Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Датский поэт, писатель, лауреат нобелевской премии по литературе 1917 года.

Поиск

«За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».

Гьеллеруп, Карл Адольф(Gjellerup, Karl Adolf) (1857–1919), датский писатель. Родился 2 июня 1857 в Рохольте. Родители его происходили из церковных семей, и в 1874 Гьеллеруп начал изучать теологию в Копенгагенском университете. Кроме теологии, он целеустремленно занимался эстетикой и увлекался Ф.Шиллером и Г.Гейне. В 1878 Гьеллеруп получил степень кандидата богословия, хотя знакомство с последними критическими работами о Библии сделало его религиозным скептиком.

В своих ранних произведениях Гьеллеруп рассматривал конфликт между ортодоксальным христианством и тем типом свободомыслия, который отстаивал Г.Брандес. В сборнике стихов Боярышник (Rødtjørn, 1881), посвященном Брандесу, ощущается влияние Г.Гейне, П.Б.Шелли, Дж.Байрона и А.Ч.Суинберна, бывшего некоторое время поэтическим идеалом Гьеллерупа. За опубликованный в 1881 трактат Наследственность и мораль (Arvelighed og moral), выдержанный в духе детерминизма и дарвинизма, он получил выговор от Министерства по церковным делам. В 1882 окончательно порвал с теологией в романе Ученик германцев (Germanernes laerling).

После этого антитеологического периода Гьеллеруп предпринял продолжительное путешествие в Германию, Швейцарию, Грецию и Россию. Вернувшись в Данию, он отошел от радикализма, что особенно проявилось в книге Год странствий (Vandreaaret, 1885), направленной против Брандеса. Его литературное мастерство росло, о чем свидетельствует появление такого крупного произведения, как Брунхильда (Brynhild, 1884), трагедии в духе Суинберна.

В 1892 Гьеллеруп переехал в Дрезден, где оставался до самой смерти. В Дрездене он написал свой самый значительный роман Мельница (Møllen, 1896), выдающееся произведение в духе романа Жерминаль Э.Золя. В середине 1890-х годов он отошел от присущего ему ранее чрезмерного индивидуализма и почитания героя-одиночки и обратился под влиянием А.Шопенгауэра к буддизму. В последние годы он постепенно возвращался к христианству. В 1917 разделил Нобелевскую премию по литературе с Х.Понтоппиданом.

Умер Гьеллеруп в Клоцше, близ Дрездена, 11 октября 1919.

Хенрик Понтоппидан (1857-1943)
датский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1917 года.
За правдивое описание современной жизни Дании.

Датский романист Хенрик Понтоппидан родился в Фредерисии на Ютландском полуострове и был четвертым ребенком из шестнадцати детей в семье Динеса Понтоппидана и его жены, урожденной Марии Оксенбел. Отец писателя, выходец из старинного рода датских ученых и священников, был последователем H.Ф.С. Грундтвига, радикального богослова, который увязывал идеи лютеранства с датским национализмом. Уважая отца, Хенрик тем не менее больше любил мать. Женщина образованная, начитанная, она считала, что Дания, ставшая из автократического государства с сословными предрассудками страной демократической, ведет себя лицемерно по отношению к крестьянам, которые получили избирательные права, но остались неимущими. Эту точку зрения писатель впоследствии высказывал во многих своих книгах.

Когда Хенрику было шесть лет, родители переехали в центральную часть Ютландии, в г. Рандерс, который спустя год был на непродолжительное время захвачен и опустошен прусскими и австрийскими войсками. Это событие произвело на мальчика настолько тяжелое впечатление, что, когда Южная Ютландия, аннексированная и присоединенная к Шлезвиг-Гольштейну, в 1920 г. была возвращена Дании, П. написал по этому поводу патриотическую поэму, одну из многих, в которой нашло отражение пережитое в детстве потрясение.

Хотя Понтоппиданы и не нуждались, однако жили они довольно скромно. Жизнь при лютеранской церкви действовала на будущего писателя угнетающе: раздражали его и пораженческие настроения средних слоев датского общества во время прусского вторжения, их открытая неприязнь к крестьянству, он критически относился и к мелкопоместному дворянству и нарождающемуся классу капиталистов. Стремясь внести свой вклад в становление современной ему демократической Дании, П. решает стать инженером и после окончания средней школы поступает в Копенгагенский политехнический институт.

Переехав в Копенгаген, П. решительно порывает со своей провинциальной средой. Он посещает музеи и картинные галереи, ходит на лекции двух наиболее популярных в столице ораторов: пастора Фримодта, пугавшего своих слушателей жутковатыми описаниями ада, и Георга Брандеса, ведущего критика и историка, который оказал на молодого человека огромное влияние. Брандес призывал датчан догнать более современные, индустриально развитые страны Западной Европы, всячески ратовал за развитие натурализма в духе Эмиля Золя, который заострял внимание на текущих социальных проблемах. Вместе с Хансом Кристианом Андерсеном Брандес стоял у истоков датского литературного возрождения. Брандес, с которым П. познакомился в 1884 г., явился прототипом Эммануэля, главного героя одного из самых значительных произведений писателя – трилогии «Обетованная земля» ("Det Forjoettede Land", 1891...1895).

Первые годы жизни в Копенгагене П. внимательно следит за парламентскими дебатами между консерваторами, представлявшими интересы дворянства и крупной буржуазии, и оппозицией, которая стремилась к более свободному и демократическому обществу. Симпатии будущего писателя были всецело на стороне последней, что со временем нашло отражение в его творчестве.

В 1877 г., когда П. исполнилось 20 лет, он отправился в Швейцарию, впервые влюбился и написал несколько очерков.

Именно в это время П. и решил стать писателем. В 1879 г. он уходит из Политехнического института и становится учителем в крестьянской школе во Фрерслеве, которую открыл его брат Мортен. «Больше всего меня интересовала жизнь бедняков, – писал П. впоследствии. – Больше всего волновало неравенство».

Работая в школе, он много читает, в т. ч. философские труды Серена Кьеркегора, Харалда Хеффдинга и Фридриха Ницше, а также романы Достоевского и других русских, французских, немецких писателей. Преподавательская карьера П. закончилась в 1882 г., когда его брата посадили в тюрьму за политическую деятельность, а школу закрыли.

Летом 1880 г. П. служил в армии в строительных войсках, а в 1881 г. состоялся его литературный дебют: в еженедельнике «За рубежом и дома» ("Udeog Hjemme") был опубликован его рассказ «Конец жизни» ("Et Endeligt"). В этом же году вышел и сборник его новелл «Подрезанные крылья» ("Stoe kkede Vinger"), выборочно печатавшихся в периодике.

В декабре того же 1881 г. П. женился на Метте Мари Хансен, молодой крестьянке, с которой он познакомился, когда преподавал в сельской школе. У них было двое детей. До 1884 г. семья жила в деревне, где П. писал рассказы, повести и очерки из сельской жизни, а после путешествия по Германии и Италии переехала в Копенгаген. Здесь П. знакомится с Брандесом и становится активным участником интеллектуальной и культурной жизни столицы.

В1883 г. писатель задумывает большой роман о религиозном соперничестве между последователями Грундтвига и евангелистами и с 1891 по 1895 г. публикует трилогию «Обетованная земля», которая отличается натуралистически выверенным описанием быта крестьян и глубоким проникновением в их психологию.

Герой романа, Эммануэль, образованный священник, который женится на крестьянке, возделывает землю, живет замкнуто, является, подобно автору, сторонником конституционного правительства и поборником равноправия, однако все его усилия примирить высшие и низшие слои общества заканчиваются неудачей, и жизнь в конце концов теряет для него всякий смысл. «Обетованная земля» – это не только история об утраченных иллюзиях, но и широкая панорама религиозной, политической и социальной жизни Дании середины прошлого века. В то же время в трилогии ощущается определенное разочарование, которое испытывает П. в своем кумире Брандесе и его философии.

В 1887 г. жена писателя уезжает из Копенгагена и возвращается в деревню к родителям. В 1892 г. П. разводится с первой женой и женится на Антуанетте Кофуд. Вместе они прожили до ее смерти в 1928 г., брак их был бездетным.

Следующим крупным произведением писателя стал восьмитомный роман «Счастливчик Пер» ("Lykke-Per"), выходивший с 1893 по 1904 г. В отличие от идеалиста Эммануэля из «Обетованной земли» молодой провинциальный инженер Пер, главный герой этого романа, – истинный реалист, человек без иллюзий. Подобно автору, Пер вырос в семье сельского пастора, учился в Копенгагене, разработал план строительства в Ютландии свободного порта наподобие гамбургского, обручился с дочерью богатого еврея-финансиста. Он пишет книгу о ютландских каналах, много путешествует, рекламируя свой проект, но, будучи не в состоянии перебороть свою крестьянскую природу и религиозное воспитание, он в конце концов забрасывает свой проект строительства порта, расстается с невестой и возвращается в Ютландию, чтобы вести ту жизнь, от которой вначале попытался уйти. Критики высоко оценивали роман «Счастливчик Пер» за то высокое мастерство, с каким автору удалось изобразить человека, в решающий момент своей жизни теряющего мужество и самообладание, и вскрыть проблемы датского общества второй половины XIX в.

Последним из трех основных произведений П. является пятитомный роман-хроника «Царство мертвых» ("De Dodes Rige", 1912...1916). В отличие от первых двух романов в третьем обращает на себя внимание отсутствие главного героя; в нем действуют многочисленные персонажи, дана широкая социальная панорама. В центре романа – радикальный политик, пытающийся «разбудить народ, который пребывает в спячке». В «Царстве мертвых», писавшемся до первой мировой войны и в первые ее годы, ощущается нетерпимость к датскому обществу и в то же время патриотизм автора. Торопясь закончить роман-хронику, П. говорил: «Я не писатель, но верный солдат».

В 1917 г. П. совместно с Карлом Гьеллерупом был удостоен Нобелевской премии по литературе «за правдивое описание современной жизни Дании». Из-за войны церемония награждения не проводилась, и П. с Нобелевской лекцией не выступал. В статье о нобелевском лауреате шведский критик Свен Седерман заметил, что П., «безусловно, является лучшим из современных датских романистов». «Все его произведения, – писал Седерман, – это борьба против обманчивых и вероломных иллюзий, против ложного авторитета, романтизма, безоглядной веры в красивые слова, против нравственной трусости».

П. продолжал писать и на протяжении последующих 20 лет. Наиболее запоминающимся произведением этого периода стала автобиографическая эпопея, состоящая из 5 книг: «Годы отрочества» ("Drengeaar", 1933), «Смена кожи» («Наmskifte", 1936), «Наследство и долг» ("Arvog Goeld", 1938), «Семейная жизнь» ("Familieliv", 1940), «На пути к самому себе» ("Undervejs til mig selv", 1943).

B старости у H. были густая седая шевелюра и борода, серьезные, глубоко посаженные серые глаза. С 1910 г. он безвыездно жил в пригороде Копенгагена, где и умер в 1943 г.

Хотя П. никогда не был особенно популярен у англоязычного читателя, большинство критиков придерживается мнения, что это один из лучших датских писателей. Как отмечал датский историк литературы Вильгельм Андерсен, «современная Дания легко узнается по его книгам». «Как художник он второстепенен, – заметил Оскар Гайсмар, – но в переломный момент истории он жил судьбой своего народа, тонко чувствовал происходящее и о своих переживаниях писал на ясном, отточенном датском языке». Американский писатель и журналист Джордж Стрэндволд назвал П. «одним из самых крупных реалистов и одним из наиболее проницательных романистов своей страны; он – наблюдательный бытописатель... Он негодует... но на стиле это не сказывается, он пишет совершенно беспристрастно». В 1927 г. Томас Манн писал, что П. «прирожденный эпический поэт... сумевший в этом суетном мире сохранить эпичность повествования». «С обезоруживающей и чарующей суровостью, которая и составляет тайну искусства, – продолжал Томас Манн, – он выносит приговор времени и, подобно истинному поэту, указывает путь к высшей справедливости». Много позже, в 1980 г., американский ученый датского происхождения Свен Россел заметил: «Ни один датский писатель не изобразил свое время, свои проблемы и жизнь своих современников так точно, законченно и с таким художественным совершенством, как П.».

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.012 с.)