов случайно познакомился с семьей стариков, переселившихся в эти края с Брянщины, он «пропел» о них, как о родне, свой первый рассказ («Брянские» // Новый мир, 1963, №11). «Проза у него светится, как у Бунина»,— отметил А. Твардовский этот дебют. Позже Лихоносов писал: «Учиться у Бунина бесполезно... Его музыка, тон, протяженность совпали с настроением моей души». И признавался, что испытал большое влияние А. Чехова, А. Платонова, К. Паустовского и, конечно же, М. Шолохова. В 1966 г., до выхода книг «Вечера» и «Что-то будет» (обе — 1966 г.) Лихоносов был принят в Союз Писателей СССР. В 1967 г. опубликовал сборник «Голоса в тишине» с предисловием Ю. Казакова: «...почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова. Их уносит вдаль тоска по красоте... Всё, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и всё проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку... Стремление к совершенству видно в каждой строчке всего написанного Лихоносовым. И еще: во всех рассказах Лихоносова виден подступ к чему-то большому, напряженные поиски того главного, самого главного, о чем должен написать каждый писатель. Что-то будет...» Казаков заочно познакомил Лихоносова с Б. Зайцевым и Г. Адамовичем (с ними Лихоносов переписывался до их кончины, став по этой причине «невыездным»). В письмах Адамовича из Парижа содержится немало глубоких и тонких замечаний о прозе Лихоносова: «Мне не только понравилась Ваша книга ("Голоса в тишине" — В. С.), нет: я очарован ею... В книге нет ни одного фальшивого слова. Это не часто бывает, и по-моему — это самое важное, т е. отсутствие выдумки в дурном смысле этого понятия. И вообще в Вашей книге — жизнь со всей загадочностью, прелестью, грустью, что в жизни есть... От каждой Вашей страницы веет чем-то "щемяще-родным, горестным и прекрасным". У Вас редкостное чувство русского прошлого, природы, людей, всей России вообще... Мне кажется, Вы должны написать большую вещь — обо всём и ни о чём, как сама жизнь, это Ваш склад, Ваша особенность, Ваш дар: читаешь — и будто не происходит ничего, пока не поймешь, что происходит что-то гораздо более важное, чем обычные происшествия... И кстати, это жанр "обо всём и ни о чём", по существу, очень русский, теперь как-то исчез, забыт за всякими текущими делами, вопросами и "проблемами" (терпеть не могу это слово!). Есть одна только проблема — жизнь и смерть» («Избранное». М., 1993). 21 сент. 1969 г. в газете «Новое русское слово» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и рецензия Адамовича «Новое имя — Виктор Лихоносов». В 1973 г. выходит сборник «Чистые глаза» (писатель посвятил его своей матери) с послесловием В. Астафьева «Чистая душа»: «Негладок и нелёгок творческий путь Лихоносова от простых, как беседа во время зимних сумерек в тепло натопленной избе, пахнущей тесом, березовыми дровами и сухой известью, "Брянских" к молитве о русской земле, о её слове и грустноликих певцах». В этой книге Лихоносов предстает зрелым самобытным художником. Сострадание обездоленным, молитвенное отношение к национальной культуре — от Нестора, летописей, к Пушкину, Лермонтову, Чехову, Есенину, Шолохову, а с возрастом — к свято-отеческим преданиям и христианским праведникам — вот главные источники его творческих сил и исканий. В 1978 Лихоносов опубликовал роман «Когда же мы встретимся» - о судьбах трех товарищей, однокашников, ищущих свой путь в искусстве, который, как и в повестях-путешествиях по есенинским («Люблю тебя светло», 1968, опубл. в 1971), лермонтовским («Осень в Тамани», 1970, опубл. в 1972) и пушкинским («Элегия», 1973, опубл. в 1976) местам, вызвал отрицательное отношение критиков разных литературных направлений. Писателя упрекали и в измене клану «деревенщиков», и в излишнем воспевании старой России, дворянства и т. п. Лихоносов замолкает на целое десятилетие, отказывается от переиздания своих произведений. Все эти годы он работает над лиро-эпическим романом «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986), построенным на большом историческом материале и охватывающим события на Кубани, в Петрограде, Париже, на фронтах «германской» и Гражданской войн с 1908 по 1982 гг. Писатель ходит по станицам, беседует с казаками-колхозниками и реэмигрантами, с местными краеведами, изучает документы в архивах, переписывается с русской эмиграцией, «собирает слова» — фрагменты былого, постигая трагедию пострадавшей от большевистского террора кубанской земли и её народа. В романе 87 самостоятельных и одновременно взаимопроникающих, хоть порой и не завершенных — как бы самой эпохой, разметавшей людей по чужбинам,— глав-новелл, вместе составляющих своеобразную «одиссею» кубанского казачества, в которой переплелись судьбы многих людей разных эпох и сословий, известных исторических деятелей и безымянных станичников. Повествование отличает живая и колоритная языковая стихия, в ее многоголосии слышны и шум праздничной толпы, и плач по родным и близким, интимные любовные признания и яростные философские споры, и то ироничные, то глубоко сострадающие, всегда проникнутые теплом христианского милосердия автора комментарии. Изданию романа предшествовали трудности, в связи с чем Лихоносов в 1990 г. писал редактору (автору данной статьи): «Каждый хочет видеть свое, антисемиты - чтобы я разгромил еврейство, долдоны - чтобы я писал всё, что похоже на многочисленные фильмы и романы о гражданской войне, либералы - чтобы я опорочил консерваторов-патриотов; лжепатриоты - чтобы я загадил всю интеллигенцию. Я же исключительной политикой в романе не занимаюсь. Она касается всех так же естественно, как морская волна, когда войдешь в воду. Вода эта - десятилетия истории» (Личный архив В. С.) Лихоносову принадлежат также книги воспоминаний «Сожаления» (1992), «Записи перед сном» (1993) и сборник злободневной «антиперестроечной» публицистики «Тоска-кручина» (1996). Писатель — почетный гражданин г. Краснодар, лауреат Государственной премии РСФСР (1988), Международной премии им. М. Шолохова, кавалер ордена «Знак Почета» (1984) и др. Соч.: Избр. произв.: В 2 т. / Предисл. О. Михайлова. М., 1984; Наш маленький Париж / Предисл. В. Распутина. 2-е изд. М., 1989; Голоса в тишине: Повести и рассказы / Предисл. О. Михайлова, послесл. Ю. Казакова. М., 1990. Лит.: Рощин М. И хорошо, и грустно // Лит. газ. 1967. 26 июля; Марченко А. Из книжного рая // Вопросы лит-ры, 1969, №4; Камянов В. Любовь в поучение? // Лит. газ., 1970, 26 авг.; Кожинов В. Правота любви. Там же; Селезнев Ю. В одно сердце с людьми // Москва, 1974, №4; Клитко А. Глубина фокуса. М., 1981; Стеценко В. Музыка, земля великая, печаль полей, Россия... // Писатель и время. М., 1989. Вып. 5; «Наш маленький Париж»: Обзор обсуждения романа в СП РСФСР // Там же; Стеценко В. Паруса жаждут ветров. М., 1992. В. П. Стеценко. (Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века") Адрес публикации: http://www.belousenko.com/wr_Likhonosov.htm Лихоносов Виктор Иванович [30.4.1936, ст. Топки Кемеровской обл.] — прозаик. Из крестьян. Перед войной отец Лихоносова приехал в поисках работы в Новосибирск (работал ремонтным рабочим на железной дороге, позднее — кочегаром в котельной), вскоре вызвал туда семью. В 1943 г. он погиб на фронте под г. Запорожье. Сиротское голодное детство Лихоносова прошло в д. Краснощеково на Оби и в Новосибирске, где он учился в школе. В 1956 г. поступил на историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института. В августе 1957 он совершил поездку в ст. Вешенскую к М. А. Шолохову. Приняв студента, автор «Тихого Дона» посоветовал «заканчивать институт и ехать в кубанскую станицу». «Я всю молодость свою прожил под звездой Шолохова,— вспоминал Лихоносов — Снова явившийся к русскому читателю Бунин не помешал мне любить Шолохова так, как в девятнадцать лет, когда я прочитал "Тихий Дон"... самая ранняя пора любви к литературе, ко всему крестьянскому связана у меня с ним, и это не без влияния его простоты я весь притянулся к брянским старикам, о которых был мой первый рассказ, и не без уроков шолоховского милосердия писал свой роман о казаках» (Записки перед сном. С. 287). После окончания института (1961) Лихоносов несколько лет работал учителем в школах Кубани, затем вернулся в Краснодар, где и живет по настоящее время. Лихоносова-писателя открыл А. Т. Твардовский, напечатав в «Новом мире» рассказ «Брянские» (1963) о простой и незаметной жизни переселившихся на Кубань двух пожилых людей. Это был литературный дебют Лихоносова. Вслед за «Брянскими» в «Новом мире» были опубликованы рассказы «И хорошо и грустно», «Родные» (оба - 1967) и повесть «На улице Широкой» (1968, окончательный вариант названия — «На долгую память»). По словам Лихоносова, Твардовскому он «обязан самой жизнью. Не успехом, не слабым огоньком имени, а жизнью, жизнью!...Да я просто не выжил бы... Литература спасла» (Записки перед сном. С.303). Лихоносов печатался в журнале «Простор» и «Наш современник». В период с 1967 по 1973 он выпустил 9 сборников рассказов. Среди них — «Вечера» (1966), «Голоса в тишине» (1967), «Счастливые мгновения», «Люблю тебя светло» (оба — 1971), «Чистые глаза» (1973) и др. Произведения Лихоносова вписывались в русло лирической прозы, обозначенное «Владимирскими проселками» и «Каплей росы» В. Солоухина, «Дневными звездами» О. Берггольц, «Ледовой книгой» Ю.Смуула. В то же время в них просматривалась другая традиция. В статье «О Бунине» Твардовский отмечал: «Из молодых, начинающих прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В. Белова и В. Лихоносова» (Твардовский Д.— С.212). В рассказах «Марея», «Что-то будет», «Счастливые мгновения», повести «Чал-донки» и др. обнаруживалась основная примета лихоносовского таланта — совестливость. Герои его рассказов — простые бесхитростные люди (больше женщины — жительницы деревень и городских окраин), познавшие цену человеческой боли и потому чуткие к состраданию. Лихоносов сосредоточен на душевном состоянии своих героев, живущих сердцем, а не рассудком. Вместе с ними автор мучительно ищет пути «к согласию с жизнью, пути к гармонии интеллекта и забытых бесхитростных истин» (Селезнев Ю. С.203). Онька («Чал-донки») тоскует по большой и настоящей любви: «Куда идти? Куда идти?.. Тошно так, кто б сжалился!»; для Марей из одноименного рассказа «кругом-кругом люди как родня. Всех бы она мирила, всякому отдавала последнее, угождала бы молодому и старому, за каждого бы переживала, заступалась, прося своим жалобным голосом: «Не обижайте друг друга!» Творческая позиция Лихоносова была близка пришвинской: «Хочу не учить, а духовно беседовать, размышлять сообща, догадываться». В предисловии к сборнику «Голоса в тишине» (1967) Ю. Казаков отмечал, что «почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова... Их уносит вдаль тоска по красоте, они не потому едут, что жизнь вокруг них особенно мрачна и безысходна... героям его все кажется, что где-то будет лучше». Рубежом в творчестве Лихоносова явилась повесть «На долгую память» (1968). Предметом раздумий автора в ней становится судьба народа в годы войны. В образе главной героини повести Физы Антоновны Бывальцевой Лихоносов оттенил главную черту её характера — совестливость: «Сроду надо было кого-то жалеть. Люди шли к Физе Антоновне по всякой надобности... Поражало бабушкино сострадание и тайна милосердия». В постижении «тайны милосердия» незлобивой русской души — нерв лихоносовской прозы. В повестях «Люблю тебя светло» (1969), «Осень в Тамани» (1971), «Элегия (Записки с дороги)» (1973) Лихоносов вышел к широким обобщениям историко-философского характера. На первый план в этих произведениях выдвигаются мысли и чувства о родине, ее истории, преемственности духовного опыта. (Образы Пушкина, Толстого, Лермонтова, Нестора, Мономаха, Есенина переплетаются с образами наших современников.) Возникает живое единство прошлого и настоящего. В повести «Люблю тебя светло», где рассказывается о поездке по есенинским местам, Лихоносов отмечает, что «у каждого должно быть свое Михайловское» — уголок земли родной, который является источником чувства родины. Особняком по отношению к произведениям «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» стояла повесть «Чистые глаза» (1973), где воспроизведена атмосфера жизни интеллигенции и студенчества 1950-60-х. Позднее она стала 1-й частью романа «Когда же мы встретимся?» (1978; др. 2 части опубл. в 1983). Роман «Когда же мы встретимся?» — это произведение, по словам автора, «о дружбе, любви, об одиночестве». В центре его — «история души» Егора Телепнева — современного интеллигента, молодого человека из провинции. С образами Телепнева, актера Ямщикова, реставратора Свербеева связана тема искусства. Герои размышляют об идеале в искусстве, гражданской позиции художника. Лейтмотивом произведения становится авторский призыв к познанию родной истории, основ русского национального характера. Большой творческой удачей Лихоносова явился роман «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания» (1978-83), отмеченный Государственной премией РСФСР им. М.Горького. Произведение о кубанском казачестве от начал Запорожья и до наших дней, о его столице — Екатеринодаре (Краснодаре). Место действия — от Парижа до хуторка в степной глуши. Основные события в романе разворачиваются в начале XX в. и пореволюционные годы, но, по сути, уходят глубоко в старину. При всей стилистической традиционности «Наш маленький Париж» — необычная по жанру книга. Это роман-воспоминание. В нем нет жесткого сюжетного каркаса, стройной хронологии течения событий: монтируя свободную композицию, Лихоносов все время меняет рассказчиков. Тон воспоминания задает возвращающийся в Краснодар после 40-летнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак. Повествовательная стихия в книге подчинена образу времени-памяти. «Бессомненно, главный герой этого романа — Память,— писал В. Распутин в послесловии.— Память как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества... Мы не истину в готовом виде получаем из этих воспоминаний, а жизнь, оставшуюся вслед за нею картину, из которой можно вывести часть истины. Память здесь становится материальным ощущением времени. Людские судьбы рисуют его общую судьбу» (Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания // Роман-газета. М., 1989. №18. С.124). Произведения Лихоносова, созданные в последние годы (повесть «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, рассказы), вошли в книгу «Записки перед сном» (1993). Л. активно выступает как публицист и мемуарист (см. воспоминания о Ю.Казакове // Подъем. 1986. №10; о В.Семине // Литературная газета. 1987. №29; о Ю.Селезневе // Дон. 1987. №8). В 1989 Лихоносов был избран председателем Товарищества русских художников. Лихоносов — лауреат Государственной премии России (1988), Международной литературной премии им. М.А.Шолохова (1995), литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Н.Толстого (2003).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.58 (0.016 с.) |