Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий путь В. Лихоносова. Идейно-художественные особенности прозы писателя

Поиск

 

ЛИХОНОСОВ Виктор Иванович (30.4.1936, станция Топки Кемеровской обл.) — прозаик.

Отец - железнодорожный рабочий, погиб на фронте в 1943 г., освобождая Запорожье там, откуда переселятся на Кубань, как и Лихоносов, герои его «главного» романа. Мать Татьяна Андреевна - малограмотная крестьянка; после смерти мужа одна воспитывала сына и дала ему образование. Детство, проведенное под Новосибирском, Лихоносов запечатлел в повести «На улице Широкой» (Новый мир, 1968, №8).

Окончив в 1961 г. историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института, Лихоносов учительствовал в станицах Кубани. Непривычная языковая среда рождала тоску по Сибири и средней полосе России, откуда родом была его бабка по отцу, чьи сказки и вечерние молитвы сохранились в памяти. Поэтому, когда Лихоносов случайно познакомился с семьей стариков, переселившихся в эти края с Брянщины, он «пропел» о них, как о родне, свой первый рассказ («Брянские» // Новый мир, 1963, №11). «Проза у него светится, как у Бунина»,— отметил А. Твардовский этот дебют. Позже Лихоносов писал: «Учиться у Бунина бесполезно... Его музыка, тон, протяженность совпали с настроением моей души». И признавался, что испытал большое влияние А. Чехова, А. Платонова, К. Паустовского и, конечно же, М. Шолохова.

В 1966 г., до выхода книг «Вечера» и «Что-то будет» (обе — 1966 г.) Лихоносов был принят в Союз Писателей СССР. В 1967 г. опубликовал сборник «Голоса в тишине» с предисловием Ю. Казакова: «...почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова. Их уносит вдаль тоска по красоте... Всё, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и всё проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку... Стремление к совершенству видно в каждой строчке всего написанного Лихоносовым. И еще: во всех рассказах Лихоносова виден подступ к чему-то большому, напряженные поиски того главного, самого главного, о чем должен написать каждый писатель. Что-то будет...»

Казаков заочно познакомил Лихоносова с Б. Зайцевым и Г. Адамовичем (с ними Лихоносов переписывался до их кончины, став по этой причине «невыездным»). В письмах Адамовича из Парижа содержится немало глубоких и тонких замечаний о прозе Лихоносова: «Мне не только понравилась Ваша книга ("Голоса в тишине" — В. С.), нет: я очарован ею... В книге нет ни одного фальшивого слова. Это не часто бывает, и по-моему — это самое важное, т е. отсутствие выдумки в дурном смысле этого понятия. И вообще в Вашей книге — жизнь со всей загадочностью, прелестью, грустью, что в жизни есть... От каждой Вашей страницы веет чем-то "щемяще-родным, горестным и прекрасным". У Вас редкостное чувство русского прошлого, природы, людей, всей России вообще... Мне кажется, Вы должны написать большую вещь — обо всём и ни о чём, как сама жизнь, это Ваш склад, Ваша особенность, Ваш дар: читаешь — и будто не происходит ничего, пока не поймешь, что происходит что-то гораздо более важное, чем обычные происшествия... И кстати, это жанр "обо всём и ни о чём", по существу, очень русский, теперь как-то исчез, забыт за всякими текущими делами, вопросами и "проблемами" (терпеть не могу это слово!). Есть одна только проблема — жизнь и смерть» («Избранное». М., 1993).

21 сент. 1969 г. в газете «Новое русское слово» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и рецензия Адамовича «Новое имя — Виктор Лихоносов».

В 1973 г. выходит сборник «Чистые глаза» (писатель посвятил его своей матери) с послесловием В. Астафьева «Чистая душа»: «Негладок и нелёгок творческий путь Лихоносова от простых, как беседа во время зимних сумерек в тепло натопленной избе, пахнущей тесом, березовыми дровами и сухой известью, "Брянских" к молитве о русской земле, о её слове и грустноликих певцах». В этой книге Лихоносов предстает зрелым самобытным художником. Сострадание обездоленным, молитвенное отношение к национальной культуре — от Нестора, летописей, к Пушкину, Лермонтову, Чехову, Есенину, Шолохову, а с возрастом — к свято-отеческим преданиям и христианским праведникам — вот главные источники его творческих сил и исканий.

В 1978 Лихоносов опубликовал роман «Когда же мы встретимся» - о судьбах трех товарищей, однокашников, ищущих свой путь в искусстве, который, как и в повестях-путешествиях по есенинским («Люблю тебя светло», 1968, опубл. в 1971), лермонтовским («Осень в Тамани», 1970, опубл. в 1972) и пушкинским («Элегия», 1973, опубл. в 1976) местам, вызвал отрицательное отношение критиков разных литературных направлений. Писателя упрекали и в измене клану «деревенщиков», и в излишнем воспевании старой России, дворянства и т. п.

Лихоносов замолкает на целое десятилетие, отказывается от переиздания своих произведений. Все эти годы он работает над лиро-эпическим романом «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986), построенным на большом историческом материале и охватывающим события на Кубани, в Петрограде, Париже, на фронтах «германской» и Гражданской войн с 1908 по 1982 гг. Писатель ходит по станицам, беседует с казаками-колхозниками и реэмигрантами, с местными краеведами, изучает документы в архивах, переписывается с русской эмиграцией, «собирает слова» — фрагменты былого, постигая трагедию пострадавшей от большевистского террора кубанской земли и её народа. В романе 87 самостоятельных и одновременно взаимопроникающих, хоть порой и не завершенных — как бы самой эпохой, разметавшей людей по чужбинам,— глав-новелл, вместе составляющих своеобразную «одиссею» кубанского казачества, в которой переплелись судьбы многих людей разных эпох и сословий, известных исторических деятелей и безымянных станичников. Повествование отличает живая и колоритная языковая стихия, в ее многоголосии слышны и шум праздничной толпы, и плач по родным и близким, интимные любовные признания и яростные философские споры, и то ироничные, то глубоко сострадающие, всегда проникнутые теплом христианского милосердия автора комментарии.

Изданию романа предшествовали трудности, в связи с чем Лихоносов в 1990 г. писал редактору (автору данной статьи): «Каждый хочет видеть свое, антисемиты - чтобы я разгромил еврейство, долдоны - чтобы я писал всё, что похоже на многочисленные фильмы и романы о гражданской войне, либералы - чтобы я опорочил консерваторов-патриотов; лжепатриоты - чтобы я загадил всю интеллигенцию. Я же исключительной политикой в романе не занимаюсь. Она касается всех так же естественно, как морская волна, когда войдешь в воду. Вода эта - десятилетия истории» (Личный архив В. С.)

Лихоносову принадлежат также книги воспоминаний «Сожаления» (1992), «Записи перед сном» (1993) и сборник злободневной «антиперестроечной» публицистики «Тоска-кручина» (1996). Писатель — почетный гражданин г. Краснодар, лауреат Государственной премии РСФСР (1988), Международной премии им. М. Шолохова, кавалер ордена «Знак Почета» (1984) и др.

Соч.: Избр. произв.: В 2 т. / Предисл. О. Михайлова. М., 1984; Наш маленький Париж / Предисл. В. Распутина. 2-е изд. М., 1989; Голоса в тишине: Повести и рассказы / Предисл. О. Михайлова, послесл. Ю. Казакова. М., 1990.

Лит.: Рощин М. И хорошо, и грустно // Лит. газ. 1967. 26 июля; Марченко А. Из книжного рая // Вопросы лит-ры, 1969, №4; Камянов В. Любовь в поучение? // Лит. газ., 1970, 26 авг.; Кожинов В. Правота любви. Там же; Селезнев Ю. В одно сердце с людьми // Москва, 1974, №4; Клитко А. Глубина фокуса. М., 1981; Стеценко В. Музыка, земля великая, печаль полей, Россия... // Писатель и время. М., 1989. Вып. 5; «Наш маленький Париж»: Обзор обсуждения романа в СП РСФСР // Там же; Стеценко В. Паруса жаждут ветров. М., 1992.

В. П. Стеценко.

(Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века")

Адрес публикации: http://www.belousenko.com/wr_Likhonosov.htm

Лихоносов Виктор Иванович

[30.4.1936, ст. Топки Кемеровской обл.]

— прозаик.

Из крестьян. Перед войной отец Лихоносова приехал в поисках работы в Новосибирск (работал ремонтным рабочим на железной дороге, позднее — кочегаром в котельной), вскоре вызвал туда семью.

В 1943 г. он погиб на фронте под г. Запорожье. Сиротское голодное детство Лихоносова прошло в д. Краснощеково на Оби и в Новосибирске, где он учился в школе.

В 1956 г. поступил на историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института.

В августе 1957 он совершил поездку в ст. Вешенскую к М. А. Шолохову. Приняв студента, автор «Тихого Дона» посоветовал «заканчивать институт и ехать в кубанскую станицу». «Я всю молодость свою прожил под звездой Шолохова,— вспоминал Лихоносов — Снова явившийся к русскому читателю Бунин не помешал мне любить Шолохова так, как в девятнадцать лет, когда я прочитал "Тихий Дон"... самая ранняя пора любви к литературе, ко всему крестьянскому связана у меня с ним, и это не без влияния его простоты я весь притянулся к брянским старикам, о которых был мой первый рассказ, и не без уроков шолоховского милосердия писал свой роман о казаках» (Записки перед сном. С. 287). После окончания института (1961) Лихоносов несколько лет работал учителем в школах Кубани, затем вернулся в Краснодар, где и живет по настоящее время.

Лихоносова-писателя открыл А. Т. Твардовский, напечатав в «Новом мире» рассказ «Брянские» (1963) о простой и незаметной жизни переселившихся на Кубань двух пожилых людей. Это был литературный дебют Лихоносова. Вслед за «Брянскими» в «Новом мире» были опубликованы рассказы «И хорошо и грустно», «Родные» (оба - 1967) и повесть «На улице Широкой» (1968, окончательный вариант названия — «На долгую память»). По словам Лихоносова, Твардовскому он «обязан самой жизнью. Не успехом, не слабым огоньком имени, а жизнью, жизнью!...Да я просто не выжил бы... Литература спасла» (Записки перед сном. С.303). Лихоносов печатался в журнале «Простор» и «Наш современник». В период с 1967 по 1973 он выпустил 9 сборников рассказов. Среди них — «Вечера» (1966), «Голоса в тишине» (1967), «Счастливые мгновения», «Люблю тебя светло» (оба — 1971), «Чистые глаза» (1973) и др. Произведения Лихоносова вписывались в русло лирической прозы, обозначенное «Владимирскими проселками» и «Каплей росы» В. Солоухина, «Дневными звездами» О. Берггольц, «Ледовой книгой» Ю.Смуула. В то же время в них просматривалась другая традиция. В статье «О Бунине» Твардовский отмечал: «Из молодых, начинающих прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В. Белова и В. Лихоносова» (Твардовский Д.— С.212). В рассказах «Марея», «Что-то будет», «Счастливые мгновения», повести «Чал-донки» и др. обнаруживалась основная примета лихоносовского таланта — совестливость. Герои его рассказов — простые бесхитростные люди (больше женщины — жительницы деревень и городских окраин), познавшие цену человеческой боли и потому чуткие к состраданию. Лихоносов сосредоточен на душевном состоянии своих героев, живущих сердцем, а не рассудком. Вместе с ними автор мучительно ищет пути «к согласию с жизнью, пути к гармонии интеллекта и забытых бесхитростных истин» (Селезнев Ю. С.203). Онька («Чал-донки») тоскует по большой и настоящей любви: «Куда идти? Куда идти?.. Тошно так, кто б сжалился!»; для Марей из одноименного рассказа «кругом-кругом люди как родня. Всех бы она мирила, всякому отдавала последнее, угождала бы молодому и старому, за каждого бы переживала, заступалась, прося своим жалобным голосом: «Не обижайте друг друга!» Творческая позиция Лихоносова была близка пришвинской: «Хочу не учить, а духовно беседовать, размышлять сообща, догадываться». В предисловии к сборнику «Голоса в тишине» (1967) Ю. Казаков отмечал, что «почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова... Их уносит вдаль тоска по красоте, они не потому едут, что жизнь вокруг них особенно мрачна и безысходна... героям его все кажется, что где-то будет лучше».

Рубежом в творчестве Лихоносова явилась повесть «На долгую память» (1968). Предметом раздумий автора в ней становится судьба народа в годы войны. В образе главной героини повести Физы Антоновны Бывальцевой Лихоносов оттенил главную черту её характера — совестливость: «Сроду надо было кого-то жалеть. Люди шли к Физе Антоновне по всякой надобности... Поражало бабушкино сострадание и тайна милосердия». В постижении «тайны милосердия» незлобивой русской души — нерв лихоносовской прозы.

В повестях «Люблю тебя светло» (1969), «Осень в Тамани» (1971), «Элегия (Записки с дороги)» (1973) Лихоносов вышел к широким обобщениям историко-философского характера. На первый план в этих произведениях выдвигаются мысли и чувства о родине, ее истории, преемственности духовного опыта. (Образы Пушкина, Толстого, Лермонтова, Нестора, Мономаха, Есенина переплетаются с образами наших современников.) Возникает живое единство прошлого и настоящего. В повести «Люблю тебя светло», где рассказывается о поездке по есенинским местам, Лихоносов отмечает, что «у каждого должно быть свое Михайловское» — уголок земли родной, который является источником чувства родины.

Особняком по отношению к произведениям «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» стояла повесть «Чистые глаза» (1973), где воспроизведена атмосфера жизни интеллигенции и студенчества 1950-60-х. Позднее она стала 1-й частью романа «Когда же мы встретимся?» (1978; др. 2 части опубл. в 1983). Роман «Когда же мы встретимся?» — это произведение, по словам автора, «о дружбе, любви, об одиночестве». В центре его — «история души» Егора Телепнева — современного интеллигента, молодого человека из провинции. С образами Телепнева, актера Ямщикова, реставратора Свербеева связана тема искусства. Герои размышляют об идеале в искусстве, гражданской позиции художника. Лейтмотивом произведения становится авторский призыв к познанию родной истории, основ русского национального характера.

Большой творческой удачей Лихоносова явился роман «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания» (1978-83), отмеченный Государственной премией РСФСР им. М.Горького. Произведение о кубанском казачестве от начал Запорожья и до наших дней, о его столице — Екатеринодаре (Краснодаре). Место действия — от Парижа до хуторка в степной глуши. Основные события в романе разворачиваются в начале XX в. и пореволюционные годы, но, по сути, уходят глубоко в старину. При всей стилистической традиционности «Наш маленький Париж» — необычная по жанру книга. Это роман-воспоминание. В нем нет жесткого сюжетного каркаса, стройной хронологии течения событий: монтируя свободную композицию, Лихоносов все время меняет рассказчиков. Тон воспоминания задает возвращающийся в Краснодар после 40-летнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак. Повествовательная стихия в книге подчинена образу времени-памяти. «Бессомненно, главный герой этого романа — Память,— писал В. Распутин в послесловии.— Память как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества... Мы не истину в готовом виде получаем из этих воспоминаний, а жизнь, оставшуюся вслед за нею картину, из которой можно вывести часть истины. Память здесь становится материальным ощущением времени. Людские судьбы рисуют его общую судьбу» (Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания // Роман-газета. М., 1989. №18. С.124).

Произведения Лихоносова, созданные в последние годы (повесть «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, рассказы), вошли в книгу «Записки перед сном» (1993). Л. активно выступает как публицист и мемуарист (см. воспоминания о Ю.Казакове // Подъем. 1986. №10; о В.Семине // Литературная газета. 1987. №29; о Ю.Селезневе // Дон. 1987. №8).

В 1989 Лихоносов был избран председателем Товарищества русских художников. Лихоносов — лауреат Государственной премии России (1988), Международной литературной премии им. М.А.Шолохова (1995), литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Н.Толстого (2003).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.011 с.)